Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Проблемы формирования здорового образа жизни и роль врача в современном обществе




Тема 2. Медицина как социальный институт

1. Сущность медицины как социального института

2. Социальные аспекты политики здравоохранения

3. Культурно-исторические типы медицинских систем

4. Основные направления исследований в социологии медицины

 

1. Сущность медицины как социального института

Социальные институты предопределяют жизнеспособность любого общества. Базовый, первичный уровень общества включает в себя устой­чивые, нормативно фиксируемые и воспроизводимые социальные действия и взаимодействия.

Например, в поведении разных врачей будут воспроизводиться неизмен­ные, устойчивые элементы, которые составляют ролевой стандарт врача, принятый в данном обществе.

Вторичный, институциональный уровень общества образует система со­циальных институтов, которые выполняют строго предписанную функ­цию: обучают, производят, защищают, лечат и т.д. Функция и роль тесно связаны. Меняются люди, но роли остаются. Сохраняется и социальные институты.

В свою очередь, устойчивость социальных институтов организаций обеспечивается так называемой социетальной структурой, состоящей из двух взаимодополняющих способов организации связей между инс­титутами и общностями: культуры и политической власти, которые пре­пятствуют распаду общества, обеспечивают его целостность.

По аналогии с социальной культурой медицинская культура — это со­вокупность передаваемых из поколения в поколение социально значи­мых ценностей, социально приобретенных знаний, гигиенических норм и правил поддержания и продления физической активности, предупреж­дения и лечений болезней, сохранения и укрепления здоровья.

Благодаря передаче медицинской культуры медицина сохраняется и раз­вивается как социальный институт. С помощью медицинских норм, цен­ностей, обычаев медицинская культура упорядочивает, направляет, ориен­тирует действия людей в сфере здоровья; Благодаря медицинской культуре человек усваивает сложившиеся представления о целесообразности, необ­ходимости или неизбежности поведения в период (до или после) болезни.

Медицинская культура:

Во-первых, информирует человека о том, на что можно рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть принятым, одобренным другими, йотом, что может быть нежелательным при возникновении болезни, при обращений к врачам.

Во-вторых, побуждает, мотивирует человека к медицинскому поведе­нию, одобряемому в социальной группе (обществе).

В-третьих; налагает ограничения, контролирует поведение людей, ко­торые должны вести себя принятым (приемлемым) образом:

Перечисленные функции медицинской культуры воплощаются в де­ятельности всех организационных структур здравоохранения.

Индивидуальные и коллективные формы поведения обладают устой­чивостью, существуют десятилетия или даже столетия. В больнице нас лечат, в школе обучают детей, в суде устанавливают виновность, в вузе готовят специалистов, на работе у нас есть надежные партнеры, с кото­рыми мы взаимодействуем, и т.д. Институциональный (утвердившийся, отлаженный и регулярный) образ общественной жизни определяет ус­тойчивость жизнедеятельности личности.

Поведение личности в рамках социального института предсказуе­мо. С точки зрения производственных отношений это разделение труда й профессиональное выполнение функций. Общество может осущест­влять и специальную подготовку людей для выполнения профессиональ­ных обязанностей. Тем самым достигается достаточно высокая эффектив­ность социальных институтов в удовлетворении потребностей людей.

Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных ин­ститутов обеспечиваются путем обезличенности требований к тому, кто включается в деятельность института, «замещает выбывшего».

Предположим, участковый врач по той или иной причине уволился из поликлиники. На место ушедшего возьмут нового врача. Однако где га­рантия, что он сумеет работать на этом месте? Как добиться, чтобы его деятельность была предсказуемой в смысле как качества, професси­онального уровня, так и норм взаимоотношений с руководителем, колле­гами, подчиненными, пациентами? В ходе исторической практики были выработаны стандартизованные, деиндивидуализированные требования к тому, кто «заменит убывшего» (в том числе правила отношений врачей друг с другом, с подчиненными, руководителями, пациентами), к любому претендующему на определенную должность или уже выполняющему опре­деленную функцию. Деиндивидуализация требований к тем, кто занимает определенную позицию, «ячейку» в цепочке взаимосвязей института (т. е. берется за выполнение определенной функции) предохраняет социальный институт от развала.

Социальные институты помогают людям решать жизненно важные проблемы. Например, люди для продолжения рода прибегают к инсти­туту семьи, а заболев — к институту медицины и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правитель­ство, суды, полиция, адвокатура и пр.

Любой социальный институт предполагает учреждения, в которых организуется его деятельность, осуществляются управление и контроль этой деятельности. Институт медицины имеет в своем распоряжении больницы, поликлиники, органы управления здравоохранением.

Каждый социальный институт должен обладать необходимыми средс­твами и ресурсами. Для деятельности системы здравоохранения нужны материальные ресурсы (помещения, медицинское оборудование), интел­лектуальные ресурсы (высококвалифицированные медицинские работ­ники), моральные ресурсы (доверие пациентов) и т. д.

Система социальных норм, правил, статусов и ролей, созданная для удов­летворения общественной потребности, выступает гарантом общественно­го порядка, на котором держится социальный мир. Так, институционализация медицины предполагает принятие государственных решений (открытие факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов; издание журналов, учебников, монографий и т.д.).

Институты одновременно выступают и инструментами социально­го контроля, так как благодаря своему нормативному характеру застав­ляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствую­щую дисциплину.

В каждый момент времени социальный институт представлен сово­купностью людей и социальных организаций.

Сфера здравоохранения — одна из форм социальной организации обще­ства для реального обеспечения прав человека на охрану здоровья путем ока­зания массовой медико-санитарной и профилактической помощи. Субъек­тами этой сферы выступают население и медико-социальные системы.

Совокупность больных, врачей, поликлиник; стационаров, меди­цинских институтов, училищ, департаментов и комиссий по здравоох­ранению, федерального и региональных министерств здравоохранения, научно-исследовательских институтов, редакций журналов и газет, ти­пографий, т.е., всего, что связано с медициной, составляет социальный институт— институт медицины.

Социология медицины изучает институционально закрепляемые взаимодействия в медико-социальных системах, возникающие в связи с их функционированием. Эти отношения во многом определяются со­циально-экономическими обеспечением национальной системы здраво­охранения, но более всего зависят от способов функционирования меди­цинских систем и управления ими.

В ходе развития здравоохранения возникают и создаются разные ме­дико-социальные системы. Одни из них распадаются, другие модифици­руются и агрегируются в комплексы. Развитые современные общества, как правило, имеют мощную систему здравоохранения. Состав, структу­ра и закономерности взаимодействия медико-социальных систем обес­печивают развитие медицинской науки, процесс оказания медицинской помощи, производство товаров медицинского назначения для удовлет­ворения потребностей общества (или его групп).

Неспособность социального института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования — учить детей, медицины — лечить людей, семьи — укреплять узы брака, воспитывать детей, — при­водит к институциональному кризису. Кризис обнажает неполадки в ме­ханизме функционирования института и помогает избавиться от них, а в результате — лучше приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть и развития института. В начале 1990-х годов в России наметился кризис медицины как социального института. Сис­тема здравоохранения перестала справляться с оказанием медицинской помощи населению соответствующего качества в необходимых видах, объемах. В ходе реформ 1990-х годов система здравоохранения России была дополнена системой обязательного и добровольного медицинско­го страхования.

2. Социальные аспекты политики здравоохранения

Социальные катаклизмы, как правило, сопровождаются повышенной заболеваемостью. Существует ряд теоретических моделей, с различных позиций объясняющих эту зависимость.

Распро­странение социально индуцированного стресса в популяции обратно про­порционально стабильности и прочности социальных отношений в этой популяции. Показателем воздействия социального стресса на индивида является конгруэнтность статуса, т.е. соответствие его статусной позиции различным социальным ролям. Соответственно уровень первичной заболе­ваемости и распространенность хронических болезней (болезненность) в по­пуляции обратно пропорциональны статусной интеграции общности.

Изменения в области медицины и здравоохранения, происходящие в настоящее время, нельзя объяснить напрямую рассмотренной выше моделью и теорией болезни и здоровья. Во второй половине XX века произошло значительное изменение предрасположенности к болезням от преимущественно острых инфекционных заболеваний, несущих не­посредственную угрозу жизни, к хроническим состояниям, которЬ1е не представляют непосредственной угрозы для жизни, но дают допол­нительную социальную нагрузку (расстройство кровообращения, сердечные болезни, сахарный диабет и др.). Стала иной реакция на болезнь индивида, социальных групп и общества в целом.

Предрасположенность к заболеваниям можно уменьшить, изменив образ жизни (заметим, что еще в начале прошлого века для этого стремились изменить социальное устройство общества). Медицина как социальный институт в последние годы уделяет внимание здоровью, а не только болезням. Об этом свидетельствует детально проработанные и обширные программы укрепления здоровья (медико-социальные программы борь­бы с курением, стрессами, гиподинамией, избыточной массой тела) и другие организационные действия, направленные на укрепление физического и психического здоровья, все больше исходят от общества, его полити­ческих структур, а не ограничиваются медицинскими учреждениями как это было еще совсем недавно.

В целом, современные тенденции изменений в медицине можно объяснить смещением акцента с болезни на здоровье; с острого заболевания на хроническое; с лечения на профилактику; с вмешательства на наблю­дение; с пациента на человека; с терапии на уход; с медицинского учреждения на общество.

Медицина, существуя в обществе, вбирает в себя культурные традиции общества. Благодаря этому сохраняется преемственность меж­ду построением медицинской культуры и национальным самосознани­ем. Строго соблюдаемые обычаи, в том числе в сфере охраны здоровья воспринимаются как нравы. Они включают в себя оценку правильнос­ти и. неправильности. Нарушение медицинских запретов считается реальным, безнравственным и осуждается обществом. Это играет валяную роль в формировании мировоззрения в обществе по отношению к бо­лезни и здоровью.

Например, запрещение купаться в грязных водоемах, пить воду из непро­веренных источников снижает риск для Жизни.. Существует как этика поведения врача, так и этика поведения пациента. В систему ценностей медицины как социального института могут включаться национальные способы, навыки поддержания и ук­репления здоровья, социально приобретенные, обусловленные об­разом жизни и ставшие традиционными (например, лечебно восстановительные процедуры в русской бане, купание в проруби, грязелечение и т. п.).

Медицина как социальный институт включает предписанные нормы, которые вводятся специальными постановлениями и закрепляются зако­нодательно, т. е. институциализируются. Предписанных норм достаточно много и они определяют профессиональные роли и статусы.

Структура здравоохранения

Под системой здравоохранения Российской Федерации понимается совокупность взаимодействующих органов управления, подведомствен­ных им организаций, а также субъектов, осуществляющих частную ме­дицинскую и фармацевтическую деятельность.

Организации здравоохранения — это лечебно-профилактические уч­реждения, предприятия, учреждения и организации. Среди организа­ций здравоохранения, осуществляющих различные виды деятельности, в том числе производственную и хозяйственную, особо выделяются ме­дицинские учреждения.

Система здравоохранения РФ включает в себя:

• государственные организации здравоохранения, учредителями ко­торых являются федеральный орган исполнительной власти в облас­ти здравоохранения, другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие медицинские службы или медицинские структуры для оказания медицинской помощи работникам предприятий, и ор­ганы исполнительной власти субъектов РФ, имущество которых нахо­дится в государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъектов РФ);

• муниципальные организации здравоохранения, учредителями кото­рых являются органы местного самоуправления, имущество которых находится в муниципальной собственности;

• частные организации здравоохранения владеющие имуществом на правах частной собственности, а также граждане, осуществляю­щие медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность без обра­зования юридического лица;

• органы управления здравоохранением; которые в пределах своей ком­петенции осуществляют реализацию государственной политики в об­ласти здравоохранения, выполнение программ охраны и укрепления здоровья граждан и программ развития медицинской науки, регули­руют и координируют деятельность системы здравоохранения. Органы управления здравоохранением. В РФ управление системой здра­воохранения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В субъектах РФ организация деятель­ности системы здравоохранения осуществляется органами исполнитель­ной власти субъектов РФ в области здравоохранения.

В муниципальных образованиях ответственными за функционирова­ние системы здравоохранения являются органы местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований. Деятельность медицинских служб в системе федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрены военная служба или испол­нение обязанностей специальной службы, организуется органами управ­ления медицинскими службами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Законодательством предусматриваются также органы управления ме­дицинской службой железнодорожного транспорта; системы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, федеральные органы исполни­тельной власти, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с действующими Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан на федеральном уровне определяются основные направления государственной политики в области охраны здоровья граж­дан, принимаются законы и утверждаются целевые программы по воп­росам охраны здоровья граждан; утверждается бюджет РФ, в том числе в части расходов на здравоохранение, законом определяются тарифы страховых взносов на ОМС и бюджет ФФОМС.

Президент РФ руководит реализацией государственной политики в области охраны здоровья граждан, ежегодно представляет высше­му законодательному органу страны доклад о государственной поли­тике в области охраны здоровья граждан и состоянии здоровья насе­ления РФ.

Правительство РФ осуществляет государственную политику в об­ласти охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финан­сирует федеральные целевые программы в области здравоохранения в пределах, предусмотренных законодательством, координирует де­ятельность органов государственного управления и организаций здра­воохранения (независимо от формы собственности) в области охраны здоровья граждан.

Проиллюстрируем взаимодействие и функционирование органов уп­равления здравоохранением и медицинских организаций посредством сравнения дореформенной и современной систем управления здравоох­ранением муниципального уровня.

Проведение реформ экономики и реформы здравоохранения, в част­ности развитие рыночных отношений в системе здравоохранения, при­вели к изменению организационной структуры и принципов управления системой здравоохранения. Рассмотрим основные черты дореформен­ной модели управления здравоохранением (рис 1).

Особенностями старой модели (закономерными в условиях функци­онирования системы как части командно-административной системы) были четкая вертикаль управления, ведомственность (ведомственные влияния и связи были более сильными, чем связи с органами исполни­тельной власти), существование в муниципальной системе здравоохра­нения органов управления здравоохранением территориального (по ад­министративному делению) уровня.

 

 

Рис. 1. Модель управления системой здравоохранения

 

 

3 Культурно-исторические типы медицинских систем

Существует различные классификации медицинских систем с разны­ми подходами и областью применения. Выбор факторов, формирующих парадигму медицинской системы, довольно широк (например, ценности социальной структуры, мировоззрение, этика, культура, традиции, поли­тическая система).

Симпатрические и аллопатрические медицинские системы. Одновременно функционирующие медицинские системы могут отличаться друг от друга по легитимности и физическому присутствию. Врачи широко используют различные «народные» рецепты, объяснения, но народная и научная меди­цина не образуют единую модель, даже если используются одновременно.

Медицинская система в целом бывает недоступной для всех групп насе­ления и лишь частично обслуживает потребности. Этим объясняются симпатрический и аллопатрический способы образования медицинских систем.

Симпатрические медицинские системы образуются в результате видо­изменения родственных медицинских систем, функционирующих на од­ной территории. При этом и система-прародительница, и новая система могут продолжать независимо действовать на одной территории.

Аллопатрические медицинские системы — новые системы, берущие начало от одной из родственных групп, функционирующих на разных территориях;

Симпатрические медицинские системы или виды практики (сегмен­ты системы) присутствуют совместно и одновременно и (или) доступны одному и тому же обществу или группе пациентов. У аллопатрических систем этот признак отсутствует. Симпатрические медицинские системы бывают доминирующими или вариантными. Доминирование может оп­ределяться, например, традиционным престижем, политическим давле­нием и легализацией («придание официального характера») и т.д.

В Индии системы «Юнани», «Аюрведа» и западная биомедицинская модель совместно доминируют. Для жителей Боготы, относящихся к низшему соци­альному слою, западная биомедицинская модель внесена извне. Население может воспользоваться ею для демонстрации (самому себе и другим) своего социального статуса. Так называемые новые русские считают себя обязанными обращать­ся в частные клиники, работающие с применением основ западной медицины, для демонстрации своей приверженности образу жизни развитого общества.

Вариантные медицинские системы (или практика) не являются до­минирующими относительно других симпатрических систем. Например, многие народные варианты системы функционируют в рамках традици­онной биомедицинской модели.

Плюралистические или неплюралистические медицинские системы. Плюралистическая медицинская система представляет собой сочетание нескольких разноприродных систем, плюрализм в последовательнос­ти их выбора, т. е. динамическое построение лечебных задач с малыми или полностью отсутствующими двусторонними связями и воздействи­ями между отдельными частями.

Медицинские системы могут быть связаны друг с другом только через определенные потребности и действия конкретных индивидов, а не через функциональную взаимозависимость. Врач, придерживающийся био­медицинской модели, может использовать народные методы лечения (будучи хорошо осведомлен о противоречиях в стратегии лечения), что­бы добиться доверия пациентов. При этом одновременное присутствие различных видов медицинской практики не означает образования фун­кционально интегрированной системы.

 

4. Основные направления исследований в социологии медицины

Социокультурные аспекты институциональных изменений медицины и здравоохранения

Сравнительный анализ систем организации здравоохранения. В рамках этого направления изучаются и сравниваются системы здравоохранения разных стран и возможности их применения в России.

Социокультурные аспекты здравоохранения. В эту область входит ис­следование взаимоотношений между врачом и пациентом и их влияния друг на друга, влияния культуры и социальной истории на составляющие медико-социальной системы и организационные формы медицинской практики в различных медицинских системах.

Медико-социологический взгляд на распространение и этиологию болез­ней. Здесь важнейшую роль играют социальная мобильность, социальная изоляция и социальное давление, взаимовлияние биологических, гене­тических и социальных факторов. Выделяют и изучают значимые меди­ко-социальные отношения и типы поведения личности и групп в соци­альных процессах, способствующих возникновению и распространению заболеваний.

Социальная эпидемиология. Эпидемиология применима не только к распространению болезни, но и к медицинским услугам и различным болезненным состояниям социальной этиологии (онкологические и сердечно-сосудистые заболевания и др.). Эпидемиологический подход мож­но применять к исследованию детерминант поведенческих реакций, пос­ледствий для здоровья и жизнеспособности у разных народов.

Смертность как медико-социологическая проблема. В изучении смер­тности социологию медицины интересуют медико-социальные моде­ли смертности и адаптация функции медицинских учреждений к изменившимся моделям болезни и смерти. Одной из важнейших тем исследований отечественных социологов являются причины растущей разницы смертности мужчин и женщин и влияние социальных и куль­турных событий на смертность.

Социологическое осмысление влияния состояния здоровья и последствий заболеваний на общество. Исследования в этой сфере социологии меди­цины базируются на описании и объяснении того, как отношение людей к болезни и собственному здоровью отражается на формировании норм и ценностей в обществе; как культурные традиции и различия в обществе влияют на понимание человеком необходимости укрепления и сохране­ния собственного здоровья (развития заболеваний, проблем нетрудоспо­собности, процессов старения и умирания).

Проблемы медицинского образования. Изучают влияние на медицинс­кое образование государственной поддержки медицинских исследова­ний; изменения роли и ответственности научно-педагогических иссле­довательских центров, имеющих непосредственное отношение к системе охраны здоровья.

Институциональные изменения в предоставлении медицинских услуг.

Социология лечебно-профилактического учреждения. В основном ис­следования такого рода касаются роста числа и уровня технологий, про­фессионального соперничества, межличностных взаимоотношений в коллективах, вопросов подготовки и принятия решений, разделения труда и др. Например, роль стационара в значительной мере зависит от де­ятельности амбулаторных учреждений различного назначения и от профес­сиональных норм, определяющих необходимость госпитализации.

Организация медицинской практики. Социологические исследования медицинской практики имеют несколько основных направлений:

• медико-социологический анализ медицинских технологий;

• изучение отношения населения к различным видам медицинской по­мощи, объему и характеру предоставляемых медицинских услуг;

• общественная оценка новых организационных форм и методов рабо­ты в медицинской практике.

Потребление услуг системы охраны здоровья. Решение пациента об­ратиться за медицинской помощью, является результатом психологи­ческой работы по осознанию собственного заболевания, потребнос­ти в медицинской помощи, сложных шагов по отбору медицинского учреждения и врача, т. е. зависит не только от тяжести заболевания. Для социологии медицины важно построить типичные модели потре­бителей медицинских услуг.

Социально-психологические аспекты институциональных изменений поведения медико-социальных групп

Социальное поведение и технологии его изменения. Новые социаль­ные технологии позволяют модифицировать медицинское поведение личности и групп. Необходимо обучить людей элементарным навы­кам, которые могут облегчить их социальную и личностную адаптацию или позволить им жить более полноценной жизнью, несмотря на утрату трудоспособности.

Взгляд на проблемы стресса и болезни. Социологи и медики анализи­руют источники социального стресса в обществе и связь между стрес­сом и болезнью. Исследования этиологии различных болезней, включая ишемическую болезнь сердца, гипертоническую и язвенную болезни и неврозы подтверждают взаимосвязь между стрессом и возникновени­ем заболевания.

Социальная психиатрия и групповая психотерапия. Исследования вклю­чают в себя анализ социальных, юридических, этических и нравственных проблем, связанных с определением реакции общества на психичес­кие болезни; изучают социальную этиологию психических болезней и формирование здорового психологического климата как в трудовых коллективах, так и в обществе в целом. Путем адаптации социального окружения можно ограничить нетрудоспособность и социальную беспо­мощность человека в создавшихся условиях.

Общественное здравоохранение. Социологию медицины интересует влияние образа жизни и социального окружения человека (несчастные случаи, различные хронические болезни, социальная эпидемиология, загрязнение окружающей среды, профилактическая работа и пропаган­да здорового образа жизни, организация и планирование медицинской помощи) на деятельность системы здравоохранения.

Институциональные изменения в управлении здравоохранением

Политика здравоохранения и политическая деятельность. Западные со­циологи рассматривают политику здравоохранения как самостоятельную отрасль социологии медицины. Подход к здравоохранению как к поли­тической системе позволяет исследовать; насколько интересы политиков и специалистов-медиков влияют на развитие здравоохранения, получе­ние льгот и юридической защиты, определение социальных приоритетов на национальном уровне, на уровне регионов медицинских организа­ций, непосредственных представителей медицинских услуг.

Социология профессий, связанных со здравоохранением. Исследования социальной организации и взаимоотношений групп людей в рамках од­ной медико-социальной системы, исследования деятельности среднею медперсонала врачей, администраторов и людей, ответственных за фор­мирование политики здравоохранения. Изучаются вопросы саморегуля­ции медицинских работников в поликлинике, стационаре* лечебно-диагностическом центре и др.

Социальные аспекты экономики здравоохранения. Социология медици­ны не включает в себя экономику здравоохранения как таковую, но зани­мается медико-социологическим прогнозом результатов экономических реформ, проводимых в системе здравоохранения, и, может внести сущес­твенный вклад в разработку экономической концепции политики здра­воохранения путем исследования медико-социологических и экономи­ческих переменных.

Организация и управление структурами здравоохранения. Социология медицины изучает возможности использования социальных методов в уп­равлении коллективом медицинского учреждения, кооперации- инфор­мации и информационного пространства в развитии взаимоотношений между различными как частными, так и государственными организаци­ями — посредниками.

Юридические и этические проблемы. Медико-социологические исследо­вания в этой области социологии медицины касаются продления жизни пациентам с неизлечимой болезнью; развития трансплантологии; согла­сия на медицинское вмешательство; экспериментов на людях; абортов.

4. Прогностические функции системы здравоохранения.

Вопросы охраны здоровья населения, нужды и запросы людей, их пред­ставление о том, какой должна быть система здравоохранения, находят все большее отражение в медико-социологических исследованиях.

Разрозненные исследования и социологические опросы по отдельным регионам, конкретным ЛПУ и от случая к случаю не позволяют получить полное представление о реальном состоянии дел в системе здравоохра­нения и уровне здоровья населения.

Управление здоровьем населения требует учета факторов различной природы (медико-биологической, медико-социальной, эколого-антропогенной, социально-экономической), эффективной системы контроля и формирования единых социальных стандартов.

Для стратегического планирования здравоохранения и системы обя­зательного медицинского страхования нужно иметь четкое представле­ние о состоянии здоровья населения в конкретном регионе. Необходимо регулярное изучение медицинских, экономических, политических и со­циальных проблем охраны здоровья населения, т. е. создание постоян­ной системы сбора и оценки информации— медико-социологического мониторинга общественного здоровья и здравоохранения. Это будет инструментом для исследования социально-экономических процессов в сфере здравоохранения, анализа происходящих перемен и в перспек­тиве должно стать одним из основных методов прогноза как позитивных, так и негативных тенденций в медицине как социальном институте.

Целью медико-социологического мониторинга (МСМ) могут быть различные стороны здоровья населения, качества жизни пациентов, де­ятельности систем здравоохранения и ОМС. При этом объектом медико-социологического исследования является статистическая совокупность, состоящая из относительно, однородных единиц (половозрастные группы населения, лечебно-профилактические учреждения, врачи-специалисты и т.п.), в определенном времени и пространстве.

Цели медико-социологического мониторинга:

• установление и оценка факторов, вредно влияющих на здоровье чело­века;

• прогнозирование состояния здоровья населения;

• подготовка предложений по государственной политике в совершенствовании медицинского страхования и здравоохранения.

МСМ осуществляется путем:

• наблюдения за показателями здоровья населения с использованием всех информационных баз данных о состоянии здоровья граждан;

• сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения, качеством и объемами медицин­ской помощи и т.д;

• системного анализа и оценки получаемой информации.

МСМ осуществляется по нескольким направлениям, например:

• социально-экономическая активность, положение и социальный пор­трет потребителя медицинских услуг;

• социально-экономический портрет страхователей;

• экономико-социологическая характеристика поставщиков медицин­ских услуг;

• социально-экономическая активность и социальный портрет представителей медицинских услуг;

• роль системы обязательного медицинского страхования в расходах населения на поддержание здоровья.

Практическое использование результатов медико-социологических исследований

Дифференциация потока пациентов. Для адекватного медицинского обеспечения населения необходима информация как об уже оказанной медицинской помощи, так и о потребностях в ней. Для получения такой информации проводят медико-социологические исследования.

Данные МСМ помогают сравнить объемы «бесплатной» медицинс­кой помощи (за счет бюджета и средств ОМС) с общим объемом меди­цинской помощи, необходимой больным и оказанной населению в ме­дицинском учреждении. Однако по неудовлетворенным потребностям можно лишь косвенно судить о потребностях и качестве медицинских услуг. Важно знать, как потоки пациентов (спрос на медицинские услуги) зависят от типа и географического расположения медицинских учреж­дений. По отношению к конкретной территории (к конкретному ЛПУ) пациентов разделяют на внутренний и внешний потоки. К внутренне­му потоку относят пациентов, пользовавшихся медицинскими услуга­ми только на данной территории или в данном ЛПУ. Во внешний поток включают пациентов, обращающихся за медицинской помощью полно­стью или частично за пределами данной территории.

Например, в условиях обязательного медицинского страхования к внут­реннему потоку относят пациентов, застрахованных на данной террито­рии и прикрепленных к данному ЛПУ. Во внешний поток попадают застра­хованные на иных территориях РФ.

В ходе мониторинга важно отслеживать динамику обращений за ме­дицинской помощью. Величина потоков в лечебно-профилактичес­кие учреждения, расположенные близко к месту жительства пациентов, не является постоянной. Внешний поток может быть обусловлен закреп­лением плановой и экстренной стационарной помощи для жителей тех или иных районов за другими медицинскими учреждениями, а также воз­можностью получения частью населения медицинской помощи в специ­ализированных ведомственных учреждениях по месту работы.

Пример постоянного внешнего потока для Московской городской систе­мы ОМС: стремление части застрахованного населения РФ получить спе­циализированную медицинскую помощь только в медицинских учреждениях Москвы.

По данным удовлетворенного спроса в ЛПУ можно определить нера­циональное с точки зрения пациента расположение ЛПУ на территории и оценить интерес пациентов к муниципальным медицинским учрежде­ниям. Перераспределение внутреннего потока потребителей медицин­ских услуг по ЛПУ, расположенным на территории, можно объяснить объективными факторами:

• более слабой материально-технической базой по сравнению с другими ЛПУ (нет рентгенологической службы, узкий спектр функциональной диагностики, односменная работа узких специалистов, удаленность от лабораторной службы и пр.);

• реорганизацией и перепрофилированием в больничном (стационар­ном) комплексе консультативной, диагностической служб, стациона­ров дневного пребывания и т. д.;

• заинтересованностью ведомственных медицинских учреждений, располагающих мощным материально-техническим и кадровым потен­циалом, в обслуживании городского населения в условиях ОМС. Таким образом, данные МСМ позволяют оценить влияние распреде­ления ресурсов системы здравоохранения на общественное здоровье.

 

Оптимизация доступности квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Организация медицинской помощи, особенно вы­сококвалифицированной и специализированной определяется департа­ментами здравоохранения региона (и/или медицинским учреждением областного уровня), в то же время при планировании должны учитывать­ся мнения пациентов и медицинских работников. Важно изучать мнение потребителей медицинских услуг о доступности и качестве медицинско­го обслуживания на всех уровнях, а также мнение врачей о реализации их трудового потенциала, эффективности проводимых диагностических и лечебно-оздоровительных мер.

Мониторинг целевых программ е здравоохранении. Программа обеспече­ния граждан РФ бесплатной медицинской помощью (далее Программа) включает медицинскую помощь, оказываемую учреждениями здравоохранения за счет бюджетного финансирования и средств обязательно­го медицинского страхования. Целью Программы является выполнение государственных гарантий по обеспечению населения всех социальных групп бесплатной медицинской помощью и профилактическими мероп­риятиями установленного объема и качества.

К целевым программам в Московской системе здравоохранения относят­ся целевая диспансеризация населения; скорая и неотложная медицинская помощь; экстренная медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях (го­родская служба медицины катастроф); охрана здоровья матери и ребенка; вакцинопрофилактика; охрана здоровья подростков, студентов и учащихся средних специальных учебных заведений; лечение ветеранов (инвалидов) войн; лекарственное обеспечение, в том числе льготных категорий населения, ме­дицинская помощь больным с наиболее распространенными и социально зна­чимыми заболеваниями и т. д.

С целью повышения качества оказываемых населению бесплатных ме­дицинских услуг, совершенствования льготного лекарственного обеспече­ния декретированных групп населения и укрепления материально-техни­ческой базы отрасли необходим медико-социологический мониторинг:

• выполнения Программы государственных гарантий оказания гражда­нам РФ бесплатной медицинской помощи;

• социально-экономических результатов деятельности системы ОМС;

• социально-экономической активности и социального портрета пот­ребителя медицинских услуг;

• социально-экономического портрета представителей медицинских услуг (статуса врача в системе ОМС);

• социально-экономического состояния страхователей;

• отношения граждан к системе ОМС и реформам в здравоохранении;

• доступности и качества медицинского обслуживания в системе ОМС;

• медицинских технологий.

Спрос населения на медицинские услуги. Нормативная потребность в медицинской помощи не отражает всех нужд и запросов пациентов, поэтому спрос на медицинские услуги в известной мере определяет вза­имоотношения врача и больного. Больной становится полноправным субъектом этих отношений, если за ним признается право влияния (че­рез учет его интересов получить наиболее качественную для его возмож­ностей медицинскую услугу) на развитие системы здравоохранения.

Удовлетворение спроса на медицинские услуги является субъектив­ным критерием комплексной оценки потребности населения в меди­цинской помощи; оптимальности муниципальной медицинской сети; качества медицинской помощи и т.д. Исследования спроса населения на основные виды специализированной медицинской помощи с учетом половозрастного состава позволяют оптимизировать структуру ЛПУ. В связи с этим спрос населения на медицинские услуги является важным объектом медико-социологического мониторинга.

Отношение населения к реформам в здравоохранении. Здравоохранение является важнейшим институтом социальной защиты населения. Изме­нение экономической или политической ситуации в стране чаще всего влечет за собой реформирование системы здравоохранения. В боль­шинстве случаев изменения в структуре и организации системы здраво­охранения осуществляются с целью:

• реализации новых программ по улучшению здоровья населения;

• повышения доступности и качества медицинской помощи;

• достижения социальной справедливости при получении медицинской помощи;

• приведения потребностей населения в медицинской помощи в соот­ветствие с финансовыми и материальными возможностями в стране. Оценка реформ не всегда объективна. Так, в отношении бюджетно-страховой медицины большинство субъектов ОМС высказывается поло­жительно или более положительно, чем отрицательно. Население проявля­ет большое недоверие к работе медицинских учреждений в условиях МС.

Результат реформ здравоохранения может быть признан положитель­ным при улучшении:

• состояния здоровья населения;

• медицинского обслуживания населения;

• медико-технологических характеристик деятельности медицинских учреждений (используемые медицинские технологии, профилакти­ческая работа, диспансеризация, эффективность управления, ис­пользование медицинского оборудования, квалификация персона­ла, удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи, доступность различных видов медицинской помощи, эффективность использования имеющихся ресурсов и др.).

Информированность населения о деятельности ЛПУ страховых медицин­ских организаций. Хотя 90 % жителей имеют страховой полис, население плохо осведомлено об особенностях медицинского обслуживания в новых условиях. Данные МСМ по вопросам информированности граждан в сфере медицинской помощи могут служить основой для корректировки работы субъектов системы ОМС (ЛПУ, страховых медицинских организаций).

Защита интересов застрахованных в системе ОМС заключается в обес­печении прав граждан на получение необходимого объема качественной медицинской помощи. Обеспечение прав застрахованного реализуется на уровне субъектов ОМС: страховой медицинской организацией (СМО), ЛПУ и территориальным фондом обязательного медицинского страхо­вания (ТФОМС). О деятельности территориальной системы ОМС мож­но судить по числу жалоб и заявлений застрахованных, досудебных и судебных разбирательств, регрессивных исков. Все это зависит не только от состояния и качества медицинского обслуживания, но и от информированности населения и медицинского персонала о своих правах и обя­занностях. Несовершенство просветительской работы в системе ОМС, с одной стороны, ограничивает реализацию прав застрахованных в пол­ном объеме, а с другой ведет к необоснованному росту числа заявле­ний, жалоб и судебных исков.

При недостатке информации реализация прав застрахованного пе­ремещается с недопущения; их нарушения в область следствия, т. е. уже произошедшего нарушения.

Недостаточная информация порождает необъективную оценку качес­тва и экономической целесообразности медицинской деятельности.

Информированность населения важна для определения перспектив развития платных услуг в системе муниципального здравоохранения и повышения качества медицинского обслуживания;

Доступность и качество медицинской помощи. Доступность медицинс­кой помощи — это возможность потребителя получить необходимую по­мощь в то время и в том месте, когда и где это требуется, в должном объеме и по разумной цене. В стратегическом плане все население страны, вклю­чая мигрантов и вынужденных переселенцев, должно иметь доступ ко всем видам медико-социальной помощи, направленной на улучшение физичес­кого и психического здоровья и обеспечение реабилитации инвалидов.

Доступность медико-социальной помощи и справедливость в ее рас­пределении отражается в уменьшении разницы в состоянии здоровья различных социально-демографических групп населения.

Для оценки качества медицинской помощи используются данные по применяемым медицинским технологиям и медицинскому оборудо­ванию; объемах профилактической и диспансерной работы; хирурги­ческой активности; уровню квалификации персонала, а также равенству и доступности первичной медико-санитарной помощи для всех групп на­селения и регионов страны; доступности различных видов медицинской помощи; удовлетворенности пациентов медицинской помощью.

Обеспечение качества медицинской помощи в определенной степени связано с защитой прав застрахованного. Для повышения качества обслу­живания пациентов важно также знать мнение врачей и среднего медицинс­кого персонала. По мнению опрошенных врачей, на качество медицинской помощи существенно влияют экономические показатели работы ЛПУ

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 7723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.