КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеологическое воспитание школьников
Раздел плана работы классного руководителя по направлениям Раздел плана работы классного руководителя Раздел плана работы классного руководителя с ученическим коллективом Планирование работы классного руководителя Формы работы классного руководителя Функции и содержание деятельности классного руководителя. Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая воспитательная деятельность, строящаяся на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах. Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Классный воспитатель работает на полную учительскую ставку. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке. В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога. В профессиональной школе основные задачи классного руководителя реализуются также мастером производственного обучения, который в соответствии со своими служебными обязанностями организует воспитательную работу с учащимися, координирует работу с родителями, воспитателями общежитий и другими участниками педагогического процесса. Классный руководитель осуществляет следующие функции: - когнитивно-диагностическая – (от лaт. cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию; - организаторско-стимулирующая – она обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Главное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием, свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению; - объединительно-сплачивающая – эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива; - координирующая – обусловлена необходимостью согласования педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся и осуществления единого подхода к детям. Такую работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе; - личностно-развивающая – ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся – стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д. В круг обязанностей классного руководителя входят координация деятельности и налаживание взаимоотношений трех ведущих коллективов – детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей, взаимодействие с администрацией школы, общественными оранизациями. Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом порядке. Можно различать формы: - по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; - по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные; - по времени проведения – кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся); - по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; - по субъекту организации – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежат детям; - по результату: результат – информационный обмен; результат – выработка общего решения (мнения); результат – общественно значимый продукт; - по числу участников – индивидуальные (воспитатель – воспитанник); групповые (воспитатель – группа детей); массовые (воспитатель – несколько групп, классов). Результативность и эффективность воспитательной работы в значительной мере предопределяются планированием. План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. К плану предъявляется целый ряд требований: 1) целенаправленность плана; 2) ориентация на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие; 3) план – это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей; 4) связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время, отражение основных событий страны в жизни коллектива, включение детей в активную деятельность; 5) ориентация на комплексный характер плана, что предполагает разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей; положительное влияние на разные стороны, свойства личности; включение в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей; 6) создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе; 7) необходимость обеспечения при планировании преемственности содержания и форм деятельности – исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе; 8) конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы; 9) реальность и разумная насыщенность плана. Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Их можно классифицировать по разным основаниям: 1. По охвату содержания – комплексный план – планируется деятельность во всех направлениях и видах; тематический план – планируется одно направление или вид деятельности (план работы с родителями, план профориентации); предметный план – планируется одно конкретное дело (план конференции). 2. По длительности планируемого периода – перспективный план (до 5 лет); годовой план; этапный план (на четверть); ежемесячный; оперативный. 3. В зависимости от субъекта планирования – индивидуальный; коллективный. 4. По масштабу планирования – общешкольные планы; планы первичных коллективов. Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год. Рекомендуются следующие разделы этого плана: 1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период. 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год. 3. Работа с коллективом учащихся. 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом. 5. Работа с семьей, общественностью. В практике не существует общепринятой формы и структуры плана. Возможны несколько вариантов форм плана, каждый из которых обладает достоинствами и недостатками. Однако важно, чтобы план позволял видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы, а также отражать взаимодействие участников педагогического процесса. Так, например, содержание и формы работы с ученическим коллективом могут быть представлены следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Целесообразно использовать и такую структуру плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но и с педагогами класса, школы и родителями (табл. 4). Таблица 4
Может также использоваться форма, предполагающая соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования (табл. 5). Таблица 5
План – важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших. Под идеологическим воспитанием понимается целенаправленный, научно обоснованный социально-педагогический процесс создания оптимальных условий для освоения основополагающих национальных ценностей, идей, убеждений, формирования национального самосознания и становления активной гражданской позиции учащегося. Целью идеологического воспитания является формирование социально зрелой личности, субъекта жизнедеятельности, имеющего качества патриота, гражданина, семьянина, труженика, способного к реализации базовых компетенций – социально-политических, коммуникационных, допрофессиональных, профессиональных, личностных. Задачи идеологического воспитания включают реализацию следующих направлений: 1. Формирование у подрастающего поколения системы идей о целях развития белорусского общества, человека и путях их достижения через осмысление этнической самобытности и самоидентификации. 2. Развитие основ национального самосознания, ответственного отношения к самому себе, близким, обществу, природе и духовности; социально значимого поведения в изменяющихся условиях. 3. Формирование жизнеспособности как умения реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях. 4. Развитие мотивации к созидательной деятельности по преобразованию и совершенствованию внутреннего мира, отношений с людьми, окружающей реальности. В качестве идейного фундамента данного процесса выступает система национальных ценностей белорусского государства: Патриотизм характеризуется любовью и уважением к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордостью за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация — соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов Гражданственность. Содержательный компонент: долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социально ориентированная направленность, многоукладный характер экономики — государственная и частная формы собственности) осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов Толерантность. Содержательный компонент: толерантность как сочувствие ближнему, способность принять человека с различными социальными, этническими, религиозными взглядами, способ духовного преобразования личности; уважение прав и свобод человека; навык сотрудничать и позитивно разрешать конфликты; навык поддерживать всеобщую безопасность Трудолюбие. Содержательный компонент: труд как ценность, роль и место труда в преобразовании общества, труд на благо других, социальный смысл трудовой деятельности, основы экономических знаний и мышления, осмысление потребности в трудовой деятельности, познание как часть трудовой мыследеятельности, уважение к людям труда, овладение навыками самообслуживания Коллективизм. Содержательный компонент: единство интересов личности и коллектива; самоценность межличностных отношений; справедливость как ценность; коллективизм как взаимоподдержка, взаимопонимание, сотрудничество, готовность к взаимодействию для достижения общих целей, способность формировать среду единомышленников. Важным элементом системы идеологического воспитания является формирование национального самосознания. Национальное самосознание личности – это осознание человеком своей принадлежности к определенной этносоциальной общности, осознание общих национальных интересов, ценностей и идеалов людей как своих личных.Национальное самосознание характеризуется также любовью к родному языку, национальной культуре, приверженностью к национальным ценностям, осознанным чувством национальной гордости и осознанием общности интересов. Эти структурные компоненты национального самосознания находятся в постоянном диалектическом развитии. У человека, живущего в определенной национальной среде, потребности, интересы и чувства имеют ту или иную национально-специфическую окраску. Для эффективной реализации целей формирования национального самосознания существует необходимость участия учащихся в деятельности, национальной по содержанию и направленности. К основным видам национально значимой деятельности относятся следующие: познание объективных законов развития нации и национальных отношений, национальных потребностей, интересов, идей, ценностей; поддержание и укрепление общественного строя национального государства, являющегося гарантом развития нации; сохранение территориальной целостности национального государства как материальной основы развития экономических, политических и культурных связей народа; развитие национальной экономики, развитие национальной культуры и языка, сохранение и приумножение наиболее прогрессивных элементов социального и культурного наследия. В качестве мотивов, побуждающих к деятельности, выступают национальные потребности, интересы, идеалы, ценности. Идеологическое воспитание как многогранный и всеобъемлющий процесс социального становления личности тесно взаимосвязано с идейно-политическим, гражданско-патриотическим, идейно-нравственным, а также национальным и интернациональным воспитанием. Таким образом, идеологическое воспитание интегрирует все обозначенные виды воспитательной деятельности как целостную систему образовательного учреждения.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 2845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |