Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Его необходимость

Вопрос № 4. Организация и участники страхового рынка.

Вопрос № 3. Классификация имущественного и личного страхования.

Вопрос № 2. Необходимость социального страхования

Вопрос № 1. Экономические и социальные основы страхования.

Вопрос № 5. Предпринимательская деятельность граждан, ее, виды

Вопрос № 4. Расходы домашних хозяйств, их классификация и структура

Вопрос № 3. Государственное регулирование уровня жизни населения

Вопрос № 2. Бюджет домашних хозяйств

 

Бюджет домохозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доход членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.

В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

- индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;

- совместный, для покупки товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.д.);

- накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности).

Потребность в создании фонда накопления возникает не только для Приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.

Различают постоянный и временный доход домохозяйства. Постоянный доход - это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности. Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением, акционерного общества.

Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:

1) через налоговую систему - домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления;

2) через оплату труда работников в государственном секторе;

3) через предоставляемые различные общественные блага и услуги;

4) через государственное ценообразование.

 

 

Прожиточный минимум как социальный индикатор, является своеобразной точкой отсчета, его используют для оценки уровня жизни населения и измерения бедности и обоснования минимального размера заработной платы, пенсии и иных базовых социальных выплат. Поэтому государственные социальные стандарты, начиная с 2006 года, устанавливаются с учетом прожиточного минимума, а размеры основных социальных выплат - на уровне не ниже этого минимума.

С принятием новых подходов к определению прожиточного минимума изменится порог бедности. Здесь нужно выделить два фактора. Один из них - оценка уровня жизни населения, то есть определение удельного веса граждан, имеющих уровень жизни ниже прожиточного минимума. Второй фактор - это оказание социальной помощи. Все страны, в зависимости от своих возможностей, определяют порог, за которым гражданину, семье оказывают социальную помощь. Так, в Казахстане адресная социальная помощь (АСП) предоставляется семьям, в которых среднедушевой доход ниже черты бедности, установленной в размере 40 процентов от прожиточного минимума.

Расчеты показывают, что корреляция между соотношением доходов с прожиточным минимумом и бедностью тесная - на уровне 0,9. Для ликвидации бедности необходимо поднимать средний уровень доходов населения.

Постоянное отслеживание причин бедности и оценка влияния отдельных факторов на ее сокращение позволит сделать этот процесс управляемым и обеспечит достижение постатейных целей по сокращению бедности в стране.

В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм:

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в ежегодно принимаемом законе «О республиканском бюджете» устанавливается минимальный размер заработной платы и минимальный размер пенсии. Предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума.

Реальное значение минимальных показателей из-за инфляции постоянно падает. Правительство Казахстана, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, периодически увеличивает ее размеры.

Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных, ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5 - 2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях.

Региональные органы, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего бюджета.

 

 

Денежные расходы домохозяйств – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением. Они выполняют важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов домашнего хозяйства.

Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности двумя путями: использованием денежных доходов на приобретение товаров и услуг; натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.

Денежные расходы населения – потребительские расходы; налоги, сборы. Платежи; покупка недвижимости, прочие расходы, не связанные с потреблением.

Потребительские расходы - часть денежных расходов населения, направленная на приобретение потребительских товаров и услуг. Включают покупку продуктов питания, алкогольных напитков, табачных изделий, непроизводственных товаров, платных услуг.

Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

 

 

Понятие индивидуального предпринимательства сформулировано в Законе об индивидуальном предпринимательстве. Под индивидуальным предпринимательством как видом частного предпринимательства понимается инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность. Данное опре­деление соответствует родовому понятию предпринимательства, охватывающей собой предпринимательскую деятельность как граждан, так и юридических лиц. Таким образом, индивидуальная предпринимательская деятельность характеризуется совокупностью следующих признаков:

а) она представляет собой инициативную деятельность;

б) направлена на получение дохода;

в) основана на собственности самих граждан, занимающихся предпринимательством;

г) осуществляется от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий:

1) используют труд наемных работников на постоянной основе;

2) имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами РК.

Видами индивидуального предпринимательства согласно Закона об индивидуальном предпринимательстве являются личное и совместное.

Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно. Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан без образования юридического лица. Формами совместного предпринимательства являются:

а) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе совместной собственности;

б) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе совместной собственности крестьянского (фермерского), хозяйства или совместной собственности на приватизированное жилище;

в) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Индивидуальное предпринимательство, как правило, относится к малому предпринимательству, которому государство оказывает особую поддержку. Законом определены критерии малого предпринимательства и установлен ряд льгот для субъектов малого предпринимательства. Индивидуальные предприниматели занимаются предпринимательской деятельностью, приобретают и осуществляют права и обязанности под своим именем. При совместном индивидуальном предпринимательстве все сделки, связанные с предпринимательской деятельностью, осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства.

Индивидуальное предпринимательство осуществляется на основе и за счет имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности или иных правах, допускающих пользование или распоряжение имуществом для занятия предпринимательством.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства) представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства;

В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную, роль в общей совокупности финансовых отношений;

Бюджет домохозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доход членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности;

Прожиточный минимум как социальный индикатор, является своеобразной точкой отсчета, его используют для оценки уровня жизни населения и измерения бедности и обоснования минимального размера заработной платы, пенсии и иных базовых социальных выплат;

Денежные расходыдомохозяйств – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека.

Список литературы:

1. Финансы. Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2004

2. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.– М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004

3. Финансы. Учебник для вузов. Под ред. М. В. Романовского и др. – М.: Перспектива, «Юнити», 2005

4. Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы». Алматы. 2004

Методические указания к теме №10:

Изучение выбранной темы предполагает достижение цели - рассмотреть финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений. В соответствии с этим студент должен изучить домашнее хозяйство, как субъект экономических отношений; раскрыть понятие финансов домашнего хозяйства и их функций; выяснить состав финансовых ресурсов домохозяйств; рассмотреть состав доходов домохозяйств (валовой доход, денежные доходы, государственное регулирование оплаты труда, государственные социальные трансферты) и определить основные направления расходов домохозяйств на примере семьи; обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.

 

ТЕМА 11. «СТРАХОВАНИЕ»

 

Цель лекции – рассмотреть основы организации страхования, структуру, объекты и участников страхового рынка

 

План лекции:

Вопрос № 1. Экономические и социальные основы страхования.

Вопрос № 2. Необходимость социального страхования.

Вопрос № 3. Классификация имущественного и личного страхования.

Вопрос № 4. Организация и участники страхового рынка.

 

Основные понятия: страхование, имущественное и личное страхование, участники страхового рынка

 

Экономические отношения, связанные с действием неблагоприятных природных, стихийных: сил, случайных обстоятельств, производственных факторов и возмещения понесенных потерями ущерба за счет денежных взносов выделяются в самостоятельную категорию страхования.

Целью страхования является общественная или коллективная защита граждан, имущества, процессов производства для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства. Для страхования присущими чертами являются:

1) вероятностный характер отношений;

2) чрезвычайный (неординарный) характер отношений (в любом масштабе - государственном, региональном, на уровне предприятия или его подразделения, отдельного человека).

Часть отношений имеет сравнительно общую направленность и назначение соответствующих фондов денежных средств через систему общественной защиты с использованием резервных фондов широкого назначения. Эти отношения и фонды связаны и направлены на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных событий, носящих общенациональный характер.

Вторая часть отношений имеет направленность на защиту социального положения граждан с образованием и использованием фондов сравнительно более узкого назначения, - социального страхования и социального обеспечения. Действие этих отношений связано с необходимостью социальной защиты населения.

Третья часть представляет отношения по страховой защите здоровья и благосостояния людей, их имущества, а также имущества хозяйствующих субъектов с использованием замкнутого круга участников и достижением эквивалентности этих отношений в пределах данной их совокупности.

При страховании применяются два основных метода формирования страховых резервов и фондов: бюджетный и страховой.

Бюджетный метод формирования фондов предполагает использование средств бюджетов, то есть средств всего общества. Страховой метод предусматривает образование фондов за счет взносов предприятий, организаций и населения; размер, порядок уплаты взносов определяется в зависимости от вида страхования или Законом или специальным договором между участниками страховых отношений.

В первой части страховых отношений - общественной защите используется бюджетный метод, во второй части - социальном страховании - оба метода, в третьей части - имущественном и личном - исключительно страховой метод. Материально-вещественным носителями экономической категории страхования выступают страховые фонды, которые представляются элементами общественного воспроизводства, резервами денежных или материальных средств, формируемыми за счет взносов участников страховых отношений, средств государственного бюджета, добровольных отчислений средств, пожертвований и некоторых других специфических платежей со стороны участников страховых отношений.

В рыночной экономике значительная часть страховых отношений является коммерческой. В первую очередь это относится к категории имущественного и личного страхования, услуги которых трансформируются в своеобразные страховые услуги и предлагаются на свободном рынке таких услуг. Цена этих услуг выступает в виде страховых тарифов и взносов. Спрос на страховые услуги определяются их качеством и уровнем цены. Для привлечения клиентов страховые организации улучшают обслуживание клиентуры, расширяю ассортимент услуг, повышают гарантии до возмещению потерь и убытков.

Страховые фонды, образуемые за счет взносов страхователей, определенное время могут не использоваться по прямому назначению - для выплаты страховых возмещений (до момента наступления страхового случая или его не возникновения в силу вероятностного характера).

Деятельность страховых организаций по страхованию, инвестированию средств в смежные сферы коммерции с целью извлечения дохода (прибыли) представляется как страховое дело.

 

 

Социальное страхование представляет собой систему экономических отношений по перераспределению стоимости общественного продукта для материальной поддержки граждан в случае потери трудоспособности, работы и охраны их здоровья.

Социальное страхование является одной из форм более общей системы - социального обеспечения. Однако различие между этими двумя системами заложено а отношении к трудовой деятельности граждан и методами формирования фондов для нетрудоспособных.

Социальное страхование выражает отношения, возникающие в связи с формированием и использованием фондов для граждан временно или постоянно утратившим трудоспособность с применением страхового метода. При этом имеются в виду те контингента граждан, которые работали или временно не работают по причине болезни; таким образом, важной особенностью социального страхования является то, что оно непосредственно связано с трудовой деятельностью работников в настоящем или прошлом.

Социальное обеспечение выражает отношения, связанные с формированием и использованием фондов для поддержки граждан утративших трудоспособность, или не обладавших ею, то есть для всех граждан, независимо от их участия в трудовой деятельности, для чего используется бюджетный метод формирования указанных фондов.

Объективная необходимость действия категорий социального обеспечения и социального страхования вызывается требованиями процесса расширенного воспроизводства, а именно одной из его составляющих, воспроизводства рабочей силы. Наряду с основным источником средств для этого вида воспроизводства - фондом оплаты труда, других личных доходов, функционируют фонды социального обеспечения и социального страхования.

Существует два принципа формирования фондов социального назначения:

1) на основе солидарности поколений, когда работающее поколение обеспечивает неработающее, а в свою очередь, по мере утраты трудоспособности их заменяют новые поколения, входящие в трудовую деятельность;

2) на основе персональных отчислений граждан в социальные фонды, преимущественно пенсионного обеспечения; при действии этого принципа размер выплат зависит от вложенной суммы конкретного лица за все время его работы.

Система, основанная на первом принципе и действовавшая в Казахстане до 1998 г характеризуется следующими особенностями:

1) государственная монополия на пенсионное обеспечение;

2) обезличенность обязательных пенсионных взносов граждан в фонды социального обеспечения;

3) перераспределение средств внутри системы.

Система, основанная на действии второго принципа, положенного в основу проводимой в Казахстане пенсионной реформы, характеризуется:

1) государственным регулированием пенсионного обеспечения;

2) гарантиями государства по соблюдению минимально установленного прожиточного минимума для граждан, участвовавших в формировании пенсионных фондов не менее 30 лет;

3) разграничения пенсионных сбережений и других форм социального обеспечения;

4) обязательным участием всех граждан трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений;

5) личной ответственностью трудоспособных граждан за свое пенсионное обеспечение в старости;

6) обеспечением эффективности инвестирования и безопасности пенсионных сбережений;

7) установлением права наследования граждан на накопления в накопительных пенсионный фондах;

8) предоставлением гражданам права на дополнительное добровольное пенсионное обеспечение;

9) инвестированием пенсионных сбережений в экономику, что содействует ее развитию

Помимо обязательного государственного социального страхования применяется негосударственное пенсионное страхование — отношения социальной защиты граждан путем формирования дополнительной пенсии за счет добровольных взносов работников и (или) их работодателей в соответствии с пенсионным договором и выплат пенсий через специализированные негосударственные пенсионные фонды.

Переходный период от системы на основе солидарности накоплений к системе персональных накоплений характерен тем, что требуется соблюдение прав состоявшихся пенсионеров на получение заслуженных пенсий, а также невозможностью накопления большинством граждан предпенсионного возраста достаточных пенсионных сбережений в негосударственной пенсион­ной системе. Поэтому состоявшимся пенсионерам государством гарантируется сохранение размеров получаемых пенсий из государственных пенсионных фондов. Размер государственных пенсий гражданам, вышедшим на пенсию после начала пенсионной реформы, будет сокращаться пропорционально количеству лет их возможного участия в негосударственной пенсионной системе.

 

 

Критериями классификации являются различия в объектах страхования с учетом категории страхователей, объема страховой ответственности и установленного законодательством порядка организации страхования. В соответствии с этими критериями страхование подразделяется на отрасли, классы, виды. Кроме того, различают формы страхования по следующим критериям:

по степени обязательности - обязательную и добровольную;

по объекту страхования - личное и имущественное;

по основаниям осуществления страховой выплаты - накопительное и не накопительное.

Обязательное страхование - страхование, осуществляемое в силу закона, добровольное страхование - страхование, осуществляемое в силу волеизъявления сторон. При обязательном страховании страхователь обязан заключить договор со страховщиком на условиях, предписанных правовым актом, регулирующим данные страховые отношения. Договор обязательного страхования может быть заключен с любым страховщиком, предложившим свои услуги. Для государственной страховой организации заключение такого договора является его обязанностью.

Личное страхование - страхование интереса физического лица, касающегося его жизни, здоровья и другого свойства личности как самого страхователя, так и третьих лиц. Назначение личного страхования заключается в выплате гражданам обусловленной денежной суммы при наступлении определенного события в их жизни.

Назначение имущественного страхования состоит в возмещении ущерба, причиняемого стихийными бедствиями и другими случайными событиями различному имуществу. Следовательно, объектом страхования выступают различные материальные ценности и связанные с ними интересы.

Накопительным страхованием является страхование, предусматривающее осуществление страховой выплаты по любому из следующих оснований: по истечении установленного договором страхования периода, либо при наступлении страхового случая. В зависимости от того, какое из них наступит первым.

Ненакопительным страхованием является страхование, предусматривающее осуществление страховой выплаты только при наступлении страхового случая.

В Казахстане, согласно Закону «О страховой деятельности» принята следующая классификация страхования по отраслям, видам и классам:

«страхование жизни»

«общее страхование».

Страхование жизни включает два класса: страхование жизни и аннуитетное страхование.

Общее страхование включает 16 классов, в том числе: страхование от несчастного случая и болезней; медицинское страхование; страхование автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта; грузов; имущества; предпринимательского риска; гражданско-правовой ответственности владельцев транспорта, перевозчика, по договору, за причинение вреда.

Вид страхования представляет собой страховой продукт, разрабатываемый и представляемый страховой организацией страхователю в пределах одного или нескольких классов страхования посредством заключения договоров страхования.

В Казахстане введено также обязательное страхование гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента - юридических и. физических лиц, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации туристических продуктов. Страховым органам предоставлено право самостоятельно разрабатывать и вводить новые рисковые виды страхования. Ассортимент страховой защиты в Казахстане включает такие виды страхования, как долгосрочное накопительное страхование - региональное страхование жизни, страхование на случай землетрясения, страхование призывников, страхование женщин на случай родов, страхование на случай хищения животных, страхование временно перемещенного имущества (взятого с собой на время отдыха, в командировку и т.д.),. страхование квартир, приобретенных гражданами в личную собственность. Развитие коммерческого банковского сектора потребовало введения страхования банковских депозитов физических лиц.

Разработка страхового ассортимента осуществляется в двух направлениях:

- предоставление возможности застраховать имущество граждан от определенного риска или группы рисков по желанию страхователя;

- предоставление возможности застраховать любые материальные ценности, причем в отдельности, а не все имущество в целом.

В Казахстане действует Фонд гарантирования страховых выплат, задачей которого является защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных, выгодоприобретателей по наступившим страховым случаям по договорам обязательного страхования принудительно ликвидируемой страховой организации. Для выполнения своей задачи фонд осуществляет следующие функции:

· привлекает обязательные и чрезвычайные взносы (в случае недостатка средств резерва) страховых организаций-участников;

· осуществляет гарантийные и компенсационные выплаты;

· осуществляет инвестиционную деятельность в целях сохранности и приумножения взносов.

 

 

В рыночной экономике разрушена монополия государства на страховое дело: вместо единственного органа, проводившего все виды имущественного и личного страхования - Госстраха, на страховом рынке образовалось несколько страховых компаний, предприятий, корпораций, обществ разных форм собственности. Сфера из деятельности охватывает и рисковые виды страхования: страхование биржевых сделок, грузов, кредитов, коммерческих, правовых и других специфических рисков (изменение валютного курса, простоя предприятия при забастовках, военных действий, безработицы, экологических рисков и т.д.).

В связи с реализацией Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы организована Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Основной задачей корпорации является непосредственное содействие экспорту товаров и услуг казахстанских производителей путем страхования и перестрахования политических и регулятивных рисков. Корпорация проводит маркетинговые исследования для развития экспорта казахстанской продукции, изучение и последующее распространение информации о потенциальных рынках сбыта. Этот инструмент является общепризнанным в мире и призван облегчать экспортные транзакции с финансовой и административной точек зрения. По мере роста отечественного страхового рынка и его готовности страховать риски, связанные с экспортно-импортными операциями, корпорация будет страховать политические риски и распространять коммерческую информации о международных рынках. Она страхует от коммерческих рисков компании несырьевого сектора, занимающихся внешнеторговой деятельностью. В числе страховых продуктов корпорации страхование документарных аккредитивов, факторинговых операций, предотгрузочных рисков, кредита покупателю, кредита поставщика и т.д.

Страховые организации различных форм собственности при осуществлении своей деятельности пользуются равными правами. Участниками страхового рынка Республики Казахстан являются:

1) страховая (перестраховочная) организация;

2) страховой брокер;

3) страховой агент;

4) страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель;

5) актуарий;

6) уполномоченная аудиторская организация (уполномоченный аудитор);

7)общество взаимного страхования;

8) иные физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную со страхованием.

Страховая деятельность является основным видом предпринимательской деятельности, осуществляемой страховой (перестраховочной) организацией. Страховая (перестраховочная) организация, кроме страховой деятельности, вправе осуществлять следующие виды деятельности:

1) инвестиционную деятельность в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами уполномоченного государственного органа;

2) выдачу своим страхователям займов в пределах выкупной суммы, предусмотренной соответствующим договором накопительного страхования (для страховой организации);

3) продажу специализированного программного обеспечения, используемого для автоматизации деятельности страховых (перестраховочных) организации;

4) продажу специальной литературы по страхованию и страховой деятельности на любых видах носителей информации;

5) продажу или сдачу в аренду имущества, ранее приобретенного для собственных нужд (для страховой (перестраховочной) организации) или поступившего в ее распоряжение в связи с заключением договоров страхования (для страховой организации);

6) предоставление консультационных услуг по "вопросам, связанным со страховой деятельностью;

7) организацию и проведение обучения в целях повышения квалификации специалистов в области страхования (перестрахования);

8) страховое посредничество в качестве страхового агента;

9) участие в создании консорциума или простого товарищества.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

Экономические отношения, связанные с действием неблагоприятных природных, стихийных сил, случайных обстоятельств, производственных факторов и возмещения понесенных потерями ущерба за счет денежных взносов выделяются в самостоятельную категорию страхования;

Объективная необходимость действия категорий социального страхования вызывается требованиями процесса расширенного воспроизводства, а именно одной из его составляющих – воспроизводства рабочей силы;

Критериями классификации имущественного и личного страхования являются различия в объектах страхования с учетом категории страхователей, объема страховой ответственности и установленного законодательством порядка организации страхования;

Список литературы:

1. Жуйриков К. «Страхование: теория и практика, зарубежный опыт» - Алматы 2002год

2. Искаков У.М., Бохаев Д.Т., Рузиева Э.А. Финансовые рынки и посредники.- Алматы: Экономика, 2005. – 298 с.

3. Кабанцева Н.Г. Страховое дело: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2006

4. Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы». Алматы. 2004

5. Мельников В.Д. Основы финансов. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»,.2009

6. Сахирова Н.П. Страхование. М.: Проспект, 2006.

7. Маянлаева Г.И. Организация страхового дела в Республике Казахстан. – Алматы, ТОО LEM, 2000

8. Шахов В.В. Страхование- М., Изд-во «Страховой полис», 1997

Методические указания к теме №11:

Изучение выбранной темы предполагает достижение цели - изучить содержание важнейшей страховой терминологии, классификацию страхования и организационные принципы построение системы страховых организаций, методику исчисления страховых тарифов; освещение важнейших условий каждого вида страхования, методики определения ущерба и страхового возмещения ущерба, экономического анализа и планирования страховых операций, вопросы перестрахования.

ТЕМА 12. «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

 

Цель лекции – раскрыть основы государственного финансового регулирования экономики.

 

План лекции:

Вопрос № 1. Понятие государственного финансового регулирования, его необходимость.

Вопрос № 2. Макроэкономическое равновесие и финансы.

Вопрос № 3. Варианты фискальной политики.

Вопрос № 4. Влияние налогов на рыночное равновесие.

 

Основные понятия: государственное финансовое регулирование, макроэкономическое равновесие, фискальная политика

Вопрос № 1. Понятие государственного финансового регулирования,

Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания.

1. Учет действия объективных экономических законов развития общества.

2. Разработка научно-обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.

3. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.

4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление, от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки сформулированной в пункте 3.

Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования достигается при соблюдении определенных условий его осуществления.

К таким условиям относятся следующие:

а) структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам;

б) демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

в) развитие конкуренции, предпринимательства;

г) возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.).

Виды финансового регулирования охватывают: налоговое, бюджетное, государственно-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-финансовое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.).

Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах, как характерные для соответствующего вида финансовой субкатегории, так и общие для всех: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом -внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

Наиболее многочисленными элементами классификации являются методы регулирования, которые могут быть также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее подвижными, изменяющимися элементами системы регулирования. Например, в налогообложении применяются методы санкций, декларирования доходов, имущества, активов, льготирование, аван­совые платежи и др. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финансирования дефицита бюджета, использования бюджетного излишка и т.д.

В условиях рынка большее внимание уделяется косвенным методам регулирования. Государство устанавливает общие для всех участников хозяйственного процесса условия,и правила деятельности, для приоритетных сфер деятельности - преференциальные (льготные); это налоги, их ставки, размеры отчислений средств, субвенции, льготы, тарифы, фиксированные цены, нормативы денежно-кредитного, валютного, таможен­ного и социального регулирования. На основе этих основных индикаторов воздействия формируются вторичные, рыночно-ориентированные элементы регулирования, диктуемые характером соответствия спроса и предложения: свободные цены, процентные ставки за кредиты, валютный курс, нормативы формирования разных фондов и их использования у хозяйствующих субъектов.

Однако действие косвенных элементов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами со стороны государства, особенно при значительных нежелательных отклонениях от намеченного курса развития. Применяемые элементы - регуляторы действуют в сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме, поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы, верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономической деятельности | На финансовую стабильность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.