КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие механизма правового регулирования
Впервые идею о необходимости описания правового регулирования в качестве динамического процесса в отечественной юриспруденции выдвинул Н.Г. Александров. В своих работах он определил основные звенья правового воздействия на общественные отношения и те правовые категории, которые фиксируют внутренние взаимосвязи и работу данного механизма. Специфическими чертами, формами воздействия права на общественные отношения он считал установление: 1) запретов на совершение определенных действий; 2) правоспособности или правового статуса граждан и юридических лиц; 3) компетенции органов государственной власти, управления, правосудия; 4) правовой взаимосвязи между участниками общественных отношений. В соответствии с указанными формами правового воздействия Н.Г. Александров выделял и их проявления, а именно: 1) правовые запреты; 2) правоспособность или правовой статус; 3) правовую компетенцию; 4) правовые отношения. В дальнейшем данная тематика получила развитие в работах А.А. Алексеева, в частности в монографии «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве», в которой подчеркивался динамический, функциональный аспект данной категории. Под механизмом правового регулирования понимается система правовых средств, при помощи которой осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. Механизм правового регулирования имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона механизма правового регулирования включает в себя следующие элементы: 1. Наличие правовых норм, регулирующих все общественные отношения, поведение и деятельность юридических и физических лиц, подпадающих под регулирование правом, то есть существование полного и качественного законодательства. 2. Установление нормами права правового статуса юридических и физических лиц, являющихся субъектами права. Это означает государственно-правовое признание их способности быть участниками правовых отношений определенного вида и определенного содержания. Правовой статус юридического или физического лица является исходной базовой правовой основой механизма правового регулирования и пределов этого регулирования. 3. Придание соответствующим реальным событиям и явлениям значения юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных прав и обязанностей у юридических и физических лиц, являющихся субъектами права и обладающих правовым статусом. 4. Установление с помощью норм права моделей правоотношений между юридическими или физическими лицами, обладающими правовым статусом. Модели правоотношений создаются путем наделения участников правоотношений взаимными правами и обязанностями. 5. Установление мер правовых гарантий и юридической ответственности, которые способствуют правомерному поведению юридических и физических лиц. действию правового механизма. Изложенный выше правовой механизм действует только тогда, когда юридические и физические лица выполняют предусмотренные законом правила поведения. До этого он существует как бы в потенции. При этом данный правовой механизм действует только в том случае, когда субъекты правоотношений ведут себя правомерно, законопослушно. В случае невыполнения сторонами своих обязанностей, нарушения норм права, начинает действовать механизм юридической ответственности,, который также предусмотрен нормами права. Механизм юридической ответ- > ственности аналогичен механизму правового регулирования. Он также вклю- (чает в себя: наличие норм права, определяющих виды и формы ответственности; установление нормами права деликтоспособности юридических и физических лиц, то есть государственно-правовое признание их способности совершать определенные правонарушения, нести за них ответственность и быть участниками правоотношений ответственности; придание реальным жизненным обстоятельствам значения юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений ответственности; установление с помощью норм права моделей правоотношений правонарушителя и органов, наделенных правом привлекать виновных к ответственности и, соответственно, наложением обязанностей на правонарушителя выполнять требования полномочных органов. Данная модель включает также порядок несения ответственности правонарушителем и ее прекращение. Реально механизм юридической ответственности начинает действовать при совершении правонарушения, являющегося юридическим фактом, с которым связано реальное возникновение правоотношения ответственности. Правоотношение ответственности прекращается как и возникает, в связи с определенным юридическим фактом, после наступления которого правонарушитель освобождается от обязанности нести ответственность. К таким юридическим фактам относятся исполнение наказания, истечение срока давности, амнистия и другие. Такова характеристика правового механизма с объективной стороны. С субъективной стороны механизм правового регулирования характеризуется следующими обстоятельствами: 1. Уровнем и характером правовой информированности населения о действующем законодательстве, деятельности органов судебной власти, правоохранительных органах, наличием других правовых явлений. 2. Правовой установкой и ориентацией субъектов правоотношений, поскольку функционирование правового механизма зависит не только от знания права, но и от того, в какой степени сформирована установка личности на выполнение правовых норм, достижение целей с помощью норм права либо на их нарушение и неправомерное поведение. 3. Социальной средой, то есть той реальной общественной обстановкой. которая либо способствует правомерному поведению человека, либо наоборот. подталкивает его к правонарушению. Существует два главных вида механизмов правового регулирования: централизованное регулирование, основанное на принципе субординации, и децентрализованное регулирование, основанное на принципе координации. Централизованное регулирование осуществляется властными, командными приемами. В наиболее чистом виде данный прием используется в административном праве. В этом случае основным двигателем, обеспечивающим действие правового механизма, является принудительная сила государственных органов, которые выступают участниками правоотношений. Без них правовой механизм не работает и правовое регулирование не может осуществляться. При децентрализованном регулировании на ход и процесс правового механизма оказывают влияние независимые друг от друга субъекты права, участвующие в правоотношениях. Они самостоятельно, по собственной воле заключают и исполняют договоры, совершают односторонние правомерные юридические действия. Этот метод наиболее полно используется в гражданском праве в условиях рыночной экономики.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |