Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, функции и виды денег




 

Деньги известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

В натуральном хозяйстве обмен касался лишь случайно оставшихся излишков. Общественное разделение труда (выделение земледелия, скотоводства, а затем ремесел) вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда, то есть необходимость товарного производства. Обмен – это движение товара от одного товаропроизводителя к другому и предполагает эквивалентность (например, скот=зерну=топору=холсту), что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме, назначению товаров. Это соизмерение разных товаров требует единой общей их основы.

Такой основой является стоимость товаров – общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре. Именно общественный труд (а не индивидуальный труд отдельного товаропроизводителя) делает товары соизмеримыми.

Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, то есть обеспечивается количественное сравнение товаров.

При натуральном производстве продукт удовлетворял потребности производителя и его семьи, то есть для них он имел значение как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека). При производстве товара для обмена товаропроизводитель интересуется прежде всего его стоимостью, ибо если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен и его невозможно обменять.

Рассмотрим эволюцию развития форм стоимости:

1). Простая (эквивалентная) форма стоимости свойственна низкой ступени развития производительных сил.

Для скотовода овца важна не как потребительная стоимость, а как стоимость, которая проявляется только в обмене на рынке. На рынке товар-овца ищет своего антипода и играет активную роль, так как скотовод стремится найти зерно в обмен на свой товар. Зерно служит материалом (формой) для выражения стоимости овцы, то есть пассивно отражает общественный труд, затраченный на выращивание овцы. Следовательно, зерно становится внешним проявлением общественного труда, то есть эквивалентом, и находится в эквивалентной (простой) стоимости.

Простая (эквивалентная) форма стоимости имеет следующие особенности:

- потребительская стоимость товара-эквивалента (зерна) служит формой проявления своей противоположности – стоимости товара (овцы),

- индивидуальный труд, затраченный на производство товара-эквивалента (зерна), выражает свою противоположность – общественный труд,

- конкретный труд, заключенный в товаре-эквиваленте (зерне), служит формой проявления абстрактного труда.

2). Развернутая форма стоимости. С дальнейшим разделением труда и ростом производства все больше товаров поступает на рынок. Один товар встречается при обмене с множеством других товаров-эквивалентов. Например,

1 мешок зерна = 1 овце,

= 1 топору,

= 1 аршину холста и т.д.

3). Всеобщая форма стоимости, когда товар становится главной целью производства. Всеобщими эквивалентами становились скот, меха, у племен Центральной Африки – слоновая кость. Однако на этой роли такие товары задерживались не надолго, поскольку не удовлетворяли требованиям товарного обращения и по своим свойствам не соответствовали условиям эквивалентности.

4). Денежная форма стоимости. Для превращения товара в деньги необходимо:

а) общее признание данного факта как покупателем, так и продавцом, то есть оба субъекта не могут отказаться при обменен своих ценностей на данный товар-деньги,

б) наличие особых физических свойств у товара-деньги, пригодных для постоянного обмена,

в) длительное выполнение товаром-деньгами роли всеобщего эквивалента.

Деньги – историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. В далеком прошлом всеобщим эквивалентом выступали меха, скот, украшения. Позже, когда обмен принял систематический характер, в роли денег стали использоваться металлы (медь, серебро, золото).

Таким образом, особенность денег заключается в следующем:

деньги – это стихийно выделившийся товар,

деньги – это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента,

деньги разрешили противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью, присущей всем товарам.

 
 

 


1. Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами на его производство и реализацию в основе цен и их движения – закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары он зависит от стоимости товара и стоимости денег. В связи с несоответствием спроса и предложения на рынке цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. По таким отклонениям цен (вверх и вниз) от стоимости товара, определяют, каких товаров произведено недостаточно, а каких в избытке.

Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, то есть выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.

Первоначально весовое содержание денежной единицы совпадало с масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных единиц (фунт стерлингов – фунт серебра).

Ямайская валютная система, введенная в 1976-1978 гг., отменила официальную цену золота и золотое содержание денежных единиц стран-участниц МВФ. Ныне официальный масштаб цен этих стран складывается стихийно в процессе рыночного обмена путем соизмерения стоимости товаров посредством цены.

В современных условиях произошел процесс демонетизации золота, то есть утрата им функцией денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными кредитными деньгами.

С установлением господства неразменных кредитных денег масштаб цен претерпел существенные изменения. Государство устанавливает:

а). название денежной единицы, порядок ее выпуска и изъятия, а также ее купюрность,

б). порядок выпуска более мелкой денежной единицы, изготавливаемой, как правило, из дешевых металлов, определяя ее соотношение к основной денежной единице,

в). правила обращения наличных и безналичных денег,

г). валютный курс национальной денежной единицы к иностранным, исходя из спроса своей валюты, и публикует его в официальной печати.

2. Функция денег как средства обращения. Товарное обращение включает: продажу товара, то есть превращение его в деньги, и куплю товара, то есть превращение денег в товары. В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средств создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар.

К особенностям денег как средства обращения следует отнести, прежде всего, реальное присутствие денег в обращении и мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги – бумажные и кредитные.

3. Функция денег как средство накопления и сбережения. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, то есть обеспечивая его владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения, то сеть акт купля-продажа прерывается. Однако простое накопление и сбережение денег владельцу дополнительного дохода не приносят.

При рыночной экономике предпринимателю невыгодно хранить деньги, их пускают в оборот для получения прибыли. Кроме того, аккумуляция временно свободных средств – необходимое условие кругооборота капитала. Именно создание денежных средств на предприятии обеспечивает сглаживание возникающих нарушений у отдельного хозяйствующего субъекта, а резервы в масштабе страны – диспропорций в национальной экономике.

Отдельные лица также накапливают золото в форме слитков, монет, украшений (тезаврация золота), покупая его на рынке в обмен на свою национальную денежную единицу. Цель такого накопления в условиях господства знаков стоимости – обезопасить себя от обесценения. Основная масса членов общества при отсутствии золотого обращения накапливает и сберегает кредитные деньги, которые являются бумажными символами и не создают реального богатства для владельцев.

4. Функция денег как средства платежа. В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. Причины: неодинаковая продолжительность периодов производства и обращения различных товаров, а также сезонный характер производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. В результате возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, то есть в кредит.

В условиях развитого товарного хозяйства деньги в функции средства платежа связывают между собой множество товаровладельцев, каждый из которых покупает товары в кредит. В результате разрыв в одном из звеньев платежной цепи неизбежно приводит к разрушению всей цепи долговых обязательств и возникновению массовых банкротств товаровладельцев.

5. Функция мировых денег. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировые деньги в качестве международного средства выступают при расчетах по международным балансам: если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа.

 

Деньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители денег).

Действительные деньги – деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости, то есть стоимости металла, из которого они изготовлены.

Наиболее удобной для обращения оказалась круглая форма монеты, лицевая сторона которой называлась – аверс, оборотная – реверс, обрез – гурт. С целью предотвращения монеты от порчи гурт делался нарезным.

Первые монеты появились примерно в 2500 г. до н.э. в Древнем Китае и Древнем Лидийском государстве. В Киевской Руси первые чеканные монеты относятся к 9-10 векам. Первоначально в обращении находились одновременно злотники (монеты из золота) и сребреники (монеты из серебра).

Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Благодаря своей устойчивости действительные деньги беспрепятственно выполняли все пять функций.

Заменители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, то есть затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

- металлические знаки стоимости (мелкие монеты, изготовленные из дешевых металлов),

- бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги. Различают бумажные деньги и кредитные деньги.

Бумажные деньги – представители действительных денег. Впервые бумажные деньги (ассигнации) появились в России в 1769 году. По сравнению с золотыми такие деньги создавали товаровладельцам определенные преимущества (легче хранить, удобны при расчетах за мелкие партии).

Право выпуска бумажных денег присваивает себе государство. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу, печатание) образует эмиссионный доход казны, являющийся существенным элементом государственных поступлений. На начальном этапе бумажные деньги выпускались государством наряду с золотыми и с целью их внедрения в обращение обменивались на них. Однако появление, а затем и рост дефицита бюджета вызвал расширение эмиссии бумажных денег, размер которой зависел от потребности государства в финансовых ресурсах.

Кредитные деньги возникают с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит).

Кредитные деньги прошли следующий путь развития:

а) Вексель – письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте. Различают простой вексель и переводной вексель (тратта).

Вексель характеризуется следующими особенностями:

- абстрактностью, то есть отсутствием на документе информации о виде сделки,

- бесспорностью, означающей обязательную оплату векселя,

- обращаемостью, то есть передачей векселя как платежного средства другим кредиторам, что создает возможность взаимного зачета вексельных обязательств.

б). Банкнота – кредитные деньги, выпускаемые центральным банком страны.

Первоначально банкнота имела двойное обеспечение: коммерческую гарантию, поскольку выпускалась на базе коммерческих векселей, связанных с товарооборотом, и золотую гарантию, обеспечившую ее обмен на золото. Такие банкноты назывались классическими, имели высокую устойчивость т надежность. Центральный банк располагал золотым запасом для обмена, что исключало обесценение банкноты.

в). Чек – денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека указанной суммы.

Чековому обращению предшествует договор между клиентом кредитного учреждения и этим учреждением об открытии на сумму внесенных средств или предоставленного кредита счета. Клиент на эту сумму выставляет чеки, а кредитное учреждение их оплачивает. В чековом обращении участвуют: чекодатель (владелец счета), чекополучатель (кредитор чекодателя) и плательщик по чеку (кредитное учреждение).

Виды чеков:

- именной – на определенное лицо без права передачи,

- предъявительский – без указания получателя,

- ордерный – на определенное лицо, но с правом передачи посредством индоссамента на обороте документа.

г). Кредитные карточки – выпускаются кредитными учреждениями на базе счета клиента в форме пластиковой карточки с нанесенной на нее встроенной микросхемой. Кредитные карточки применяются в розничной торговле и сфере услуг.

 

 

Лекция 2.

 

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА.

 

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Направления финансовых отношений государства:

- между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, при реализации товаров и услуг;

- между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

- между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

- между государством и гражданами при внесении налогов и добровольных платежей;

- между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

- между отдельными звеньями бюджетной системы;

- между страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Главным материальным источником финансов выступает национальный доход странывновь созданная стоимость или стоимость ВВП за вычетом потребленных орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах их использует.

Функции финансов:

1. Распределительная функция реализуется на двух этапах:

а). распределение национального дохода заключается в создании основных (первичных) доходов:

- зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства,

- доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей национальной экономики, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода.

б). Перераспределение национального дохода связано:

- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

- с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, здравоохранение, социальное страхование, социальное обеспечение);

- с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы.

2. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях национальной экономики. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

3. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства (государственные расходы, налоги, государственный кредит, ставка рефинансирования).

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает:

- совокупность организационных форм финансовых отношений в национальной экономике,

- порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств,

- методы финансового планирования,

- формы управления финансами и финансовой системой,

- финансовое законодательство.

Финансовая системасовокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Звенья финансовой системы:

- бюджетная система,

- внебюджетные фонды,

- государственный кредит,

- фонды страхования,

- финансы предприятий различных форм собственности.

1). Бюджетная система РФ включает:

- федеральный бюджет,

- бюджеты субъектов Федерации,

- местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты регионов, а те не включаются в федеральный бюджет.

2). Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования) имеют строго целевое назначение – расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

3). Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в роли кредитора, заемщика или гаранта. Политику в отношении государственного долга определяет Федеральное Собрание РФ, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

4). Фонды страхования. Роль страхования в настоящее время увеличивается, так как возрастают риски, связанные с наступлением стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью.

5). Финансы предприятий различных форм собственности. В условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов.

 

 

Лекция 3.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

 

Управление финансами в РФ осуществляют следующие органы:

1. Федеральное собрание и его две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета, утверждении отчета о его исполнении, при рассмотрении законов о налогах, сборах и обязательных платежах, при установлении предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

2. Министерство финансов и его органы на местах.

Задачи Минфина:

а). разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

б). составление проекта и исполнение федерального бюджета;

в). обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны;

г). концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

д). разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов и инвестиций;

е). совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

ж). осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

Функции Минфина:

а). участие в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики,

б). организация работы по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета, разработка нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации,

в). обеспечение исполнения федерального бюджета, а также внебюджетных фондов,

г). участие в определении ценовой политики,

д). участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране,

е). осуществление выпуска государственных внутренних займов РФ,

ж). осуществление по поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями,

з). разработка проектов внешних заимствований РФ.

Важным подразделением Министерства финансов РФ выступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

3. Федеральная налоговая служба РФ.

Обязанности налоговых инспекций:

а). действовать в строгом соответствии с законодательством,

б). осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды,

в). вести в установленном порядке учет налогоплательщиков,

г). проводить проверки налогоплательщиков,

д). ежемесячно представлять финансовым органам и органам федерального Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет,

е). информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов,

ж). осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пеней.

4. Федеральная таможенная служба.

Обязанности таможенных органов:

а). проводить налоговые проверки по таможенным пошлинам,

б). проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой таможенных пошлин,

в). приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства,

г). проводить взимание недоимок по таможенным пошлинам, а также сумм штрафов.

 

 
 


 

Финансовый менеджмент – это эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Этапы финансового менеджмента:

1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Финансовое управление предприятия разрабатывает следующие финансовые планы:

- план объема производства,

- план реализации продукции,

- план развития научно-технического прогресса,

- план внедрения новых управленческих решений,

- план финансовых ресурсов их обеспечения.

2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств. Финансовый менеджер должен определить:

- оптимальные темпы роста объема реализации,

- структуру привлекаемых средств,

- методы их мобилизации,

- способы инвестирования.

3. Координация финансовой деятельности предприятия со всеми его службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что, в свою очередь, оказывает воздействие на размер прибыли и инвестиций.

4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, при реализации собственных акций и облигаций.

 

 
 

 


Содержание финансовой политики охватывает следующий комплекс мероприятий:

- разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

- создание адекватного финансового механизма;

- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики:

1). обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2). установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3). организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4). выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5). создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

 

Лекция 4.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов (государство, предприятия, население).

Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Прежде всего, это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех ровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Негосударственный финансовый контроль включает контроль со стороны кредитных учреждений, со стороны акционеров и внутренний контроль.

Система финансового контроля включает следующие элементы:

- ведомство главного ревизора-аудитора с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны (Счетная палата). Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

- налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству страны;

- контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений (КРУ);

- негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций (аудиторские компании);

- службы внутреннего контроля (внутреннего аудита).

Классификация видов финансового контроля:

1. По времени проведения:

1.1. предварительный,

1.2. текущий (оперативный),

1.3. последующий

2. По субъектам контроля:

2.1. президентский,

2.2. контроль представительных органов власти и местного самоуправления,

2.3. контроль исполнительных органов власти,

2.4. контроль финансово-кредитных органов,

2.5. ведомственный,

2.6. внутрихозяйственный,

2.7. аудиторский.

3. По сфере финансовой деятельности:

3.1. бюджетный,

3.2. налоговый,

3.3. валютный,

3.4. страховой,

3.5. инвестиционный,

3.6. инвестиционный,

3.7. контроль за денежной массой.

4. По форме проведения:

4.1. обязательный (внешний),

4.2. инициативный (внутренний).

5. По методам проведения:

5.1. проверки,

5.2. обследование,

5.3. надзор,

5.4. анализ финансовой деятельности,

5.5. наблюдение (мониторинг),

5.6. ревизии.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд, субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации. Он предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов (например, надзор ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков и т.д.).

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием заемщика. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

 

 


Счетная палата РФ – это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Задачи:

- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов,

- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса,

- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности,

- определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов,

- финансовая экспертиза, то есть оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета,

- контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков,

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета,

- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министерства финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Контрольное управление Президента РФ подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций – контроль за деятельностью органов власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации, рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Министерство финансов не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета, контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ. По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности, взыскивать государственные средства, используемые им не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

На федеральное казначейство возложены следующие задачи:

- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения,

- контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях правительства РФ и состоянии банковской системы,

- контроль совместно с ЦБ РФ за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ,

- контроль за государственными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы ФНС имеют право:

- в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства,

- получать от них необходимые справки и сведения,

- контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов,

- обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения,

- применять меры принудительного воздействия в отношении должностых лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках.

Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

Центральный банк РФ проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ РФ нормативов банковской деятельности.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента – за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:

- постановку и ведение бухгалтерского учета,

- составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах,

- анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности,

- обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства,

- проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

 

 

Лекция 5.

ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования.

Направления финансовых отношений предприятий:

- между поставщиком и покупателем, транспортом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком и т.д.,

- между коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий,

- между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, членами которых они являются при выполнении взаимных финансовых обязательств,

- между коммерческими организациями и предприятиями и отдельными работниками, возникающие при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций, облигаций,

- между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, получении ассигнований из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций,

- между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, различных видов рисков.

Функции финансов предприятий:

- посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей и государства в целом,

- контрольная функция – это стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции и формирование доходов и денежных фондов.

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. Отрицательный результат или отсутствие его говорят о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.

Принципы организации финансов предприятий:

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Коммерческие организации и предприятия могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков.

Принцип самофинансирования. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование развитие производства за счет собственных или заемных средств. Предприятия и организации ряда отраслей экономики, выпуская продукцию, необходимую потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность (городской пассажирский транспорт, ЖКХ, сельское хозяйство, оборонная промышленность и т.д.). такие предприятия получают дополнительные ассигнования на разных условиях.

Принцип материальной заинтересованности. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашении векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному предприятию процедуры банкротства. Для руководителей коммерческих организаций и предприятий данный принцип реализуется через систему штрафов в случаях нарушения хозяйствующими субъектами налогового законодательства.

К отдельным работникам предприятий применяется система штрафов, лишения премии, увольнение с работы в случае нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.

Принцип обеспечения финансовых резервов связана с риском предпринимательской деятельности.

 

 

Лекция 6.

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА

 

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.

Федеральный бюджет РФ выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием РФ как закон.

Функции федерального бюджета:

1). Перераспределительная – бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории страны.

2). Функция государственного регулирования и стимулирования экономики – для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

3). Функция финансового обеспечения социальной политики – должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

4). Функция планирования – будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

5). Организационная функция – бюджет влияет на размеры накоплений, на определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

6). Контрольная функция – бюджет осуществляет контроль за финансовыми потоками субъектов экономики.

Задачи бюджетной политики:

1). удержать экономику от спада производства,

2). обеспечить финансовую стабилизацию – борьба с инфляцией и обеспечение устойчивого курса национальной денежной единицы,

3). стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накоплений в национальном доходе,

4). сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям материального производства,

5). укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов,

6). Создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных средств,

7). Усилить контроль за величиной государственного долга.

 

 
 

 


Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Основные элементы налога:

Субъект налога – лицо, которое по закону является плательщиком налога.

Объект налога – предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом).

Источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, проценты).

Единица обложения – единица измерения объекта (гектар земли по земельному налогу).

Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.

- при регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода (косвенные налоги),

- для пропорциональных налогов взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода,

- при прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию

Пример.

При доходе до 100 долл. налогоплательщик вносит 1% своего дохода, при доходе от 1001 долл. до 3000 долл. – 2%, при доходе свыше 3001 долл. – 3%. Если налогоплательщик имеет 1000 долл. дохода, то он платит 10 долл. налога, а если он получил 1001 долл., то он должен заплатить 2% или 20 долл. Простая прогрессия на практике не применяется, а используется сложная прогрессия, при которой доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой части дохода применяется соответствующая ставка налога. При сложной прогрессии обложение суммы в 1001 долл. производится следующим образом: 1000 долл. облагаются по ставке в 1% и только 1 долл. – по ставке 2% (налогоплательщик заплатит 10 долл. и 20 центов), то есть повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло увеличение дохода.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Этот доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.

Налоговый оклад – сумма, уплачиваемая его субъектом.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Одним из основных налогов является налог на доходы физических лиц. Известны две системы обложения подоходным налогом:

- шедулярная (английская) – по этой системе обложение производится у источника дохода не по совокупному доходу налогоплательщика, а по частям дохода,

- глобальная – обложение налогом осуществляется по совокупному доходу налогоплательщика.

 

 
 

 


Бюджетное планирование – сущность его состоит в централизованном распределении и перераспределении общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Принципы бюджетного планирования:

- регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами,

- адресный и целевой характер направления бюджетных средств,

- непрерывность планирования годового бюджета,

- стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет),

- балансовый метод.

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Задачи бюджетного процесса:

- максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения прогресса на пути сбалансированности рынка,

- определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также их общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития,

- установление расходов бюджета по целевому назначению, а также их общего объема,

- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодолении инфляции и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы,

- сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников,

- осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников дохода государства между ними,

- повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования),

- усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

 

Этапы бюджетного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.