Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и происхождение денег




 

Деньги – один из наиболее важных элементов любой экономической системы.

Деньги – это активы (учетная категория, характеризующая стоимость имущества субъекта рыночных отношений, включая средства и запасы, предназначенные для уплаты задолженностей), служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления.

Деньги возникли много тысячелетий тому назад самопроизвольно, независимо от воли и желания людей. Очень долго люди не могли раскрыть их сущность, не понимали огромной власти денег, их созидательной и одновременно разрушительной силы.

Как историческая категория деньги являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением товарообмена как его производная. Роль денег сводится к функциям посредника обмена между разными товарами, т.е. исторически деньги – это товар особого вида, товар – посредник обмена, товар – знак стоимости.

Одним из первых товаров – посредников во многих странах был скот; на многих языках мира деньги и скот обозначаются одним словом или схожими словами, имеющими один корень.

Товаром посредником были также меха, зерно, медь, серебро и др.

Общественное разделение труда (выделение земледелия и скотоводства, а затем и ремесел) привело к необходимости постоянного обмена продуктами труда. Произведенный для продажи продукт труда – это товар, обладающий стоимостью (общественно необходимый труд, затраченный на производство товара).

С целью обеспечения сопоставимости различных затрат труда появилось понятие меновой стоимости (способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях).

В процессе эволюции обмена товаров получили развитие формы стоимости:

1) Простая или случайная форма стоимости.

Здесь продукты скотоводства и земледелия непосредственно обменивались друг на друга (1 овца – 1 мешок зерна). В данном меновом отношении товары выполняют неодинаковые роли.

2) Развернутая форма стоимости.

Каждый товар выражал свою стоимость в многочисленных товарах эквивалентах. (1 мешок зерна – 1 овца – 1 топор). В качестве товарных денег использовались бусы из ракушек, сушеная рыба, вино, табак.

Некоторые товарные деньги дали название современным денежным единицам (в Киевской Руси скот означали деньги, казна называлась скотницей, казначей – скотником).

3) Всеобщая форма стоимости.

Поиск наиболее удобного товара сопровождался отказом от малотранспортабельных, изнашивающихся, неоднородных денег. Постепенно стали использовать слитки из меди, серебра, золота.

Роль всеобщего эквивалента выполнял то один, то другой товар, общепризнанным эквивалентом стал металл (медь, бронза, золото).

4) Денежная форма стоимости.

Она появилась тогда, когда роль всеобщего эквивалента закрепилась за каким-то одним товаром. Исторически эта роль выпала на золото. Это было связано с тем, что золото удовлетворяет следующим требованиям:

· Однородности,

· Делимости,

· Портативности,

· Сохраняемости в течение длительного времени.

С появлением денег товарный мир разделился на 2 части: деньги и все остальные товары. Потребительская стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а их стоимость на стороне денег. Деньги становятся выразителем потребительских стоимостей всех товаров через свою стоимость.

 

Функции денег

 

 

Деньги выполняют 5 функций:

1. мера стоимости;

2. средства обращения;

3. средства платежа;

4. средства накопления;

5. мировые деньги.

 

1. Функция денег как меры стоимости.

Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров, но не деньги делают товары соизмеримыми, а количество затраченного на их производство общественно необходимого труда.

При металлическом обращении эту функцию выполняли действительные деньги (золото и серебро), которые сами обладали стоимостью, но и они выражали стоимость неидеально.

Формой проявления стоимости является его цена. В рыночном хозяйстве цена формируется не на рынке, а в сфере производства, на рынке же происходит ее окончательная корректировка. Цена товаров в таких условиях зависит от двух факторов:

1.стоимости банкноты, которая определяется стоимостью представляемых ею товаров и количеством банкнот в обращении,

2. соотношением спроса и предложения на данный товар на рынке.

 

2. Функция денег как средства обращения.

Товарное обращение включает два изменения форм стоимости: продажу одного товара и покупку другого. В том процессе деньги играют роль посредника в обмене двух товаров: Т – Д – Т.

Товарное обращение отличается от непосредственного обмена товара на товар тем, что оно обслуживается деньгами в качестве средства обращения. Однако если товары после их реализации уходят из обращения, то деньги остаются в этой сфере, непрерывно

обслуживая товарообмен.

Особенность функции денег как средства обращения заключается в том, что эту функцию выполняют реальные или наличные деньги.

 

3. Функция денег как средства платежа.

Эта функция возникла в результате развития кредитных отношений в капиталистическом хозяйстве.

В этом случае деньги используются:

пи продаже товаров в кредит, необходимость которой связана с неодинаковыми условиями и реализации товаров, разной продолжительностью и сезонностью их производства и обращения;

выплате заработной платы рабочим и служащим.

Деньги, выполняя функцию средства платежа, имеют свою специфическую форму движения, отличную от формы движения денег как средства обращения.

При функционировании денег как средства обращения происходит встречное движение денег и товаров, а при их использовании в качестве средства платежа в этом движении имеется разрыв.

Покупая товар в кредит, должник дает продавцу долговое обязательство, которое будет окончательно оплачено лишь через определенный срок.

 

4. Функция денег как средства накоплений.

Эту функцию раньше выполняли полноценные ирреальные деньги – золото и серебро. Поскольку деньги представляют всеобщее воплощение богатства, то возникает стремление к их накоплению, но в этом случае прерываются два изменения в товарообмене Т – Д – Т. В данном случае за продажей товара следует купля другого товара, а деньги выпадают из обращения и превращаются в сокровище.

В докапиталистических формациях существовала простейшая форма накопления богатства, когда извлеченные из обращения золото и серебро хранились в сундуках, закапывались в землю.

С ростом товарного производства превращение денег в сокровище становится необходимым условием регулярного возобновления воспроизводства. Стремление к получению наибольшей прибыли заставляет предпринимателей не хранить деньги как мертвое сокровище, а пускать их в оборот.

С прекращением размена банкнот на золото и изъятием его из средств обращения средством накопления и сбережений населения становятся кредитные деньги.

Особенность кредитных денег как средства накопления состоит в том, что они накапливаются в процессе постоянного обращения.

Кроме этого кредитные деньги, выполняя функцию накопления, способствуют сглаживанию нарушений в кругообороте капитала.

 

5.Функция мировых денег.

Данная функция возникла в докапиталистических формациях, но получила полное развитие с созданием мирового рынка. На этом рынке деньги сбрасывали «национальные мундиры», т.е. выступали в виде слитков золота (995-й пробы), т.к. Парижским соглашением 1867г. единственной формой мировых денег было признано золото.

Мировые деньги имеют троякое назначение и служат всеобщим платежным средством, всеобщим покупательным средством, материализацией общественного богатства.

В качестве международного платежного средства деньги выступают при расчетах по международным балансам, как международное покупательное средство деньги используются при прямой покупке товаров за границей и их оплате наличными (например, при неурожае – покупка зерна, сахара).

В качестве материализации общественного богатства деньги являются средством перенесения национального богатства из одной страны в другую при взимании контрибуций, репараций или предоставлении займов.

Исключение золота из международного оборота привело к сильным колебаниям валютных курсов. Поскольку мировой банкноты не было, место золота заняли путем внеэкономического принуждения, ведущие национальные валюты, главным образом английский фунт стерлингов и доллар США.

С этой целью были использованы международные соглашения, валютные блоки и валютные клиринги (безналичные расчеты между компаниями, предприятиями, отдельными странами за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путем взаимного расчета, исходя из условий баланса платежей).

 

 

Виды денег

 

Деньги в своем развитии выступают в двух видах:

1) действительные деньги,

2) знаки стоимости (заменители действительных денег).

Действительные деньги – деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) соответствует реальной стоимости, т.е. металла, из которого они изготовлены.

Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму: сначала штучную, затем весовую.

Монеты более позднего развития денежного обращения имеют установленные законом отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание).

Наиболее удобной оказалась круглая монета, лицевая сторона которой называется аверс, оборотная - реверс и обрез – гурт. С целью предотвращения монеты от порчи гурт делается нарезным. Надпись на монете называется легендой.

К золотому обращению капиталистические страны перешли во второй половине 19 века.

Ведущая из этих стран – Великобритания, которая вместе со своими колониями занимала первое место по добыче золота.

Причинами перехода к металлическому и золотому обращению послужили свойства благородного металла, делающего его наиболее пригодным для выполнения функции денег.

Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при неизменном содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами.

Золотое обращение просуществовало недолго, до Первой мировой войны.

Заменителями действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной стоимости, т.е. затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

1) металлические знаки стоимости, т.е. мелкая монета, изготовленная из дешевых металлов (медь, алюминий),

2) бумажные знаки стоимости, сделанные из бумаги. Различают бумажные и кредитные деньги.

Бумажные деньги – представители действительных денег и выполняют 2 функции: средства обращения и средства платежа.

Сущность бумажных денег заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми государством для покрытия бюджетного дефицита, они не разменны на золото и наделены государством принудительным курсом.

Кредитные деньги возникли с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). Их появление связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено через заранее установленный срок.

Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель – банкнота – чек – электронные деньги – кредитные карточки.

Вексель – это письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте.

Банкнота – кредитные деньги, выпускаемые центральными банками государства.

Первоначально банкнота имела двойное обеспечение: коммерческую гарантию, поскольку выпускалась на базе коммерческих векселей, связанных с товарооборотом и золотую гарантию, обеспечивающую ее на обмен на золото. Такие банкноты назывались классическими, имели высокую устойчивость и надежность.

Чек – денежный документ, установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета о выплате держателю чека указанной суммы.

Быстрое расширение чекового обращения после Второй мировой войны потребовало изменению форм платежа.

Научно-технический прогресс и развитие электронно-вычислительной техники обеспечили создание автоматизированных электронных установок для обработки чеков и ведения текущих счетов.

Электронные устройства и системы связи для осуществления кредитных и платежных операций посредством передачи электронных сигналов без участия бумажных носителей способствовало возникновению электронных денег. С их помощью происходит подавляющая часть межбанковских операций.

Кредитные карточки это по существу не деньги, а средства получения краткосрочной ссуды в банке. Выпускаются они кредитными учреждениями на базе счета клиента в форме пластиковой карточки с нанесенной на ней встроенной микросхемы.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте характеристику случайной форме стоимости.

2. Что необходимо для превращения товара в деньги?

3. Какие функции выполняют деньги?

4. Какие денежные знаки имеют свободное хождение на мировом рынке?

5. Что понимается под металлическими знаками стоимости?

6. Роль кредитных денег в экономике страны.

 

Денежное обращение

Денежное обращение – движение денег в процессе выполнения ими функции средства обращения и средства платежа. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения. Наличные деньги используются для оплаты товаров, работ, услуг, заработной платы, пенсий, командировочных расходов. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью банкнот и металлических денег.

Эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения осуществляет Банк России.

В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

· прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

· установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

· установление признаков платежеспособности, порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожение;

· определение порядка ведения кассовых операций.

По объему оборот наличных денег существенно меньше безналичного оборота, однако его экономическое значение, чрезвычайно велико.

Именно в сфере налично-денежного обращения происходит окончательная реализация произведенных товаров, работ, услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. Поэтому от состояния налично-денежного обращения во многом зависит покупательная способность национальной валюты.

Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег. По экономическому содержанию различают две группы безналичного обращения:

· по товарным операциям, т. е. безналичные расчеты за товары, работы, услуги;

· по финансовым обязательствам, т.е. платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, а также издержки на печатание и доставку наличных денег. Высокий уровень безналичных расчетов в любой стране говорит о правильной, грамотной организации всего денежного оборота.

Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: безналичный оборот возникает только при внесении наличных денег в кредитные организации, а наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитной организации.

В Российской Федерации применяются следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, платежными требованиями, по инкассо, чеками.

Денежное обращение починяется определенному закону, который определяет количество денег (или денежную массу), необходимую в каждый данный момент для обеспечения товарного обращения в стране.

Математическая формула закона денежного обращения следующая:

 

Д = (Р – К + П – В)/О

где:

Д – количество денег (денежная масса) (руб):

Р – сумма цен товаров (работ, услуг), подлежащих продаже,

К – сумма цен товаров (работ, услуг), платежи по которым выходят за пределы данного периода времени (т. е. проданные в кредит, рассрочку),

П – сумма цен товаров (работ, услуг), сроки платежей по которым уже наступили,

В – сумма взаимопогашаемых платежей,

О – скорость оборота денег за данный период времени.

Денежная масса – это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств (т.е. наличные и безналичные деньги), обслуживающие экономические связи и принадлежащие государству, хозяйствующим субъектам, гражданам.

Скорость оборота денег измеряется числом оборотов рубля за единицу времени, т.е. сколько раз рубль используется для оплаты товаров (работ, услуг) в течение определенного периода времени, обычно года.

На скорость оборота денег влияют длительность технологических процессов (сельское хозяйство или промышленность), структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень развития кредитных операций, использование электронных технологий в банковском деле и др.

Из закона денежного обращения вытекает требование сбалансированности денежной и товарной массы в обращении. Эта сбалансированность выражается уравнением обмена между денежной массой и номинальной величиной валового национального продукта (уравнением Фишера).

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой стоимость произведенного в стране конечного годового продукта в рыночных ценах.

ВНП включает стоимость продукта как созданного в самой стране, так и за ее пределами с использованием факторов производства (земля, труд, организационные способности предпринимателя), которые принадлежат данной стране.

Уравнение обмена – это расчетная зависимость, согласно которой произведение величины денежной массы на скорость оборота денег равно произведению уровня цен на величину ВНП.

 

М*О = Р*Н

где:

М – количество денег в обращении (денежная масса);

О – скорость оборота денег за год,

Р – уровень цен товаров (услуг, работ), выраженный относительно базового годового показателя равного 1,

Н – реальная величина валового национального продукта.

Соблюдение зависимости, выражаемой уравнением обмена, ведет к тому, что количество денег в обращении соответствует реальной потребности в них. Государство должно поддерживать данную зависимость путем проведения правильной денежной и финансовой политики.

Для анализа движения денег используются денежные агрегаты.

Денежные агрегаты – это виды денег и денежных средств (заменителей денег), отличающиеся друг от друга ликвидностью.

Ликвидность денег означает способность денег участвовать в немедленном приобретении товара или других благ.

Денежные агрегаты – это показатели, представляющие собой соединение нескольких частей денежного потока в единое целое.

Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток. Денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением ими своих функций, представляет собой денежное обращение.

Существуют пять видов денежных агрегатов:

1. агрегат М0 – включает наличные деньги в обороте (бумажные деньги и металлические монеты),

2. агрегат М1 –состоит из агрегата М0 и средств на счетах в банках, которые могут использоваться для платежей в безналичных форме (это наличные и безналичные деньги),

3. агрегат М2 состоит из агрегата М1, а также деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков,

4. агрегат М3 включает агрегат М2, денег на любых вкладах и ценные бумаги, обращающиеся на финансовом рынке (акции, облигации, коммерческие ценные бумаги),

5. агрегат М4 включает в себя агрегат М3, а также другие ликвидные активы, коммерческие бумаги и др.

В Российской Федерации для расчета совокупной денежной массы применяются агрегаты М0, М1, М2, М3. Структура совокупной денежной массы в РФ приблизительно такова: М0 – 30%, М1 – 96%, М2 – 99%, М3 – 99,9%.

Чтобы денежное обращение не нарушалось, денежные агрегаты должны находиться в определенном равновесии. Условиями равновесия, как показывает практика, являются:

М2 больше М1, (М2+М3) больше М1

В этом случае денежный капитал из наличного оборота переходит в безналичный оборот.

С помощью денежных агрегатов можно определить скорость оборота денег

О = Н/ М2

где:

О – скорость оборота денег,

Н – годовой объем ВНП,

М2 – денежный агрегат.

Скорость оборота безналичных денег, т. е. денег, находящихся на текущих счетах, рассчитывается по формуле:

О1 = (М1 – М0)/М2

где:

О1 – скорость оборота безналичных денег,

М0, М1, М2 – денежные агрегаты.

 

Денежная система и ее элементы

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.

В России денежная система сформировалась в 15-17 веках с утверждением централизованного государства и национального рынка.

Различают денежные системы двух типов:

1. система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (золотых и серебряных), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги;

2. система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные, либо кредитные деньги.

При системе металлического денежного обращения выделяют два типа денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм – роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами: золотом и серебром. Предусматривается неограниченное обращение и свободная чеканка, установление двух цен на один товар. Эта система существовала в 14-18 веках, а в ряде стран Западной Европы действовала и в 19 веке. Данная система не обеспечивала устойчивости денежного обращения.

Монометаллизм – роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом. Серебряный монометаллизм существовал в России (1843-1852гг), Индии (1852 – 1893гг), Китае (до1935г.) Золотое обращение в

России было введено с 1897г.

Различают три разновидности (стандарта) золотого монометаллизма:

золотомонетный, золотослитковый, золотодевизный.

Золотомонетный стандарт характеризовался свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, незапрещенным движением золота между странами. Этот стандарт требовал наличия золотых запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война привела к отмене золотомонетного стандарта в большинстве стран.

Золотослитковый стандарт, при котором банкноты обменивались на золотые слитки, был введен после Первой мировой войны в Великобритании и во Франции.

Золотодевизный стандарт – это стандарт, при котором банкноты обменивались на девизы, т.е. платежные средства в иностранной валюте, разменные на золото. Золотодевизный стандарт действовал в Германии, Австрии, Дании, Норвегии.

В результате мирового экономического кризиса 1929-1933гг. утвердилась система обращения бумажно-кредитных денег, не размениваемые на действительные деньги. Система предусматривает господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионными центрами стран.

Элементами денежной системы являются:

· денежные единицы,

· масштаб цен,

· виды денег,

· эмиссионная система,

· государственный аппарат регулирования денежного обращения.

Денежные единицы – это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. В большинстве стран действуют десятичные системы деления: (1 доллар = 100центам, 1 рубль = 100коп.)

Масштаб цен – это средство выражения стоимости через весовое содержание денежного металла в выбранной денежной единице. В настоящее время это определение утратило экономическое значение, так как кредитные деньги не имеют собственной стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров.

Виды денег, являющиеся законными платежными средствами, - это, прежде всего кредитные деньги и банкноты, разменная монета.

Эмиссионная система - это законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляют центральные банки.

Регулирование денежного обращения. Мерой регулирования прироста денежной массы и кредита является установление целевых ориентиров, на которые должны ориентироваться центральные банки. Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы.

 

Инфляция и формы ее проявления

Количество денег, обращающихся в стране, не может быть произвольным, в обращении должно находиться не больше и не меньше денег, чем это необходимо для нормального функционирования экономики при сложившемся уровне цен и скорости обращения денег.

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы Термин «инфляция» (от латинского – вздутие) означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного их выпуска.

Инфляция может быть и результатом сокращения товарной массы при неизменном количестве выпущенных бумажных денег. Инфляция сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.

Первопричина инфляции – диспропорции в развитии экономики.

Различают внутренние и внешние факторы образования инфляции.

К внутренним факторам относят:

· государственное монополистическое ценообразование,

· кризисное состояние экономики,

· кредитная экспансия (интенсивное расширение кредитных операций банков с целью извлечения прибыли, выпуск кредитных денег в качестве средства платежа),

· дефицит бюджета,

· рост государственного долга,

· эмиссия денег,

· уменьшение скорости оборота денег.

К внешним факторам относят:

· мировые кризисы (энергетический, валютный),

· нелегальный экспорт золота, валюты.

В зависимости от темпов роста цен различают инфляцию следующих видов:

· ползучая (рост цен от 3-10% в год),

· галопирующая (рост цен от 10-50% в год),

· гиперинфляция (рост цен от 50 до 100% и выше). (

(Известный ученый О. Ю. Шмидт на основе изучения процессов инфляции открыл закон гиперинфляции, который заключается в следующем: при этой форме инфляции количество денег в обращении возрастает в арифметической прогрессии, а цены – в геометрической.)

В зависимости от причин возникновения различают два типа инфляции:

· инфляция спроса

· инфляция предложения.

Инфляция спроса возникает, если спрос на товары больше, чем предложение товаров. Под влиянием увеличения совокупного спроса и избытка денег начинается рост цен. Инфляция спроса обусловлена:

· милитаризацией экономики,

· дефицитом бюджета и ростом государственного долга,

· кредитной экспансией банков,

· притоком иностранной валюты, т.е. увеличением денежной массы без увеличения объема товаров.

Инфляция предложения вызывается:

· снижением производительности труда,

· сокращением предложений товаров и услуг,

· появлением новых потребностей человека,

· ростом заработной платы,

· высокими налогами,

· энергетическим кризисом.

 

Наиболее распространенным показателем инфляции, в том числе и в России является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

В соответствии с методологией Госкомстата РФ этот индекс рассчитывается как отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.

В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового спроса, наиболее часто применяемые населением. Отбор позиций производится с учетом их значимости для потребления, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия в продаже. Ценовая информация собирается на территории всех субъектов Российской Федерации.

Аналогом российского ИПЦ в западных странах выступает индекс общих цен (ИОЦ). Однако набор товаров и услуг, использующийся для его расчета, существенно отличается от российского.

В ряде случаев для измерения инфляции предлагается использовать индексы промышленных цен на конкретные группы товаров или услуг, т.е. индексы оптовых цен. Но в условиях высоких темпов роста цен различия между индексами потребительских и оптовых цен невелики, поэтому ИПЦ используется в качестве основного показателя инфляции.

Основными методами борьбы с инфляцией являются денежная реформа и проведение антиинфляционной политики.

Денежная реформа (проводится однократно) – это полное или частичное преобразование денежной реформы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Методы проведения денежной реформы:

· нуллификация - объявление государством об аннулировании и признании недействительными, обесцененные бумажные деньги,

· реставрация – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы,

· девальвация – это снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, валютам других стран, осуществляемое в законодательном порядке,

· деноминация (метод зачеркивания нулей) – это укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые, проводится в целях упорядочения денежной единицы и придания большей полноценности национальной валюте. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.

Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

К нему относятся два основных подхода:

· дефляционная политика,

· политика доходов.

Дефляционная политика включает в себя:

· регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм,

· снижение государственных расходов,

· усиление налогового бремени,

· повышение кредитных ставок за кредит,

· ограничение денежной массы,

· конкурентное стимулирование отдельных производств путем снижения налоговой нагрузки.

Политика доходов предусматривает:

· контроль над ценами,

· контроль над заработной платой путем ее замораживания или установления пределов роста,

· компенсацию расходов.

Выбор политики и антиинфляционных мер зависит от приоритетов, устанавливаемых правительством.

Если ставится целью стимулирование роста производства, то предпочтение должно отдаваться политике доходов

Если необходимо сдержать экономический рост, то проводится дефляционная политика.

Когда ставится задача снизить инфляцию любой ценой, используются комбинированные методы из дефляционной политики и политики доходов.

 

Вопросы и задания:

1. Для чего используются наличные деньги?

2. В чем состоит значение безналичных расчетов?

3. Дайте характеристику денежным агрегатам.

4. Кто определяет количество денег в обращении?

5. Чем определяется скорость обращения денег?

6. Какие существуют типы денежных систем?

7. Назовите элементы денежной системы.

8. Охарактеризуйте причины инфляции.

9. Какие существуют виды и типы инфляции?

10. назовите методы проведения денежной реформы.

11. В чем состоит антиинфляционная политика?

Социально – экономическая сущность и функции финансов.

 

Термин «финансы», в переводе с латинского означает денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами, т. к. деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Финансы – это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег (платежи, расчеты, перечисления наличных и безналичных денег).

Финансы представляют собой экономическую категорию, функционирующую в различных общественно-экономических формациях.

Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства.

С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений, возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Итак, финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей общества.

Централизованные финансы включают в себя государственные и муниципальные финансы, создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Децентрализованные финансы - финансы предприятий и домашних хозяйств, образуются из денежных доходов и накоплений предприятий.

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях.

Финансы выполняют две основные функции:

· распределительную,

· контрольную.

Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой стороны – контроль над этим распределением.

(Национальный доход – это доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством. Национальный доход страны определяется как сумма всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли процента на вложенный капитал).

Распределительная функция финансов выражается в:

· создании целевых фондов денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения,

· распределении между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами, а также внутрихозяйственное, межотраслевое, межтерриториальное распределение.

Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных фондов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса с помощью следующих рычагов воздействия на экономику:

· бюджет,

· цены и тарифы,

· налоги,

· экспортно-импортные пошлины.

Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера их движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств.

Использование контрольной функции финансов позволяет осуществить финансовый контроль, основной целью которого является обеспечение эффективности и рациональности расходования финансовых и экономических ресурсов и соблюдения всеми экономическими субъектами законодательства в области финансов.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых служб, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины.

Финансовый контроль, его содержание и цели.

В условиях рыночной экономики функции контроля становятся ведущими в государственном управлении.

Контроль может носить правовой, административный характер, большое значение имеет технический, экономический контроль.

Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль.

При существовании различных видов контроля, каждый характеризуется такими элементами как:

Ø Субъект контроля,

Ø Субъект, принимающий решение по результатам контроля (субъект, в интересах которого контроль осуществляется),

Ø Объект контроля,

Ø Предмет контроля,

Ø Цель контроля,

Ø Задачи контроля,

Ø Принципы контроля,

Ø Методы контроля,

Ø Техника и технология контроля,

Ø Процесс контроля.

Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств.

Хозяйственный контроль – это система наблюдений и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий.

Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми законодательными нормативными актами и правилами.

Технический (технологический) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов.

Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения финансовых, денежных, кредитных и валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством.

Виды финансового контроля:

· Обследование – предназначен для обследования экономического субъекта и определения его финансового состояния и возможных перспектив развития,

· Надзор – осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами (например за деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Банк России,

· Наблюдение (мониторинг) – осуществляется в форме постоянного контроля за проведением тех или иных финансовых операций (например со стороны кредитных организаций проводится наблюдение за целевым использованием выданного кредита, финансового состояния заемщика, эффективностьб использования полученного кредита),

· Ревизия – наиболее глубокий метод финансового контроля, т.е. проверка не только документов, но и наличия денег, товарно-материальных ценностей). Результаты ревизии оформляются актом, но основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и провлечения виновных к ответственности.

· Анализ финансовой деятельности предприятия проводится дляоценки его финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом по материалам финансово-бухгалтерской отчетности предприятия.

 

Существуют общие принципы финансового контроля: объективность, законность, независимость, гласность.

 

Основным функциональным назначением финансового контроля, является контроль, за исполнением бюджета, поскольку бюджет представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти, защите финансовых интересов РФ.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов разных форм собственности. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ представляют собой государственную собственность, местные бюджеты – муниципальную собственность.

В связи с разделением бюджетов по формам собственности, контроль за их исполнением подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый как в масштабе РФ, так и в каждом субъекте РФ и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления.

Содержание и вопросы организации государственного финансового контроля в РФ раскрыты в Указе Президента РФ от 25.07.1966г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

Согласно этому документу в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, имущества, закрепленного за государственными организациями.

Кроме того, Минфин России подготовил сборник программ для проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Эти документы способствовали повышению качества контрольно-ревизионных проверок.

Задачами государственного и муниципального финансового контроля являются:

1. проверка правильности формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов,

2. проверка целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственного и муниципального имущества,

3. проверка правильности ведения бух. учета и достоверной отчетности,

4. контроль над соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности,

5. контроль над реализацией межбюджетных отношений,

6. выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней,

7. проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях,

8. контроль над формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионам.

9. пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, трансфертов (государственные выплаты помощи) и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионов.

 

Законодательные государственные органы осуществляют финансовый контроль в следующих фазах:

1. предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и разработка показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, составление прогнозных балансов, а также договоров о совместной деятельности.

2. текущий (оперативный) финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний.

3. последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний государственный финансовый контроль обеспечивают специальные органы, созданные и действующие от исполнительной власти.

 

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством РФ, разграничением функций и полномочий возлагается на:

Ø Счетную палату РФ,

Ø Банк России,

Ø Главное контрольное управление Президента РФ,

Ø Министерство Финансов РФ и его структурные подразделения (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля и аудита и их территориальные органы).

Ø Федеральную налоговую службу РФ,

Ø Государственный таможенный комитет РФ,

Ø финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Начало такому контролю было положено созданием в 1992г. Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ, как органа, не зависимого в своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента.

В 1997г основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты, которые проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета.

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Сфера полномочий Счетной палаты –

Ø контроль над федеральной собственностью и федеральными денежными средствами,

Ø оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств,

Ø финансовая экспертиза (оценка финансовых последствий принятия федеральных законов)

Ø контроль над поступлением в Федеральный бюджет средств от приватизации государственной собственности.

Ø контроль над состоянием государственного внешнего и внутреннего долга,

Ø контроль над деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга,

Ø контроль над использованием иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, за предоставленные Россией кредиты и займы иностранным государствам и международным организациям.

Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие организации, связанные с получением или использованием средств федерального бюджета.

Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой – тематические проверки и ревизии. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, она имеет право принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

 

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России.

Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, за соблюдением коммерческими банками банковского законодательства.

При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации, Банк России в зависимости от вида нарушения может прибегнуть rследующим методам:

Ø штраф (1% уставного капитала)

Ø замена руководства,

Ø запрет на проведение отдельных операций,

Ø отзыв лицензии,

Ø ликвидация банка.

 

Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, а также контролирует деятельность органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти субъектов РФ, рассматривает жалобы физических и юридических лиц.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. (КРУ). Как структурное подразделение Администрации Президента, оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания на устранении финансовых нарушений, но, не имеет право применять какие - либо санкции.

 

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений, ограничить и приостановить финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство по организации бухгалтерского учета, а также проведение аттестации по аудиту и лицензирование аудиторской деятельности.

Контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

 

 

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль над правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме этого ФНС обязана вести учет налогоплательщиков в установленной форме, проводить проверки налогоплательщиков, информировать Министерство финансов РФ обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов.

 

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступлением таможенных пошлин и обязан:

· проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами,

· приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении налогового законодательства,

· осуществлять контроль над соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ.

 

Аудиторский контроль осуществляется над деятельностью предприятий независимыми специализированными аудиторскими фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на проведение контроля.

Его цель состоит в том, чтобы проверить достоверность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, установить соблюдение действующего законодательства финансовых и хозяйственных операций, правильность их отражения.

 

Финансовая политика

Финансовая политика – это самостоятельна сфера деятельности государства в области финансовых отношений и направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического или социального развития.

Финансовая политика охватывает все направления деятельности государства.

Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Финансовая политика сводится к трем основным элементам:

1. определение и постановка целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период времени,

2. разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели могут быть достигнуты,

3. подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Следовательно, финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти.

По действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

В рамках реализации поставленных задач Правительство как субъект законодательной инициативы разрабатывает законодательную основу функционирования финансовой системы экономики.

Финансовая политика включает в себя:

· денежно-кредитную,

· бюджетную,

· налоговую,

· таможенную политику.

Бюджетная политика выражается в определении доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете, в определении структуры расходной части бюджета.

Финансовая политика государства определяет роль национальной экономики в мировом экономическом и политическом пространстве.

 

 

Финансовая система

 

Финансовая система представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

1. государственный бюджет,

2. внебюджетные фонды,

3. государственный кредит,

4. фонды страхования,

5. фондовый рынок,

6. финансы предприятий всех форм собственности,

7. финансы домашних хозяйств.

Все выше перечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разделение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также методах формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий.

С одной стороны, главным источником бюджета, является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов.

При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами – заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

 

 

Государственный бюджет

 

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы.

Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственно власти.

Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием как закон.

Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержание органов государственной власти и управления.

Возможны два подхода к разработке государственного бюджета. Первый подход «от доходов» состоит в том, что с учетом исследований определяют разумный реальный объем доходной части, исходя из этих доходов, планируют расходы.

Второй подход «от расходов» состоит в том, что определяется уровень расходов. После этого решается задача обеспечить доходы, часто посредством введения новых налогов, увеличения налоговой нагрузки.

Последствия такого подхода могут состоять в сокращении налогооблагаемой базы вследствие остановки производств, уменьшения занятости, мотивации к труду и т.д., что в свою очередь может привести к ухудшению социально-экономической обстановки.

Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:

1. доходную, мобилизация средств в которую осуществляется через:

 

· взыскание налогов и пошлин,

· получение доходов от государственной собственности,

· внутренние и внешние займы,

· продажи государственной собственности в процессе приватизации,

· прибыль Банка России,

· доходы от внешнеэкономической деятельности.

 

2. расходную, средства которой направляют на:

· финансирование народного хозяйства,

· укрепление обороноспособности страны,

· содержание органов государственно власти,

· образование, науку,

· медицинское обслуживание,

· финансовая поддержка бюджетов субъектов федерации,

· погашение и обслуживание государственного долга.

Если доходная часть бюджета превышает расходную, то говорят о профиците бюджета, если расходная часть превышает доходную, то - о дефиците бюджета.

Субъектами государственных финансов также являются – органы государственной власти – бюджеты разных уровней (республиканские, региональные, местные).

Консолидированный бюджет – это объединенный бюджет территориальных единиц, регионов, образующих единую административно-территориальную совокупность (автономию, республику, государство).

При установлении состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня бюджетов учитывают:

· текущее социальное положение региона,

· состояние экономики, а также отраслей народного хозяйства,

· социальные и экономические угрозы,

· социальные и экономические возможности,

· наличие или отсутствие необходимой инфраструктуры и т.д.

Бюджетная система государства – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.

Бюджетная система РФ в соответствии с ее бюджетными законами базируется на принципах единства бюджетной системы и самостоятельности бюджетов.

Принцип единства бюджетной системы предполагает взаимодействие бюджетов всех уровней, которое осуществляется через единую налоговую политику, использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов.

Самостоятельность бюджетов всех уровней в составе РФ, обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом самостоятельно определять направления их использования.

Доходы бюджетов каждого уровня формируется в соответствии с налоговым законодательством, а распределение отдельных источников доходов между бюджетами разного уровня производится посредством бюджетного регулирования.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций, трансфертов, субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы – это доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты.

Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Важным показателем при формировании местных бюджетов являются нормативы бюджетной обеспеченности на одного жителя, на основе которых определяются минимальные размеры местных бюджетов.

Если у местного бюджета норматив бюджетной обеспеченности превышает средний федеральный уровень, то такой местный бюджет становится донором федерального. В противном случае местный бюджет получает финансовые ресурсы из федерального бюджета в виде дотаций, трансфертов, субвенций, кредитов.

Дотации – это средства из вышестоящего бюджета в твердой форме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Трансферт – это финансовые ресурсы, выделяемые местному бюджету из федерального бюджета для выравнивания фактического уровня бюджетной обеспеченности в различных регионах.

Субвенция – это целевое выделение средств для реализации конкретной социально значимой программы.

Расходы бюджетов всех уровней могут разделяться на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включают ассигнования на финансирование инвестиционной инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширением воспроизводства.

Порядок исполнения бюджета устанавливается Правительством. В процессе исполнения бюджета распределение средств осуществляется на основании росписи расходов и доходов.

Роспись – это основной оперативный план распределения расходов и доходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации.

Непосредственный контроль над исполнением бюджета обеспечивает Счетная палата, формируемая Государственной Думой и Федеральным Собранием.

Если в процессе исполнения бюджета будет превышен предельный уровень дефицита бюджета или реальные доходы окажутся значительно ниже запланированных, то может проводиться секвестр расходов.

Секвестр расходов – это пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Секвестру не подлежат защищенные статьи (расходы на заработную плату, стипендии, пенсии), состав которых определяется законодательным органом, утверждающим бюджет.

Отчет о федеральном бюджете РФ утверждается Федеральным Собранием.

 

 

Внебюджетные фонды.

 

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов и имеющих целевое назначение.

Расширение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 3.34 сек.