Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. История становления и развития психологии




 

Несмотря на то, что психология как самостоятельная наука выделилась во второй половине XIX века, психологические идеи развивались на протяжении многих веков. Изменялся предмет изучения: в античности и Средневековье предметом рассмотрения была душа, в Новое время- сознание, далее исследователи стали рассматривать бессознательные процессы, поведение, деятельность.

В период Античности психологические знания развивались в рамках философии. В развитии психологии этот период отмечен многовековыми теоретическими успехами: ученые пытались ответить на вопрос, как в человеке соотносятся тело и душа, рассматривали проблемы отдельно взятой личности, стремились объяснить природу некоторых психических явлений.

Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Позже древние греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь): весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы.

Дальнейшее развитие гилозоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся живой огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль о закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. НАтурфилософы рассматривали душу в качестве первоэлемента и сопоставляли ее с огнем, водой или воздухом, из которых состоит, по их мнению, весь мир. Основоположник атомизма Демокрит говорил о том, что душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат соударения атомов.

афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, открытые две с половиной тысячи лет назад, стали на все времена основой познания душевных явлений.

Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Их интересовала не природа с её не зависящими от человека законами, а сам человек, которого они называли "мерой всех вещей". В истории психологического познания был открыт новый объект - отношения между людьми, В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приёмы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. На передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования людьми.

Вернуть представлению о душе прочность и надёжность стремился Сократ. Он был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. В его методиках строить диалог таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Гениальный ученик Сократа Платон стал родоначальником философии идеализма. Платон, размышляя о душе, выделял в ней три части: разумную, яростную, вожделеющую. К первой можно отнести самопознание, внутреннюю речь, ко второй- агрессию, конфликтность, к третьей- удовольствие, страдание, влюбленность. Он представлял части души в виде колесницы, запряженной двумя конями: черный конь- вожделеющая часть, белый- яростная, возница- разумная. Разумная часть души должна управлять двумя другими и подавлять желания человека.

Новое понимание души как предмета психологических знаний принадлежит Аристотелю, древнегреческому философу и естествоиспытателю, жившему в IV веке до н. э.Им был создан первый систематизированный труд- «Трактат о душе». Аристотель считал, что душа объективно познаваема опытным путем, она присуща только живому, не может существовать вне тела, от которого ее нельзя отделить, но существенно от тела отличается. В отличие от Платона Аристотель полагал, что знания человеком приобретаются в течение жизни. Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа "О душе" - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчёты, предложил свои решения.

Значительный вклад в развитие психологических идей внесли античные врачи, среди которых наибольшую известность снискал Гиппократ. Изучая устройство организма человека и причины заболеваний, он выдвинул гипотезу о том, что люди могут быть объединены в группы по общим признакам (в основе классификации лежит различное сочетание жидкостей организма, которое приводит к возникновению разных типов темперамента). Гиппократ стремился причину и источник различий между людьми искать внутри организма, душевные качества ставя в зависимость от телесных. Гален также большое внимание уделял состояниям организма, считая, что они влияют на возникновение аффектов.

В Средние века в Европе естественнонаучное исследование человека и природы приостанавливается. Религиозные воззрения приходят на смену опытному изучению организма и психической деятельности. В духовной жизни утверждается схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения, в связи с чем Проблемы человека, его души, поведения рассматривались только с чисто религиозных позиций.

По иному дело обстояло в абских странах, где бурно развивается наука, активно изучается наследие мыслителей древнего мира. Крупнейшим ученым –медиком того времени был Авиценна. Его работа «Канон медицинской науки» стала основой для последующего осмысления сущности человеческой природы. Будучи основоположником медицинской психологии, Авиценна исследовал связь физических состояний организма и психических особенностей, уделяя особое внимание аффектам. Интересны его идеи о воспитании, где было акцентировано внимание на осуществление воспитательного процесса исходя из возрастных особенностей воспитанников.

Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной считали главной задачей возрождение античных ценностей. Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи (XV - XVI в.), считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством. Испанский врач Х. Вивес в книге "О душе и жизни" писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения и опытом; на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой испанский врач, Х. Уарте, в книге "Исследование способностей к наукам" впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Дальнейшее развитие психологии связано с активизацией научного познания в эпоху Возрождения. Этот период характеризуется ярким интересом к проблемам человека. Главным центром развития науки стала Италия, где впервые используют научный эксперимент для изучения психических особенностей человека в рамках эмпирико-натуралистического метода познания. Инициатором данного направления выступил Бернардино Телезио, который считал, что все познание основано на запечатлении, а затем воспроизведении «тонкой материей души» внешних воздействий.

Отличительной особенностью эпохи нового времени стало развитие естественно-научного направления, в т.ч. механики, что способствовало утверждению в науке механистического принципа. Ученые стремились все явления, в том числе и психические, объяснить с точки зрения механики на основе нового метода научного познания. Таким методом был провозглашен научный эксперимент. Первым достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия души.

Новый набросок психологической теории, ориентированной на объяснение механистических принципов, принадлежал французскому естествоиспытателю Рене де Карту (1596 - 1650гг.). Он представил теоретическую модель организма как механически работающего автомата. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов внутренних органов, то де Карт "покончил" с ней на уровне целостного организма. В качестве предмета психологии Декарт стал рассматривать сознание. Изучая содержание сознания, он выделил три вида идей: Приобретенные - основаны на обобщении человеком опыта других людей, порожденные- связаны с личным опытом человека, врожденные- разум. Описанный Декартом способ познания был обозначен как рационализм.

Противоположных взглядов на проблему отношений тела и души придерживался Б. Спиноза. Он считал человека единым телеснодуховным существом, и эта целостность является основой познания мира. Много внимания он уделял аффектам, выделяя три состояния, из которых выводятся все чувства: влечение, радость, печаль. Английский философа Томас Гоббс (1588-1679) предложил за основу познания принять опыт. Рационализму им был противопоставлен эмпиризм; так возникает эмпирическая психология.

В XVIII в. В психологический оборот вводится понятие об ассоциации, как о простом, но универсальном механизме приобретения человеком опыта. Основоположником ассоциативной психологии был Д. Гартли. Ассоциационизм- направление психологии, существовавшее как основное вплоть до начала XX века. Гартли стремился создать психологическую теорию, которая не только бы объясняла душевные явления, но давала бы возможность управлять поведением человека. Он связывал возникновение ассоциаций с вибрацией. Внешние вибрации вызывают соответствующие вибрации органов чувств, мышц и головного мозга.

Итак, в эпоху Просвещения возникли два направления в разработке проблем психологического познания: трактовка психики как функции высокоорганизованной материи - головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые считались порождением бестелесной души; учение, согласно которому индивидуальная психика определяется социальными условиями, нравами, обычаями, духовным миром людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.

В XIX веке в связи с развитием биологии и физиологии начинают складываться новые подходы к пониманию и изучению психики. Психику начинают связывать с работой головного мозга. Наличие практических сведений о строении головного мозга приводит к возникновению френологии. Основоположник этого популярного течения- Ф. Галь предложил карту головного мозга, согласно которой разные способности размещаются в различных участках мозга и влияют на строение черепа. Таким образом, по форме черепа можно сказать, какие у человека есть способности (эта теория повлияла на развитие дифференциальной психологии).

В 70-е годы XIX века накопился большой объем знаний о психических явлениях, которые требовали обобщения. В это время психология выделяется как самостоятельная наука. Огромный вклад в данный процесс внес В. Вундт, им была создана первая лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге в 1879 г., которая была позже преобразована в институт. В Вундт предложил план развития психологии как самостоятельной науки, который включал два направления: анализ индивидуального сознания и изучение психологии народов.

В создании основ, на которых строилась психология как наука, велика роль Германа Гельмгольца (1821-1894гг.). Его опыты указывали, что возникающий в сознании образ внешнего предмета порождается независимым от сознания телесным механизмом. Так намечалось разделение психики и сознания.

В данный период впервые экспериментально начала изучаться память (Г. Эббингауз). Он стремился установить законы памяти, по которым сохраняется и воспроизводится выученный материал. Память он понимал как систему запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эббингаузом была выведена кривая забывания: после заучивания через полчаса человек забывает половину информации, через час- 60%, а затем скорость забывания снижается и через неделю в памяти хранится 20%, и эта информация может удержаться долго.

В конце XIX века начинают складываться различные направления психологии. В США возникает функционализм, основателем которого был У. Джеймс. Задачами функционализма были: изучить, как индивид с помощью психических функций приспосабливается к изменениям среды, найти наиболее эффективные способы этого приспособления. У. Джеймс уделял внимание проблеме сознания. Сознание понималось Джеймсом, как способ биологического приспособления индивида, как непрерывный поток индивидуальных психических состояний.

Широкое распространение в XIX – начале XX вв. получило направление «бихевиоризм, предметом изучения которого было поведение человека в различных средовых условиях. Его основоположником считается Д. Уотсон. Используя многочисленные эксперименты на животных с целью изучить их поведение, бихевиористы выдвинули идею о взаимосвязи стимула и поведенческих реакций. В ходе исследования был сделан вывод, что поведение животных и человека подчиняется одним и тем же законам и на него можно влиять посредством подкрепления. При наличии определенного подкрепления у человека можно сформировать любые варианты поведения. Эти идеи на ряду с психологейи, применялись и в социологии, педагогике.

Огромную популярность получило направление, названное психоанализом, значительный вклад в разработку которого внес З. Фрейд. Он стремился найти причины возникновения и методы лечения неврозов. Психику Фрейд представлял состоящей из трех слоев: бессознательное (самый глубокий слой, он определяет всю жизнь человека, в нем содержаться желания, инстинкты, влечения), подсознательное (особый тонкий слой, в котором все бессознательные желания сталкиваются с цензурой сознания), сознание (поверхностный слой). Все бессознательные желания человека проявляются в снах, которые необходимо расшифровывать с целью разрешения различных проблем, приводящих к психическим заболеваниям. Основной энергией человека является, по его мнению, энергия либидо- вначале понимаемая им как сексуальная энергия, позже- более широко- как энергия любви.

В это время в Германии формируется новая психологическая школа – гештальт-психология. Ее целью было целостное изучение психических явлений. В опытах М.Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. психические образы - это не комплексы ощущений. Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею "атомизма" в психологии - представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений.

В середине XX в. Развивается гуманистическая психология, основоположниками которой были А. Маслоу, К. Роджерс. Основные положения данной теории состоят в следующем. Люди- это свободные субъекты, способные предопределять свое развитие. На их поведение и развитие оказывают влияние не только биологические факторы, но и социальная среда. У людей есть собственные мотивы, побудительные силы к развитию и реализации своих стремлений. Каждая личность уникальна. Истинная сущность человека- это его самость, которая выражается в самооценке. А Маслоу, изучая личность, предложил все потребности человека выстроить в виде пирамиды, состоящей из пяти уровней: 1. биологические потребности, 2. потребность в безопасности, 3. потребность в любви и принадлежности к малой группе, 4. потребность в уважении и признании, 5. потребность в самореализации. По глубокому убеждению исследователей, самоактуализация невозможна без удовлетворения указанных потребностей.

Основоположником отечественной научной психологии считается доктор И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку "вырвать" психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал академик В.М.Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности, однако собственной психологической концепции И.П.Павлов не создал. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши ученые Л.С.Выготский (1896-1934), А.Н.Леонтьев (1903-1979), А.Р.Лурия (1902-1977) и П.Я.Гальперин (1902-1988).

 

Контрольные тесты:

1. В рамках какой науки развивались психологические знания в античные времена:

а) физика;

б) математика;

в) анатомия;

г) философия

2. Как называется учение о всеобщей одушевленности материи:

а) анимизм;

б) гилозоизм;

в) дуализм;

г) софизм

3. Кто первым выделил 4 типа темперамента:

а) Аристотель;

б) Гиппократ;

в) Спиноза;

г) Авиценна

4. Психология выделилась как самостоятельная наука:

а) в середине XVIII в.;

б) в 70-е годы XIX в.;

в) в начале XX в.;

г) после второй мировой войны

5. В рамках какого направления психологии изучалось поведение человека в различных средовых условиях:

а) бихевиоризм;

б) психоанализ;

в) функционализм;

г) гуманистическая психология

6. Основоположником психоанализа является:

а) У. Джеймс;

б) З. Фрейд;

в) Д. Уотсон;

г) Г. Гельм-Гольц

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.