Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Информация и её роль в управлении




Лекция 10. Механизм государства. Государственные органы (институты).

Введение. В лекции рассматривается понятие механизма государства, рассматривается соотношение понятия «власть» и государство. Рассматриваются государственные органы (институты) власти.

Понятие механизма государства.

В юридической литературе понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. Однако понятие «механизм государства» ши­ре, чем понятие «государственный аппарат».

Механизм государства представляет собой систему специальных органов и учре­ждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Механизм государства включает в себя следующие структурные компоненты: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственный аппарат как аппарат управления реализует законодательную, исполнительную и судебную функции.

Государственные учреждения как организации осуществляют практическую деятельность в различных сферах, выполняют экономические, социальные и культурные функции.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственных функций в целях извлечении прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Через систему органов и учреждений политические силы реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое, идеологическое и политическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом.

Отдельные авторы в структуру механизма государства включают государствен­ных служащих, занимающихся управленческой деятельностью. Государственные служащие – это особый слои людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванные выполнять функции государ­ственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма.

В механизме государства воплощается материальная сила власти, он внутренне един. На государственный механизм оказывают воздействие состояние экономики, соотношение политических сил, функции государства и его задачи. Системные связи в механизме государства.

Механизм государства – это не только совокупность органов, но и сложная система взаимосвязанных органов. Каждая система – это целое, единое, но состоящее из частей. Поэтому механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.

Важное значение в государственном механизме имеют вертикальные, горизон­тальные и контрольные связи.

Вертикальные связи – это иерархические связи, в основе которых лежит подчи­нение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное об­щение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете – к угрозе существования самого государства.

Горизонтальные связи – это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач.

Контрольные связи – это связи между контрольно-надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов.

Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, поскольку они осуществляются в рамках права.

 

Понятие государственного органа (государственного института).

Структурная организация государства.

Под структурно и организацией государства следует понимать государственный аппарат и его органы.

Государственный аппарат – это сложный механизм управления обществом, представляющий собой систему государственных органов, посредством которых функционирует государство.

Структурными компонентами этого механизма являются государственные органы. Понятие орган государства используется в двух значениях: в широком смысле орган государства есть орган власти; в узком смысле – это орган, выполняющий опреде­ленные задачи и функции.

Государственный орган как часть государственного аппарата имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетенцию (строго определенные полномочия). Государственный орган реализует свою компетенцию путем издания предписаний общего характера (нормативных актов) и правовых предписаний индивидуального характера (актов применения) в форме постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, решений.

Органы государственного аппарата имеют определенную структуру, полномочия, задачи и цели и действуют в строго определенных рамках. Государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для его образования. Органы государства должны располагать материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций.

Для органов государственного аппарата характерны следующие отличительные признаки: правовая основа их деятельности;

наличие властных полномочий; осуществление действий от имени государства; издание обязательных для исполнения нормативно-правовых и правоприменительных актов; работа служащих в государственных органах на профессиональной основе.

 

Классификация государственных органов и принципы их функционирования.

Органы государства можно классифицировать по различным основаниям:

1.По способу формирования различают представительные и назначаемые органы. Представительные органы избираются непосредственно населением, например, Государственная Дума. Назначаемые органы формируются уполномоченными органами государства. Это – Правительство, министерства, комитеты и другие управленческие структуры.

2.По иерархии органы подразделяются на федеральные, республиканские и местные. Федеральные органы действуют в общегосударственном масштабе, республиканские и местные – в масштабах субъекта федерации.

3.По принципу разделения властей органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

4.По правовым формам деятельности различают правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

5.По характеру компетенции выделяют органы общей компетенции. Правительство и специальной компетенции – министерства.

6.По порядку осуществления компетенции органы могут быть единоличными (Президент) и коллегиальными (Федеральное Собрание).

7.По с рокам полномочий государственные органы делятся на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока действия, временные – для достижения краткосрочных целей.

К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, отно­сятся:

• законность – исполнение конституций, законов и нормативно-правовых актов;

• приоритет прав, свобод и законных интересов личности, соблюдать и защи­щать которые призваны все органы государства;

• разделение властей;

• гласность, то есть информирование о практической деятельности государст­венного органа;

• профессиональная деятельность государственных органов.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Что такое «механизм государства»?

2.Что такое государственный орган?

3.Какова классификация государственных органов?

 

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления

 

Литература:

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.

3. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.

4. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.


Лекция 11. Прогнозирование, планирование и программирование в государственном управлении.

Введение. В лекции рассматриваются понятия прогнозирования, планирования и программирования в государственном управлении. Приводится понятие и классификация государственных программ.

 

Выполнение органами государственной власти функций прогнозирования, планирования и программирования пред­полагает четкое определение таких способов воздействия государства на хозяйствующие субъекты и таких способов использования имеющихся в обществе ресурсов, которые позволили бы достичь поставленных целей за максимально короткое время.

Прогнозирование – это обоснованное предвидение развития ситуации. В процессе государственного управления складываются условия, когда факторы неопределенности и неуправляемости препятствуют разработке перспективных государственных планов, программ; тогда прогнозирование приобретает особую значимость, в определенной мере заме­няя и планирование, и программирование.

Прогнозирование в государственном управлении – научно обоснованное представление о развитии общественных про­цессов и отношений, о сроках и характере их изменений. Про­цесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации в первую очередь о тех объектах государственного управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства. В качестве слабоуправляемых (или неуправляемых) факторов выделяются, как правило, природно-климатические, демографические, воен­но-политические, научно-познавательные, торгово-конъюнктурные.

В деятельности органов государственной власти использу­ются следующие виды прогнозов: социально-экономические; Демографические; прогнозы трудовых ресурсов и рабочей силы; прогнозы в отношении природных ресурсов; социаль­ные макроэкономические прогнозы; макроэкономические прогнозы конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков; прогнозы в научно-технической сфере; военно-политические; внешнеэкономические прогнозы. По временной характери­стике выделяют кратко-, средне-, долгосрочные прогнозы, предметами которых соответственно могут выступать валют­ные курсы, курсы акций, цены и т. д.; создание и предостав­ление новых видов услуг или продукции, реализация целевой программы, национального проекта и т. д.; демографическая ситуация в стране, социально-экономические трансформации общества и т. п.

Фундаментальным элементом государственного прогно­зирования стали сводные макроэкономические прогнозы, связанные с определением ожидаемого состояния экономики страны и с выявлением тенденций динамики основных ее параметров ВВП, объема промышленного и сельскохозяй­ственного производства, объема инвестиций в основной ка­питал, реальных денежных доходов населения и т. д. Макроэкономическое прогнозирование сопряжено с разработкой пессимистического, оптимистического и реалистического прогнозов. Макроэкономические прогнозы составляются по­средством различных методов прогнозирования.

Метод экстраполяции основан на том, что траектория будущего развития является продолжением траектории прошлого развития. Экстраполяционное прогнозирование применяется в отношении инерционно протекающих про­цессов. Метод факторного прогнозирования предполагает вы­явление факторов, влияющих на предмет прогноза, опреде­ление типа зависимости искомых показателей от факторов (может быть линейная или степенная) и расчет значений прогнозируемых показателей. Метод модельного прогнози­рования представляет собой средство прогнозирования на базе экономико-математических моделей. В практике госу­дарственного управления он широкого применения не по­лучил в силу сложности построения макроэкономических моделей, соответствующих моделируемому объекту. Органы государственной власти в последние годы чаще стали обра­щаться к методу экспертного прогнозирования как наиболее универсальному, когда эксперт дает прогноз, опираясь на опыт, аналогии, интуицию.

Плановая деятельность – естественная и необходимая функция субъекта управления. В системе государственного управления планирование носит всеобщий характер. План – это не только желаемый результат, но и способы его дости­жения, и в этом состоит главное отличие планирования от прогнозирования. Планирование как процесс складывается из разработки, составления, контроля за ходом выполнения и корректировки плана. Планы разрабатываются на какой-либо временной период. Краткосрочные планы ориентирова­ны на период до одного года. Среднесрочные планы составля­ются, как правило, на период времени от одного года до пяти пет. Долгосрочные планы разрабатываются на период 5-20 лет.

Различные типы разработки планов характерны для дис­кретного планирования и для непрерывно-скользящего пла­нирования. В первом случае планы разрабатываются «встык», по мере завершения одного плана он сменяется другим. Во втором случае план периодически продляется еще до его завершения. Процесс планирования имеет уровневый харак­тер, поэтому различают: международное планирование (со­вместная политическая, экономическая и иная деятельность стран); государственное планирование; отраслевое планиро­вание; территориальное планирование; планирование тер­риторий хозяйствующих субъектов. По объекту планирования и применяемым показателям выделяют социальное планиро­вание (распространяется на процессы и объекты социальной природы); производственно-экономическое планирование на макроуровне (нацелено на экономический рост); государ­ственное финансовое планирование (связано с формирова­нием государственных бюджетов, фондов).

Для современной России актуально развитие следующих форм государственного планирования: 1) плановой концеп­ции с обязательным ее утверждением на государственном уровне; 2) государственных директивных плановых установок долгосрочного характера; 3) индикативного планирования через разработку и принятие на государственном уровне ин­дикативных планов; 4) государственных целевых программ; 5) государственного планового заказа; 6) формирования го­сударственного бюджета как финансового плана государства; 7) принятия государственных планов и программ приватиза­ции и использования государственного имущества; 8) государ­ственных инвестиционно-инновационных проектов.

Государственное программирование часто используют как термин, равнозначный программно-целевому планирова­нию. Программно-целевой метод – основной способ решения крупных социально-экономических проблем посредством разработки и реализации органами государственной власти и управления взаимосвязанных программных мер, направлен­ных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества. Специфическими чертами программно-целевого планирования являются: четкие формулировки и системати­зация целей («дерево целей и задач»); обусловленность реали­зуемых мероприятий поставленными целями (система целереализующих действий); изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий; си­стемный подход к управлению программой и контроль за реа­лизацией мер со стороны органов управления.

Сущность программного подхода раскрывается через по­нятия «программная область», «параметры программы», «структура программы». В общем виде структура программы включает следующие блоки: целевой (содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными ме­тодами, цели, задачи, сроки и этапы программы), исполни­тельный (система программных мероприятий), ресурсный (объемы, источники ресурсов), организационный (механизм реализации, организация управления и контроль, оценка по­следствий, паспорт программы).

Процесс разработки целевой программы складывается из следующих стадий: целевая установка программы; научно-проектная разработка программы (обоснование способов ее осуществления); структурная разработка (формирование раз­делов, построение исполнительной структуры программы, обоснование программных мероприятий); ресурсная раз­работка (обоснование объемов и источников ресурсов, не­обходимых для реализации программы). Унифицированного алгоритма содержания методов разработки государственных программ не существует в силу того, что разработка целевой программы – это не линейный, а циклический процесс.

Классификация государственных программ возможна по следующим основаниям:

1. По функциональной сфере государственной программы;

· социально ориентированные (социальные);

· научно-технические (инновационные);

· инвестиционные (воспроизводственные);

· экологические;

· программы обеспечения национальной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. По объекту реализации государственных программ:

· территориальные (региональные);

· отраслевые;

· программы развития ресурсного потенциала;

· внешнеэкономические;

· организационно-управленческие;

· маркетинговые.

3. По сроку реализации программы:

· краткосрочные, на период не более 3 лет;

· среднесрочные, на период 3-5 лет;

· долгосрочные, на период свыше 5 лет.

4. По степени государственной поддержки:

· программы, полностью осуществляемые за счет средств федерального бюджета;

· программы, поддерживаемые государством с привлече­нием негосударственных источников финансирования;

· совместные территориальные программы (поддержи­ваемые государством программы социально-экономического развития территорий);

· программы, связанные с текущей деятельностью феде­ральных органов власти и управления.

Оценка государственных программ включает оценку под­готовки программы, оценку реализации программы, оценку результатов, оценку экономической эффективности, оцен­ку последствий и эффектов. Методика проведения оцен­ки государственной программы разрабатывается на стадии формирования самой программы и должна быть адекватна ее содержанию. На практике, как правило, применяются: 1) метод экспертных оценок; 2) методы количественной оцен­ки. Смена вектора развития экономики страны обусловила значительное повышение роли государственных программ как инструмента государственного управления, как способа реализации государственной политики, нацеленной на эффективное решение насущных проблем общественного и го­сударственного развития.

Ориентация Российского государства на построение демо­кратических основ и развитие рыночных отношений предо­пределила начало процесса формирования новой парадигмы государственного прогнозирования и планирования, право­выми основами которой стал Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Было дано законодательное определение содержания понятий «концепция социально-экономического развития России», «программа социально-экономического развития». Кардинальные изменения в системе институтов государственного управления привели к тому, что долгосроч­ная стратегия социально-экономического развития страны разрабатывается в соответствии с посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ и планом действий Правительства РФ по реализации этого послания.

 

Контрольные вопросы к лекции:

1.Что такое государственная программа?

2.Какова классификация государственных программ?

3.Что такое «программный подход»?

 

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления

 

Литература:

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2.. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.

3. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.

4. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.


Введение. В лекции рассматривается понятие информации и её роль в управлении. Рассматривается понятие управленческих информационных систем.

 

Под информацией понимаются сведения об окружающем мире, которые имеют форму символов как доступных, понятных человеку, так и требующих анализа, осмысления, расшифровки. В управленческой деятельности информация представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем, а также окружающей среды.

Важнейшим свойством информации является возможность ее многократного использования. Однако это свойство нередко порождает определенные психологические стереотипы. Многократно повторяемые истины, причины, следствия, решения, стандарты нередко отучают от критического восприятия информации в новых условиях, умения видеть в ней новые явления, отражение новых черт, особенностей, явлений и закономерностей объективного мира. Все понятия, в том числе и те, которыми оперируют экономика и управление, не остаются неизменными, а постоянно совершенствуются, насыщаются новым смыслом, новым содержанием.

Информация является основным предметом труда руководителей всех уровней управления и специалистов, однако конечный результат управленческой деятельности оценивается по эффективности деятельности социально-экономической системы. Различный уровень руководителей, их различная компетентность и сферы деятельности предполагают различия в способах сбора, хранения, обработки и использования информации. При этом принципиально важно, что любой менеджер, любой руководитель обязан владеть как аналитическими, так и синте­тическими способами обработки информации. Вначале любая информация подвергается декомпозиции, то есть аналитическому расчлене­нию на отдельные составные части, фрагменты, эпизоды. Затем из этой мозаики создается новая структура знания, некая модель информаци­онной структуры, в которую каждый человек привносит не только свой, индивидуальный опыт и знания, но и свои аналитика – синтетические способности, а со временем и интуицию.

Информация, используемая для управления, требует тщательнойподготовки. Прежде всего, из нее должен быть устранен так называе­мый информационный шум – та информация, которая не имеет прямо­го отношения к процессам управления. Однако здесь не может быть

безусловных рецептов. Руководители с высоким уровнем творческих способностей могут из неорганизованной «шумящей» информации из­влечь куда больше полезных сведений, чем начинающие, неопытные менеджеры – из обработанной и всесторонней. Необходимо помнить, что при неосторожном обращении с информацией вместе с информа­ционным шумом может быть устранена, выброшена информация о но­вых возникающих рынках сбыта, колебаниях конъюнктуры, оригинальных научно-технических или экономико-организационных нововведениях. Поэтому подготовка информации для принятия и реа­лизации управленческих решений должна предусматривать как эврис­тические, так и формализованные процедуры. Компрессия (сжатие) информации должна осуществляться на основании четких, обоснован­ных принципов, позволяющих проводить многоцелевую обработку, особенно стратегически важной информации.

Большое значение имеет опыт организации специальных групп эк­спертов, которые подвергают анализу большие массивы, информации с целью выявления ее полезных компонентов и получения важных для фирм выводов.

Большое разнообразие информации, используемой в практике уп­равления, нуждается в развитии классификационных подходов. Клас­сификация информации преследует разнообразные цели:

1)развитие системного и комплексного подхода к управлению;

2)совершенствование технологии управленческой деятельности;

3)совершенствование системы профессиональных знаний руко­водителей;

4)поиски путей повышения эффективности управления. Классифицировать информацию, используемую для управления, можно по самым разнообразным признакам. Наиболее часто применя­ются следующие признаки классификации:

1) по различным аспектам управления (характеру возникаю­щих задач);

2) по характеру восприятия человеком;

3) по форме представления;

4) по источникам возникновения;

5) по времени использования;

6) по отношению к хозяйственному субъекту;

7) по возможности использования.

В зависимости от характера возникающих задач и соответствую­щего им аспекта управления информация делится на: организационно-экономическую, собственно управленческую, технико-технологи­ческую, социально-психологическую, идейно-воспитательную. При решении любой из этих задач руководитель должен быть компетент­ным и иметь всю полноту информации. В противном случае эффектив­ность управления может резко снижаться либо приобретать негатив­ный характер.

По характеру восприятия человеком можно выделить различные органолептические формы информации: визуальную (зрительную), аудиоинформацию (звуковую), тактильную, обонятельную, а также ком­бинированные формы, например, аудиовизуальную. Наибольшую цен­ность представляет аудиовизуальная информация, поскольку система зрительного анализатора дает 94-96% сведений об окружающем мире. Однако наиболее эффективным является комбинированное представ­ление информации, так как оно в значительно большей степени активи­зирует внимание, память, интеллект. Необходимо всегда помнить о возможности сенсорной и интеллектуальной перегрузки организма ин­формацией при ее неупорядоченности и неадекватности, что резко сни­жает эффективность управления и может приводить к ошибочным и даже катастрофическим последствиям.

По форме представления различают знаковую информацию, име­ющую в определенной степени абстрактную форму, и аналоговую, об­разную. Знаковая информация выражается в цифровой, буквенной и кодированной формах.

Буквенная (текстовая) информация обычно характеризует опреде­ленное состояние управляемой и возможности управляющей систе­мы, хотя в сложных случаях диагностики состояния может использо­ваться цифровая или кодированная информация. Это значительно проще, поскольку меньше загружает информационные каналы связи.

Цифровая информация, как и кодированная, может выражать са­мые разные состояния управляемой системы и ее реакцию на управ­ляющие воздействия. Однако эффективное пользование такой инфор­мацией требует формирования определенных профессиональных знаний, умений и навыков, определенной профессиональной культу­ры, психологических стереотипов. При этом значительно повышается роль математической культуры, абстрактного мышления, абстрактной логики.

Используемая в управлении информация по источникам может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация мо­жет отражать влияние на систему (фирму) как непосредственного ок­ружения, так и более отдаленных сфер внешней среды. Так, эта ин­формация относится к тем сферам, которыми само предприятие управлять не может - экономические циклы, политическая обстановка, рыночная конъюнктура, погода, климат и т.п.

Внутренняя информация характеризует состояние управляющей и управляемой систем, например, состояние системы управления, ее кадровое обеспечение, материальные и финансовые ресурсы управ­ляемой системы, имеющуюся технологию.

По времени ее использования в информационных потоках можно выделить постоянную и переменную информацию. Постоянная инфор­мация является относительно стабильной, например, нормы, нормати­вы, стандарты, численность и состав работающих. Переменная инфор­мация связана с возникновением новых обстоятельств, новых возможностей и ограничений. Пример переменной информации объем выручки, число клиентов.

По отношению к системе информация делится на входную и вы­ходную. Входная информация характеризует потоки энергии, веще­ства, информации, поступающие в данную систему. Выходная инфор­мация характеризует продукт деятельности системы (например, объем и номенклатуру товаров и услуг).

По возможности использования, информацию различают: полезная, шумы, избыточная, ложная, лживая. Шум - это посторонние помехи в канале связи, которые мешают правильному восприятию информации. Эти помехи могут быть спонтанными, хаотичными или целенаправлен­ными. Помимо действительно полезной для управления информации может восприниматься избыточная информация, по сути являющаяся достоверной, но не несущая ничего нового, излишне детализирующая уже полученные сведения. Такая информация только засоряет каналы связи; отвлекает ресурсы от анализа полезной информации. Лживая информация носит сознательный характер, что является ее коренным отличием от ложной, Зачастую, как ложная информация воспринима­ются слабые сигналы (сигналы, количественное значение которых мень­ше значения большинства других входных сигналов) о возможных из­менениях во внутренних и внешних факторах, если они не согласуются с привычным ходом процесса. Теория слабых сигналов играет исклю­чительную роль в управлении, и особенно в стратегическом. Всякий сигнал необходимо рассматривать с двух сторон: во-первых, как сиг­нал опасности, а во-вторых, как сигнал новых возможностей. Когда сигнал мал, у фирмы имеются большие возможности принять необхо­димые меры по предотвращению или ликвидации опасности либо по эффективному использованию новых возможностей. Когда же сигнал становится достаточно большим, то фирма не может ни нейтрализо­вать опасность, ни использовать новую возможность.

Информация, используемая в системах управления, должна удовлетво­рять определенным требованиям. К числу этих требований относятся:

-необходимое и достаточное количество и качество информа­ции, причем доминирующее значение имеет качественная сторона;

-достоверность и точность информации. Совершенно недопус­тимо пользоваться недостоверной и неточной информацией. Если ин­формация является недостаточной или приблизительной, возможно при­нятие решения с катастрофическими последствиями. Противоречие заключается в том, что абсолютно достоверной и точной информации не существует, а приближающаяся к ней информация мало пригодна для принятия управленческих решений - она довольно быстро устаре­вает. Недостоверность информации обусловливается не только источ­никами ее получения, неправильной или неэффективной методикой ее обработки, но и целевыми установками ее преобразования, интерпре­тацией применения;

-своевременность получения информации. Информация, необ­ходимая для управления, должна быть своевременной. Требование бо­лее раннего представления информации часто может быть связано со значительными материальными и финансовыми затратами (повышен­ные скорость обработки на ЭВМ и пропускная способность каналов связи: экспертная обработка массивов информации и т.п.) С другой стороны, и запоздалая информация также не представляет практичес­кого интереса;

-полнота информации. В распоряжение руководителя должна поступать информация в достаточном объеме, обеспечивающем эф­фективное решение всех задач. Редуцированная (усеченная) инфор­мация способна резко снизить эффективность управления или даже привести к ошибкам в управление. Вместе с тем требование полноты информации может граничить с ее избыточностью. Как полнота инфор­мации, так и ее неполнота не имеют объективных критериев и ограни­чений, что не следует относить к достоинствам или недостаткам ин­формации. Это объективное противоречие, которое разрешается в процессе творческого труда каждого руководителя;

-полезность. Для принятия решения необходима определенная, конкретная информация, остальная образует информационный шум. Выделение полезной информации из шума является сложной аналити­ческой работой и требует больших затрат.

-технологические характеристики информации, к которым сле­дует отнести плотность ее размещения, возможность сохранения в раз­личных условиях, скорость обработки, извлечения, распечатки, пред­ставления, формы сервиса и т.п. Здесь весьма важны техническое и технологическое совершенство систем, унификация терминологии, по­рядок составления документов и их представления. Информация дол­жна быть разделена по уровням и звеньям управления, а также по нормативно-справочным, расчетно-аналитическим и другим направле­ниям. Важной характеристикой является помехоустойчивость инфор­мации - способность противостоять как активным, так и пассивным помехам. Высокая помехоустойчивость обеспечивает устойчивое уп­равление, его необходимую конфиденциальность (сохранение коммер­ческой и государственной тайны). Стоимость информации в системах управления постоянно возрастает, что обязывает стремиться к посто­янному повышению эффективности ее получения и использования.

 

Информационные системы управления.

Информационная система социально-экономического объекта – это совокупность средств, методов и исполнителей, обеспечивающих не­обходимой и достаточной информацией реализацию всех мероприятий процесса управления. В информационной системе самое главное – аккуратная, творческая деятельность исполнителей на высоком про­фессиональном уровне. Именно в процессе этой деятельности и реа­лизуются возможности специализированных средств и методов полу­чения, хранения, преобразования и использования информации.

Основными составляющими информационной системы являются:

1)контингент высококвалифицированных работников, к которому необходимо отнести инженерно-технический и обслуживающий персо­нал, руководителей и менеджеров всех без исключения звеньев и уров­ней управления;

2)информационные ресурсы – информация, которая использует­ся в управленческой деятельности. Особое место занимает информа­ция, которая применяется для работы средств вычислительной техни­ки (математическое обеспечение, алгоритмические языки, машинные программы и т. д.);

3)материальные ресурсы (носители информации, технические средства сбора, хранения, передачи, обработки информации);

4)каналы циркулирования информации. Информационные системы всегда являются человеко-машинными

системами, поэтому могут быть охарактеризованы такими традицион­ными показателями, как объемы основных массивов информации, про­пускная способность каналов, способность хранения информации, быстродействие, надежность и т. д.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Что такое информация?

2.Какова роль информации в управлении?

3.Какие функции информации существуют?

 

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления

 

Литература:

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с.

3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с.

4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.


Лекция 13. Системный подход и системные исследования в государственном управлении.

В лекции рассматривается теория системного подхода как одного из современных общенаучных подходов. Показывается его роль для государственного управления.

 

В последние десятилетия в теории и практике управления получил широкое распространение термин системный подход. Однако общепринятого в литературе определения он пока не имеет.

Специалисты по управлению производством под системным подходом понимают либо воздействие на все элементы системы управления, либо взаимосвязанную работу на всех участках управления. Государствоведы видят смысл системного подхода «в системном рассмотрении некоторых совокупностей элементов и связей между ними, который исследователь, в соответствии со своими задачами, обозначает как системы».

Научно-технический прогресс как непременное условие социального развития несет обществу не только материальные и духовные блага. Этот процесс имеет и негативную сторону, которая заключается в непрерывном усложнении всех сфер человеческой деятельности.

Для решения сложных проблем во второй половине XX столетия получили развитие системные исследования. Под последними понимается «совокупность научных и технических проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании и рассмотрении иссле­дуемых ими объектов как систем.

Несмотря на значительное количество публикаций по системным исследованиям, системному подходу, общепринятого определения их форм и методов пока нет. Не создан также их категориально-понятийный аппарат. Поэтому наиболее рациональным путем рассмотрения системных исследований является краткий анализ их генезиса.

Возникновение системных исследований связывается с именем австрийского биолога Л. фон Берталанфи, который еще в 30-е годы в борьбе с механизацией и витализмом выдвинул организмическую концепцию. Если механистическая точка зрения заключалась в сведении живых организмов к частям и частичным процессам, то организмическая рассматривает их как организованное целое.

Эта концепция оформилась в результате обобщения сформулированных Берталанфи принципов исследования живых организмов как открытых систем – целостных множеств взаимосвязанных элементов, находящихся в процессе непрерывного обмена с внешней средой веществом и энергией.

Использование системного подхода для решения проблем организации и управления впервые было осуществлено для военных целей.

Командование ВВС США вскоре после начала второй мировой войны предложило Гарвардским курсам деловой администрации найти способ увеличения в течение года существующего состава ВВС с 4 тыс. боевых самолетов и 300 тыс. человек до 80 тыс. самолетов и 2,5 млн. человек, но так, чтобы это обошлось не дороже 10 млрд. долларов.

Чтобы справиться с этим заданием, при курсах была создана так называемая секция статистического контроля.

К концу года проблема, поставленная командованием ВВС США, была решена.

Что же такое системный подход? Какова его роль и место в познании социальной действительности?

Первоначально Берталанфи рассматривал общую теорию систем как универсальную науку. Эта точка зрения была подвергнута критике.

В своих более поздних работах Берталанфи говорит о некоторой единой системной науке, выступающей в сфере прикладных исследований в форме системного подхода, а в теоретической сфере – в виде общей теории систем.

Однако единая точка зрения по этому вопросу в литературе отсут­ствует.

Отечественные философы И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин не считают теорией ту конструкцию Берталанфи, которую он назвал общей теорией систем. «Стало очевидно, - утверждают они, - что общая теория систем не есть прямое и необходимое следствие развития системного подхода, что это две существенно различные сферы методологического знания. При этом общая теория систем... вряд ли способна удовлетворить претензию на то, чтобы быть теорией этого подхода».

Современный уровень системных исследований позволяет, на наш взгляд, говорить о системном подходе как об общенаучном феномене, выполняющем как методологическую функцию, так и теоретическую (метатеоретическую).

Таким образом, мы вправе рассматривать системный подход как те­орию и методологию.

Системный подход не является абсолютно новым явлением. Как отмечают С. Р. Микулинский и Г.Х. Попов, «идея системности – фундаментальная идея диалектики, даже еще домарксовой... Еще Аристотель писал о том, что рука, отделенная от тела, - уже не рука. А Гегель образно выразился: части бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет».

В философии системность рассматривается как атрибутивное свойство материи, как принцип диалектического материализма.

Анализируя в труде «Диалектика природы» основные формы движения материи, Ф. Энгельс писал: «Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные ценности, начиная от звезды и кончая ато­мом и даже частицей эфира».

Марксистская материалистическая диалектика, рассматривая природу как связанное единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга и друг друга обусловливают, явилась тем фундаментом, на котором стало возможно развитие системного подхода как современной методологии решения сложных проблем.

Впервые практическое применение системного подхода было осуществлено в нашей стране при разработке плана ГОЭЛРО.

Таким образом, идея системности родилась значительно раньше того, что сейчас называется системным подходом. В чем же тогда содержится новизна системного подхода и какие причины обусловили его создание? С.Р. Микулинский и Г.Х. Попов справедливо полагают, что рациональные черты и действительно новые моменты системного подхода связаны не с самой идеей системности, а с процедурой, технологией реализации системного подхода, с особенностями его применения в современной, чрез­вычайно усложнившейся действительности».

Для уяснения сущности системного подхода необходимо дать ответ на вопрос: чем отличаются системные исследования от традиционных, досистемных? «Отвечая на этот вопрос, - отмечают Н.В. Блауберг и Э.Г. Юдин, - Л. Берталанфи, А. Рапопорт и У. Росс Эшби подчеркивают, что наука прошлого была почти исключительно аналитической, тогда как теория систем ставит на первый план задачу синтеза, но такого син­теза, который не завершает анализ, а выступает в качестве исходного принципа исследования».

Системный подход ориентирован не на аналитические, линейно-при­чинные методы исследования, а на анализ целостных интегративных свойств объекта, выявление его связей и структуры.

Каковы же формы системных исследований? «Основными формами теоретического осознания системных методов исследования в рамках самой современной науки, - считает В. Н. Садовский, - являются системный подход, общая теория систем, различные специализированные теории систем – биологические, психологические, лингвистические, технические и т. д.».

Таким образом, на современном этапе развития системного движе­ния в сфере организационного управления основными формами систем­ных исследований является системный подход, общая теория систем, теория систем организационного управления (как специализированная теория систем), системный анализ. При этом системный подход, общая теория систем и теория систем организованного управления относятся к теоретическому разделу системных исследований, а системный анализ – к прикладному. На прикладной характер системного анализа указывается в целом ряде работ».

Как отмечается в литературе, в системном анализе воплощаются ме­тоды, способы, инструментарий осуществления системного подхода.

Сферой применения системного анализа является решение новых, неизвестных ранее задач, для которых отсутствуют отработанные способы их решения.

В системном анализе проблемы различаются по степени их структуризации, под которой понимается ясность, осознанность их постановки; степень детализации и конкретизации представлений об их составляю­щих и взаимосвязях; по соотношению количественных и качественных факторов, выявляемых в проблеме.

В соответствии с этим выделяется три класса проблем:

1)хорошо структурированные и количественно сформулированные;

2)слабо структурированные, или смешанные проблемы, содержащие количественные или качественные оценки;

3)неструктуризованные или качественные проблемы.

Первый класс проблем решается при помощи исследования операций. Основной областью приложения методов системного анализа является второй класс проблем – слабо структуризованных. Для решения неструктуризованных проблем обычно применяются эвристические методы решения. Между этими тремя классами нет четкой границы.

Таким образом, одной из главных задач системного анализа является правильная и четкая постановка проблемы.

Разнообразие объектов, целей и задач исследований обусловливает необходимость различных методик системного анализа.

Поэтому каждый исследователь в зависимости от целей системного анализа и имеющихся для его осуществления условий разрабатывает свой инструментарий.

Применение идей системного анализа к решению проблем повыше­ния эффективности организационного управления привело к возникно­вению нового управления, получившего название «конструирование орга­низаций». Приверженцы этого направления рассматривают организа­цию (завод, учреждение, больницу и т.д.) как совокупность рутинных процессов и процессов решения проблем.

Американский исследователь С. Янг одним из первых предпринял попытку теоретического обобщения этого положения и применения его на практике. В начале 60-х годов под руководством С. Янга была разработана и внедрена в одной из больниц США усовершенствованная система управления, в основу которой положена модель принятия решения.

Исходным положением С. Янга является тезис о неспособности традиционной или, как он говорит, бюрократической системы управления успешно решать проблемы, возникающие в организации.

Поэтому он считает, что бюрократическая система управления должна быть перестроена на основе системного подхода. При этом определяющее значение имеет разработка системы управления в виде проекта, по­зволяющего связать все системы управления в единое целое.

В основе концепции С. Янга лежит логическая схема процесса разработки решения проблемы – модель принятия решений.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что сущность системных исследований заключается в конкретизации философского принципа системности, в соответствии с котором объекты анализа и синтеза при решении сложных проблем рассматриваются в качестве систем.

Контрольные вопросы к лекции:

1.Что такое «системный подход»?

2.Каких представителей системного подхода в науке Вы знаете?

3.Какова роль системного подхода в управлении?

 

Интернет-сайты:

1.http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189525 – теория государственного управления (текст лекций)

2. http://socioline.ru/pages/glazunova-n-i-teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya - Глазунова Н. И. Теория государственного управления

 

Литература:

1. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону, издательский центр «МарТ», 2007, 608 с.

2. Радько Т. Н. Государственное устройство РФ. М.: Проспект, 2012 г., 80 с.

3. Гегедюш Н. С., Масленникова Е. В., Мокеев М. М. и др. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт, 2012 г., 238 с.

4. Политология. Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005, 384 с.

5. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: Академический проспект; Трикста, 2009, 560 с.

6. Абакумова О. Г. Социология управления. М.: «Приор-издат», 2006, 160 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.