КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономические предпосылки и исходная идея лизинга
Максиминный критерий КI основан на наиболее пессимистической оценке возможных производственных ситуаций и гарантирует организаторам производства выигрыш не менее величины этого критерия. Главным при использовании тех или иных методов экспертизы, опросов, интервью и т.п. является квалифицированная организация этих процессов, т.е. четкая постановка целей, отбор представительных респондентов, ясная формулировка вопросов и унификация формы ответов, инструментальная обработка результатов, осторожные и обоснованные выводы, содержащие не только прямые результаты, но и оценку достоверности, точности и границ использования. В условиях определённости, как правило, можно определить оптимальное значение целевой функции. В условиях риска и неопределённости можно говорить лишь об области рациональных решений. В последнем случае задача выбора решения формулируется следующим образом: при заданных условиях с учетом действия неизвестных факторов требуется найти элементы решения, которые по возможности обеспечивали бы получение экстремального значения целевой функции. В зависимости от аппарата принятия решений используются: 1) алгоритмический подход (законы, правила, нормативы, формулы); 2) коллективное мнение специалистов (экспертиза); 3) расчетно-аналитические методы для процессов, описываемых аналитически (исследование функций на минимум и максимум, программирование, теория массового обслуживания и др.); 4) моделирование процессов; 5) натурный эксперимент или наблюдение.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ В условиях определенности состояние "природы" (I и Ш группы) в целевой функции, т.е. внешние условия, полностью известны. В условиях определенности при принятии решения возможны два подхода. В стандартных ситуациях целевая функция в каждом конкретном случае не строится (предполагается, что она была построена при разработке соответствующих правил и нормативов), а решение принимается в соответствии с разработанными правилами по схеме: идентификация ситуации с одной из стандартных; выбор стандартных условий, соответствующих ситуации; принятие решения на основе стандартных правил. Если производственная ситуация нестандартна, т.е. ей нет аналогов в совокупности стандартных решений (или они неизвестны лицам, принимающим решение), то для условий определенности задача принятия решения формулируется следующим образом. Как определить элементы решения (хm), обеспечивающие при заданных условиях (аn) получение экстремального (Umin минимального или Umax максимального) значения целевой функции? В условиях определенности оптимальное значение целевой функции может быть получено графически или аналитически (дифференцированием функции, методами множителей -Лагранжа, программированием, моделированием и другими методами). Пример. В АТП необходимо построить цилиндрический резервуар заданной емкости для хранения масла с минимальным расходом листового материала. Очевидно, что целевая функция - площадь (расход) материала U = F = 2πr2 + 2πrl, (10) где r - радиус резервуара и l - длина резервуара - это элементы решения хm; V - объем - внешние, заданные условия аn. Последовательность решения 1) Выражаем один элемент решения через другой: объем резервуара , 2) Водим значение l в целевую функцию 3) Определяем условия минимизации целевой функции: а) (11) б) (12) в) подставляем значение и получаем Откуда 2r = l или r = 0,5*l, т.е. при таком соотношении радиуса (r) и длины (l) и любом объеме (V) цилиндрического резервуара расход материала всегда будет минимальным (F = Umin). Таким образом, получено стандартное решение, которым затем можно пользоваться уже без дополнительных расчетов. Если бы задача предусматривала определение и формы резервуара, то минимальный расход материала при равном объеме может быть получен у шарового резервуара. Однако затраты на его изготовление будут большими, чем у цилиндрического резервуара.
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА ИНФОРМАЦИИ Как правило, при принятии инженерных, управленческих и других решений полная информация о состоянии системы, внешних условиях и последствиях принимаемых решений отсутствует. Американские специалисты утверждают, что 80% решений принимается при наличии только 20% информации об управляемой системе и действующих на неё факторах. Например, принимая решение о числе постов на станции технического обслуживания, можно только предполагать о потенциальном числе клиентов и их распределении по часам суток, дням недели, месяцам года и т.п. Аналогичная ситуация с числом возможных требований на конкретный вид ремонта автомобиля а течение "завтрашнего дня", возможности выхода или невыхода на работу конкретного специалиста или рабочего и т.д. Строго говоря, полную информацию можно получить только после свершения того или иного события (например, отказы уже произошли), когда необходимость в упреждающем решении отпала, а система перешла в режим реактивного управления. Поэтому при управлении необходимо уметь теми или иными способами восполнить или компенсировать дефицит информации. Такими способами укрупнено являются: 1) Сбор дополнительной информации и ее анализ. Очевидно, это возможно, если система располагает определенным резервом времени и средств. 2) Использование опыта аналогичных предприятий или решений. При этом важно располагать банком решений или иметь надежный доступ к нему. Кроме того, опыт других не может быть использован без корректирования. 3) Использование коллективного мнения специалистов или экспертизы.
4) Интервью и опросы. 5) Применение специальных инструментальных методов и критериев, основанных на теории игр. 6) Использование имитационного моделирования, которое воспроизводит производственные ситуации, близкие к реальным ситуациям, и ряд других методов.
7. Интеграция мнения специалистов и субъектов производственных и рыночных процессов КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИНТЕГРАЦИИ МНЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В условиях недостаточной информации при анализе рыночных и производственных ситуаций при принятии решений широко используются методы интеграции мнений квалифицированных специалистов - экспертные оценки, а также опросы и интервью. Методы получения экспертных оценок подразделяются на две основные группы в зависимости от организации работы экспертов: коллективная и индивидуальная. К первой группе относятся совещания, т.е. метод открытого обсуждения и принятия решений (метод "комиссий"); метод "мозговой атаки", в процессе которой внимание участников концентрируется на выдвижении идей возможных путей решения одной конкретной задачи; метод "суда". Рис. 19. Виды наиболее распространенных методов интеграции мнения специалистов Особенности коллективной работы экспертов: а) при обсуждении вопроса присутствует вся группа; б) группа комплектуется руководителем, проводящим совещание, как правило, из своих подчиненных и "доверенных" лиц; в) последовательность выступлений и предоставление слова регламентируется руководителем; г) подведение итогов и принятие (или непринятие) решения также осуществляются руководителем. Преимущества этих методов: оперативность и внешняя демократичность. Недостатки: давление авторитета руководителя, отсутствие строгой процедуры учета мнения экспертов, подведения итогов и принятия решения. Последний недостаток частично может быть компенсирован, если решение принимается тайным голосованием. При индивидуальной работе экспертов для получения мнения каждого эксперта используют интервью в виде свободной беседы или по типу "вопрос-ответ", а также анкетирование, в процессе которого каждый эксперт дает количественные оценки сравниваемым факторам или альтернативам, т.е. ранжирует их. Затем индивидуальные оценки участников экспертных групп суммируются по определённым правилам. При втором подходе все этапы экспертизы (подбор экспертов, технология получения и обработки их мнений и др.) более или менее регламентированы, эксперты, как правило, подбираются из числа внешних специалистов, а организует проведение экспертизы не руководитель, а специалист. При этом результаты экспертизы, так же как и при первом методе, носят для руководителя не обязательный, а рекомендательный характер. Наиболее простым является метод априорного ранжирования, основанный на экспертной оценке факторов группой специалистов, компетентных в исследуемой области. АПРИОРНОЕ РАНЖИРОВАНИЕ Априори означает, что эксперт оценивает новое явление, факт на основе своего прошлого опыта. Метод априорного ранжирования сводится к следующему: 1. Организацией или специалистом, проводящим экспертизу, на основании анализа литературных данных, обобщения имеющегося опыта, опроса специалистов, дерева систем и т.д. определяется предварительный (с определенным резервом, обеспечивающим выбор) перечень факторов, требующих ранжирования. Чётное виденье факторов (подсистем), подлежащих ранжированию является важнейшей задачей организаторов экспертизы и предпосылкой её результативности. 2. Составляется анкета, в которой приводится, желательно в табличной форме, перечень факторов, необходимые пояснения и инструкции, примеры заполнения анкет. 3. Осуществляется комплектация и проверка компетентности группы экспертов, которые должны быть специалистами в рассматриваемых вопросах, но не быть лично заинтересованными в результатах. Проверка компетентности экспертов может проводиться с помощью тестов, методом самооценки или оценкой эта лонных факторов. При тестировании процент правильных ответов из области, связанной с предстоящей оценкой, служит мерой компетентности эксперта. Метод самооценки состоит в том, что каждый кандидат в эксперты с использованием указанной ему шкалы оценивает свои знания ряда вопросов. Максимальным баллом оценивается вопрос, который, по мнению эксперта, он знает лучше других, а минимальным - хуже других. Далее все остальные вопросы оцениваются баллами от максимального до минимального и выводится средняя самооценка данного эксперта и затем группы экспертов. Этот метод позволяет также при необходимости создать подгруппы для экспертизы конкретных вопросов. При оценке факторов кандидатам в эксперты предлагается проранжировать набор факторов, событий или объектов, истинная значимость или состояние которых организаторам опроса известны, а экспертам не известны. 4. После формирования группы проводится устный или письменный инструктаж экспертов. 5. Экспертами осуществляется индивидуальная оценка предложенных факторов, с помощью рангов в процессе которой факторы располагаются в порядке убывания степени их влияния на результирующий признак или объект исследования, являющийся целевой функцией. Ранг обозначается следующим образом akm, где m - условный номер эксперта; k - номер фактора. При этом фактор, имеющий наибольшее влияние, оценивается первым рангом (цифрой 1). Фактору, имеющему меньшее значение, приписывается второй ранг (цифра 2) и т.д. 6. Полученные оценки с другими экспертами не обсуждаются и передаются организаторам экспертизы. 7. Организаторами экспертизы проводится обработка результатов экспертного опроса. 8. По результатам экспертизы организацией или специалистом, проводившим экспертный опрос, для руководства системы разрабатываются предложения по решению конкретных проблем или результаты передаются без комментариев. Рассмотрим пример оценки влияния ряда подфакторов, выбранных из дерева систем технической эксплуатации автомобилей (ДСТЭА) и характеризующих влияние производственно-технической базы автотранспортной компании на работоспособность автомобильного парка. Конкретным показателем работоспособности был выбран коэффициент технической готовности. Организаторами экспертизы на основании предварительного анализа условий работы данной фирмы для экспертной оценки были выбраны следующие четыре подфактора (К=4) третьего уровня ДСТЭА: С2031 - обеспеченность производственной базой (площади, цеха, посты и т.д.); С2032 - размер предприятия, характеризуемый инвентарным числом автомобилей; С2033 - структура и разномарочность парка автомобилей; С2034 - уровень механизации производственных процессов ТО иремонта. К независимой экспертизе привлечены 8 экспертов (m=8). Каждый эксперт независимо от других присваивает свои ранги akm каждому фактору и передает результаты организаторам экспертизы. Например, эксперт № 1 (m=1) первый фактор (k=1) оценил рангом а11=2; второй (k=2) этот же фактор a21=3; третий (k=3) а31=4; четвертый (k=4) a41=1. Рекомендуется следующая последовательность обработки результатов априорного ранжирования. 1) Индивидуальные оценки всех экспертов сводятся в таблицу априорного ранжирования. Так, ранги восьми экспертов по первому фактору: 2; 1; 2; 1; 1; 1; 2; 1. Определяется сумма рангов всех экспертов по каждому фактору , (13) где m - число экспертов; k - число факторов. Результаты априорного ранжирования факторов производственной базы АТП, влияющих на коэффициент технической готовности парка Таблица 9
Например, по фактору «обеспеченность ПТБ» сумма рангов всех экспертов равна
В примере (∆k)max=∆3=27<32=4*8 В-третьих, минимально возможная сумма рангов по любом фактору не может быть меньше минимального ранга (1), умноженного на число экспертов, т.е. (∆k)min ≥ (akm)min * m (14) все ∆к< 32 = (∆k)mах; все ∆к > 8 = (∆k)min 4) Вычисляется сумма рангов и средняя сумма рангов ∆ср (15) 5) Проверяется правильность определения суммы рангов по формуле , (16) где а - средний ранг оценки факторов каждым экспертом: (17) В примере ; а что соответствует данным таблицы. 6) Определяется отклонение суммы рангов каждого фактора от средней суммы рангов. (18) Для первого фактора в примере имеем 7) С помощью коэффициента конкордации Кэнделла W оценивается степень согласованности мнений экспертов , (19) где k – число факторов, k=4; m – число экспертов, m=8 (20) Коэффициент конкордации может изменяться от 0 до 1. Если он существенно отличается от нуля (W≥0,5), то можно считать, что между мнениями экспертов имеется определенное согласие. В рассматриваемом примере Если коэффициент конкордации недостаточен (W<0,5), то организаторами экспертизы проводится анализ причин негативного результата. Такими причинами могут быть: нечеткие постановка вопросов или инструктаж, неправильный выбор факторов, подбор некомпетентных экспертов, возможность сговора между ними и др. В зависимости от результатов этого анализа принимается решение о корректировании проведения экспертизы, а именно: а) передача ее проведения другой группе специалистов; б) изменение инструкции; в) корректировка состава факторов; г) привлечение других экспертов. При любом исходе проводить повторную экспертизу прежним составом экспертов не рекомендуется. 8) При W>0,5 проверяется гипотеза о неслучайности согласия экспертов. Для этой процедуры используется критерий Пирсона (χ-квадрат), определяемый по формуле (21) где (k-1) - число степеней свободы. Расчетное значение коэффициента сравнивается с табличным, определенным при числе степеней свободы k-1. Если расчетное значение критерия Пирсона больше табличного, a W > 0,5, то это свидетельствует о наличии существенного сходства мнений экспертов, значимости коэффициента конкордации и неслучайности совпадения мнений экспертов, т.е. χp2> χT2 В примере χp2=0,57*8*3=13,68, а χТ2=11,3 (при уровне значимости 0,01), т.е. и результаты экспертизы могут быть признаны удовлетворительными и адекватными. 9) По сумме рангов ∆k производится ранжирование факторов (подсистем). Минимальной сумме рангов (∆k)min соответствует наиболее важный фактор, получающий первое место М=1, далее факторы располагаются по мере возрастания суммы рангов. Таким образом, по результатам априорного ранжирования рассматриваемые для данного предприятия факторы располагаются по влиянию на уровень работоспособности следующим образом: 1 место - обеспеченность производственной базой (∆k1=11); 2место-уровень механизации (∆k4=16) 3место - размер предприятия (∆k2=26) 4место-разномарочность парка (∆k3=27) 10) Для наглядного представления о весомости факторов может строиться априорная диаграмма рангов и определяются веса факторов по их влиянию на целевой показатель (αТ). При этом удельный вес фактора определяется по следующей формуле: где: М – место фактора по результатам ранжирования. В примере фактор, занявший первое место (М=1), имеет вес при k=4: ; второе q2=0,3; третье q3=0,2; четвертое q4=0,1. Естественно, что . Априорная диаграмма рангов позволяет предварительно отобрать наиболее действенные подсистемы. К ним в примере относятся те, у которых ∆k<∆ср=20. Преимущества априорного ранжирования: сравнительная прстота организации процедуры и оперативность получения результатов. Недостатки: большая зависимость результатов от качества организации экспертизы и подбора экспертов, т.е. определенная субъективность. Кроме того при оценке тех или иных факторов (мероприятий) для данной системы (предприятия, фирмы) эксперты пользуются своим прежним опытом или взглядами (именно поэтому экспертиза называется априорной). Рис. 20. Априорная диаграмма рангов
ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «ДЕЛЬФИ» Название метода условно и связано с древнегреческим местом Дельфы, где был построен храм Аполлона, и раз в месяц прорицательница - Пифия предсказывала вопрошающим грекам будущее, а жрецы ее предсказания интерпретировали и от имени дельфийского оракула излагали в принятой тогда стихотворной иносказательной форме. В Греции считалось, что дельфийский оракул выражает волю бога Аполлона. С Дельфами связано первое своеобразное «тестирование» группы экспертов, которое провел две с половиной тысячи лет назад царь древнегреческой Лидии Крез. Он намеревался начать войну с Персией, но боялся это сделать без благоприятного для него совета оракула. Для выбора наиболее надежного «эксперта» Крез послал своих людей ко всем знаменитым оракулам, того времени. Всем посланцам было поручено на сотый день своего отправления задать оракулам одинаковый вопрос: что делает сейчас Крез, царь Лидии? Посланцы получили ответы оракулов и доставили их Крезу. Ответ дельфийского оракула в изложении жрецов гласил: «В море я капли сочту и на бреге Исчислю песчинки, Знаю, что мыслит немой, и слышу, Что молвит безгласный, Чую вкус черепахи, что варится Вместе с ягненком. Медь вверху и медь внизу, А они посредине». Этот ответ дельфийского оракула оказался единственным правильным, так как в этот день Крез вместе со слугами варил в медном котле мясо черепахи и баранину, о чем ни оракулы, ни его посланцы знать, естественно, не могли. Уверившись на этом тесте в надежности дельфийского оракула, Крез одарил храм Аполлона богатыми подарками и задал свой главный вопрос: переходить ли ему с войском реку Галис, которая разделяла тогда Лидию и Персию. Оракул ответил: «Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство». Крез в 540 г. до н. э. перешел реку Галис, начал войну с Персией, которая окончилась его полным поражением и бегством. Едва спасшись, Крез предъявил претензии дельфийским жрецам, которые ему ответили: «Знай Крез, что Аполлон не обманул тебя ни единым словом. Перейдя через Галис, ты разрушил великое царство - только не персидское, а свое собственное». В настоящее время метод Дельфи - это итерационная процедура, позволяющая подвергнуть мнение каждого эксперта критическому анализу со стороны всех остальных. Предположим, что перед группой экспертов, состоящей из 12 специалистов, поставлена задача оценки продолжительности выполнения определенного мероприятия, например, перевод парка автомобилей на газомоторное топливо (пример). Порядок применения данного метода следующий: 1) руководитель экспертизы индивидуально ставит задачу перед экспертами и получает их оценки, т.е. в рассматриваемом примере продолжительность реализации мероприятия; 2) при обработке оценки экспертов располагаются в порядке возрастания; 3) на шкале оценок наносятся квантили Q1, M=Q2, Q3 таким образом, чтобы число экспертов и оценок разделить на четыре равные доли. М - медианное значение результатов опроса экспертов, делящее их на две равные части. Иногда в качестве оценок принимается (вместо Q1), (вместо И), (вместо Q3). 4)после обработки данных каждому члену группы индивидуально сообщаются следующие результаты первого тура: Q1=12,5, М=17, Q3=21,5 мес. и предлагается во втором туре пересмотреть свою оценку, причем, если новая оценка больше 5)определяются результаты второго тура, и новые значения Q1’, M’ и Q3’ сообщаются всем экспертам. Как правило, после каждого тура дисперсия оценок сокращается. Обычно процедура продолжается 3-4 раза, после чего аргументы экспертов повторяются, а вариации оценок стабилизируются. В качестве группового мнения принимается медиана завершающего тура, т.е. Мзав. Точность метода Дельфи увеличивается с ростом числа экспертов и количества итераций и сокращается с увеличением интервала времени между турами и ответами членов группы. Преимущества данного метода - анонимность, оперативность, управляемая обратная связь, возможность оценки мотивации при изменении мнения эксперта. Основной недостаток метода - влияние мнения большинства на экспертов, давших крайние оценки (меньше Q1 и больше Q3) в последующих за первым туром итерациях. ОПРОСЫ И ИНТЕРВЬЮ Особенности этих методов состоят в том, что первичные оценки производят не специально выбранные эксперты, а участники процесса, например, потребители продукции и услуг, персонал предприятий и организаций. Наиболее распространённые цели опросов; • сбор недостающей при принятии решений информации; • как инструмент маркетингового анализа; • при оценке качества продукции, услуг и исполнителей. При опросах, которые проводятся, как правило, в форме анкет, реже интервью, важно регламентировать оценки, иначе полученные данные невозможно сопоставить и обработать. Обычно применяют следующие формы регламентации: • ранжирование, т.е. расположение в порядке убывания или возрастания выбранных показателей (первое, второе и т.д. места); • отнесение к определённым количественным или качественным обозначенным классам, например, пятибалльная или семибалльная: 1 - отличная оценка; 2 - очень хорошая; 3 - хорошая; 4 - средняя; 5 - ниже средней; 6 - плохая; 7 - очень плохая оценка. • альтернативная (да - нет; хорошая - плохая). Интервью - это способ прямого (контактного) получения определённой информации, которая, после соответствующей обработки используется для количественной или качественной оценки определённой ситуации, процесса, продукции, услуг и т.п. Интервью может быть свободным, без конкретного перечня вопросов, и стандартизованным. Рассмотрим, используя материалы М.Р. Феофановой, методологию проведения интервью при оценке качества персонала. В процессе прямого контакта между руководителем и работником собирается информация, которая затем может быть использована при решении следующих вопросов: • оценка результатов труда подчинённого за определённый предшествующий период; • выявление положительных и негативных сторон деятельности работника; • рассмотрение и обсуждение целей и задач системы (участок, отдел, цех, предприятие, организация и т.п.); • определение необходимости дополнительной подготовки и переподготовки или перемещения данного работника на другое рабочее место; • создания условий для более благоприятного климата в коллективе. Обычно такие интервью проводится тет-а-тет и в нем участвует руководитель и подчинённый работник. Отмечаются три стиля проведения интервью: авторитарный, диалоговый и проблемно-ориентированный. При авторитарном стиле руководитель, как правило, уведомляет подчинённого о том, как он справлялся со своими обязанностями, каковы недостатки в его работе и какие задания предстоит выполнить работнику в планируемом периоде. При этом взаимоотношения руководителя и работника носят односторонний характер, взаимопонимания недостаточно, возможно противодействие работника декларируемым руководителем целям и методам их достижения. При диалоговом стиле также дается оценка деятельности работника, но одновременно поощряется высказывание мнений и предложений самого работника, естественно, в рамках субординации. При проблемно-ориентированном стиле работнику предлагается самому определить существующие проблемы и предложить методы их решения. Оценки деятельности работника определяются в процессе совместного обсуждения его деятельности, а не навязывается в одностороннем порядке руководителем. Проблемно-ориентированный стиль является наиболее продуктивным, но требует серьезной подготовки руководителя и самого работника. Рекомендуются следующие этапы проведения интервью и реализация его результатов. 1. Предварительная подготовка, в процессе которой работник знакомится с целями интервью, составляет отчет о своей деятельности и представляет их за 5-7 дней руководителю. В процессе предварительной подготовки работнику рекомендуется привести самооценку, ответив на следующие вопросы: 1) Имеете ли Вы достаточно ясное представление о тех требованиях, которые к Вам предъявляются на рабочем месте? Укажите те аспекты, которые кажутся Вам непонятными. 2) Проанализируйте, что Вами сделано за отчётный период. 3) Что, по Вашему мнению, необходимо изменить для улучшения работы в предстоящий период? 4) С чем Вы справляетесь лучше всего? 5) С чем Вы справляетесь хуже всего? 6) Обладаете ли Вы какими-либо знаниями и способностями, которые не полностью используются на рабочем месте? Перечислите какими. 7) Какая профессиональная подготовка помогла бы улучшить Вашу работу (стажировка, курсы повышения квалификации и т.д.)? 2. Создание благоприятных условий для диалога: исключение воздействия внешних факторов - совмещения интервью с другими действиями руководителя (телефонные переговоры, подписание документов и т.д.), проведение интервью в привычном помещении. 3. Изложение руководителем работнику цели интервью. 4. Поощрение со стороны руководителя активного участи работника в проведении интервью: предоставление возможности высказать свое мнение, участливое отношение руководителя, умение задавать наводящие вопросы, исключение резких суждений, терпимость. 5. Согласование результатов анализа деятельности работника за прошедший период, при котором рекомендуется придерживаться следующей схемы: • руководители и работники отмечают совместно признанные ими сильные стороны деятельности; • руководители указывают на сильные стороны деятельности работников, о которых те не подозревают; • руководители и работники согласовывают направления повышения квалификации и профессионального роста, в отношении которых они пришли к единому мнению; • руководители предлагают другие возможности для совершенствования, о которых работники не знают. При такой организации интервьюирования до 80% отведённого на него времени затрачивается на обсуждение позитивных результатов работы, что снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций, способствует правильному восприятию работниками критических замечаний и их стремлению устранить недостатки. Все замечания в адрес работников должны строится на конкретных примерах, а не на том или ином истолковании их трудового поведения и личных качеств. 6.Составление и подписание участниками интервью итогового резюме, в котором целесообразно оценить на примере линейного руководителя следующие показатели трудовой деятельности: • знание исполняемых обязанностей; • умение планировать работу; • умение реализовывать планы; • умение принимать решения; • качество работы; • умение выражать мысли вслух; • умение излагать мысли письменно; • способность к восприятию нового умения; • решать проблемы; • отношение с окружающими. Приведенные и другие аналогичные показатели оцениваются с помощью 5-7-10-балльной шкалы от самой низкой (1 балл) до самой высокой оценки. 7. Постановка целей и задач на предстоящий период, которые должны быть: конкретными, понятными, поддающимися измерению и достижимыми. 8. Разработка плана профессионального развития работника, например, освоение смежных специальностей, стажировка, курсы повышения квалификации и т.д. 9. Подготовка и подписание рабочего документа по трудовой деятельности и повышение квалификации работника в предстоящем периоде. 10. Регулярный промежуточный контроль выполнения рабочего плана работником и руководителем, а также при очередном интервьюировании. Приведенные материалы свидетельствуют, что в современных производственных и организационных системах метод интервью позволяет, во-первых, получить систематизированную информацию о состоянии персонала, во-вторых, целенаправленно управлять им. КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ Достаточно часто экспертные методы, результаты опросов интервью используются в комбинации с другими методами: результатами эксперимента, экономическими расчетами и др. Как правило, это происходит при оценке комплексных показателей, состоящих из нескольких частных. При этом частные показатели оцениваются или рассчитываются непосредственно (результаты экспериментов, наблюдений, расчетов), а их влияние на комплексный (веса, вклад) с помощью экспертных методов. Рекомендуется следующая последовательность применения данного метода. 1. Выбирается n объектов, требующих комплексной оценки, каждому из которых присваивается определенный N(i). 2. На основании имеющегося опыта, литературных данных, экспертизы определяются главные свойства изделия (услуги, технологии, специалиста), подлежащие оценке. Например, по данным журнала «За рулем», при оценке эффективности эксплуатации шин в зимних условиях были выбраны следующие свойства (Пример): • плавность хода, • управляемость при разгоне, • управляемость при движении, • управляемость при торможении, • курсовая устойчивость, • акустический комфорт (уровень шума), • топливная экономичность автомобиля. 3. Выбираются количественные или качественные параметры и ответствующие показатели, характеризующие выбранные свойства: C1; С2... Сm. 4. Определяется методика или способ оценки каждого из выбранных показателей. Это может быть эксперимент, литературные или статистические данные, экспертная оценка. В таблице в качестве примера приведены результаты экспериментального определения ряда показателей, характеризующих зимние шины размера 175/70 R13, устанавливаемые на автомобиле ВАЗ 2110. Таблица 9 Экспериментальная оценка показателей зимних шин. Извлечение
5. Так как прямое суммирование полученных показателей разных свойств по каждому изделию невозможно (разная размерность, физический смысл, значение для эффективности) показатели каждого свойства ранжируются, т.е. переводятся в ранги (баллы, очки): b1; b2... bm C1->b1; C2-> b2... Cm->bm, т.е. bim - это значение m-го 6. Экспертными методами определяется весомость каждого из рассматриваемых свойств 7. Определяется комплексная оценка изделий как сумма взвешенных по весомости рангов (баллов, очков) всех полученных показателей каждого изделия: (22) 8. Если известна цена изделия (Ц) и его ресурс (L), то можно определить т.н. потребительские свойства изделия, применяя известное соотношение «цена/качество»: • с учетом ресурса (23) • без учета ресурса (24) 9. Изделия, имеющие в зависимости от выбранной шкалы ранжирования большие (ранги, баллы возрастают от лучшего к худшему изделию) или меньше (ранги, баллы возрастают от худшего к лучшему) значение ПКi считается лучшим по выбранным значимым свойствам и их весомости. В таблице приведены результаты количественной оценки шин, причем первое место соответствует максимальному значению комплексной оценки качества (сумма баллов), минимальной цене и минимальному значению потребительского показателя цена/качество. Таким образом, комбинированные методы позволяют получить более объективную характеристику объектов или услуг при условии правильного выбора показателей их свойств и механизма их совместной оценки. Таблица 10 Комбинированная оценка зимних шин
Завершая тему, еще раз необходимо подчеркнуть, что одним из серьезных вопросов при проведении опросов и экспертизы является определение соответствия оценок экспертов действительному положению дел, а также соответствие оценок разных групп экспертов.
8. Использование игровых методов при принятии решений в условиях риска и неопределенностей ПОНЯТИЕ ОБ ИГРОВЫХ МЕТОДАХ Одним из методов принятия решений в условиях дефицита информации является анализ рыночной, производственной или другой ситуации с использованием теории игр и статистических решений. Смысл и содержание игры состоит в следующем: 1) Для того чтобы произвести математический анализ ситуации, строят ее упрощенную, очищенную от второстепенных деталей модель, называемую игрой. 2) В игре функционируют стороны и рассматриваются (воспроизводятся) их возможные стратегии, т.е. совокупность правил, предписывающих определенные действия в зависимости от ситуации, сложившейся в ходе игры. 3) Если в игре выступают две стороны, то такая игра называется парной. Если в игре участвуют несколько участников, то игра называется множественной. 4) Различают игры конфликтные (антагонистические) и «игры с природой» 5) В конфликтных играх (конкуренция, спортивные соревнования, военные действия) стороны осмысленно противодействуют друг другу. Выигрыш одной стороны означает проигрыш другой. 6) Игры с природой применяются при изучении производственных ситуаций, т.е. организационных, технических и технологических задач. Их называют также играми с производством. 7) В играх с природой (производством) обычно рассматриваются две стороны: А - организаторы производства (активная сторона), т.е. руководители ИТС ДТП, станций технического обслуживания, других предприятий всех форм собственности, предоставляющих услуги потребителям; П - совокупность случайно возникающих производственных или рыночных ситуаций («природа»). 8) Смысл игры состоит в следующем: а) Активная сторона должна выбрать такую стратегию, т.е. принять решение, чтобы получить максимальный эффект. б) При этом «природа» т.е. складывающиеся производственные ситуации, активно и осмысленно не противодействует мероприятиям организаторов производства, но точное состояние «природы» (П) им неизвестно. в) Принятие решений игровыми методами основывается на определенных правилах, которые регламентируют возможные варианты (стратегии) действия сторон, участвующих в игре: наличие и объем информации каждой стороны о поведении другой; результат игры, т.е. изменение целевой функции при сочетаниях определенных стратегий сторон и др. г) В процессе игры сторона А или стороны оценивают ситуацию, принимают решения, делают ходы, т.е. предпринимают определенные действия по изменению ситуации в свою пользу. Ходы бывают личными - сознательный выбор стороны из возможных вариантов действий. Случайными - это выбор из ряда возможных, определяемый механизмом вероятностного отбора вариантов, а не самим участником игры. Смешанные ходы представляют комбинацию личных и случайных. Если число возможных стратегий ограничено, то игры называются конечными, а при неограниченном числе стратегий- бесконечными. д) Результаты этих ходов оцениваются количественно по изменению целевой функции. В зависимости от содержания информации в теории игр рассматриваются методы принятия решений в условиях риска и неопределенности. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА Используя понятие целевой функции, задача выбора решения в условиях риска формулируется следующим образом: при заданных условиях аn и действии внешних факторов zk, вероятность появления которых известна, найти элементы решений хm, по возможности обеспечивающих получение экстремального значения целевой функции. Рассмотрим применение игровых методов на примере определения оптимального запаса агрегатов на складе АТП или СТО. 1) Определение сторон в игре. Очевидно, сторонами в игре являются: - производство (П), которое в заданных условиях и в случайном порядке выдает то или иное число требований на замену (ремонт) агрегатов определенного наименования; - организаторы производства (А), в данном случае организаторы складского хозяйства, комплектуют тот или иной запас агрегатов. Следовательно, имеем вариант парной игры с природой. 2) Идентификация групп факторов целевой функции: аn - заданные условия - это размер парка, тип, состояние и условия эксплуатации автомобилей, состояние и обустройство базы (цех, участок) для ТО и ремонта, квалификация персонала. Эта группа факторов, во-первых, определяет поток требований на обслуживание или ремонт, во-вторых, пропускную способность средств обслуживания и стоимость самого обслуживания требований; zk - применительно к организации складского хозяйства это возникновение того или иного числа требований на замену агрегатов, вероятность которого известна заранее; хm - решение организаторов производства (А), т.е. в рассматриваемом примере - рациональный запас агрегатов, который должен поддерживаться на складе. 3) Определение вероятности появления потребности в ремонте (замене) определенного числа агрегатов qj. Вероятность может быть определена: а) расчетно на основе данных по надежности агрегата в рассматриваемых условиях эксплуатации. Так, для случая простейшего потока требований вероятность возникновения числа требований k=0, 1, 2... за время t определяется по формуле Пуассона (25) где ω - параметр потока требований - средняя наработка отказа, фиксируемого данным требованием. При расчете за смену (t=1) формула преображается: (26) где а - среднее число требований на ремонт (замену), приходящееся на одну смену. Например, при а=3 вероятность отсутствия требований на ремонт в течение смены равна: ; вероятность возникновения одного требования Р1=0,15; двух Р2=0,22; трех Р3=0,22; четырех Р4=0,16 и т.д. б) на основании анализа отчетных данных о требованиях на ремонт данного агрегата. При этом за определенное число смен, например, с=100, собираются сведения о числе требований на ремонт: с1 - число смен, когда требований не было; с2 - число смен с одним требованием; с3- число смен с двумя требованиями и т.д. дает так называемую частость или эмпирическую вероятность, которую можно использовать в игре. В рассматриваемом примере на основании анализа отчетных данных установлено, что ежедневно при ремонте требуется не более четырех агрегатов, причем вероятность того, что агрегаты не потребуются для ремонта в течение смены, равна q1 =0,1; потребуется один агрегат q2=0,4; два - q3=0,3; три-q4=0,1 и четыре q5=0,1. 4) Формирование стратегии сторон. Стратегии производства (П) или требования рынка услуг определяются числом потребных в течение смены агрегатов nj. Причем первая стратегия П1 состоит в том, что фактически для ремонта не потребуется агрегатов (n1=0), вторая П2 - один агрегат, П3 - два агрегата, П4 - три агрегата и П5 - четыре агрегата (n5=4). При организации на складе запаса организаторы производства (сторона А) могут применить следующие стратегии: A1 - не иметь запаса; А2 - иметь один агрегат в запасе; А3 - два; А4 - три и A5 -четыре агрегата. Так как потребность более четырех агрегатов за смену не была зафиксирована, то дальнейшее увеличение запасов априорно нецелесообразно. Причем определенные вероятности qj, следует рассматривать как вероятность реализации стратегий сторон П. Полученные таким образом результаты по Пj, Аi и qj сводим в таблицу стратегий сторон.
Таблица 11 Стратегии сторон игры
5) Определение последствий случайного сочетания стратегий сторон. В реальных условиях сочетание стратегий Аi и Пj случайно, но каждому сочетанию Аi и Пj стратегий соответствуют определенные последствия bij. Например, если потребность в агрегатах для ремонта превышает их наличность на складе, то предприятие несет ущерб от дополнительного простоя автомобиля (сокращение коэффициента технической готовности αт) в ремонте или отказа клиенту в предоставлении соответствующей услуги. Если требований на замену меньше, чем имеется агрегатов на складе, то возникают дополнительные затраты, связанные с хранением «излишних» агрегатов. Количественно последствия сочетания стратегий Пj и Аj оценивается с помощью выигрыша bij, который относится на предприятие (А) и может исчисляться в рублях или условных единицах. Выигрыш bij>0 называется прибылью, a bij<0 убытком. Природа убытка и прибыли в каждом конкретном случае может быть различной, а сами величины ущерба и прибыли должны быть строго обоснованы, так как от них зависит выбор оптимального решения. В примере удовлетворение потребности в агрегатах связано с сокращением простоев автомобилей в ремонте или сохранением клиентуры, что приносит прибыль АТП или СТО. Излишний запас вызывает дополнительные затраты на хранение агрегатов. Четное определение производственных ситуаций, стратегий сторон, вероятностей событий и их последствий является важнейшей инженерной задачей, и от качества ее выполнения зависит надежность и достоверность получаемых результатов, т.е., в конечном итоге, принимаемых решений. Таблица 12 Условия определения выигрыша
6) Определение выигрышей при всех возможных в рассматриваемом примере сочетаниях стратегий Ai Пj в данном случае 25 (Ai * Пj= 5x5). Например, сочетание стратегий А2 и П4 означает, что потребность в агрегатах для ремонта в течение данной смены составляет (П4) n5 =3 агрегата, а на складе имеется (А2) только один агрегат. Поэтому выигрыш составит b24=1*2 (при потребности 3 на складе имеется 1 агрегат) – 2*3 (две заявки не удовлетворены) = 2 - 6 = -4; сочетание стратегий А4 иП2 (необходим для замены один агрегат, на складе имеется 3) b42 = 1*2 (одно требование удовлетворено) – 2*2 (два агрегата не востребованы) = 2-2 = 0 ит.д. Выигрыши при сочетании всех возможных стратегий сторон сводятся в платежной матрице. Фактически платежная матрица - это список всех возможных альтернатив, из которых необходимо выбрать рациональную стратегию А0i; организаторов производства. Таблица 13 Платежная матрица
7) Выбор рациональной стратегии организаторов производства. Наиболее простое решение возникает тогда, когда находится стратегия Ai, каждый выигрыш которой при любом состоянии Пj не меньше, чем выигрыш при любых других стратегиях. В рассматриваемом примере таких стратегий нет. Например, стратегия А3 лучше всех других только при состоянии П3, но хуже стратегии А2 при состоянии П2 и А4 при состоянии П4 и т.д. В общем случае при известных вероятностях каждого состояния Пj выбирается стратегия Ai, при которой математическое ожидание выигрыша организаторов производства будет максимальным. Для этого вычисляют средневзвешенный выигрыш по каждой строке платежкой матрицы для i-й стратегии: (27) Например, для ситуации А1 из таблиц имеем:
Аналогично для и т.д. Полученные таким образом результаты сводим в матрицу выигрышей. Из матрицы выигрышей следует, что оптимальной стратегией, обеспечивающей максимальный средний выигрыш, является стратегия А04, т.е. необходимо постоянно иметь на складе 3 агрегата. Иными словами, если организаторы производства будут каждую смену придерживаться четвертой стратегии, то за ряд смен в конечном итоге они получат следующий выигрыш: (b4)mах=1,5 условные единицы. Но это не означает, что в отдельные смены при различном сочетании А04 (3 агрегата на складе) и реальной потребности в агрегатах не может быть получен убыток, например, сочетание А4 П1.
Таблица 14 Матрица выигрышей при исходном (1) варианте
nj – необходимо иметь на складе исправных агрегатов ni – фактически имеется на складе исправных агрегатов 8) Полученные результаты по изменению выигрыша в зависимости от запаса агрегатов на складе (стратегий А) изображаем графически. 9) Определение экономического эффекта от использования оптимальной стратегии. Особенность выполненного расчета состоит в том, что учитывалась не только вероятность определенной потребности в агрегатах, но и последствия их наличия или отсутствия на складе. Поэтому экономиче
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |