Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 07.10.11




1-я часть — фонетика...во 2-й части Арно и Лансло пытались выявить основы искусства речи, это принципы общие для всех языков и различия в языках. То, что общее во всех языках и есть универсальная составляющая всех языков. Каждый язык Арно и Лансло рассматривали как некое измененине, вариация универсальной языковой схемы. Арно и Лансло закладывают основы семиотики. Знаки — слова, разделяются на различные классы и основное различие между классами слов заключается в том, что одни слова называют предметы мысли (субстантивы, артикли, местоимения, причастия и т.д.), а другие слова называют способ протекания мысли (глаголы, союзы). Арно и Лансло утверждали, что язык обладает внутренним и внешним аспектами и оба этих аспекта обязательно присутствуют в любом высказывании. Внутренний аспект языка заключается в том как язык материализует мысль, они это назвали глубинной структурой. Внешний аспект языка — это то как фонетически оформлено высказывание, как смысл распределяется по разным элементам. Внутренняя структура — это некая абстрактная модель, способ, который изберает язык для материализации мысли.

Вильгельм фон Гумбольдт (1767 — 1835, немецкий лингвист)

Знал огромное количество языков, был литератором, поэтом, обладал энциклопедическими знаниями, был известным дипломатом. Сфера его языковых интересов была практически безграничной. Начал свою лингвистическую карьеру с доклада, который он сделал в 1820 году на заседани Берлинской академии, формулирует своё лингвистическое кредо, очертил круг и границы того, чем он будет заниматься. Более известны другие работы: «О языке Кави на острове Ява» и «О разнообразии структур человеческого языка». Рассматривал философские вопросы языка (в первую очередь вопрос о соотношении языка и мышления), вопрос об антиномиях, учение о внутренней и внешней формах языка, типологические исследования Гумбольдта.

1) Соотношение языка и мышления. Гумбольдт был одним из первых, кто чётко сформулировал свою позицию по этому вопросу. Подчёркивает взаимную связь и даже взаимопроникновение языка и мышления. Он отмечал, что язык — это орган, образующий мысль и многократно подчёркивал исключительную роль языка в становлении и формировании человека. Исключительна роль языка и в том, как человек воспринимает окружающую действительность. Именно эта идея в 20-м веке получит продолжение в таких направлениях как неогумбольдтиантство и американская этнолингвистика. Кроме того идея Гумбольдта будут продолжать лингвисты во второй половине 20-го века, в частности Вежбитская. Гумбольдт подчёркивал, что всякое достижение мысли возможно только в обмене идеями, мнениями. Но это лишь одна сторона взаимодействия языка и мышления. Другой аспект заключается в том, что несмотря на нерасторжимое единство языка и мышления их отношения не лишены внутренней противоречивости, потому что обозначать понятие звуков, значит соединить две вещи, которые никогда не смогут перейти полностью одна в другую. Тем не менее, по Гумбольдту, понятие не может отрешиться от слова, также как человек не может сбросить с себя свою личину. Гумбольдт подчёркивал, что слово — это и есть индивидуальная физиономия понятия. Мысль богаче, разнообразнее языка, язык сковывает мысль. Но в этом противоречии и заключена великая сила развития языка, язык постоянно стремится всё точнее и точнее передать мысль, поэтому он совершенсвует свои формы. Мышление невозможно без языка, а язык предполагает мышление. Для Гумбольдта существует единое понятие — языковое мышление, язык и мышление отдельно не сущесвуют для него.

2) Антиномии (противоречия)

Таким образом Гумбольдт выводит первую из своих антиномий — антиномию неразрывного единства и внутренней противоречивости языка и мышления, как двух сторон единого целого. В своих антиномиях Гумбольдт пытается показать, что когда разум пытается дать ответ на вопрос что такое язык, то мы получаем противоречивые сведения, определения. Антиномии дают возможность охарактеризовать язык с различных, противоречивых точек зрения.

Гумбольдт понимал язык как деятельность, а не как застывший продукт. Подчёркивал, что формой существования языка является движение, развитие. Вторая антиомия Гумбольдта: язык в такой же мере деятельность, как и произведение. Индивид творит язык в момент своей речи, язык - это и то, что является результатом всех предшествующих поколений. 3-я антиномия языка и речи. По Гумбольдту язык — это масса всего произведённого живой речью, а это не тоже самое, что речь в устах народа. Эта антиномия сыграла огромную роль в языкознании. Отсюда диалектология, пространственная или ореальная лингвистика, понимание того, что язык — абстрактная система, речь — конкретная реализация этой абстрактной системы. К этой антиномии очень тесно примыкает антиномия речи и понимания. Гумбольдт считал, что в живой речи никто не понимает слов в абслютно одном и том же значении. Поэтому понимание является неполным и нетождественным, но при помощи речи люди достигают необходимого для их общения взаимопонимания, за счёт уточнений, оттенков, новых слов. Следующая антиномия: Гумбольдт утверждал, что язык объективен и субъективен одновременно. То есть язык для каждого человека представляется и родным и чужим, и зависящим от него и независящим от него. Потому что с одной стороны индивид воспринимает язык таким, каким он ему завещан традицией, с другой стороны он постоянно воссоздаёт формы языка. Языки можно считать творением народов и одновременно языки — это творения отдельных лиц, потому что язык живёт только в устах каждого человека. Это приводит к следующей антиномим коллективного и индивидуального в языке: каждое новое поколение вносит что-то новое в язык. Антиномия движения и устойчивости в языке: с одной стороны язык постоянно находится в движении, постоянно изменяется, но одновременно с этой изменчивостью язык демонстрирует устойчивость. Если бы этого не было, то мы бы не понимали предшествующих поколений. В этих антиномиях по Гумбольдту и проявляется сущность человеческого языка.

3) Учение о форме языка. Прежде всего Гумбольдт утверждал, что не может быть материи без формы и на различиях в формах и основывается различие языков. Но у Гумбольдта учение о форме основывается на отношении языка и мышления, то есть описание формы языка опирается на те способы, которые избирает язык для выражения мыслей. Гумбольдт говорил о внешней и внутренней формах языка. Внешняя форма (звуковая), внутренняя форма — просто форма языка. Языки обладают различной звуковой формой отсюда различие в языках. Но для Гумбольдта язык — это не просто звуковая оболочка, это способы и приёмы материализации мысли. Именно это и составляет специфику каждого конкретного языка. Это Гумбольдт и называет внутренней формой языка (как понятие связано со звуком). Гумбольдт заявляет, что в каждом языке заложено своё мировоззрение и язык оказывается посредником между человеком и внешним миром. Внутренняя форма языка отражает национальное мировоззрение, нацинальное миропонимание. Это индивидуальный способ народа выражать свои мысли и чувства. Гумбольдт вводит понятие дух народа (связь понятия со звуком определяется духом народа), он никак не определяет, что он под этим понимает. Гумбольдт: Каждый язык описывает вокруг народа замкнутый круг и выйти за пределы этого круга можно только изучив другой язык.

4) Типологические исследования Гумбольдта. Особенно много этим он занимался в своих ранних работах, характерна мысль о родстве всех языков. Здесь Гумбольдт ссылается на переводы с одного языка на другой: хотя в переводе и обнаруживаются определённые колебания, но тем не менее возможность передачи смыслов говорит о родстве языков (типологическое, а не материальное родство). Это родство языков опиралось на 2 момента: 1) общность цели (для чего предназначен язык, функциональная общность); 2) общие принципы структуры языка. Почему существуют 2 общих момента: человеческая общность. Кроме этого Гумбольдт подчёркивал, что языки ещё объединяет и общность содержания. То есть внешний мир одинаков. Гумбольдт создаёт типологическую классификацию языков, которая основывается на сходстве в строении слов и предложений. По этой классификации все языки делятся на 4 типа: флективные, агглютинирующие, изолирующие, инкорпорирующие. При этом Гумбольдт подчёркивал, что нет ни одного языка, который бы в чистом виде представлял тот или иной тип. Но в зависимости от преобладающих способов язык причисляется к тому или иному типу. Говорил о существовании языков строгой правильной формы и языков отличающихся от строгой правильности. К языкам со строгой правильной формой он относил флективные языки (Индоевропейские языки, по Гумбольдту - санскритские): внутренняя (чередование звуков внутри корня, которые приводят к изменению грамматической формы, значимое чередование гласных внутри корня) и внешняя флексия, присуще тесное слияние корня с суффиксами (фузия), роль ударения и т.д., благодаря наличию флексии все слова в предложении можно чётко распознать, обладают чётко выраженной грамматической формой. Несовершенными языками Гумбольдт называл языки агглютинирующие, инкорпорирующие и изолирующие, признаки этих языков: отсутствие флексий, необходимость чётко соблюдать порядок слов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.