КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальный статус врача
В системе оказания медицинской помощи врач является центральной фигурой, его позиция, поведенческие установки и практики в конечном счете определяют качество медицинских услуг. Положение самого врача в системе здравоохранения оценивается по приписываемым или достигаемым критериям и фактически определяет его социальный статус. Эта оценка может быть как личностной (личная привлекательность, индивидуальное ощущение престижа), так и объективной, так как самооценка тесно связана с внешней оценкой (социальная значимость), которой индивид наделяется в соответствии с его местом в общественной иерархии. М. Вебер рассматривал статус как показатель жизненных шансов и предлагал учитывать его как отличный от класса способ измерения уровней социальной стратификации. Согласно М. Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими, не связанными с собственностью различиями (мастерством и квалификацией), влияющими на возможности человека выполнять работу. Люди, принадлежащие к категориям профессионалов и управленцев, работают по найму, как и рабочие, но зарабатывают больше, и условия их труда лучше. Статус врача в системе здравоохранения определяется в первую очередь официальной социальной позицией этой профессии, формируемой государственной политикой (образование, официальная тарифная сетка, официальный престиж профессии и т. д.). Данные характеристики выражаются в отдельных статистических показателях (кадровое обеспечение, стаж работы, квалификационная категория, заработная плата), демографических (пол, возраст, семейное положение и др.) стандартах результативности (количество пролеченных больных, нагрузка на одного врача, численность населения на участке и др.), конечных результатах (количество расхождений диагнозов — врачебных ошибок, обоснованных жалоб и т. д.). Однако, оценивая статус врача исключительно статистическими методами, невозможно оценить доброту, милосердие, сочувствие медицинского персонала, семейное благополучие, обстановку в коллективе и т. д. Социальный статус врача — соотносительное положение (позиция) врача, определяемое по совокупности прав и обязанностей, социальных ожиданий, форм и объемов материального и морального вознаграждения, устойчивых норм поведения, обусловленных особенностями функционирования системы здравоохранения. Принято выделить критерии статуса врача: Экономический: экономический контекст врачебной деятельности; эффективность экономического стимулирования; структура текущих доходов; уровень и принципы оплаты труда; дополнительные работы и зарплата (официальная и теневая); стратегия повышения уровня зарплаты как показатель успешности деятельности врача. Профессиднально-должностной: профессиональная карьера; притязания; успех; трудовая мобильность; удовлетворенность своим квалификационно-должностным положением. Престижность: уровень оплаты труда; возможность переподготовки и повышения квалификации; место работы; опыт врачебной деятельности; мнение коллег-профессионалов; уровень образования; квалификация; коммуникации в системе здравоохранения и вне ее; доступность имущественных благ и привилегий; материальное вознаграждение; возможность решения бытовых проблем; возможности поддержания собственного здоровья и своевременная диагностика и лечение заболеваний. Социально-психологический: адаптация в коллективе медицинского учреждения; профессиональный рост; объем получаемых доходов; оснащенность рабочего места; авторитет в глазах коллег и пациентов; отношения с пациентами, коллегами, с администрацией; опыт и стаж работы; количество наград и поощрений; дополнительное образование; дополнительная нагрузка; коммуникационные каналы. В социологической теории Статус определяется не только размером и структурой доходов, но и индивидуальными и семейными стратегиями достижения соответствующего материального положения. Индивидуальные стратегии заключаются в усилиях самого врача, например, смена места работы, поиск дополнительных заработков, овладение современными методами диагностики и лечения и т. п. Данные стратегий называют активными в отличие от пассивных индивидуальных стратегий - обращений за материальной помощью в органы социальной защиты, благотворительные фонды или профсоюзные организации. Семейные стратегии сосредоточены на помощи родственников или использовании семейных ресурсов, например, сдача в аренду квартиры, продажа дорогостоящих вещей, работа на приусадебном участке. В рыночных условиях экономическое стимулирование любого вида деятельности, в том числе врачебной — ключевой регулятор спроса и предложения. При замене «бесплатного» медицинского обслуживания советского времени на страховую и частную практику лечения важной составляющей социально-экономического статуса врача становится материальное положение: текущие доходы и уровень благосостояния (обеспеченность предметами длительного пользования). Обе составляющие оцениваются объективными статистическими показателями и субъективными оценками удовлетворенности. Параметры должностного и профессионального статуса врача задаются жесткими рамками трудового поведения. Признаваемая сообществом и соответствующая социальным нормам и интересам профессиональная карьера — сознательно выбранный путь профессионального или должностного продвижения, результатом которого является достижение определенного «желаемого» статуса. В трудовой биографии каждого врача карьера реализуется по-разному в соответствии с личностными представлениями об успехе, наличием необходимых ресурсов (материальных, культурных, сетевых и др.) ипредставлениями о приемлемых способах ее достижения. В целом профессиональную карьеру можно рассматривать как один из видов социальной мобильности личности. При этом движение вверх по должностной лестнице оценивается как вертикальная карьера, а содержательное освоение профессии, профессиональный рост – как горизонтальная карьера. Для врача наиболее важна горизонтальная карьера: работа в частных клиниках, в страховых медицинских компаниях, за рубежом и т. д. Критерии профессионального уровня врача включают в себя ученую степень, наличие публикаций, преподавание в вузе, которые, в свою очередь, позволяют врачу претендовать на более высокие статусные позиции. В достижении желаемого профессионального статуса существенны представления врача об успехе. В структуре представления об успехе можно выделить 3 ключевых момента: • успех оценивается (следовательно, существует некая система мер); • успех отмечается (следовательно, существует набор знаков и символов, определяющих это понятие); • успех признается (следовательно, существует «жюри», которое и дает оценку). Все эти критерии оценки входят в структуру мотивации человека, направляют его активность и ложатся в основу стратегии карьерного роста. Успех может быть определен по отношению к значимым для человека критериям. Для самого человека восходящая иди нисходящая мобильность выражается в реализации его модели жизненного успеха. Модель успеха всегда существует в голове человека, и он пытается воплотить ее в жизнь. На разных этапах жизненного цикла критерии успеха могут меняться, кроме того, в сознании могут сосуществовать различные модели успеха. В основе лежит усвоенная человеком шкала престижа профессий и соответствующие ей образцы социальных достижений (ценностей на шкале социального престижа), а также уровни профессиональных притязаний. Образцы социальных достижений выступают целью поведения человека (идеальный аналог социального статуса, которого предполагается достичь в будущем). Кроме того, они являются своеобразным эталоном для сравнения и корректировки собственного поведения. В профессиональном престиже врача, помимо материальной составляющей — оплаты труда, важен и социально-психологический фактор — удовлетворенность работой, возможность наиболее полно реализоваться в профессиональной сфере. Согласно теории Уорнера, который разрабатывал эту тему с 20-х годов прошлого столетия, престиж — это социально-психологическая категория: индивид или социальная группа могут пользоваться им до тех пор, пока их ожидания (требования) признаются другими, желающими выразить свое почтение. Следовательно, статусные различия в этой типологии зависят от осознания ранжирования по престижу. Это американский подход, индивидуальный престиж несколько отличен от европейской традиции, в которой статус характеризует объективную позицию, объем прав и привилегий, а не только самоощущение. Престиж можно считать и социально-психологической категорией, если ожиданиям престижа соответствует общественное признание: Престиж имеет как личностное, так и объективное измерение. Престиж с экономической (рыночной) стороны связан с наличием или отсутствием спроса на конкретные врачебные специальности и специализации. Если медицинская услуга (как результат работы врача) пользуется спросом, то предложение такой работы будет ограниченным. В этом случае удовлетворение от получения престижною места связано с его исключительностью. Понятие престижа целиком и полностью закрепилось за рыночной медициной, став ее синонимом. Для престижа профессии врача важны образование, квалификация и специализация, которые определяют конкретные предложения на рынке медицинских услуг. Престижной может быть как специальность, так и место работы. Врачи имеют возможность больше заработать в таких областях, как стоматология, урология, гинекология, дерматовенерология, эндохирургия, там, где услуги могут оказываться на платной основе. Современная иерархия престижа является дополнительным фактором утечки лучших врачебных кадров из государственной медицины. Если есть предложение, существует и спрос, но он ограничен для определенных категорий врачей. Среди этих ограничений — возрастные рамки: предпенсионный возраст; квалификационные и профессиональные требования: наличие особого образования, достаточный стаж работы, высокая квалификация, дефицитная специализация; Дополнительно оцениваются и индивидуальные качества претендента, умение качественно выполнять работу, быть занятым полный рабочий день, мобильность. Статус врача внутри ЛПУ во многом определяется его взаимоотношениями с пациентами. С введением системы медицинского страхования, с одной стороны, пациенты стали более требовательны к качеству лечения, а с другой — мало что изменилось в материально-техническом положении ЛПУ. Часто это противоречие становится основной причиной конфликтов между недовольным пациентом и не виноватым в данном положении врачом. Способность избежать такого конфликта или сгладить его повышает статус врача в коллективе. В условиях рыночной экономики материальный фактор заметно усложнил взаимоотношения врача с пациентом. Основной этический принцип, равенство всех перед болезнью требует полной профессиональной включенности врача вне зависимости от личности, статуса и финансовой состоятельности больного. Новые рыночные практики требуют разного отношения к «тем, кто платит» (ДМС, платные услуги, частные практики), и к «тем, кто платит мало» (ОМС, «бюджетники»). В связи с формированием рыночных отношений, к сожалению, сформировался даже новый элемент «врачебной этики»: быть более внимательными, предупредительными к больным платежеспособной категории, причем подчас на глазах остальных пациентов. 3. Социальное взаимодействие врача и пациента Правила медицинской этики в отношениях врача и пациента вытекают из многовекового профессионального опыта и общечеловеческих качеств. Поддержание здоровья представляется как партнерство врача с пациентом. Врач воспринимает пациента как личность со своим миром духовных ценностей, своими привычками, особенностями. Врач умеет успокоить больного, понять его стыдливость, не выпытывать в присутствии других подробности интимных сторон его жизни и заболевания. Врач не должен обидеть больного скепсисом, пренебрежением, невнимательностью или грубостью. Не всякий человек достоин уважения, но всякий достоин сострадания. К сожалению, часто врач спешит, не умеет выслушать пациента, не может скрыть личные симпатии или антипатии, не умеет выбирать слова в разговоре с больным. В основе большинства конфликтных ситуаций между пациентом и врачом лежит неумение последнего наладить контакт. Пренебрежение личностными психическими реакциями в исследовании болезненного процесса, в установлении контакта с больным и в проведении лечебных мероприятий может привести к ряду неблагоприятных последствий. Иногда психическая реакция определяет состояние больного больше, чем его болезнь. Терапевтический процесс подразумевает активную работу пациента, отсутствие такой активности снижает эффективность лечебных процедур. Выполнение пациентами предписаний врача зависит от многих факторов. Во-первых, пациент может просто не понимать, что ему говорит врач. Однако даже если пациент понимает врачебное назначение, он нуждается в дополнительной подготовке, обучении, чтобы его выполнить. Во-вторых, пациент может руководствоваться не тем, что ему сказал врач, а своими собственными соображениями (снизить дозу лекарства, сделать перерыв в лечении, прервать поддерживающее лечение для того, чтобы «освободиться от лекарства»). В-третьих, при длительной терапии пациент оказывается неспособным регулярно принимать лекарства. Почти половина пациентов декларируют свое право знать правду о болезни и претендуют на то, чтобы врач учитывал их мнение. Вместе с тем лишь треть заявляет, что хочет все знать и иметь возможность выбора действий. Однако лишь 10—20% больных по крайней мере 1 раз пытались получить информацию из более или менее надежных источников, независимых от лечащего врача. К более серьезным источникам информации (медицинские книги или журналы) пациенты прибегают еще реже. Половина пациентов получали информацию только от лечащего врача и медсестер и каждый третий — от других пациентов. Пациенты хорошо чувствуют, что врач не имеет времени и желания вдаваться в подробности, и потому не хотят быть ему неприятными. Это естественные человеческие желания, которые усугубляются слабостью, ранимостью, подавленностью больного, его реальной или воображаемой зависимостью от врача. В отдельных случаях конфликтные ситуации связаны с элементарными коммуникативными ошибками, совершаемыми врачом. Если, назначая лечение, врач говорит: «Попробуйте вот это лекарство» или «Попробуем еще одно лекарство», то пациент может оценить эту ситуацию как элементарное профессиональное невежество врача. Больной активно лечится только у того врача, которому доверяет. За утратой доверия следует разочарование, эффект лечения резко снижается. Больной, обращаясь за медицинской помощью надеется на участие, внимательное отношение и сострадание со стороны врача, и врач не может (не должен) обмануть надежды больного. При правильном поведении врача, соблюдении деонтологических положений доверие к нему должно появиться уже после первой беседы, а авторитет — в течение нескольких недель. Часто резкое изменение своего поведения непосильно для пациента. При работе с пациентом необходима индивидуальная гибкая программа с учетом конкретных потребностей человека, его образовательного и социального статуса. Индивидуальный подход врача и обратная связь с пациентом позволяют значительно больше изменить поведение и повысить информированность обратившегося за медицинской помощью. Пациенту предоставляются в доступном виде сведения о состоянии его здоровья, и при выборе тактики помощи врач обязательно вовлекает пациента в принятие решения. По окончании лечения пациента обучают самосохранительному поведению, связанному с перенесенным заболеванием, учат распознавать и справляться с незначительными нарушениями, инструктируют, в каких случаях следует обращаться за медицинской помощью. Пациент; зная заключение врача, может сам выбрать приоритеты поведения. Однако только врач определяет способы лечения с учетом личности пациента. Конкретные цели по улучшению здоровья должны быть оговорены с пациентом и зарегистрированы в амбулаторной карге или истории болезни. Необходимо обсуждать те моменты поведения, которые должны быть изменены, уделяя внимание культурным навыкам больного и тем его психологическим характеристикам, которые могут помешать или способствовать успеху. После разработки стратегии изменения поведения предлагается программа последующих визитов или телефонных контактов для анализа положительных изменений. Обратная связь повышает шансы на успех. Пациенты, которые преуспели в одной своей попытке, захотят продолжить этот путь. Например, отказ от курения позволяет человеку более активно заниматься спортом, что, в свою очередь, может заставить его изменить режим питания. Врач обязан заботиться о своем авторитете, беречь и развивать его как элемент лечебного воздействия. Стремление к авторитету — не только личное дело врача, это его обязанность и предмет заботы всего общества. Совершенствование профессиональных знаний, повышение квалификации — одно из главных положений медицинской деонтологии. Широко образованный врач может более доходчиво и убедительно объяснить сущность того или иного явления, связанного с физиологией и патологией человека, как и чем можно помочь больному, что для него полезно или вредно и т. п. Врач низкой квалификации, решая сложные вопросы, может допустить ошибки из-за профессионального невежества, которые повлекут тяжелые последствия. Взаимодействия врача и пациента зависят от: • эффективности подходов к изменению поведения пациента; • конструирования потенциальной эффективности медицинской услуги (возможность выполнить обследование, скрининговые тесты, использование лекарственных средств и медицинских ресурсов амбулаторной помощи); • помощи в выборе тех факторов, которые уменьшают страдания пациента • контроля за состоянием пациента путем последующих контактов; • включения в работу с пациентом среднего медицинского персонала, семьи; • привлечения специалистов для оценки эффективности медицинской помощи; • разработки превентивных мер по профилактике патологических состояний; Врач добровольно возлагает на себя моральную ответственность за неблагоприятные исходы лечения. Эта ответственность требует максимальной отдачи духовных сил. В свою очередь, общество в целом и государство как один из главных социальных институтов обязаны гарантировать врачам достойное существование и жизненные перспективы; Главная цель профессиональной деятельности врача — сохранение жизни человека и повышение ее качества путем оказания неотложной, плановой и превентивной медицинской помощи. Несмотря на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников и повышение профессионального уровня врачей, все же встречаются врачебные ошибки, конфликтные ситуации, которые могут резко снижать общественную полезность врачебной деятельности. 4. Социологические аспекты медицинских профессий Медицина наряду с юриспруденцией стала одной из первых областей, которые теперь принято называть профессиями. По Т. Парсонсу, профессия определяет свой собственный уровень образования и подготовки. Обучающийся профессии студент проходит обширный курс подготовки и социализации. Профессиональная деятельность признается законной при наличии лицензии. Выдача лицензий и допуска к деятельности осуществляется представителями этой профессии. Большая часть законов, относящихся к профессии, формируется самой профессией. Профессия добивается выгоды в доходах, власти и положении и может требовать наиболее высокого уровня подготовки студентов. Профессионал относительно свободен от оценки своего труда непрофессионалами. Нормы деятельности, налагаемые профессией, часто более требовательны, чем официальный контроль. Члены профессионального сообщества имеют развитое чувство единства со своей группой в трудовой деятельности. Профессия в большинстве случаев остается делом всей жизни. В социологии профессий, связанных с медициной, важны исследования взаимоотношений между группами специалистов, различной занятости и профессий в рамках одной социальной системы — системы здравоохранения. В западной социологии медицины основное внимание уделяется исследованиям деятельности медсестер, врачей, администраторов и управленцев (формирующих политику здравоохранения). В основном анализируются процессы адаптации работников к собственно медицинским нуждам. Все более пристальное внимание уделяется исследованиям социальных различий между разными специальностями и их связи с социокультурной ситуацией. Остается актуальной проблема саморегуляции (каким образом врачи осуществляют влияние друг на друга и на работу всего медицинского персонала) в поликлинике, стационаре, лечебно-диагностическом центре и т. д. Качество работы и профессионализм медицинских работников во многом зависят от условий их жизни, возможностей профессионального роста и развития. Медицинские профессии постоянно претерпевают определенные изменения. Это связано не только с экономическими преобразованиями системы здравоохранения, но и с социальными изменениями, изменениями в отношении к здоровью и болезни. Важны социологические исследования результатов внедрения научных достижений в медицинскую практику; престижа деятельности всей системы здравоохранения (начиная от участкового врача до научно-исследовательского института); последствий перехода системы здравоохранения к работе в условиях рыночной экономики.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 10833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |