Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мнения некоторых ведущих специалистов




Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года

Перечень критических технологий Российской Федерации (2002 г.)

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (2002 г.)

1. Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника

2. Космические и авиационные технологии

3. Новые материалы и химические технологии

4. Новые транспортные технологии

5. Перспективные вооружения, военная и специальная техника

6. Производственные технологии

7. Технологии живых систем

8. Экология и рациональное природопользование

9. Энергосберегающие технологии

 

1. Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений

2. Безопасность атомной энергетики

3. Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логистические системы

4. Безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов

5. Биологические средства защиты растений и животных

6. Быстрое возведение и трансформация жилья

7. Высокопроизводительные вычислительные системы

8. Генодиагностика и генотерапия

9. Добыча и переработка угля

10. Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-, CAE-технологии)

11. Информационно-телекоммуникационные системы

12. Искусственный интеллект

13. Каталитические системы и технологии

14. Керамические и стекломатериалы

15. Компьютерное моделирование

16. Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии

17. Материалы для микро- и наноэлектроники

18. Мембранные технологии

19. Металлы и сплавы со специальными свойствами

20. Мехатронные технологии

21. Микросистемная техника

22. Мониторинг окружающей среды

23. Нетрадиционные возобновляемые экологически чистые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования

24. Обезвреживание техногенных сред

25. Обращение с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом

26. Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь

27. Оценка, комплексное освоение месторождений и глубокая переработка стратегически важного сырья

28. Переработка и воспроизводство лесных ресурсов

29. Поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и газа

30. Полимеры и композиты

31. Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля

32. Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов

33. Прогнозирование биологических и минеральных ресурсов

34. Производство и переработка сельскохозяйственного сырья

35. Производство электроэнергии и тепла на органическом топливе

36. Распознавание образов и анализ изображений

37. Синтез лекарственных средств и пищевых добавок

38. Синтетические сверхтвердые материалы

39. Системы жизнеобеспечения и защиты человека

40. Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф

41. Сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия

42. Технологии биоинженерии

43. Технологии высокоточной навигации и управления движением

44. Технологии глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности

45. Технологии иммунокоррекции

46. Технологии на основе сверхпроводимости

47. Технологические совмещаемые модули для металлургических мини-производств

48. Транспортные и судостроительные технологии освоения пространств и ресурсов Мирового океана

49. Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт

50. Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров

51. Энергосбережение

52. Базовые и критические военные и специальные технологии

В августе 2005 года Председателем правительства РФ были утвреждены Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (Полный текст приведен в Приложении 3.).

Раздел I документа описывает общие положения и вводит основные термины.

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года определяют цель, задачи, направления государственной политики, механизмы и основные меры по ее реализации.

Основные направления развивают положения Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

В разделе II сформулированы цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы

Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции

Основные задачи:

· сформировать приоритеты инновационной деятельности;

· обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности;

· обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;

· создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;

· обеспечить активное развитие инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

· усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся: оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения;

· обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов;

· обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности;

· осуществить государственное содействие формированию научно-образовательно-производственных интегрированных структур,

· обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства стимулировать привлечение инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли

В разделе III сформулированы основные направления государственной политики в области развития инновационной системы:

· создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;

· формирование инфраструктуры инновационной системы;

· создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Направления детализированы.

В IV разделе описаны механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы

Предполагается, что:

· Реализация Основных направлений должна способствовать осуществлению к 2010 году структурных преобразований в экономике, ведущих к росту доли в валовом внутреннем продукте наукоемких высокотехнологичных отраслей экономики, сферы сложных организационных, технических и бытовых услуг.

· Сформированная инновационная система позволит вывести экономику страны из зоны преимущественного экспортно-сырьевого развития и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность России в мировом сообществе и ее равноправную интеграцию в мировое экономическое пространство.

· К 2010г. уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время инновационная политика России нашла свое отражение в двух документах – «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в марте 2002 г., и «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы до 2010 года», утвержденные в августе 2005 г. Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым.

Приведем некоторые данные по инновационной активности в России.

Таблица 3.2. Затраты и темпы роста затрат на технологические инновации в промышленности России

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Затраты на технологические инновации, млн.руб 68 530 1 94 046 2 121 606 1 136 900,0
Темпы роста, % 38,6 37,2 29,3 12,6

Как сообщил на днях замминистра экономики Андрей Шаронов, правительство приняло решение о создании специальной "Российской венчурной компании" (РВК), которая будет заниматься инвестированием в создание венчурных фондов по всей стране. На эти цели кабинет министров решил выделить 15 млрд. рублей. Руководить ею будут как отечественные управляющие компании, так и зарубежные венчурные управляющие. "РВК относится к классу "агентств развития" - подобно МФК (Международная финансовая корпорация) или ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) и функционирует как своеобразный фонд венчурных фондов", - пояснил Шаронов. По его словам, на выделенные средства будет создано от 8 до 12 новых венчурных фондов, которые профинансируют и разовьют от 100 до 200 российских "стартапов" ("стартап" - это малые инновационные высокотехнологические компании). Одним из условий финансирования является привлечение частных инвесторов. "Финансовый доход государства от данной программы будет минимальным, но программа не запланирована как затратная; ожидаются полный возврат вложенных средств и незначительная прибыль", - говорит замминистра. Предполагается, что после создания национальной венчурной инвестиционной системы государственная деятельность в этой области может быть вообще прекращена.

Евгения Николаева 01-06-2006 www.finiz.ru

Формирование общества знания стоит сегодня как первоочередная задача не только перед развивающимися, но и перед развитыми странами.

В марте 2000 года Европейский Союз, учитывая, что глобализация вынесла на передний план вопросы технологии и коммуникации, сформировал в качестве новой стратегической цели: стать наиболее конкурентоспособной и динамичной экономикой в мире, основанной на знании.

Стратегия Европейского Союза по формированию общества знания воспринимается сегодня многими странами как конкретный пример.

Особенно привлекателен опыт Европейских стран по обеспечению доступа всех деловых структур и граждан к недорогим высококлассным структурам коммуникаций. Большой интерес вызывает создающаяся в Европе система обучения для различных групп населения — молодых людей, безработных взрослых и тех, кто хотя и работают, но опасаются остаться за бортом в результате изменений в технологиях.

Обращается внимание и на то, что Европейский Союз в формировании общества знания делает специальный акцент не только на роль властей, центральных и локальных, но и частного бизнеса, на проявление корпоративного чувства социальной ответственности.

В то же время отдельные страны считают необходимым постепенно приводить образование и воспитание в соответствие с тем, что устанавливает современная наука. Так, например, Норвегия и Швеция вместо строго научного образования продвигают сейчас так называемый проектный подход. Речь идет о подготовке грамотных функциональных экспертов, умеющих эффективно обращаться с массивами информации.

Европейский опыт свидетельствует, что в новом глобальном сообществе, открытом для научно-технического прогресса и общения людей, главным фактором выживания государств становится не столько количественный (размер территорий), сколько качественный (образование населения, состояние науки и социальное единство).

Второе. Перспективы формирования экономики, основанной на знаниях.

В настоящее время формирование экономики знаний в стране тормозится в результате негативного воздействия целого ряда факторов: приоритет развитию сырьевого сектора, не сопряженному с развитием отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемких; ориентация на краткосрочные цели; значительная недооценка человеческого капитала; нарушение преемственности научных и технических знаний; чрезмерное сокращение оборонно-промышленного комплекса, в котором сосредоточены многие российские высокие технологии; и другие неблагоприятные последствия трансформационного периода в России.

Несмотря на серьезные проблемы, есть основания ожидать возобновления движения к экономике, базирующейся на знаниях. Научно-технический потенциал России пока еще остается достаточно мощным, о чем, в частности, свидетельствуют показатели объема производства высокотехнологичной продукции.

академик РАЕН В.Ф. Петровский, Возможно ли общество знания в России? 16 марта 2005. http://www.novopol.ru/material1873.html

 

Устранение барьеров в доступе к достижениям научно-технического, технологического прогресса и создание условий для перехода к «экономике знаний». В основе перевода экономики в режим быстрого, устойчивого и высококачественного роста, как известно, лежат научно-технический прогресс, способность страны создавать, осваивать и тиражировать новые технологии, продуцируемые наукоемкими отраслями, наукой и образованием. Сырьевая же специализация народного хозяйства России обрекает нас на дальнейшее и убыстряющееся социально-экономическое отставание, на окончательную утрату основных внутренних источников современного роста.

Элементарно понятно, что экспорт энергоносителей с этой точки зрения ни в коей мере не способен заменить производство высокотехнологичных продуктов со значительной добавленной стоимостью. К примеру, в расчете на единицу веса выпускаемой продукции экономический эффект от производства экспортной нефти в 10 тыс. раз меньше, чем от выпуска авиатехники. Неудивительно, что развитые страны специализируются на наукоемкой продукции, а соответствующей получаемой «интеллектуальной ренты» с лихвой хватает на импорт необходимых сырья и энергоносителей. Лидерство США и других стран «семерки» обеспечивает им монополию на производство современных изделий с высокой добавленной стоимостью, а значит, - возможность завышения цен на них.

Чтобы выйти на траекторию быстрого, устойчивого и высококачественного экономического роста, Россия должна занять в координатах глобального научно-технического процесса достойное место, обеспечивающее «интеллектуальную ренту», достаточную для расширенного воспроизводства своего научно-производственного потенциала. А для этого надо обрести лидерство хотя бы на нескольких векторах развития современного технологического уклада. Среди последних есть такие, в отношении которых Россия еще сохраняет конкурентные преимущества - реальные или теперь уже в большей мере потенциальные. Кроме газового промышленного комплекса, производственно-экспортный потенциал коего подлежит радикальной диверсификации, эти оставшиеся преимущества сопряжены, в частности, с ракетно-космической и атомной отраслями и с авиапромом, а также с отдельными направлениями в биотехнологиях и генной инженерии, лазерных технологиях, производстве вооружений, судостроении и электротехнике.

Особый вопрос связан со сферой образовательных услуг: на их мировом рынке Россия, еще недавно обладавшая одной из лучших в мире систем образования, имеет ничтожно малую долю. Стремясь и здесь утвердить свою монополию, США и ЕС навязывают всем странам, включая нашу, свои образовательные стандарты, что обедняет глобальные возможности развития человеческого потенциала, нивелирует его многообразие. Опираясь на свой авторитет одного из интеллектуальных лидеров человечества, Россия могла бы инициировать обсуждение вопроса о новой организации мирового рынка образовательных и информационных услуг, нацеливаемой на максимально полное использование имеющихся в разных странах научно-образовательных возможностей.

Коль скоро стратегия социально-экономического развития страны должна связываться прежде всего с максимальной реализацией и наращиванием конкурентных преимуществ в наукоемких отраслях, «категорический императив» российской геоэкономической активности - преодоление барьеров, выстроенных на мировом рынке высокотехнологичной продукции. поставить в качестве приоритетных вопросы о равноправном и конструктивном международном сотрудничестве в ряде наукоемких областей деятельности. Речь идет, в частности, об освоении космического пространства, где следует добиваться снятия дискриминационных ограничений на рынке запусков.

Член-корр. РАН С.Ю. Глазьев «Нужно ли нам становиться «глобальным энергетическим гарантом»? 22 июня 2006 http://www.aksnews.ru

Диверсификация экономики должна стать базовым приоритетом в нашей с вами совместной деятельности. Только развитие технологичных производств, импортозамещение продукции и создание новых рынков способно сделать Россию действительно мощной экономической державой. единственно верным решением задачи диверсификации является повышение конкурентоспособности всей экономики в целом, каждого предприятия, а не отдельных отраслей и отдельных компаний.

Из-за возрастающих темпов научно-технического развития мы можем потерять тот потенциал в научной и производственной сфере, который имеем на сегодняшний день. Для того, чтобы поддержать и максимально реализовать научный потенциал, необходимо приложить новые усилия к развитию фундаментальной науки. Вместе с государственной поддержкой, следует развивать механизмы коммерциализации научных разработок, активно привлекая к этому предпринимательское сообщество. Решающее значение со стороны государства для развития прикладной науки будет иметь стимулирование системы венчурного финансирования и создание технико-внедренческих зон.

Важным направлением в реформировании государственного управления является административная реформа. Она направлена на сокращение государственного вмешательства в экономику, исключение дублирования функций органов власти, разграничение функций и полномочий исполнительной власти, развитие саморегулируемых организаций в области экономики, которым впоследствии будет передана часть регулирующих функций.

Министр экономического развития и торговли Г. Греф 10 февраля 2004 г. "Приоритеты экономической политики государства"

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.