КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и формы ППДП в вузе
Методика подбора средств ППДП студентов Дополнительные факторы, определяющие содержание ППДП Основные факторы, определяющие содержание ППДП Место ППДП в системе физического воспитания студентов Определение понятия ППДП, ее цель и задачи Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Цель ППДП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: - к ускорению профессионального обучения; - к достижению высокопроизводительного труда в избранных профессиях; - к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма; - к использованию средств физической культуры и спорта для активного труда и восстановления профессиональной работоспособности. Конкретные задачи определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы сформировать прикладные знания с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить на практических занятиях по физическому воспитанию, а также в ходе учебно-тренировочных занятий. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ. Прикладные и психофизические качества представляют собой перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных и психофизических качеств. Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость, которые необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Прикладные психические качества формируются в ходе учебно-тренировочного процесса. Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды. Формировать специальные качества можно использовав систему физических упражнений прикладных видов спорта. При решении конкретных задач профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой, которая является основой практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура». ППДП должна опираться на хорошую ОФП. Соотношение общей физической подготовки и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППДП контролируется специальными нормативами. Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию. Психофизическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». ППДП опирается на трудовой процесс и физическую культуру и спорт. К основным факторам, определяющим конкретное содержание ППДП: - формы (виды) труда специалистов данного профиля; - условия труда и отдыха; - особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда. Основные формы труда – физический и умственный. Разделение труда на физический и умственный носит условный характер. Условия труда влияют на подбор средств физической культуры для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека. Характер труда также определяет содержание ППДП. Чтобы правильно подобрать и применять средства физической культуры важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист. Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Динамика работоспособности специалистов в процессе труда – это фактор, определяющий комфортное содержание ППДП студентов. Для определения эффективности труда используют кривую работоспособности в виде графика. К ним относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику вуза. Различия физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения зависит от физиологической и психологической пригодности к данному виду труда. Возрастные изменения играют существенную роль на производительность труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление. Реакция на световые и звуковые сигналы так укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии удлиняется с возрастом по мере старения организма. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалиста, в сфере труда позволяют выявить перечень необходимых умений и навыков, физических и специальных качеств в профессиональной деятельности.
Подбор средств ППДП производиться с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Средства ППДП объединяются в следующие группы: - прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; - прикладные виды спорта; - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; - вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППДП. При подборе отдельных физических упражнений важно, чтобы их психофизическое воздействие соответствовало физическим и специальным качествам. В большинстве исследований по определению содержания ППДП отмечается ведущая роль профессиональной работоспособности. Важен и опосредованный прикладной опыт занятий отдельными видами спорта. Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. Если эти качества, умения и навыки, освоенные в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально-прикладными. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства ППДП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. Вспомогательные средства ППДП, обеспечивающие ее эффективность, - это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда. Организация ППДП студентов в высших учебных заведениях предполагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное время. Организация ППДП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине «Физическая культура», которая составляется кафедрой физического воспитания на основе учебной программы для высших учебных заведений. ППДП студентов на учебных занятиях проводиться в форме теоретических и практических занятий. ППДП во вне учебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность. Формы ППДП в свободное время: · секционные занятия в вузе прикладным видом спорта; · самостоятельные занятия по прикладным видам спорта вне вуза (туристские клубы и т.п.) · самостоятельные занятия студентов. Одна из форм ППДП – массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия (внутри вузовские соревнования, между учебными группами, курсами, факультетами).
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |