Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акты высшего должностного лица

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа)

Органы исполнительной власти субъекта Федерации.

2.1. Регулирование системы органов исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти в субъектах Федерации имеет сложную правовую природу. Во-первых, эта система выступает в качестве одного из элементов (подсистемы) единой системы органов исполнительной власти в Российской Федерации. Как подсистема она осуществляет функции исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Во-вторых, система органов исполнительной власти в субъектах Федерации выступает как исключительно самостоятельная система при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации согласно ст. 73 Конституции. В-третьих, система органов исполнительной власти в субъектах Федерации является единой иерархи. Согласно ч. 1 ст. 17 № 184-ФЗ систему органов исполнительной власти субъекта Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Иные органы власти, формируемые в соответствии со структурой исполнительных органов субъектов Федерации.

2.2.Состав системы органов исполнительной власти

В состав единой системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации согласно ст. 17 № 184-ФЗ входят: 1) высший исполнительный орган; 2) иные исполнительные органы, структура которых определяется высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа). Кроме того, в единую систему органов исполнительной власти субъекта РФ входит высшее должностное лицо, если эта должность учреждена конституцией (уставом) субъекта Федерации (ст. 2 № 184-ФЗ). Конституции (уставы) субъектов Федерации согласно № 184-ФЗ определяют высшее должностное лицо не только как руководителя высшего исполнительного органа, но и как лицо, возглавляющее исполнительную власть в субъекте РФ или являющееся главой исполнительной власти, а не только как руководителя ее высшего органа. Система органов исполнительной власти в субъектах РФ является открытой. Ее элементами являются не только конкретно определенные ст. 2 и 17 № 184-ФЗ лица (высший исполнительный орган власти и высшее должностное лицо), но и конкретно не определенные федеральным законодателем исполнительные органы.В силу открытости положений ст. 17 № 184-ФЗ многозвенный состав системы органов исполнительной власти субъектов РФ определяется по-разному.

2.3. Особенности территориальной организации исполнительной власти в субъектах РФ

Территориальная организация исполнительной власти определяется характером распределения исполнительной власти на территории субъекта Федерации в целом и в его административно-территориальных единицах. В субъектах Федерации сложились одноуровневые и двухуровневые модели территориальной организации исполнительной власти. При одноуровневой модели учреждаются исполнительные органы субъекта Федерации, которые осуществляют полномочия на всей территории субъекта Федерации. При этой модели территориальной организации власти исполнительские функции в административно-территориальных единицах передаются в установленном порядке муниципальным образованиям.При двухуровневой модели учреждаются: 1) исполнительные органы власти, действующие на всей территории субъекта Федерации. 2) территориальные органы исполнительных органов власти в административно-территориальных единицах (районах, городах, в том числе в АТЕос). Территориальные органы исполнительных органов власти осуществляют местное государственное управление.

3.1.Требования к высшему должностному лицу

В соответствии с № 184-ФЗ высшим должностным лицом субъекта Федерации может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации на срок не более пяти лет. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации. В настоящее время в конституциях (уставах) субъектов Федерации закреплены следующие наименования высшего должностного лица субъекта Федерации: глава республики; губернатор; глава администрации; мэр.В № 184-ФЗ установлены ограничения, связанные с нахождением в должности высшего должностного лица субъекта Федерации.

3.2. Порядок наделения полномочиями высшего должностного лица

Согласно п. 1 ст. 18 № 184-ФЗ гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации по представлению Президента законодательным (представительным) органом. Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации рассматривает представленную Президентом Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Федерации в течение десяти дней со дня внесения представления. Решение законодательного (представительного) органа субъекта Федерации о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа.

3.3. Порядок вступления в должность высшего должностного лиц

. Порядок вступления в должность гражданина РФ, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, устанавливается № 184-ФЗ и конституцией (уставом) субъекта Федерации. Федеральный закон № 184-ФЗ, определил день, с которого начинается срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ. Согласно п. 2.3. ст. 18 № 184-ФЗ, если решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации принято законодательным (представительным) органом до дня истечения срока полномочий высшего должностного лица, гражданин РФ, наделенный указанными полномочиями, вступает в должность в день истечения срока или в день досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации.В случае если решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации принято законодательным (представительным) органом в день или после дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации, гражданин РФ, наделенный указанными полномочиями, вступает в должность в день принятия законодательным (представительным) органом субъекта Федерации указанного решения.В соответствии с требованиями № 184-ФЗ при вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта Федерации приносит присягу на верность народу и Конституции.

3.4. Полномочия высшего должностного лица

Перечень основных полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации, закрепляются в п. 7 ст. 18 № 184-ФЗ. В соответствии с федеральным и региональным законодательством высшее должностное лицо субъекта РФ наделяется дополнительными полномочиями. Эти полномочия достаточно многочисленны, поэтому их следует сгруппировать на: 1) полномочия в отношении органов исполнительной власти;2) полномочия в отношении законодательного (представительного) органа и сфере законотворчества;3) полномочия высшего должностного лица по формированию государственных органов и назначению должностных лиц; 4) полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в социально-экономической и финансово-бюджетной сфере; 5) полномочия высшего должностного лица в отношении органов и должностных лиц муниципального образования. Наряду с этим выделяют: иные полномочия высшего должностного лица: 1) представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Федерации;2) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка на территории субъекта Федерации, защищает интересы субъекта Федерации;3) принимает меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;4) вправе использовать в необходимых случаях согласительные процедуры;5) принимает решение о проведении референдума субъекта Федерации;6) награждает наградами субъекта Федерации и представляет к награждению государственными наградами РФ, присваивает почетные звания субъекта Федерации; 7) устанавливает памятные и праздничные дни субъекта Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации на основании и во исполнение Конституции Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента, постановлений Правительства, конституции (устава) и законов субъекта Федерации издает указы (постановления) и распоряжения (п. 1 ст. 22 № 184-ФЗ).Как правило, в форме указов издаются нормативные правовые акты высших должностных лиц республик в составе Российской Федерации, а в форме постановлений - высших должностных лиц иных субъектов Федерации. В форме распоряжений принимаются акты по оперативно-распорядительным вопросам. Эти акты, как правило, не являются нормативными, носят индивидуальный правоприменительный характер. Акты высшего должностного лица, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Федерации, они не должны противоречить Конституции Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, указам Президента Федерации, постановлениям Правительства Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации.Президент вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Федерации, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Полномочия органа законодательной власти | Досрочное прекращение полномочий и временное отстранение от исполнения обязанностей высшего должностного лица
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 2285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.