Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устав муниципального образования и его особенности

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Конституция РФ от 12.12.19993г.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131 -ФЗ.

3. Хропапюк В.Н. Теория государства и права. -М.,1996.

4. Шугрина Е.С. Муниципальное право.- М., 2005

 

Тема 3. Устав муниципального образования.

 

План

1. Устав муниципального образования и его особенности.

2. Порядок разработки, принятия и изменения Устава муниципального образования.

3. Требования к содержанию Устава муниципального образования.

4. Государственная регистрация Устава муниципального образования.

Устав муниципального образования необходимый элемент правовой основы местного, самоуправления. На основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении в уставе определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и

должностных лиц местного самоуправления.

Законодательство СССР в принципе не уделяло внимания правовой основе самоуправления на местах. В частности, закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года не содержал ни одного положения об уставе или ином нормативно правовом акте городского либо сельского поселения. Это объяснимо тем, что союзный закон выделял первичный территориальный уровень местного самоуправления (сельсовет, посёлок (район), город, район в городе) и исходил из того, распространения законодательства СССР на эти территориальные единицы достаточно. Поэтому, проявление норм, регламентирующих статус устава муниципального образования, можно увидеть только в законах РСФСР.

Законодательство РСФСР регламентировало наличие устава муниципального образования, тогда как сегодня без него не представляется жизнь ни одного городского, сельского поселения и иных территорий. Необходимо обратить внимание, что законодательство РСФСР

вообще не содержало понятия «муниципальное образование».

Таким образом, в законодательстве РСФСР ещё не был точно определён статус устава, его место в системе нормативно-правовых актов государства. Не было точно определено наименование указанного нормативно-правового акта.

Обязательность принятия устава возлагалась исключительно на районные и городские Советы. За поселковыми и сельскими Советами закреплялось лишь право принимать устав или положение, которое принимались для регламентации местного самоуправления на той или иной территории, но не статуса самой территории.

В настоящее время Устав занимает весьма важное положение в системе нормативных правовых актов, регламентирующих местное самоуправление.

Каждое муниципальное образование обязано иметь свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке.

«Акты-статусы» о местном самоуправлении имеются в большинстве развитых зарубежных стран. Так, в ФРГ - это уставы коммун (общин), в США - муниципальные хартии.

Среди других локальных нормативных актов устав муниципального образования занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера и в нем воспроизводятся все принципиальные важнейшие положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления.

Устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и субъектному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования.

Таким образом, по своему содержанию и юридической природе устав муниципального образования - это основной нормативно-правовой акт, определяющий систему местного самоуправления конкретного муниципального образования.

Устав регламентирует статус именно муниципального образования в отличие от установки законодательства РСФСР, согласно которой устав определял положение местного самоуправления.

При характеристике устава муниципального образования можно выделить целый ряд особенностей:

Для устава, как и для конституции, установлен особый порядок принятия, а также внесения изменений и дополнений.

Наличие устава в любом муниципальном образовании является обязательным» Его отсутствие не позволяет говорить о полноценном муниципальном образовании. Статья 44 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает каждое муниципальное образование иметь свой устав, поскольку важнейшим нормативным условием создания и функционирования любого городского и сельского и иного поселения.

Устав обладает высшей юридической силой. Важно не путать высшую юридическую силу устава и Конституции Российской Федерации. Естественно, что при противоречии норм муниципального устава положениям Основного Закона приоритет будет отдан Конституции РФ. Все иные правовые акты муниципального образования не должны противоречить уставу и должны ему соответствовать.

Устав применяется только на территории конкретного муниципального образования. Устав одного муниципального образования может достаточно сильно отличаться от устава другого образования, поскольку этот документ, как ни один другой нормативный правовой акт, учитывает местные традиции и особенности.

Устав обладает прямым действием, т.е. нормы устава действуют непосредственно.

Устав имеет особый субъект его принятия. В соответствии со статьёй 44 Федерального закона от 10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

Устав в обязательном порядке подлежит государственной регистрации ни один нормативный правовой акт в муниципальном образовании, кроме устав, не подлежит государственной регистрации. С таким особым свойством устава нельзя не согласиться, поскольку оно закреплено в статье 44 №131- ФЗ Устав является комплексным правовым актом, уставное регулирование отличается всеохватывающим характером, т.к. затрагивает все сферы, связанные с организацией и осуществлением местного самоуправления.

Все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны соответствовать уставу муниципального образования. Все органы и должностные лица местного самоуправления, организации, граждане обязаны соблюдать устав муниципального образования, деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать заложенным в уставе концепциям, принципам нормам.

Устав определяет порядок и процедуры правотворчества в МО его субъектах.

Устав задаёт направления муниципальному правотворчеств, содержит указания на необходимые акты, регулирующие те или иные общественные отношения в сфере местного самоуправления.1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правотворческий процесс в муниципальном образовании | Порядок разработки, принятия и изменения Устава муниципального образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.