Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические вехи туризма XX в




Начало XX в. связано с возникновением и развитием разных видов транспорта. Создание в 1769 г. немецкими изобретателя­ми Г. Даймлером и К. Бенцем автомобиля с двигателем внут­реннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в. автомоби­ли и автобусы в европейских странах и США становятся рас­пространенным видом транспорта. Например, в Англии в 1904 г. было 8 тыс. 465 автомашин, а в 1914 г. - 132 тыс. 315. К концу 30-х гг. ежегодно порядка 10 тыс. туристов из Англии путеше­ствовали на автомобилях по Европе, в 1935 г. маршруты их пу­тешествия достигли Москвы и Ленинграда.

В 1903 г. в Америке братья Райт изобретают самолет, в то же время появляются первые самолеты в Европе. Совершенствует­ся морской транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры - «Сириус», «Лузитания», «Мавритания», «Импера­тор», «Фатерланд» и др. Из-за дороговизны путешествий на морских судах компании - владельцы пароходов работали в ус­ловиях жесткой конкурентной борьбы. Но сами по себе морские путешествия еще не сформировались как комплексный турист­ский продукт, который впоследствии получил название «круиз».

Развитие морского и авиационного транспорта способствова­ло увеличению международных поездок. По статистическим данным, накануне первой мировой войны максимальное число американцев, выехавших за границу, составило 287 тыс. человек. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг., за­рождение и распространение фашизма оказали отрицательное влияние на развитие туризма. К концу 30-х гг. фашистские ре­жимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной Европы. Тем не менее в странах с бла­гоприятной политической обстановкой массовый туризм про­должал свое развитие. Например, если до первой мировой вой­ны максимальное число американцев, выехавших за границу, составило 287 тыс. чел., то в 1923 г. - 308 тыс., а в 1930 -477 тыс. В 1924 г. в Англии на базе четырех авиакомпаний была создана одна - «Imperial Fairways», соответственно увеличилось количество перевозимых пассажиров (1926 г. - 16 тыс., 1932 г. -48,2 тыс., 1938 г.-222 тыс.).

Именно в это время правительства государств Европы обра­тили серьезное внимание на развитие международного туризма, о чем свидетельствует тот факт, что в 1925 г. в Гааге состоялся первый Международный конгресс официальных ассоциаций по пропаганде туризма (МКОАПТ), в котором приняли активное участие представители 14 европейских стран. В 1927 г. прошел Международный конгресс официальных туристских организа­ций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).

Перед второй мировой войной возрастает количество мор­ских перевозок. В Швейцарии по инициативе Г. Дуттвайлера, основателя туристской фирмы «Отельплан» (1935 г.), был раз­работан ряд путешествий, рассчитанных на людей со скромным достатком. Нацистская политика Гитлера также способствовала развитию массового туризма в Германии. Заботясь об элитности нации, он хотел видеть немцев здоровыми как физически, так и психологически. В этом отношении фюрер не переоценил роль туризма. Германское правительство оказывало содейст­вие в организации групповых туров с использованием желез­нодорожного и морского транспорта. Так, за период с 1934 по 1938 г. количество поездок немецких туристов возросло с 2,3 млн до 10,3 млн. Правда, есть основание предполагать, что большинство немецких туристов, путешествовавших за преде­лами нацистской Германии, были шпионами.

Развитие туризма до второй мировой войны характеризуется непритязательностью предоставляемых услуг, стандартностью их набора. Программы обслуживания туристов не отличались

разнообразием, так как элементарные туристские услуги, из которых они формировались, удовлетворяли потребителя. Такая ситуация давала возможность туроператорам формировать для туристского рынка унифицированные пакеты услуг. В этом слу­чае можно говорить о массовом конвейерном туризме.

Вторая мировая война и последующая деятельность стран по ликвидации ее последствий приостановили развитие туризма почти на 10 лет. Но в дальнейшем развитие туризма приобретает все более массовый характер. Довоенный уровень был достиг­нут уже в конце 40-х гг. В этот период туристские обмены и путешествия получили широкое развитие в США и Канаде, в Мексике, Панаме, на Кубе. Начиная с 1948 г. были разреше­ны поездки в Японию (запрещение въездного туризма было свя­зано с милитаристской политикой Японии в отношении Китая в 193 7-1945 гг.).

В 1947 г. МКОАПТ, МКОТО и МСОПТ были объединены в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Ее действительными членами стали как правительст­венные, так и неправительственные официальные национальные туристские организации 116 стран.

В условиях нарастания психологической нагрузки, интенси­фикации жизни людей в индустриальных странах туризм дейст­вует как эффективное средство рекреации. Из предмета роскоши он становится потребностью населения высокоразвитых инду­стриальных стран. Формируется индустрия отдыха со своими институтами, продуктом (услугами), производственным циклом, методами организации и управления производством.

Необходимость постоянных международных контактов в це­лях развития и координации туристских обменов, согласования политических, экономических, социальных и культурных аспек­тов деятельности стала причиной реорганизации в 1969 г. со­гласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительст­венной организации МСОТО в межправительственную Все­мирную туристскую организацию (ВТО).

50-60-е гг. - период интенсивного создания инфраструктуры туризма (гостиниц, кемпингов, ресторанов, туристских фирм и т. д.) и начала систематического сбора данных по туризму в мировом масштабе. Европейский въездной туризм 50-х гг. был ориентирован преимущественно на американских туристов и яв­лялся для принимающих стран источником валютных поступ­лений. В это десятилетие в развитых странах, несмотря на ин­тенсивность труда, благосостояние большинства населения оставалось сравнительно невысоким, поэтому в туризме превали­ровал спрос на недорогие путешествия, связанные с отдыхом. В 50-е гг. и до середины 70-х наблюдается экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма. (1950 г. - 25 млн при­бытий туристов, 1970 г. - 160 млн). В связи с увеличением сег­ментов потребления туристский рынок становится все более дифференцированным. В 80-е гг. темпы роста замедлились (1991 г. - 450 млн прибытий туристов), но остались устойчивы­ми при высоком уровне объемов производства. На развитие ме­ждународного туризма в период 60-90-х гг. оказывали отрица­тельное влияние следующие факторы: противостояние двух по­литико-экономических систем - социалистического блока стран и капиталистического; экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., так как они охватили почти одновременно все развитые капиталистические страны, в том числе СТА, Японию и страны Западной Европы. Еще сильнее сказывались на разви­тии международного туризма ухудшение международных от­ношений и, как следствие, военные расходы, связанные с гонкой вооружений. Например, колониальные войны во Вьетнаме (Франция, 1945-1954; США, 1964-1973 гг.); англо-аргентинский конфликт (1952 г.); шестидесятидневная война на Ближнем Вос­токе (1967 г.), когда израильские войска вторглись на террито­рию Египта, Сирии, Иордании; афганская война (1979-1989 гг.); иракские войны против Кувейта за раздел нефтяных месторож­дений, трагические события в Югославии (1998 г.) и др. При общемировом распространении туризма как сферы обслужива­ния и отрасли экономики уровень его развития в разных странах существенно отличался. Лидерами выездного туризма стали Япония и Австралия. По въездному туризму лидировали страны Средиземноморья, а также Азии и Северной Африки.

Развитие техники и технологий производства в индустриаль­но развитых странах способствовало повышению благосостоя­ния населения, увеличению времени отпусков, что в свою оче­редь положительно влияло на развитие туризма. Характерными тенденциями туризма 80-90-х гг. стало увеличение спроса на туристские услуги среди людей среднего и ниже среднего дос­татка. Это еще в большей степени дифференцировало турист­ский рынок, привело к многообразию туристского продукта, рассчитанного на людей с разным материальным достатком, различными интересами, целями и требованиями к уровню сервиса. Вместе с тем дифференциация туристского рынка не ис­ключила стандартизации и унификации туристского продукта, наряду с которыми все заметнее стали процессы его специали­зации для разных сегментов потребителя и диверсификации (расширения) набора туристских услуг, в том числе как сопут­ствующих, так и ранее не свойственных туристскому рынку (например, организация выставок, ярмарок, командировок, обу­чения), а также предложение наряду с услугами сопутствующих

товаров.

Исходя из анализа тенденций развития туризма за период 50-90-х гг., сделанного Всемирной туристской организацией, можно выделить следующие причины, определившие основные направления в истории развития международного туризма:

· 50-е гг. - период восстановления послевоенной Европы и Юго-Восточной Азии, развития авто- и авиатранспорта, на­чала систематизации сбора данных по туризму в мировом мас­штабе;

· 70-е гг. - период устоявшихся тенденций к миру и стабиль­ности в большей части государств, разрешения социально-по­литических конфликтов, поисков новых форм взаимоотношений стран социалистической и капиталистической направленности, начала неуклонного развития туристских контактов этих стран;

· 90-е гг. - период высоких технологий индустрии туризма, развития крупных транснациональных корпораций, гостиничных цепей и предприятий питания в странах с благоприятной для развития туризма обстановкой.

Таким образом, развитию международного туризма XX в. способствовали политические, экономические, технические, культурологические и социальные факторы (как внутренние, так и внешние). Интенсивное развитие туризма отмечалось в странах с благоприятной внутренней и внешней политикой, устойчивым экономическим потенциалом, достаточным уров­нем культуры и социальной поддержки граждан. Следует от­метить, что существенное положительное влияние на рост международных туристских обменов оказали развитие транс­порта, повышение его комфортабельности при доступных це­нах, а 'также развитие средств информации и коммуникации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.