КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Правовой статус личности
1. Институт гражданства: понятие, принципы, способы приобретения и прекращения 2. Права человека и гражданина 3. Юридические обязанности
1. Институт гражданства: понятие, принципы, способы приобретения и прекращения Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Подданство – правовая связь человека и государства при монархии. Граждане государства – лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству данного государства. Только они обладают всеми правами, свободами, несут все обязанности. Иностранные граждане – лица, обладающие документами о принадлежности к гражданству другого государства. Двойное подчинение: правопорядку страны пребывания и собственного государства. Защищаются собственным государством. Не обладают политическими правами. Лица без гражданства (апатриды) – лица, не имеющие документов о принадлежности их к гражданству ни одного из государств. Защищаются страной пребывания. Не обладают политическими правами. Беженцы – лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований, военных действий, иных форс-мажорных обстоятельств. Их правовой статус не отличается от статуса лиц без гражданства. Защищаются страной пребывания. Не получают статус беженца лица, уголовно преследуемые. Не обладают политическими правами. Лица с двойным гражданством (бипатриды) – подчиняются законодательству страны постоянного проживания. Ватикан – обязательное, Китай – не допускает. Принципы гражданства: - единое гражданство (без различия субъектов и территориальных единиц); - равное гражданство (без различия, каким путем получено); - недопустимость лишения гражданства или одностороннего изменения со стороны государства (для РФ, ФРГ; а в США - можно); - постоянное гражданство (сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами государства, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом и т.д.); - защита и покровительство граждан со стороны государства. Способы приобретения гражданства
По рождению (филиация) - право крови – лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения (страны Европы); - право почвы – лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей (в странах Нового света). Натурализация (укоренение) - индивидуальный прием в гражданство заинтересованного лица по его просьбе. Добровольность. Срок проживания, знание языка, «чистая биография», доказать полезность государству… Упрощенный порядок приобретения гражданства – семейный (через брак с иностранным гражданином или усыновление иностранного гражданина). Автоматическая натурализация детей в связи с натурализацией родителей. Обратного порядка нет. Пожалование гражданства – осуществляется не от индивидуального лица, а по инициативе компетентных органов государства. Обычно за особые заслуги перед государством. Приобретение гражданства в исключительном порядке по международному договору устанавливается на определенный срок, касается определенных категорий, связан с массовыми переселениями людей, с территориальными изменениями. Трансферт – переход населения какой либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому (осуществляется автоматически). Оптация – если население возражает против трансферта, это можно откорректировать правом выбора гражданства, заинтересованные лица имеют право сохранить прежнее гражданство. Реинтеграция – восстановление в гражданстве (как следствие лишения гражданства или по правопреемству – ФРГ, РФ). Утрата гражданства: - фактическая смерть гражданина, либо признание гражданина умершим; - автоматическая форма утраты гражданства – если человек, например, участвовал в выборах другого государства (США); - выход из гражданства – на основании решения компетентных органов государства, выносимых по просьбе заинтересованного лица (РФ); - лишение гражданства – по инициативе компетентных органов в отношении лиц, совершивших преступление против государства (США).
2. Права человека и гражданина Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. Структура правового статуса: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего (статусного) типа. К основным принципам правового статуса личности относятся следующие: - права и свободы принадлежат человеку от рождения; - никто не вправе лишить человека прав и свобод или ограничить их без законных на то оснований; - осуществление прав и свобод одним человеком не должно нарушать права других лиц; - конституционный перечень прав и свобод человека не является исчерпывающим; - все равны перед законом и судом; - использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя страны запрещается. Под правовой статус личности подводится современная законодательная база (Всеобщая декларация прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. и др.) Приоритет международного законодательства. Высшая ценность - человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, безопасность и личная неприкосновенность. Правовой статус свободен от идеологических и классовых подходов. Переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «все, что не запрещено, разрешено» (вместо «все, что не разрешено, запрещено»), усилена судебная защита прав граждан, презумпция невиновности. Виды правового статуса. Различают: а) общий, или конституционный, статус гражданина; б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев; е) статус российских граждан, находящихся за рубежом; ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.; з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (оборонных объектов, секретных производств). Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Права и обязанности предоставлены и гарантированы Конституцией. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.) Имеют свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека. Конституционные права и свободы принято классифицировать на следующие группы: личные, политические, социальные, культурные, экономические. В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: - первое - это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями; - второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; - третье - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения и т.д.) право на социальное и экономическое развитие, право на распоряжение природными ресурсами, право на культурное наследие.
Механизм реализации правового статуса личности - совокупность правовых и организационных методов, направленных на достижение реальной возможности и условий для наиболее полного самовыражения человека в обществе. ООН. Совет по правам человека. Совет Европы. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Уполномоченный по правам человека. В составе парламента России - Федерального Собрания - предусмотрена такая должность. Парламентский уполномоченный назначается Федеральным Собранием на совместном заседании его палат только на один срок (5 лет), подотчетен ему и обладает депутатской неприкосновенностью. Уполномоченный по правам человека не наделен властными функциями. Он - арбитр между властью и обществом. Независимость и неподотчетность государственным структурам или должностным лицам. Принимаемые Уполномоченным в рамках его компетенции решения не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, в том числе органами правосудия и прокуратуры. В то же время деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность государственных структур, предназначенных обеспечивать защиту прав и свобод граждан. Она способствует совершенствованию их работы в этой области. Уполномоченные учреждаются в целях создания дополнительных гарантий защиты прав и свобод личности, укрепления атмосферы доверия между гражданином и аппаратом управления, действующим от имени государства. Впервые такая должность была введена в практику контроля за государством в Швеции (1809 г.), где она имеет название омбудсмен. В Швеции, Финляндии (1919 г.), Норвегии (1952 г.), Дании (1953 г.) его называют парламентским омбудсменом. В Великобритании (1967 г.) - парламентским комиссаром, на Кипре (1991 г.) - комиссаром по вопросам администрации, в Нидерландах (1983 г.) - национальным омбудсменом, в Греции (1969 г.) - защитником граждан, во Франции (1973 г.) - посредником Французской Республики, в Португалии (1976 г.) - уполномоченным по делам правосудия (проведором). Маастрихтский договор 1992 г. также ввел в систему органов Европейского Союза институт омбудсмена. Совет Европы учредил должность Комиссара по правам человека Совета Европы. Необходимость создания института омбудсмена наиболее актуальна в государствах с межэтническими и конфессиональными проблемами. Институт омбудсмена создается только в соответствии с конституцией или специальным законом. Все омбудсмены в странах СНГ и Балтии избираются парламентами. Уполномоченный не вправе заниматься партийной, иной политической и коммерческой деятельностью. Расширение возможности граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России. Помимо Конституционного Суда РФ законом предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах Федерации. С 1998 г. граждане России могут обращаться в Страсбургский суд по правам человека. Под юрисдикцию Европейского суда по правам человека, которая обязательна для всех государств - членов Совета Европы, подпадают все вопросы, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и протоколов к ней. Ответчиком в Суде может выступать исключительно само государство. Порядок подачи жалобы в Европейский суд расписан в специальных Правилах процедуры суда. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или группы частных лиц, по утверждению которых они являются жертвами нарушения признанных Конвенцией их прав соответствующим государством. Суд принимает дело к рассмотрению лишь после того, как были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты и в течение 6-ти месяцев после даты принятия внутригосударственными органами окончательного решения по делу. Пошлина при обращении в Европейский суд не оплачивается. Расходы, связанные с деятельностью суда, берет на себя Совет Европы. Если в силу особых обстоятельств Суд не примет другого решения, заседания его являются открытыми. При удовлетворении Судом, например, гражданского иска гражданина того или иного государства и принятии соответствующего судебного решения соответствующее государство должно не только возместить ущерб, но и определенным образом корректировать свое законодательство, правоприменительную практику. Европейская конвенция о защите прав человека и гражданина и основных свобод - это нормативно-правовой акт прямого действия, ссылки на положения которого содержатся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, принимающего во внимание также прецедентную практику Страсбургского суда.
3. Юридические обязанности личности
Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении. Соотношение прав и обязанностей создает режим наибольшего благоприятствования для повседневной жизнедеятельности людей. Это разумный баланс интересов всех членов и составных частей общества, способствует достижению согласия, взаимопонимания и социального компромисса между ними. На практике многим правам нередко придавалось столь же непререкаемое (императивное) значение, статус обязанностей (например, праву участвовать в выборах, праздничных демонстрациях, разного рода соревнованиях, других кампаниях). Дебатировался даже вопрос, наказуем ли отказ от права? Вообще, многое тогда строилось не на законах, а на командах и волевых решениях. Действовало "партийное право". Юридические основания попросту игнорировались. Были и другие перекосы в данной проблеме, заслуживающие негативной оценки. В частности, на первый план обычно выдвигались и постоянно подчеркивались обязанности граждан перед государством и почти ничего не говорилось об обязанностях государства перед гражданами. Такого рода обязанности даже не были закреплены в Конституции. Проблема единства (сочетания) прав и обязанностей многоплановая. В ней можно выделить ряд аспектов: исторический, социально-политический, философский, юридический, нравственный, психологический и др. Права плюс обязанности, свобода плюс ответственность - такова аксиома нормальной жизнедеятельности людей. Это разумно, справедливо, демократично. Нарушение данного принципа, в сущности, всегда является социальной аномалией. Обязанности - реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Причем с юридической точки зрения требования эти выражают политико-нравственный минимум, а не максимум. Максимум выражает мораль. В Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. ст. 15, 44, 57 - 59). Уважать права других людей, не нарушать чужие права, не препятствовать осуществлению прав других, не злоупотреблять своими правами.
Лекция 9. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
1. Гражданское общество: понятие, сущность, принципы Устойчивость дифференцированного состояния клеток 2. Развитие идеи правового государства 3. Условия становления правового государства 4. Понятие, сущность и структура правового государства 1. Гражданское общество: понятие, сущность, принципы В классической либеральной модели взаимодействия государственной власти и общества (англо-американская политическая мысль: Гоббс, Джефферсон, Локк, Мильтон, Франклин) гражданские права и свободы первичны, а государство выполняет лишь регулятивные функции. Отстаивание идеи свободы человека и неотъемлемости, неотчуждаемости его естественных прав. Цель и предназначение государственной власти - обеспечение "всеобщего блага", защита интересов человека. Согласно этатистской концепции (от франц. "etat" – государство, характерна для европейских стран: Руссо, Монтескье, Гегель), государство - целостный социальный, политический и нравственный огранизм, как основа функционирования и взаимодействия политического механизма и индивидов. Объединение людей в общество, социум возможно исключительно посредством механизма государственной власти. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как "гражданин", "гражданство". Не могло быть гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса. Термин "гражданское общество" выражает определенный тип общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Это более высокая ступень в развитии социальной общности. Не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому, как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель. Понятие гражданского общества не нашло четкого отражения в российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.). Представления о гражданском обществе прошли длительную эволюцию. Аристотель, Платон, Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо. Сам термин "гражданское общество" стал устойчиво употребляться лишь в XVIIIв. Гумбольдт, Кант, Гегель, Вебер и другие под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства. Речь шла о невмешательстве власти в "гражданские дела" личности, частную жизнь людей. Это обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициативы, предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль "ночного сторожа", "арбитра". Макиавелли - сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы. Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма. Кант - гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина. Гегель - гражданское общество - это система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Главным элементом выступает человек - его роль, функции, положение. Отдельная личность является для самой себя целью; ее деятельность направлена прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных). В то же время личность может удовлетворить свои запросы только находясь в определенных отношениях с другими людьми. Таким образом, вопрос о гражданском обществе был поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Принципы гражданского общества: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Гражданское общество - не государственно-политическая, а экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, отношения между ними. Роль государства - охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство вести общие дела, не мешать нормальному течению экономической жизни, защищать права и свободы человека и гражданина. В гражданском обществе недопустим статус подданного, сословные чины, привилегии, кастовые различия. Центральное место занимает человек, гражданин, личность. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу. Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др. Собственность - главная предпосылка свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, а в процессе нормального цивилизованного развития. Рынок - самоорганизующаяся система, но государство должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство должно переключить внимание в те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано четко выполнять свои изначальные функции (охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт и т.д.) Монополия государства на некоторые отрасли хозяйствования. На рынке же должны действовать свободные, но законопослушные собственники. Джефферсон (третий Президент США): "Лучшее правительство то, которое меньше правит". Оно должно меньше командовать, а больше следить за ее нормальным развитием. Государство нужно, прежде всего, для создания организационно-правовых основ жизни. Рынком управляет не только невидимая рука экономических стимулов и интересов, но и властные структуры, призванные направлять эти механизмы в нужное русло. Централизованное воздействие сохраняется через налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, законы, социальные институты, политическую стабильность, выработку общих ориентиров и приоритетов, поддержку базовых отраслей промышленности, протекционизм. Государство призвано курировать науку, культуру, образование, здравоохранение, социальную сферу, содействовать осуществлению прав человека. Превращение общества в некое безгосударственное образование опасно. Итак, гражданское общество - совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений. Гражданское общество и правовое государство - не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Становление гражданского общества - долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. В гражданском обществе действует известный в мировой практике общеправовой либерально-демократический принцип "что не запрещено, разрешено". Это касается физических и юридических лиц как субъектов рыночной, хозяйственной, гражданско-правовой деятельности, но не государственных властных структур, должностных лиц, которые обязаны придерживаться другого правила: "Все, что не разрешено, запрещено". Принцип возник в свое время как отражение объективных потребностей в период становления капиталистических отношений. Подобный подход рассматривался как необходимая предпосылка успеха, как шанс для каждого реализовать себя, свои знания, способности, добиться всего самому легальным путем. В этом суть индивидуальной свободы, идеи равных возможностей, равных стартовых условий. Дальше все решают личные качества, инициатива. Будь законопослушен, плати исправно налоги - и поступай как знаешь (заводи собственное дело, торгуй, производи, извлекай прибыль, доход и т.д.), соблюдая при этом общепринятые нормы поведения. Власть, закон должны лишь очерчивать общие границы, стоять на страже порядка, устанавливать честные и обязательные для всех правила игры. Человек может по своему усмотрению распоряжаться своей собственностью, правами, опытом, талантом, честно нажитым капиталом. Ему не нужно для этого какого-то особого разрешения. Роль государства здесь не в том, чтобы командовать, куда поворачивать руль, с какой скоростью ехать, что везти и т.д., а в том, чтобы расставить дорожные знаки и направить движение по нужной дороге, следить за тем, чтобы на этой дороге был порядок, чтобы все соблюдали правила движения, дабы не столкнуться. В остальном участники рейсов свободны, они сами прокладывают свои маршруты, сами определяют их цели и конечные пункты. Принцип дозволения основан на доверии и добросовестности субъектов общественных отношений. В полной мере осуществим лишь в зрелом гражданском обществе, каковым Россия пока не является. Этот принцип - необходимое условие пользования личностью принадлежащими ей основными правами. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и благосостояния в демократическом обществе. 2. Развитие идеи правового государства Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов Велькера, фон Моля, Шайста и др. Введение самого термина принадлежит фон Молю (30-е гг. XIX в.) Но идеи гуманизма, свободы, господства права и закона прослеживаются в древности. Платон в трудах "Государство", "Политика", "Законы" проводил мысль о том, что там, где "закон не имеет силы и находится под чьей-то властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях". На смену демократии, "свободе в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие", неизбежно приходит тирания. Только там, заключал Платон, "где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги". Аристотель проводил мысль о том, что там, где отсутствует "власть закона", нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем". Цицерон: государство является достоянием народа, понимаемым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство – это "общий правопорядок". В основе права должны лежать разум и справедливость. Права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. "Истинный закон" – это "разумное положение, соответствующее природе, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им..." "Под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане". Любой закон должен "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам. Древний Китай: "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью". Философские основы теории правового государства создавались и развивались немецким философом Кантом. Необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, отчуждает их. Концепция правового государства Канта: 1. Источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей. 2. Человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом. 3. В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом". 4. Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других. 5. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми. 6. Государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Философы 18 в. полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (государству произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, с неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Монтескье: - формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; - принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; - "правильная" форма государства - демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; - любовь к отечеству, уважение к закону, поддержка существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрана семейного достояния. Вопросы теории правового государства в России затрагивали в своих работах Чичерин, Кистяковский (XIX в.), Алексеев, Гессен, Котляревский (начало XX в.) Концепция правового государства отвергалась советской властью, т.к. она поднимала право над государством, проповедовала "господство", "примат", "первенство" права. Считалось, что право не может на равных конкурировать с властью, так как выступает ее инструментом, средством, орудием и т.д. Особенно когда речь шла о "диктатуре пролетариата", которая представляла собой "ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на силу опирающуюся власть" (В.И. Ленин). Современная отечественная политология и российская юриспруденция в концепции правового государства начала усматривать положительную направленность с конца 80-х гг. XX в. Итак, теория правового государства стала включать: - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; - верховенство правового закона; - взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом"; - установление реальных гарантий прав и свобод личности. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов. Суть государства правового в характере законов, их направленности на личность. Хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность - основное условие блеска его. Любое государство пытается позиционировать себя как правовое. В прямой или косвенной форме принцип правового государства закрепляется в конституциях, в текущем законодательстве государств (Испания, ФРГ, Австрия, Греция, Италия, Франция, Швеция, Швейцария, РФ и др.) Формирование правового государства - сложный и длительный процесс, при наличии экономических, политических нравственных предпосылок. Правовое государство невозможно декретировать. В высокоразвитых странах Запада процесс формирования правового государства занял целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля о правах (1689 г.); в США - Декларации о независимости (1776 г.); во Франции - Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) В большей или меньшей степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определенными оговорками. Несмотря на региональные особенности этих стран, во всех был подъем материального и духовного уровня жизни населения, развитие общей, политической и правовой культуры, провозглашение приоритета прав над политической силой, приоритета международного законодательства над национальным.
3. Условия становления правового государства 1. Высокий уровень материального обеспечения населения (постиндустриальная экономика, развитая инфраструктура, экономический плюрализм, основная масса населения – средний класс). 2. Высокий уровень культуры (связан с историческими корнями духовной жизни народов, природными и социальными условиями, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, с образом мышления. Рост культуры требует больше времени и усилий, чем рост экономики. В любом, даже достаточно развитом, демократическом обществе будут добро и зло, правда и неправда, прогрессивные и репрессивные силы, господство права и факты беззакония, социальные противоречия и разнородные интересы. Но должно быть преобладание позитивных черт над негативными). 3. Демократия и политический плюрализм (но не власть толпы – охлократия. Меньшинство может отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и свободно. Выявление интересов различных слоев общества и принятие решений на основе консенсуса интересов, позиций, платформ, мнений). 4. Деидеологизация общества и управления 4. Понятие, сущность и структура правового государства Идеи римских мыслителей: "Пусть рухнет мир, но восторжествует закон", "Закон - это то, что народ приказывает и устанавливает", "Закон должен быть выражен в словах, внушающих трепет", "Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными", "Закон - основа государства". Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям. Процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, из обычаев, традиций. Но, в конечном счете, право исходит все же от государства как официального представителя общества. Так что без его ведома, или вопреки его воле "свое" право никто создавать не может (суверенитет власти). Естественные права личности государство обязано признавать, уважать, защищать, способствовать их осуществлению. В то же время, право легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности. Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается верховенство закона, гарантирующее права и свободы человека. Признаки: 1) верховенство закона во всех сферах жизни общества. Верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, издаваемых министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон; 2) разделения властей по горизонтали и вертикали (политическая власть всегда стремится к превышению своих пределов); 3) взаимная ответственность личности и государства; 4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность (каждый свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом…); 5) политический и идеологический плюрализм, свободное функционирование различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов; 6) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; 7) стабильность законности и правопорядка в обществе. 8) законодательное закрепление независимости судебной власти.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |