Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товарная политика: сущность и основные направления

Тема 1. Товарная политика как важнейшая составляющая комплекса маркетинга

Краткий курс лекций

Товарная политика — это комплекс мероприятий в сис­теме маркетинговой деятельности, который предусматривает принятие решений и мер по следующим основным направ­лениям:

· установление оптимальной номенклатуры производи­мых изделий с учетом возможностей предприятия;

· обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров с учетом требований потребителя;

· нахождение для товаров оптимальных рыночных ниш;

· управление товарным ассортиментом с учетом знания этапов жизненного цикла товаров путем модификации вы­пускаемых товаров, разработки новых видов, снятия с про­изводства устаревших товаров;

· установление целесообразности использования товар­ных знаков;

· поддержание качества и конкурентоспособности това­ров на требуемом уровне;

· создание необходимой упаковки и обеспечение марки­ровки товаров;

· организация сервисного обслуживания.

В области товарной политики основное внимание уделя­ется проблемам ассортиментной политики:

· оптимизации ассортимента и номенклатуры товаров с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии производства;

· темпам обновления продукции в целом и по отдельным видам с учетом жизненного цикла;

· соотношению новых и «старых» изделий в программе, новых и освоенных рынков при распределении;

· выходу на рынок с принципиально новыми видами продукции;

· выбору времени выхода на рынок с новыми товарами и изъятия из программы товаров, утративших свои рыночные позиции.

Товарная политика компании должна разрабатываться с учетом не только тактических и стратегических целей и за­дач настоящего времени, но и будущего. Формирование «то­варного портфеля» необходимо осуществлять с учетом зна­ния этапов жизненного цикла товаров (ЖЦТ), т.е. необходи­мо постоянно вести подготовку к выводу на рынок новых то­варов, поддерживая при этом правильное соотношение меж­ду новыми и давно выпускаемыми. Причем к моменту упад­ка товара-предшественника новый должен находиться на стадии роста для обеспечения стабильных прибылей.

Для образования «товарного портфеля» товары делятся на следующие категории: товары, которые приносят при­быль сейчас; потенциально прибыльные, так называемые «завтрашние кормильцы»; товары, которые приносили при­быль раньше.

Это деление на группы во многом поддерживает образную терминологию матрицы Бостонской консалтинговой группы (Boston consulting group).

Матрица выделяет четыре категории товаров в зависи­мости от двух показателей: доли товара на рынке и темпов развития отрасли в целом.

Стратегическая матрица в маркетинге — это про­странственная модель, отражающая позицию фирмы на рынке в за­висимости от комбинации действия двух (или более) факторов. Матрица Бостон консалтинг групп (БКГ) дает возмож­ность вырабатывать адекватные стратегии для групп стратегически важных хозяйственных единиц компании. К общепризнанным достоинствам этого инструмента принято относить следующие:

1. Выделение наиболее важной с точки зрения рыночного успеха системы координат «доля рынка — рост рынка».

2. Внутренняя интеграция значимых теоретических и эмпирических концепций маркетинга (жизненный цикл продукта, кривая обучения).

3. Весьма удачный способ визуализации относительного положения стратегических хозяйственных подразделений (СХП в пространстве базовых координат)

4. Точные и запоминающиеся наименования основных категорий СХП.

Эти и многие другие достоинства логично привели к тому, что матрица БКГ и разнообразные ее модификации, достаточно хорошо известны и среди отечественного менеджмента. Практика примнения маркетингового консалтинга на ряде крупных предприятий показала, что до половины ведущих специалистов по маркетингу знают основные характеристики матри­цы БКГ и с удовольствием употребляют характерную терминоло­гию («дойные коровы», «собаки» и т.д.). Более глубокий анализ про­цесса управления маркетингом на действующих предприятиях по­казал, к сожалению, что между знанием и действием существует непреодолимый разрыв. Ни на одном крупном предприятии (с чис­ленностью работающих более 1000 человек) матрица БКГ ни разу не применялась в качестве рабочего инструмента стратегического анализа и планирования. А ведь именно для крупных бизнес-струк­тур корпоративного типа матрица БКГ и предназначена, и именно для таких структур обоснованная и грамотно построенная страте­гия рыночного поведения является одним из основных факторов успеха в условиях переходного периода отечественной экономики. Помимо характерных для предприятия внутренних причин (отсут­ствие стратегического планирования как такового, недостаточное понимание глубинного смысла матрицы БКГ, несколько насторо­женное отношение практиков к «теоретизированию» и т.д.), суще­ствуют и вполне объективные причины неиспользования такого срав­нительно простого и эффективного инструмента, как матрица БКГ, в практике отечественных предприятий.

Несмотря на очевидный приоритет ассортиментной поли­тики, остальным направлениям также уделяется серьезное внимание, например, вопросам обеспечения качества и кон­курентоспособности продукции, создания привлекательной и функциональной упаковки, запоминающейся торговой мар­ки и организации сервисного обслуживания.

Товар как объект товарной политики

Объектами маркетинго­вой деятельности чаще являются товары и услуги.

Товар является базовым элементом комплекса маркетин­га, одной из четырех фундаментальных маркетинговых со­ставляющих, требующих системного подхода со стороны служ­бы маркетинга для соблюдения баланса интересов потреби­теля, производителя, торговли, общества в целом.

Товар — это средство удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. Грамотно организованная система распределения, агрес­сивная реклама, привлекательные цены не способны обеспе­чить долговременный, а порой даже и кратковременный ус­пех, если не являются дополнением к товару, удовлетворя­ющему потребности потребителя.

Значение товара подчеркивает и тот факт, что в истории всемирно известных компаний удачный товар пользовался устойчивым спросом потребителей и приносил большие при­были даже вопреки ожиданиям своих разработчиков при не­правильном позиционировании и отсутствии продвижения.

Поскольку успех на рынке является главным крите­рием оценки деятельности отечественных субъектов рынка, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществ­ляемой товарной политикой, то именно на основе изу­чения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопро­сов, связанных с формированием, управлением товар­ной массы и ее совершенствованием. Товарная полити­ка способствует решению проблем реализации товаров, по­вышению их качества и конкурентоспособности. Для этого необходимо найти высококачественный товар, соответ­ствующий требованиям рынка и потребителей

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учет и распределение издержек обращения | Значение решений в области товарной политики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.