Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономической деятельности

Вопрос № 1. Домашние хозяйства как субъекты

Вопрос № 5. Особенности структуры государственного долга РК

Вопрос № 4. Понятие государственного долга, его виды

Вопрос № 3. Международный государственный кредит, его формы

Вопрос № 2. Виды, формы и методы государственного кредита.

Вопрос № 1. Сущность и значение государственного кредита.

Вопрос № 4. Национальный фонд РК, его роль

 

Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой финансовые активы государства, сосредоточиваемые на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. Национальный фонд предназначен для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.

Национальный фонд осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы. Формирование и использование Национального фонда определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Фонда.

Поступление и расходование средств Фонда производятся в национальной и иностранных валютах. Учет и отчетность по операциям фонда осуществляются в национальной валюте. Доверительное управление Фондом осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком и Правительством Республики Казахстан.

Источниками формирования Национального фонда являются:

1) официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые как превышение фактических поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора над их годовыми объемами, утвержденными законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

2) официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;

3) официальные трансферты из республиканского бюджета, рассчитываемые в размере десяти процентов от планируемых в республиканском бюджете сумм поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора;

4) официальные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;

5) инвестиционные доходы от управления фондом;

6) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством.

Организациями сырьевого сектора являются юридические лица, основной деятельностью которых являются добыча и обработка природных ресурсов. Перечень организаций сырьевого сектора устанавливается Правительством Казахстана. Поступления от организаций сырьевого сектора - совокупность поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора по следующим видам налогов: корпоративный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам. Прогноз поступлений от организаций сырьевого сектора составляется с учетом расчетных постоянных мировых цен на товары сырьевого сектора, определяемых в среднесрочном плане социально-экономического развития республики.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Государственные внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирования;

2. Функционирование специальных внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом позволяет дифференцировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной диверсификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности;

3. Через внебюджетные фонды перераспределяются значительные объемы финансовых ресурсов;

4. Национальный фонд РК создается в целях формирования накоплений государства, а также снижения зависимости государственного бюджета от конъюнктуры цен.

Список литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы». Алматы. 2004

2. Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»,.2009

3. Финансы предприятий. Под ред. Н.В. Колчиной М. 2000

4. Финансы. Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004

5. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004

6. Финансы. Учебник для вузов. Под ред. М. В. Романовского и др. – М.: Перспектива, «Юнити», 2005

Методические указания к теме №8:

При изучении данной темы особое внимание уделить социально-экономической сущности государственных внебюджетных фондов. Привести примеры перераспределительных процессов, вызывающих функционирование внебюджетных фондов. Студентам рекомендуется дать характеристику действовавших и действующих внебюджетных фондов.

 

ТЕМА 9. «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ»

 

Цель лекции – раскрыть сущность государственного кредита и государственного долга.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Сущность и значение государственного кредита.

Вопрос № 2. Виды, формы и методы государственного кредита.

Вопрос № 3. Международный государственный кредит, его формы.

Вопрос № 4. Понятие государственного долга, его виды.

Вопрос № 5. Особенности структуры государственного долга РК.

 

Основные понятия: государственный кредит, международный государственный кредит, государственный долг

 

 

Государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества. Государственный кредит в своей основе должен быть производительным вложением мобилизуемых денежных средств. Если государственные расходы оправданы для общества, то цель в развитии государственного кредита всегда достигнута. Функция управления экономикой требует от государства принятия максимально оправданных решений. Государственный кредит выполняет две функции: перераспределительную и регулирующую.

Функция перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата связана с аккумуляцией временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений населения.

Вторая функция государственного кредита регулирующая. Государство как заемщик, как кредитор, гарант заинтересовано в достаточности источников покрытия своих расходов. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента.

Различают следующие виды государственного кредита: внутренний и внешний (международный), условный. Первые два вида различаются по участникам отношений, которые могут быть только внутри страны или в других странах (правительство другой страны, банки зарубежные компании), а также международные финансовые институты. При условном государственном кредите правительство всегда выступает гарантом по выданным и полученным кредитам других стран под займы. Не возврат кредитов другой стране или кредиторам усиливает напряженность бюджета страны, за счет которого производится погашение.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, текущий - составляют расходы по выплатам доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых не наступил.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита - получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.

 

 

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Другим действующим в нашей республике видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита - обращение части вкладов населения в государственные займы, где сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств.

В Республике Казахстан уже с 1992 года стали выпускаться национальные займы. Вначале это был Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. Были выпущены боны Государственного внутреннего выигрышного займа РК, рассчитанного сроком на 20 лет, которые отвечали по обязательствам союзного займа 1982 года. С 1996 года выпускаются Национальные сберегательные облигации Государственного внутреннего займа Республиканского Казахстана в дематериализованной форме с плавающей нормой доходности. Выпуск Государственных Казначейских, обязательств (ГКО) сроками на 3,6,9,12 месяцев, размещаемые среди коммерческих банков, предприятий, фирм в безбумажной форме связан с потребностями государства в денежных ресурсах при финансировании государственных расходов, для покрытия дефицита бюджета. Государственные Казначейские Обязательства, имея номинальную стоимость продаются на аукционных торгах по дисконтированной цене, которая приносит доход инвестору. Казахстанские Государственные Казначейские Обязательства являются средством покрытия "кассовых разрывов" бюджета. Выпуская Государственные Казначейские Обязательства (ГКО), правительство решает как тактические задачи в части изыскания источников, так и развития внутреннего финансового рынка, необходимого в условиях рыночной экономики.

При выпуске Государственных ценных бумаг важными выступают величина дисконта, цена отсечения, погашения государственной акции по нарицательной стоимости, сроки обращения, порядок проведения торгов, принятие объективных решений с разработкой правил и нормативов для финансового рынка.

 

Международный кредит - это займы, предоставляемые государствами, банками, а также другими юридическими и физическими лицами одних стран, государствам, банкам и иным юридическим и физическим лицам других стран.

В связи с развитием внешнеэкономических связей все более значительное место в сфере международного кредита занимают международные валютно-кредитные организации: Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (Всемирный банк) и его организации - Международная Ассоциация Развития (МАР), Международная финансовая корпорация, Многостороннее Агентство по гарантии инвестиций (МИГА), Европейский банк реконструкции и развития и другие. МВФ содействует международной торговле и валютному сотрудничеству путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, устранения валютных ограничений среди стран-участниц, предоставление им средств,для регулирования платежных балансов. Всемирный банк и его организации поддерживают экономическое развитие стран посредством оказания им технической помощи и финансирования проектов, способных реализовать экономический потенциал стран.

Международный государственный кредит представляет собой движение материальных ресурсов стран в сфере международных экономических отношений, представляемых в товарной и денежной формах во временное пользование за определенную плату-процент, на условиях возвратности. Субъектами кредита выступают страны в лице государственных уполномоченных органов. По своей сущности международный кредит является одним из средств обеспечения расширенного воспроизводства, в ряде случаев - средством оказания экономической помощи развивающимся странам.

Необходимость международного кредита определяется всей совокупностью экономических законов. Развитие международного кредита обусловлено следующими факторами:

1) углублением международного разделения труда и экономической интеграцией;

2) специализацией, кооперированием производства;

3) неодинаковой обеспеченностью стран природными ресурсами и рабочей силой;

4) нёобходимостью преодоления неравномерности экономического развития отдельных стран;

5) нео6ходимостью оказания экономической помощи развивающимся странам;

6) торгово-экономическим сотрудничеством развивающихся стран с развитыми странами.

Кредитные ресурсы государства для предоставления международного кредита состоят из:

1) средств государственных бюджетов, относящихся к фондам накопления;

2) коллективных ссудных фондов (собственные и привлеченные средства национальных и международных банков);

3) средств государственных предприятий и организаций (при предоставлении коммерческих кредитов).

Международный кредит в денежной форме предоставляется в национальных валютах и свободно конвертируемых валютах. Функцией международного кредита является перераспределение товарных и денежных ресурсов государств в процессе их внешнеэкономической деятельности на условиях прочности, платности и возвратности. Использование международного кредита способствует ускорению развития экономики, процессу выравнивания уровней экономического развития, росту внешней торговли, ускорению экономической интеграции.

Основной формой международного кредита являются внешние займы, при которых имеет место передача заимодателем заемщику обусловленной суммы денежных средств (либо товаров или услуг на эту сумму) на срок по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами (иногда без них) взятую сумму.

 

Государственный долг - сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты. В зависимости от рынка размещения валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Под управлением государственным долгом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта, а также совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка ценных бумаг, предоставление кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным долгом решаются задачи минимизации, стоимости долга для заемщика и недопущения переполнения, рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса. Управление государственным долгом включает такие методы как: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) государственного долга.

Рефинансирование - погашение имеющейся задолженности за счет выпуска нового займа

Конверсия - изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону; так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью, усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

Консолидация - изменения первоначальных займов по срокам - с их продлением или сокращением.

Унификация - объединение нескольких займов, в один.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению - проводится в случае дефляции национальной денежной единицы.

Отсрочка погашения займов - применяется при значительной государственной задолженности, когда правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.

Отказ от уплаты государственного долга - происходит при, смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности.

Перечисленные методы управления государственным долгом, могут применяться в различных сочетаниях одновременно.

Внешний государственный долг подразделяется на:

1. гарантированный государством внешний долг;

2.не гарантированный государством (негосударственный) внешний долг.

Рост государственного долга тесно связан с макроэкономической нестабильностью. Привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует эффективного использования этих источников, умение вернуть свой долг с процентами. При несогласованных действиях правительства, нарушений государственных законов в сфере финансовой, валютной, инвестиционной политики, неправильном соотношении экспорта и импорта происходит дисбаланс в экономике страны, потеря постоянных источников экономического роста, что в конечном счете приводит к внешним заимствованиям и росту государственного долга.

 

 

В Республике Казахстан уже с 1992 года стали выпускаться национальные займы. Вначале это был Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. Были выпущены боны Государственного внутреннего выигрышного займа РК, рассчитанного сроком на 20 лет, которые отвечали по обязательствам союзного займа 1982 года. С 1996 года выпускаются Национальные сберегательные облигации Государственного внутреннего займа Республиканского Казахстана в дематериализованной форме с плавающей нормой доходности. Выпуск Государственных Казначейских обязательств (ГКО) сроками на 3,6,9,12 месяцев, размещаемые среди коммерческих банков, предприятий, фирм в безбумажной форме связан с потребностями государства в денежных ресурсах при финансировании государственных расходов, для покрытия дефицита бюджета.

Государственные Казначейские Обязательства, имея номинальную стоимость, продаются на аукционных торгах по дисконтированной цене, которая приносит доход инвестору. Казахстанские Государственные Казначейские Обязательства являются средством покрытия "кассовых разрывов" бюджета. Выпуская Государственные Казначейские Обязательства (ГКО), правительство решает как тактические задачи в части изыскания источников, так и развития внутреннего финансового рынка, необходимого в условиях рыночной экономики.

При выпуске государственных ценных бумаг важным выступает величина дисконта, цена отсечения, погашения государственной акции по нарицательной стоимости, сроки обращения, порядок проведения торгов, принятие объективных решений с разработкой правил и нормативов для финансового рынка.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками – юридические или физические лица;

2. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики;

3. Если с помощью перераспределительной функции кредита государство непосредственно направляет денежные ресурсы в определенные отрасли, то путем регулирующей функции достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйствования, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту.

Список литературы:

1. Букенов А.Ж. «Финансово-кредитные ресурсы в инвестировании экономического развития: моделирование показателей взаимовлияния на региональном уровне». Астана.2001

2. Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»,.2009

3. Вавилов Ю. Я. Государственный кредит. Учебн. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2004

4. Финансы предприятий. Под ред. Н.В. Колчиной М. 2000

5. Финансы. Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004

6. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004

Методические указания к теме №9:

При рассмотрении сущности государственно-кредитных отношений студент должен уяснить почему эти отношения причисляются к финансовым. Особое внимание необходимо уделить классификации государственного кредита, формам международного государственного кредита. Разобрать на примере методы управления государственным долгом

 

ТЕМА 10. «ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ»

Цель лекции – рассмотреть особенности организации финансов домашних хозяйств.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Домашние хозяйства как субъекты экономической деятельности. Вопрос № 2. Бюджет домашних хозяйств.

Вопрос № 3. Государственное регулирование уровня жизни населения.

Вопрос № 4. Расходы домашних хозяйств, их классификация и структура

Вопрос № 5. Предпринимательская деятельность граждан, ее, виды.

 

Основные понятия: домашние хозяйства, финансы домашних хозяйств, предпринимательство

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную, роль в общей совокупности финансовых отношений.

Сущность финансов домохозяйств находит свое проявление в функциях. По мнению Г Б. Поляка они выполняют две базовые функции:

1) обеспечения потребностей семьи денежными средствами;

2) распредёлительная.

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. Создаются два основных фонда:

- фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива- семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата услуг);

- фонд сбережений (отложенных потребностей), предназначенный для использования в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как: капитал для получения прибыли. Фондовая форма финансовых ресурсов позволяет увязать потребности домохозяйства с возможностью коллектива хозяйства в целом, а также проконтролировать, как удовлетворяются потребности каждого в семье.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

2) средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Финансы домохозяйства взаимодействуют с бюджетами республиканским, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком.

В результате кругооборота финансовых ресурсов домохозяйства могут удовлетворять свои личные потребности в настоящем и в будущем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инвестиционный, инновационный фонды | Его необходимость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.