Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное и законодательное определение местного самоуправления




Тема 1. Понятие и сущность местного самоуправления

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

МОДУЛЬ 1

План

1.Научное и законодательное определение местного самоуправления

2. Местное самоуправление как форма народовластия

3. Местное самоуправление как основа конституционного строя

 

 

История развития человечества неразрывно связана с идеей и духом самоуправления. "Народ является источником власти в обществе, однако более непосредственно, чем в общине, он нигде не осуществляет свою власть". Это высказывание принадлежит известному французскому деятелю и ученому Алексису де Токвилю (1805-1859 г.г.), который попытался раскрыть сущность и дух местного самоуправления в своей книге "О демократии в Америке", вышедшей в свет в 1834 году.

Самоуправленческая идея всегда была открыта для всего ценного, что есть в духовном багаже человечества, В силу этого понятие "местное самоуправление служит своего рода основанием для построения сложнейшей системы.

Немецкие исследователи Г.Штимпфол и X.Шоллер считали, что само понятие "местное самоуправление" впервые стало употребляться в годы Великой французской революции (конец 18 в.) и было связано сфактом самостоятельностью общины по отношению к государству. Появление же самого термина обязано русскому министру барону фон Генриху Штейну (1757-1831 г.г.), который видел в местном самоуправлении активную форму участия граждан в управлении делами государства. Свою позицию по этому вопросу он изложил в "Прусском уложении об уставе городов", принятом в 1808 году.

В России термин "местное самоуправление" введен в оборот в 1885 г. Во второй половине XIX в. к местному самоуправлению относилось земское и городское самоуправление. В этот же разряд входило самоуправление национальных окраин. С точки зрения содержания местным самоуправлением признавалась коллективная деятельность общины по решению вопросов, локального значения. Taк, М. А. Курчинский полагал, что самоуправление на местах представляет собой заведование всеми местными нуждами самим обществом. А. Васильчиков называл самоуправлением "систему, возлагающую на местных обывателей все тягости управления, с соответствующими правами".

Н. И. Лазаревский утверждал, что "самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной

местностью и ее населением".

Подобной точки зрения придерживались В. П. Безобразов, Н. М. Коркунов, которые трактовали местное самоуправление как составную часть государственного управления. Определяя местное самоуправление в качестве части государственного управления, многие российские ученые и практики признавали, что управление это осуществлялось местными жителями.

В современной юридической, политической, исторической и иной литературе нет единого подхода к определению понятия местного самоуправления. Так, например, В. И. Фадеев считает, что "местное самоуправление" это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории". С. А. Авакьян утверждает, что с одной стороны "местное самоуправление это самостоятельное и под свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения)... В таком подходе отражены предметно-объектное содержание местного самоуправления, да еще его претензия на автономность. Однако этого недостаточно, поскольку в принципе любой уровень управления имеет свой предмет (объект) и должен быть самостоятельным в деятельности, за что и несет ответственность".

М. И. Пискотин дает краткое определение понятия "местное самоуправление", ограничиваясь тем, что "местное самоуправление"' это самоуправление граждан, населения сел, городов, поселков. Ими управляет не кто-то сверху, а они сами управляют своими местными делами". Местное самоуправление в любом государстве, как отмечает М. И. Пискотин, служит средством осуществления трех основных целей: 1)обеспечения децентрализации управления 2)развития демократических начал в решении вопросов местного значения 3)повышения эффективности в ведении местных дел.

Вообще принцип самоуправления, имеет в различных странах далеко не одинаковое содержание и значение. В Западной Европе можно встретить самоуправление трех типов:

- английского, наиболее широкого, захватившего и государственную власть;

- германского, составляющего совокупность из бюрократических и общественных элементов;

- французского, всецело подчиненного началу государственно-бюрократическому.

 

При всех индивидуальных особенностях, присущих местному самоуправлению в разных государствах, Л. Велихов, в своей книге "Основы городского хозяйства" выделяет некоторые

существенные признаки, свойственные местному самоуправлению и отличающие его от центральной правительственной власти:

"Во-первых, это различие в характере власти. Центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама себя реформировать, органы же местного

самоуправления - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью.

«Во-вторых, это - разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т.е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению. в той или иной форме это разграничение проводится повсеместно. Обычно к ведомству местного самоуправления отнесены дела местного хозяйства и создаваемого им благоустройства плюс те из общегосударственных дел, которые государство по закону возлагает на него.

В-третьих, это более или менее самостоятельные источники, средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав государственному управлению, раз ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач (местное обложение и т.п.).

В-четвертых, нельзя не указать и на территориально-ограниченный, выборный принцип,который всегда сопутствует местному самоуправлению, хотя этот признак часто свойствен и центральной верховной власти (государственное самоуправление), а посему и не может

служить для разграничения двух понятий.

В настоящее время идет поиск оптимальных вариантов понятия "местное самоуправление". С. Ожегов, например, в толковом словаре так определяет семантическое значение этого слова: «1. Внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-нибудь организации, коллективе.

2. Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-нибудь части государства».Сходные понятия используются в разных европейских странах. Так, в Германии используется термин "selbstverwaltung" -самостоятельное управление, в Великобритании употребляют (в зависимости от уровня местной власти и смысла) понятие "selfgovernment" - самоуправление,"local self government"- местное самоуправление, "selfadministration"-местная

администрация.

«Эталонное» определение местного самоуправления для современного демократического государства содержится в Европейской Хартии местного самоуправления. Где под местным самоуправлением подразумевается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках законов в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения» (ст.3,ч.1) Это определение не ограничивается правом органов местного самоуправления самостоятельно принимать решения, но подчеркивает реальную способность это делать. Это чрезвычайно важная черта в характеристике местного самоуправления, предполагающая, что о существовании местного самоуправления можно говорить лишь тогда, когда его правовая модель воплощается в жизнь.

Европейская Хартия местного самоуправления является одним из главных источников муниципального права европейских государств. Этот международный документ намечает пути развития местного самоуправления в современной Европе.

Содержащиеся в преамбуле Европейской Хартии принципы, определяют сущность местного самоуправления:

1)Органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя;

2) Право граждан участвовать в ведении государственных дел наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне;

3) Наличие облеченных реальной ответственностью органов местного самоуправления может обеспечить эффективное и, одновременно, приближенное к гражданину управление.

В Конституциях современных государств закреплено и гарантированно местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Соответственно и Конституция Российской Федерации 1993 года определяет местное самоуправление как "самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью" (ст. 130). Но более точной формулировки местного самоуправления наш основной закон не содержит. В России содержательное определение местного самоуправления впервые появилось лишь в Федеральном законе от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления", в которой местное самоуправление рассматривалось как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций". (1 ст.)

Из этого определения логически следовало, что:

- местное самоуправление - это не самоцель, а лишь средство улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество;

- местного самоуправления направлено главным образом на решение вопросов местного значения. Однако такая ориентация не означала, что органы местного самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие государственное значение. Но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом или при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных или финансовых ресурсов;

- местное самоуправление базируется на системе принципов, основополагающим из которых является самоответственность;

- местного самоуправления предполагает использование разнообразных форм прямого волеизъявления граждан (местные референдумы, собрания (сходы), муниципальные выборы и др.)

-обязательным элементом местного самоуправления является наличие в муниципальных образованиях выборных органов местной власти. Таким образом, государство, признавало местное самоуправление в качестве самостоятельного и независимого уровня осуществления народом принадлежащей ему власти.

Новая редакция Федерального закона 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" еще более расширила дефиницию местного самоуправления: "местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или)через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций". Принципиальное отличие новой трактовки состоит:

- в изменении роли населения в осуществлении местного самоуправления через введения союза "и". Новое понимание местного самоуправления предполагает, прежде всего, деятельность самого населения, а не органов местного самоуправления;

- в совместном решении населением я органами местного самоуправления вопросов местного значения, где органы власти организуют и обеспечивают условия для активного участия населения в осуществлении местного самоуправления. В этом случае население и органы местного самоуправления становятся партнерами в решении задач развития муниципального образования, где власть сотрудничает с гражданским обществом, не подменяя его. Тем самым местное самоуправление является как органом публичной власти, так и институтом гражданского общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.