Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии отбора элементов политической системы

В обществе могут создаваться и действовать различные общественные объединения. К их числу относятся общественные творческие и профессио­нальные организации, такие как союзы художников, архитекторов, адвока­тов, профессиональные союзы угольщиков, работников госучреждений, мо­лодежные, женские объединения, организации по интересам, самодеятельные формирования, политические партии и т.д. Однако не все они могут быть участниками политических отношений и входить в политическую систему.

Для того, чтобы правильно определить структуру политической системы общества, необходимо найти критерии отбора ее элементов (М/м лекция № 6, слайд № 6). Представляется, что в качестве таких критериев могут быть использованы:

1) внутренняя упорядоченность (организационный критерий);

2) политическая направленность деятельности (политический критерий);

3) наличие программ, положений, уставов, отражающих цель создания соответствующей организации (программный критерий).

Внутренняя упорядоченность элементов политической системы в качестве критерия отбора ее элементов предполагает необходимость внешнего структурирования деятельности той или иной организации (М/м лекция № 6, слайд № 7). То есть любая организация, претендующая на роль элемента политической системы общества, как минимум должна быть организационно оформлена, то есть иметь своих членов и учредителей, органы управления, располагаться по определенному адресу, иметь свою символику и т.д.

Особую важность имеет второй критерий, а именно – политический. Данный критерий означает способность (М/м лекция № 6, слайд № 8):

1) выражать политические интересы определенного класса, группы или любой иной социальной общности;

2) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

3) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, как в форме взаимодействия с государственными органами, так и в форме противостояния им;

4) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами, или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

В зависимости от данного критерия к числу собственно политических организаций относят: государство (М/м лекция № 6, слайд № 22), все политические партии (М/м лекция № 6, слайд № 10), отдельные общественные организации и общественные движения (М/м лекция № 6, слайд № 16). Характерным признаком политических организаций является прямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение определенной политической цели.

К несобственно политическим организациям относятся такие, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Как правило, это профсоюзные (М/м лекция № 6, слайд № 17), кооперативные и иные организации, трудовые коллективы (М/м лекция № 6, слайд № 18), которые свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества. Как правило, данные организации не закрепляют в своих уставах задачи активного воздействия в политических целях на государственную власть, хотя для достижения своих целей они нередко прибегают к политическим методам борьбы. Это однако не означает принижения роли несобственно политических организаций в политической системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта их деятельности. А не в отрицании его как такового.

Отдельную группу составляют организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей. К их числу могут быть отнесены общества филателистов, нумизматов, автолюбителей и т.д. Данные организации могут быть лишь объектом воздействия со стороны государственных и иных политических органов и организаций, но отнюдь не субъектом политических отношений.

Третий, а именно – программный критерий (М/м лекция № 6, слайд № 9) дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а, следовательно, включить в политическую систему общества.

Вычленение элементов политической системы на основании указанных критериев осуществляется в рамках институционального подхода к пониманию политической системы. Помимо этого существуют иные подходы, такие как функциональный, регулятивный, идеологический, коммуникативный, личностный подход.

Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с точки зрения направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее институтами или группами институтов.

Регулятивный подход позволяет исследовать функционирование политической системы общества на основе политических норм всей системы нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.п.)

Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, воззрений тех или иных мыслителей и исследователей применительно к политической системе общества. Целью данного подхода является формулирование той или иной политической теории.

Коммуникативный подход представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами.

Личностный подход предполагает исследование политической системы с позиции личности как основного ее элемента.

Следует заметить, что в результате некоторых противоречий, существующих между указанными подходами, в настоящее время не удалось сформировать единого мнения по поводу того, что представляет собой политическая система. Большинство существующих определений, так или иначе, связывает понятие политической системы с политической организацией общества. При этом принято исходить из того, что политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся, прежде всего, в виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами политическая система и политическая организация общества совпадают только, если их рассматривать с позиции институционального подхода. Во всех остальных случаях политическая система общества представляет собой явление значительно более широкое, чем политическая организация общества.

Помимо политической организации в политической системе выделяют еще ряд компонентов, по сути являющихся самостоятельными подсистемами политической системы, к которым относятся (М/м лекция № 6, слайд № 4):

- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (М/м лекция № 6, слайд № 26)

- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти (М/м лекция № 6, слайд № 25);

- политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти (М/м лекция № 6, слайд № 27);

- политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта (М/м лекция № 6, слайд № 28).

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть», а центральным элементом политической системы, ее ядром является такой политический институт как государство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и структура политической системы общества | Место и роль государства в политической системе общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.