КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные мотивы
Познавательные мотивы Уровни и виды мотивов Уровни и виды мотивов: 1. Широкие познавательные мотивы: ориентация на овладение новыми знаниями: фактами, явлениями, закономерностями. Проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями. 2. Учебно-познавательные мотивы: ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний. Проявляются в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу разных способов работы. 3. Мотивы самообразования: ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования. Мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования. 1. Широкие социальные мотивы: долг и ответственность, понимание социальной значимости учения. Проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности. 2.Узкие социальные или позиционные мотивы: стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение 3. Мотивы социального сотрудничества: ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком. Проявляются в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. В личностные мотивы входят чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации. К основным характеристикам учебной мотивации относятся: сила и устойчивость учебных мотивов. Если рассматривать силу учебного мотива, то она выступает показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Устойчивость учебного мотива оценивается по его наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности учащегося. Можно выделить следующие функции учебных мотивов: а) побуждающую функцию - мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность; б) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект; в) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности. 3. Пути формирования учения школьников Пути формирования мотивации учения школьников: 1. Пути, способствующие формированию мотивации в целом: – включение учеников в коллективные формы деятельности; – привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; – сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; – поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы; – занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты); – умелое применение поощрения и наказания. 2. Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации. - на укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости к педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора); - создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции; - обучение целеполаганию в учении (укрепление самооценки и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности); - устойчивость целей и упорство в их реализации. 3. Формирование мотивации на отдельных этапах урока. – этап вызывания исходной мотивации; – этап усиления и подкрепления возникшей мотивации; – этап завершения урока. 1. Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации «отстающих детей». – восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам; – ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности; – укрепление собственно умения учиться. В органической связи с мотивами существуют потребности, которые являются источником активности и движущей силой. Когда обнаруживается предмет потребности – она приобретает статус мотива. В этой связи мотив учения может быть определен как опредмеченная потребность.
16. Педагогическое общение: функции, структура, стили. Педагогическое общение: функции, структура, этапы. Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимся на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся. Возможности педагогического общения в организации образовательного процесса школы: 1) изучить личностные качества, интересы и мотивы ученика; 2) общение позволяет определять, корректировать и согласовывать цели обучения и воспитания, жизненные цели педагогов и учеников; 3) общение выступает источником развития личности, обогащает любую деятельность ценностными ориентациями, проявляет уровень нравственной готовности к взаимодействию в педагогическом процессе; 4) в педагогическом общении происходит самовыражение и самоутверждение личности, определяется ее реальное положение в коллективе; 5) через общение ребенок познает мир людей. Выделяют четыре основных функции педагогического общения: 1) коммуникативная, служащая для передачи и приема информации с помощью различных средств; 2) перцептивная, которая заключается в восприятии и познании людьми друг друга, в регуляции поведения субъектов, вступающих в общение; 3) интерактивная, выражающаяся в организации и регуляции совместной деятельности. Она затрагивает эмоциональную сферу, в которой проявляется отношение участников общения друг к другу, их настроение и т.д.; 4) функция познания людьми друг друга. Вступая в контакт сдругим, человек составляет представление о нем. Большое значение в реализации этой функции имеет опыт общения, который накапливается в ходе взаимодействия с другими людьми. Все эти функции в реальных условиях общения выступают в единстве и, так или иначе, проявляются по отношению к каждому участнику. Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого, можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения. На первом, прогностическом этапе происходит моделирование предстоящего общения с классом; продумываются содержание предстоящей деятельности и возможные способы общения с учениками, работа над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На втором этапе происходит соотнесение ранее известного с новой информацией. Этот этап протекает достаточно быстро (2 – 5 минут), условно его называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. Третий этап – управление общением характеризуется развитием контактов между учениками и учителем. Педагогу важно различать и уметь использовать нюансы в настроении, в поведении детей. Также необходимо умение сопереживать, понимать состояние другого и построить общение на основе этого понимания. На заключительном этапе происходит анализ осуществленного общения и моделирование нового, соотнесение средств и результата. Педагог должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 10033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |