КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место и роль государства в политической системе общества
Строго говоря, в историческом аспекте государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства. Центральное место государства в политической и общественной жизни страны обусловлено целым рядом факторов (М/м лекция № 6, слайд № 22). В разных странах государство и иные институты политической системы общества взаимодействуют по-разному. В недемократических государствах (тоталитарных, авторитарных и других), общественные формирования либо жестко контролируются государственной властью, либо их деятельность вообще запрещена. В демократическом правовом государстве общественные формирования действуют самостоятельно на основании закона в соответствии со своими целями и задачами независимо от государства. Организации могут подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других организаций, отдельных граждан, интересов общества, а также удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в обществе (М/м лекция № 6, слайд № 23). Соблюдение установленных государством правовых норм является обязательным условием существования и деятельности общественных объединений. Государство в лице соответствующих органов может лишь осуществлять контроль за законностью их деятельности (М/м лекция № 6, слайд № 24). Партнерские отношения государства с общественными объединениями свидетельствуют не только о господстве права, но и о возможности активного участия последних в социальной и политической жизни общества, их заметного влияния на деятельность государственных органов. Несколько особые отношения складываются у государства с профессиональными союзами (М/м лекция № 6, слайд № 17). Профсоюзы, как известно, представляют собой объединения людей по профессиональному признаку с целью защиты своих профессиональных прав. Основное направление деятельности профсоюзов – их взаимосвязь и взаимодействие работников, членов данного союза, с работодателями. Государство цивилизованно регулирует эти отношения. Оно, с одной стороны, представляет профсоюзам определенные права, например, право на забастовку, на судебную защиту в случае нарушения трудовых прав работников работодателями. С другой стороны, государство защищает права работодателей. Оно запрещает насильственные действия профсоюзов в отношении работодателей, а в случае их совершения, виновных привлекают к юридической ответственности. Государство не вмешивается во внутреннюю жизнь профсоюзов и других общественных организаций, хотя устанавливает некоторые ограничения в их деятельности: запрещает создание вооруженных отрядов, насильственные методы борьбы за свои права. Демократические государства заинтересованы в развитии и расширении связей и взаимодействии с профсоюзами, как организациями, объединяющими значительные массы людей, играющих важную экономическую, политическую и социальную роль в разных сферах общества. Профсоюзы, например, участвуют в качестве одной из сторон в заключение трехсторонних соглашений об использовании и оплате труда рабочих. Участниками этих соглашений помимо профсоюзов являются государство и работодатели. Такого рода соглашения основаны на взаимной договоренности сторон и имеют черты политических документов, поскольку затрагивают интересы слоев и классов общества. Взаимоотношения государства с политическими партиями (М/м лекция № 6, слайд № 10) имеет особое значение и играет особую роль в политической системе общества. Данная специфика определяется сущностью партий и их значением в жизни общества. Партии – это специальные политические организации, целью деятельности которых является борьба за государственную власть. Формы борьбы в истории государств были разные. Некоторые партии, в том числе коммунистические, считали, что возможен и вооруженный, насильственный захват власти в случае, если вопрос не удастся решить конституционно, законно, мирно. Для достижения этой цели они допускали возможность развязывания гражданской войны. В современных демократических государствах такой путь запрещен законодательно. Партии по закону не могут вносить в свою программу или устав такую цель как вооруженный захват власти. Партии, пропагандирующие такие идеи, подлежат ликвидации, а виновные лица привлекаются к ответственности. Борьба за власть должна быть только законной, мирной и легальной, путем агитации, пропаганды своих идей и получения большинства в парламенте, иных органах государственной власти на основе выборов. Виды и характер партий свидетельствуют о политической ориентации различных классов, слоев и групп общества. В современных демократических государствах партии играют связующую роль между обществом и государством, выполняя при этом ряд общественно значимых функций (М/м лекция № 6, слайд № 11): 1) электоральную, которая заключается в том, что партии ведут борьбу за голоса избирателей на основе своей предвыборной программы. Желая получить наибольшее количество голосов, партии стремятся выразить в своих программах интересы населения, поставить цели, которых хотят достичь многие граждане, преобразовать общество, стимулируя его прогрессивное положительное развитие, приносящее благополучие народу и тем самым создать среди избирателей своих сторонников, которые будут голосовать за данную партию на выборах; 2) трансформационную, реализуя которую партии стихийную борьбу определенных слоев и групп населения, порой насильственную, переводят в организованные формы в рамках закона путем проведения политических, в том числе парламентских дискуссий, выдвижения требований, формулирования предложений для решения тех или иных социальных, экономических, политических и иных вопросов. В результате, благодаря многопартийности, изменения в обществе происходят мирно, эволюционно на основе согласования интересов, а не путем кровавых революций и вооруженных столкновений; 3) консенсуальную, при которой политические партии в процессе межпартийных контактов и обсуждений различных вопросов, парламентских дискуссий согласуют интересы различных социальных групп, способствуют достижению между ними компромиссов, а в конечном счете, способствуют созданию в обществе мира и согласия, недопущению открытых силовых столкновений различных классов и слоев общества с несовпадающими интересами; 4) контрольную, выражающуюся в осуществлении контроля со стороны партий, представляющих в парламенте различные классы и слои общества за деятельностью государственного аппарата и государственной власти в целом. Контроль осуществляется путем парламентских слушаний, дней правительственного часа, запросов депутатов, отчетов правительства, отдельных его членов перед парламентом и т.п. Существует несколько типологий политических партий (М/м лекция № 6, слайд № 12). В зависимости от характера деятельности партии подразделяются на легальные и нелегальные партии (М/м лекция № 6, слайд № 13), в зависимости от степени участия в осуществлении государственной власти – на правящие и оппозиционные (М/м лекция № 6, слайд № 14). Правящие партии могут быть правящими монопольно и правящими в составе коалиции. В зависимости от характера партийной идеологии (М/м лекция № 6, слайд № 15) выделяются либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические и др. Правящие политические партии, то есть те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механизму осуществления государственной власти, осуществляют власть главным образом через расстановку своих членов на важнейшие государственные посты. Кроме того, партии бывают правительственные, которые либо его формируют, либо поддерживают, и оппозиционные, находящиеся в несогласии с курсом, проводимым этим правительством. Это означает, что правительственные партии в парламенте как бы представляют правительство, а оппозиционные – ту часть населения, которая не поддерживает политику правительства. Дискутируя в парламенте, они вырабатывают курс, сочетающий интересы правительства и народа, способствующий консолидации общества. Положение политических партий может быть различным в зависимости от того, какова форма правления того или иного государства. Так, например, в президентской республике может иметь место определенное противостояние между правящей партией, победившей в результате избрания на президентских выборах кандидата данной партии, и партией парламентского большинства, которая может находиться в открытой оппозиции правящей партии. Подобная ситуация не возможна в парламентских республиках, где победившая на выборах в парламент партия формирует правительство и, соответственно, утверждает его главу. Крайним случаем проявления возможности той или иной партии править монопольно является так называемое «партийное» государство, в котором все рычаги управления принадлежат одной единственной партии, другие партии либо не существуют, либо выполняют свои функции сугубо формально под руководством правящей партии с целью придать видимость политической борьбы. В таком государстве, как правило, происходит сращивание государственного аппарата с партийным, нарушаются элементарные права и свободы граждан. Партии играют позитивную роль в развитии гражданского общества и демократии только тогда, когда они организационно оформлены, имеют опыт демократической политической борьбы, признают в своей деятельности верховенство закона. В юридической литературе нет единого мнения, являются ли трудовые коллективы составным элементом политической системы общества (М/м лекция № 6, слайд № 18). Видимо, это связано с тем, что трудовые коллективы в соответствии с действующим законодательством не относятся к числу институциональных образований, их статус достаточно аморфен и не определен. Вместе с тем, представляется, что недооценка политической роли трудовых коллективов могла бы с течением времени отомстить за себя так же, как недооценка проблематики национальностей и их политической роли. Если они не будут иметь возможности проявить себя как субъект официальной политической деятельности, то в случае нарастания социальной напряженности могут выйти на политическую сцену спонтанно в виде массовых забастовок, демонстраций, стачкомов, новых профсоюзных организаций и т.п. Существенной чертой развитой политической системы является поиск способов, путей и форм, которые позволяли бы трудовым коллективам обрести статус реального субъекта политической системы, снять проблему не только экономического, но и политического отчуждения работника. В федеративном государстве к политической системе относя также субъекты федерации, поскольку они обладают определенным суверенитетом по отношению к центральной государственной власти, а, значит, имеют свои собственные интересы, в том числе и политические. Данное положение еще в большей степени проявляется в федерациях, образованных по национальному принципу. В этом случае спектр политических отношений между центральными органами власти и субъектами федерации, дополняется межнациональными отношениями, представляющими собой важный вид политических отношений, от которых зависит спокойствие и благополучие общества. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., в отношении наций закреплены следующие положения: - право нации на создание суверенного государства; - право нации на свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним; - право нации на установление любого другого статуса; - право народа на свободное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств. Все нации и народы имеют право не только на самоуправление, но и «в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Ст.1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Ст.1). Названные права наций относятся к сфере политических отношений. И поэтому национально-государственные образования являются институтами политической системы. Малые нации, исторически входящие в государства, образованные большими нациями, решают эти вопросы внутри данного государства на основе политических межнациональных решений и действующего законодательства. В настоящее время во многих демократических государствах существует и конституционно закреплено местное самоуправление, как определенный институт, входящий в политическую систему. Он характеризуется тем, что органы местного самоуправления не подчиняются административно органам государственной власти, а действуют самостоятельно в пределах своих прав и полномочий, закрепленных в Конституции страны и другом законодательстве. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (М/м лекция № 5.2, слайд № 21). Они создаются населением для решения местных вопросов, затрагивающих его интересы и действуют самостоятельно в пределах, предоставленных им полномочий на принципах автономии и самоуправления. Они обязаны соблюдать конституцию государства, федеральные законы, законы субъектов федерации, другие нормативные правовые акты государства. Местное самоуправление, как институт политической системы, характеризуется тем, что оно охватывает собой значительную часть населения, включающую в себя различные слои и классы общества. Эти силы имеют свои, как собственно социально-классовые, так и региональные интересы, решение которых зависит от взаимосогласованной деятельности государства и местного самоуправления. Кроме того, государство устанавливает правила взаимодействия местного самоуправления и государственных органов, в том числе и государственных органов субъектов федерации, регулирует взаимоотношения между органами местного самоуправления различных уровней в решении многих вопросов, связанных с отношениями между местным самоуправлением и различными слоями, классами, нациями и религиями. С этой точки зрения местное самоуправление является важной составляющей частью политической системы общества. Отдельной оценки требуют взаимоотношения государства и групп давления (М/м лекция № 6, слайд № 19), деятельность которых в некоторых государствах имеет определяющее значение в плане формирования внешней и внутренней политики государства. Учитывая значимость подобной деятельности, некоторые государства, такие как Соединенные Штаты Америки и Федеративная Республика Германия приняли соответствующие законодательные акты, посвященные регулированию лоббистской деятельности.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |