Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охарактеризуйте основные этапы жизненного цикла потребителя




Лекция № 16

Типология потребителей. Модель потребительского поведения.

Теорией и практикой маркетинга выработаны разнообразные методы дифференцированного подхода к изучению требований потребителя. Одним из таких методов является типология потребителей. Она предполагает выделение из множества потребителей с множеством признаков их поведения типических групп, для которых характерны одни и те же признаки.

Типология представляет собой как бы оборотную сторону сегментации. Если сегментация имеет целью выявить различия в поведении потребителей по отдельным признакам, то типология призвана обнаружить скрытые сходства в потребительском поведении и сгруппировать их по наиболее существенным признакам.

Основой типологии потребителей являются панельные обследования.

Потребительская панель – это выборочная совокупность потребителей, предназначенная для систематических наблюдений по заранее разрабатываемым программам. Панельный опрос представляет собой специфическую форму выборочных опросов: одна и та же группа потребителей опрашивается неоднократно в течение определённого времени. Цель таких опросов – выявление тенденций в поведении потребителей.

Панельные обследования позволяют сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих, повышают достоверность информации, существенно сокращают расходы на проведение обследований. Панельные опросы позволяют выявить факты и их динамику, изучить мнения и оценку потребителей. С помощью панельных обследований обычно изучают факты (особенно их динамику), которые не могут быть установлены другими методами.

 

В качестве примера можно привести несколько принципов типологии потребителей. Широко используется в маркетинговой политике типология потребителей по поведенческому принципу, а именно:

  1. Индивидуальные потребители, т.е. такие, которые приобретают товары исключительно для своего личного пользования.
  2. Семьи или домохозяйства – основной тип потребителя продуктов питания и непродовольственных товаров, за исключением одежды и личных вещей. Решения о покупке принимаются либо супругами совместно, либо главой семьи.
  3. Посредники – закупки осуществляются в целях последующей перепродажи, их интересуют не потребительские качества товара, а его меновые характеристики.
  4. Снабженцы – осуществляют закупку товаров промышленного назначения. Это, как правило, высококлассные специалисты, хорошо знающие определённую товарную группу.
  5. Чиновники, представители государственных и общественных учреждений. Особенность этого рынка заключается в том, что чиновники расходуют не собственные, а государственные и общественные средства.

Представляет интерес в практике современного маркетинга типизация потребителей по психоградическому признаку, в частности – по быстроте реакции на товар – новинку. Здесь можно выделить шесть основных типов потребителей:

  1. «Искатели приключений» («сдвинутые») – они первые требуют товарную новинку, даже с риском для жизни, репутации (2 – 5 % потребителей).
  2. «Активисты» - ранние последователи, лидеры мнений в своей среде, делают товар известным и модным (10 – 15 % потребителей).
  3. «Прогрессисты» - обеспечивают массовый сбыт на стадии роста (25 – 35 % потребителей).
  4. «Материалисты» - обеспечивают сбыт на стадии насыщения, запоздалое большинство (35 – 45 % потребителей).
  5. «Консерваторы» - потребляют «новинку» только тогда, когда она становится «традиционным товаром» (12 – 18 % потребителей).
  6. «Ригористы» - не приемлют новые товары. Суровые, строгие люди, ретрограды, тормозящие развитие общества (12 – 18 % потребителей).

Стиль потребления – это набор правил, вырабатываемый у человека опытным путём и диктующий ему разумные приёмы выбора и использования товара. Стиль потребления формируется в зависимости от так называемых дополнительных качеств товара.

Существует ещё множество идей и подходов к проблеме классификации и типологии потребителей, но ни один из них не является окончательным, завершённым или общепризнанным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.