Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Возникновение социального управления




Оглавление

Москва 2013

Для студентов, обучающихся

Краткий конспект лекций

Теория государственного управления

по специальности ****** «государственное и муниципальное управление»

 

 

 

Утвержден на заседании кафедры ________________________

Дата, протокол №________

Рекомендован к изданию заместителем директора ИДО________________

Дата, протокол №________

Рекомендован к изданию учебно-методическим советом МФЮУ ____________

Дата, протокол №________

Крылов П. М. Краткий конспект лекций по теории государственного управлениядля студентов, обучающихся по специальности

****** «государственное и муниципальное управление»

 

 

Москва, МФЮУ, 2013 г. **** с.

 

 

Номер и название лекции Стр.
Лекция 1. Сущность и содержание государственного управления.  
Лекция 2. Возникновение социального управления.  
Лекция 3. Основные подходы к управлению в рамках научных школ и направлений.  
Лекция 4. Предмет и метод теории государственного управления.  
Лекция 5. Государство и политическая система.  
Лекция 6. Типы государств и теории государств. Теории происхождения государства.  
Лекция 7. Формы правления и территориального устройства государств мира.  
Лекция 8. Государства и политические режимы.  
Лекция 9. Россия как государство.  
Лекция 10. Механизм государства. Государственные органы (институты).  
Лекция 11. Прогнозирование, планирование и программирование в государственном управлении.  
Лекция 12. Информация и её роль в управлении.  
Лекция 13. Системный подход и системные исследования в государственном управлении.  

Лекция 1. Сущность и содержание государственного управления.

Введение. В лекции рассматриваются понятия государственного и управления; рассматриваются основные исторические предпосылки возникновения и развития управления в государстве.

 

На определенной ступени развития человечества в результате разложения первобытнообщинного строя и появления частной собственности воз­никло государство. Его отличие от первобытно-общинного строя заключается в образовании публичной власти, которая в своей основе не совпадает непосредственно с населением. Публичная власть находится над обществом, в определенной степени противопоставляя себя этому обществу.

Публичную власть создал для защиты своих интересов экономически господствующий класс, который возник в результате присвоения основных средств производства.

Люди, образовавшие государство как политическое сообщество, отдают ему ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно государству для достижения главной его цели. Эта цель заключается в том, чтобы каждый из этих людей и все они вместе могли обеспечивать, сохранять и реализовать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу, а также владение такими благами, как деньги, земли, дома и т. д., тем, что английский мыслитель 17 в. Джон Локк называл собственностью. В качестве средств, призванных содействовать осуществлению этой цели, Джон Локк рассматривал законность, разделение властей, оптимальную форму правления, право народа на восстание в связи со злоупотреблениями властью и др. При этом, с точки зрения Джона Локка, законом можно считать лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу.

В результате образования публичной власти из общества выделилась группа людей, осуществляющая управление другими людьми.

Определение понятия «управление» содержит определенные трудности, связанные с неоднозначностью этого понятия.

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющих, определяемыми формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в нежи­вой природе или технических системах, управление в живой природе или биологических системах, управление в человеческом обществе или социальных системах.

Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) называют управлением вещами, которое изучается в основном техническими науками.

Управление в живой природе, называемое управлением биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.

Управление как воздействие на людей, их группы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает наука кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется на техническую, биологическую и социальную.

Понятие «социальное управление» рассматривается в узком и широком значении слова.

В узком значении слова социальное управление определяется как процесс воздействия на коллективы людей для достижения поставленных целей.

Анализируя в «Капитале» различные формы общественного труда, Карл Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, - писал он, - нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего про­изводственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

В широком смысле слова социальное управление рассматривается как сфера деятельности людей.

На выделение социального управления как определенный вид человеческой деятельности обратил внимание Карл Маркс. Он писал, что труд по надзору и управлению... непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда». Он указывал, что этот труд «возникает всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей».

Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников – управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению, помимо управленческих работников, входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом этого общего труда, существования и развития общества.

Сущность социального управления заключается в целенаправленном, организующем воздействии на коллективы людей для обеспечения материальных и духовных условий их жизнедеятельности.

Понятие социального управления означает, во-первых, что говорится о воздействии на общественные, а не технические системы; во-вторых, что это воздействие осуществляется на все общество, а не на его отдельные части.

Социальное управление разделяется соответственно сферам общественной жизни на управление социально-политической сферой или управление государством, управление экономикой (управление производством), управление сферой духовной жизни, управление семейно-бытовой сферой.

В государствоведении управление рассматривается на трех уровнях функционирования: управление делами общества, управление делами государства и собственно государственное управление.

Управление делами общества осуществляется посредством реализации социального управления. Субъектом социального управления выступает политическая система общества, включающая государство, политические и общественные организации, объединения граждан.

Управление делами государства включает непосредственное осуществление государственной власти, государственное управление, правосудие и прокурорский надзор. Эти виды государственной деятельности имеют своих субъектов в виде законодательных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти, органов суда и органов прокуратуры. Непосредственно государственное управление понимается как деятельность государственных органов исполнительной власти – органов государственного управления.

Следует отметить, что термин «орган государственного управления» до принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. применялся наряду с термином «орган исполнительной власти». Так, в заголовке статьи первой Закона Российской Федерации «О Совете Министров – Правительстве Российской Федерации» указывается, что «Совет Министров Российской Федерации – высший орган государственного управления Российской Федерации». Далее в тексте этой статьи говорится, что «Совет Министров – Правительство Российской Федерации является орга­ном исполнительной власти Российской Федерации».

Рассматривая вопрос о соотношении категорий исполнительной власти и государственного управления, необходимо учитывать, что первая в значительной степени является политико-правовой, а вторая – организационно-правовой. Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации не упоминается о государственном управлении, оно является реальностью, без которой невозможно функционирование государственно-властного механизма. Все это позволяет сделать вывод: государственное управление представляет собой особый вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Что же понимается под термином «государственное управление»?

Несмотря на широкое распространение этого термина, единое определение его понятия в научной литературе отсутствует.

Одни авторы под государственным управлением понимают практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Другие – как деятельность всего государственного аппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами. Третьи – как практическую организующую деятельность государства на основе и во исполнение законов, состоящую в осуществлении исполнительно-распорядительных функций непрерывно действующим аппаратом государственного управления. Четвертые – как организующую, исполнительно-распорядительную деятельность органов государства, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства. Пятые – как сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп в котором реализуются общественные потребности и интересы, обозначенные цели и воля общества.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (п. 1 ст. 3), который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3).

Таким образом, народ осуществляет свою власть в формах референдумов и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В связи с федеративным устройством государственная власть в Российской Федерации осуществляется на двух уровнях: федеральном и отдельных субъектов Федерации. При этом Конституцией Российской Федерации установлено разграничение предметов ведения как сфер общественных отношений федеральных органов государственной власти (ст. 71) и предметов совместного ведения федеральных органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 72).

В соответствии с федеральным законом от 24 июня 1999 г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации» разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти субъекта Федерации осуществляется на основе заключения договора органом государственной власти субъекта федерации с Президентом Российской Федерации. На основе федерального закона по предметам совместного ведения или договора могут заключаться соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче для осуществления части полномочий друг другу.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя России, означающее признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (п. 1 ст. 131). При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (п. 1 ст. 132). Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (п. 2 ст. 132).

Муниципальное управление осуществляется исполнительными органами местного самоуправления, которые согласно пункту 4 статьи 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти не означает полного отделения местного самоуправления от государственной власти. Такое отделение происходит только с точки зрения организационно-административной, исключающей назначение органов и должностных лиц органами и должностными лицами государственного управления. Создание и компетенция органов местного самоуправления определяется федеральным законодательством и законодательством субъектов федерации. Органы местного самоуправления действуют, с одной стороны, самостоятельно, под свою ответственность при решении вопросов местного значения; с другой стороны, они осуществляют деятельность в направлении выработанной общегосударственной политики субъекта Федерации по вопросам социально-экономического развития, выполняя также отдельные государственные полно­мочия, которыми они могут наделяться федеральными законами и законами субъектов федерации.

В теории и практике местного самоуправления сложилось отождествление понятий «орган исполнительной власти местного самоуправления» и «орган муниципального управления». В законе «О местном самоуправлении в Российской Федерации», принятом в июле 1991 г., указывалось, что местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти и соответствующие органы управления, а также органы территориального общественного самоуправления (п. 1 ст. 2). В качестве органа управления рассматривалась администрация, понятие которой в Словаре русского языка С. И. Ожегова определяется как орган исполнительной власти, управления. Наряду с этим Правительство Российской Федерации в 1994 г. утвердило государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в классификатор специальностей которого включена специальность «Государственное и муниципальное управление».

В соответствии с вышеизложенным в настоящем учебнике термин «муниципальное управление» рассматривается в качестве синонима термина «исполнительная власть местного самоуправления».

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в России осуществляется в муниципальных образованиях, под которыми понимаются городские, сельские поселения, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 указанного закона).

Для реализации функций исполнительной власти федеральные органы исполнительной власти – федеральные органы государственного управления, органы исполнительной власти субъектов федерации органы государственного управления субъектов федерации и органы исполнительной власти местного самоуправления – органы муниципального управления и органы территориального общественного самоуправления осуществляют распорядительные функции, для чего они наделяются законодательством правом издания (принятия) правовых актов в пределах своей компетенции.

Таким образом, органы исполнительной власти по характеру деятельности являются исполнительно-распорядительными.

Ранее приведенные определения государственного управления не вызывают возражений. Однако они носят общий характер, не являются конструктивными, то есть не содержат идей, указывающих на то, как следует осуществлять создание и совершенствование государственного управления.

Наиболее конструктивным определением понятия «управление» является его определение, которое дается в кибернетике (науке об общих принципах управления в технических, биологических и социальных системах) как перевод системы в заданное состояние.

В соответствии с вышеизложенным под государственным или муниципальным управлением понимается деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия решений (правовых актов), организации и контроля исполнения этих решений (актов) и решений (актов) органов законодательной (представительной) власти.

Наряду с термином «государственное управление» в литературе по управлению используются термины «административно-государственное управление» и «государственное администрирование». Под административно-государственным управлением понимается осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. Государственное администрирование определяется как деятельность профессиональных государственных служащих по осуществлению общественной политики. В связи с тем, что термины «государственное управление» и «государственное муниципальное управление» получили в нашей стране в теории и практике управления широкое распространение, они будут использоваться в настоящем учебнике.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Как Вы понимаете термин «управление»?

2.К чему применимо понятие управление в обществе?

3.Каковы юридические и экономические аспекты управления?

 

 

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления

 

Литература:

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с.

3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с.

4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.

5. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.

6. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.


Введение. В лекции даётся понятие социального управления. Даются исторические примеры возникновения социального и государственного управления. Показана роль европейских и американских учёных в становлении теории социального управления.

 

Понятие «социальное управление» неоднозначно. Во-первых, под социальным управлением понимается управление людьми в отличие от управления вещами. К управлению людьми относят управление государством, управление производством, управление общественными объединениями людей. Во-вторых, под социальным управлением понимается управление обществом. «Наряду с отдельными видами управления, - пишет болгарский философ М.Марков, - в обществе осуществляется и целенаправленная деятельность по оптимизации развития социальной системы в целом, характеризуемая понятием «социальное управление»... Теория социального управления исследует общие, обязательные для всякого управленческого акта процедуры, независимо от того, в какой социальной сфере он реализуется».

История развития практики и науки социального управления исчисляется несколькими тысячелетиями и берет начало с зарождения письменности в древнем Шумере около трёх тысяч лет до н. э. Возникновение письменности привело к образованию особого слоя жрецов, участвовавших в торговых операциях.

В Египте во времена фараонов (3-2 тысячелетие до н.э.) для сооружения пирамид и гигантских оросительных систем требовалось огромное количество строительных рабочих. Их использование вызывало необходимость планирования и организации целенаправленной деятельности и контроля ее результатов.

Вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до нашей эры) разработал свод законов по управлению государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными группами населения. В этих законах, высеченных на базальтовом столбе и состоящих их 282 статей были узаконены свидетельские показания, запрещено перекладывание должностными лицами ответственности на своих подчиненных, законодательно установлена оплата работы свободных людей. Правивший там же тысячелетия спустя Навуходоносор II увидел в оплате труда мощный стимул к труду. Ему также приписывается внедрение в практику принципов контроля за производством.

В Древнем Китае философов интересовали вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами. «Одни напрягают свой ум, - рассуждал Мэн-цзы (4-2 вв. до н.э.), - другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает ум, управляют людьми. А те, кто напрягает мускулы, - управляются. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. Таков всеобщий закон в Поднебесной». Сторонниками Конфуция высказывалась точка зрения, что в основе управления должен лежать ритуал, обычай, традиции. Легисты считали, что управлять нужно на основе общего законодательства. Фань Фей-цзы говорил, что «государство – колесница правителя, положение – его лошадь; если он управляет страной, не применяя искусства управления, то хотя он будет и сам неустанно трудиться, ему не избежать беспорядка. Если он управляет, применяя искусство управления, то хотя он и будет жить праздно, все же станет мудрым правителем».

Не только древнекитайские философы проявляли интерес к вопросам управления. В памятниках древнеиндийской культуры, таких как «Законы Ману», содержится множество поучительных, назидательных высказываний о правильном управлении.

Проявлялся значительный интерес к управлению и в античные времена. Например, Платон в работе «Политик» называет «умение управлять людьми» одним «из сложнейших и самых труднодостижимых умений». Одновременно он обращал внимание на общую природу управления: «Для всего, что мы сейчас рассматриваем, по-видимому, есть единое значение: назовут ли его искусством царствовать, государственным искусством или искусством домоправления – нам нет никакой разницы.

Становление науки государственного управления связано с курсами «камеральных» или «камералистических» наук, которые читались в университетах Австрии и Германии в XVII в. Kameralen в переводе с немецкого означает «наука государственного управления».

Слово «Камерален» происходит от позднелатинского слова, означавшее коллегиальную форму управления, которая уравновешивала централизацию власти при абсолютистском режиме в Пруссии.

К первым работам по камеральным наукам относится четырехтомный «Трактат о полиции» королевского комиссара в Шатле Н. де ла Марс (1707-1738 гг.), родоначальника «полицейских наук», изучающей организационную структуру административных служб и пути улучшения их работы.

В 1866-1884 гг. Лоренц фон Штейн опубликовал в Штутгарте «Теорию государственного управления» в 8-ми томах. В руководимом Штейном журнале «Австрия» освещались вопросы науки государственного управления.

Благодаря работам камералистов Австрия и Германия в 19 в. обладала высококлассным управленческим аппаратом.

Во Франции в конце 18 в. и на всём протяжении 19 века публиковалось множество работ по вопросам государственного управления. В конце 18 века Жак Пеше издал трактат «О полиции и муниципалистах», в котором резко критиковал бюрократию. «Канцелярии не совет, - писал Пеше, - и переписчики не должны строить из себя администраторов или законодателей».

Чарлз-Жан Боннен в работе «Принципы государственного управления» (1812 год) предлагал формировать науку государственного управления по типу точных наук.

Первой серьезной работой в области науки государственного управления, созданной на собственной концептуальной основе, стали «Очерки об администрации» (1845 год) Александра Франсуа Вивьена, имевшей практические результаты. Эта работа послужила основой для создания во Франции специализированных министерств, разработки закона о государственных служащих и процедуры их набора, проведения деконцентрации аппарата. По предложению Вивьена была создана Школа администрации.

Конец XIX и начало XX в. – период господства, по выражению Фридриха Энгельса, юридического мировоззрения, когда государство выполняло преимущественно охранительные функции, изучение проблем государственного управления осуществлялось в пределах зародившейся науки административного права. Одновременно с этим в ряде развитых стран формировалась наука государственного управления.

Административное право рассматривалось как совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью органов государственного управления, а также осуществлением другими государственными органами управленческой деятельности внутриорганизационного характера.

В государствах со сложившейся наукой административного права воз­никла тенденция расширения ее предмета с включением в него проблем государственного управления.

В качестве таких государств могут рассматриваться Германия и Ита­лия, где наука административного права сближается с наукой о государ­ственном управлении и обогащается ею, однако продолжает развиваться на собственной основе. В тех же странах, где получила развитие наука государственного управления, наблюдалась обратная картина. Например, в США наука административного права рассматривалась в широком пла­не, включая в изучение проблемы организационной структуры государ­ственной администрации. С возникновением в США науки государственного управления проблемы организационной структуры администрации отошли к ней.

Существующая в США наука административного права ограничива­ется исследованием вопросов правового регулирования в области госу­дарственного управления.

Основоположником американской науки государственного управле­ния считают профессора Вудро Вильсона (1856-1924), ставшего впоследствии президентом США. В статье «Изучение администрирования» он писал: «Наука управления будет искать спосо­бы улучшения деятельности правительства, сделает его работу менее тру­доемкой, приведет в порядок организацию управления». Вильсон обо­сновывал необходимость изучения правительственных учреждений в США в качестве аппарата управления независимо от политики, предлагая при этом методы проведения таких исследований.

Вильсон считал, что смена политического руководства не должна вли­ять на деятельность несменяемого политического аппарата. Отсюда задачей государственной администрации становилось оперативное и компетентное проведение в жизнь решений политических лидеров, избранных народом.

Поводом, побудившим В.Вильсона написать свою статью, послужил принятый в США в 1883 г. по предложению Пендлтона «Закон о граж­данской службе», который предусматривал проведение открытых кон­курсов для претендентов на государственные должности.

В.Вильсон считал, что отношения между администрацией, исполня­ющей законы, и властью, создающей законы, «составляют самую сущ­ность правительственной системы». При этом В. Вильсон и сторонник его взглядов Ф. Гуднау провели четкое разграничение между политика­ми и администраторами, в соответствии с которым политикам необходи­мо контролировать деятельность администраторов, чтобы обеспечить раз­витие демократии. Такой порядок должен быть установлен на индивиду­альном и коллективном уровнях. При таких условиях администраторы не смогут вмешиваться в политику и будут действовать в направлениях, указанных политиками.

Идеи В.Вильсона и Ф. Гуднау дали мощный толчок развития науки государственного управления в США. Во всех ведущих университетах США создавались школы государственного управления, где осуществля­лись подготовка государственных служащих, повышение их квалифика­ции и проведение научных исследований в сфере государственного уп­равления.

В. Вильсон обосновал необходимость высокого профессионализма в сис­теме государственного управления, предусматривающую требование под­бора государственных служащих по их профессиональной компетентнос­ти. Он также разработал модель «административной эффективности», предложив использовать в государственной управлении методы организа­ции и управления, применяемые в бизнесе. Однако, несмотря на бурный рост количества идей, и теорий, которые помогали управляющим справ­ляться с меняющейся действительностью, как указывается в энциклопе­дическом справочнике Американской ассоциации управления, вряд ли можно дать четкую классификацию различных теорий управления». Из­вестный американский теоретик в области управления Г. Кунц еще в 1961 году писал в своей нашумевшей тогда статье «Джунгли управленческой тео­рии», что «...множество подходов в управленческой теории, которое, явля­ясь обескураживающим и губительным, приводит к некоему подобию борь­бы в джунглях». В 1964 г. на общеамериканской конференции по про­блемам теории управления крупнейшими специалистами «менеджмен­та» была поставлена задача создания единой теории управления, которая могла бы объяснить явления, наблюдаемые в управленческой практике, и в то же время согласовать между собой разнообразные, нередко противоре­чивые концепции в области организации и управления, а затем дать осно­ву для выработки практических рекомендаций по решению возникаю­щих при этом проблем. Задача эта осталась нерешенной и поныне.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Каковы причины и особенности появления социального управления?

2.Как понималось управление в различных исторических обществах?

3.Каково значение идей В. Вильсона для теории государственного управления?

 

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления

 

 

Литература:

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с.

3. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.

4. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.


Лекция 3. Основные подходы к управлению в рамках научных школ и направлений.

Введение. В лекции рассматриваются исторически сменяющие друг друга школы управления (менеджмента). Наука предпринимательского менеджмента в США существует в виде четырех подходов к управлению: подход на основе выделения школ уп­равления, процессный подход, системный подход, ситуационный подход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 4806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.