КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура ФАНиС РФ
Федеральное агентство по налогам и сборам Министерство финансов РОССИИ. ВВЕДЕНИЕ
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Финансам присущи свои принципы управления, своя организационная структура управления, свои специфические методы работы. Управление финансами означает их организацию на различных уровнях применительно к задачам тех предприятий (объединений), отраслей народного хозяйства, организаций непроизводственной сферы, которые они обслуживают. Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе стимулов и санкций. Управление - совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. I. ВОПРОС: Инструменты и механизм управления финансами В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают различные сферы финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяются три группы объектов: финансы предприятий, организаций и учреждений; страховые отношения; государственные и местные финансы. Субъектами управления финансами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. Трем группам объектов управления финансами соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы, управления) предприятий, организаций, учреждений; страховые органы; финансовые органы и налоговая служба (инспекции). Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Субъекты управления финансами используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений особые методы воздействия на финансы. Но им присущи и общие приемы, методы и способы управления. Управление финансами, как активный и относительно самостоятельный элемент управления народным хозяйством, представляет собой планомерную, целенаправленную деятельность страны, которая охватывает перспективное и текущее планирование финансовых ресурсов, оперативное управление финансовыми отношениями, финансовое регулирование и контроль за выполнением финансовых планов. Так, в управлении финансами выделяют функциональные элементы. Функциональные элементы управления финансами: 1. Первый элемент означает, что управленческие решения по финансам на всех уровнях должны приниматься на базе анализа достаточной финансовой информации. Финансовая информация как составной элемент управления имеет большое значение для принятия решений с целью как научно-обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми операциями. Достоверность и своевременность информации позволяет анализировать финансовую деятельность предприятий (объединений), видеть их тенденции и заранее определять конечные результаты. Финансовая информация передается по звеньям финансовой системы в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. 2. Планирование, которое занимает центральное место в системе управления финансами. На стадии финансового планирования определяются основные формы и методы воздействия финансовых рычагов на увеличение производства, производительности труда, накоплений, улучшение качества продукции. В процессе планирования всесторонне оценивается состояние предприятия (объединения, отрасли) или организации, выявляются потенциальные возможности для увеличения финансовых ресурсов, ликвидации возникающих диспропорций, устанавливаются оптимальные соотношения в распределении внутреннего продукта, регулируются балансовые связи внутри отраслей и между отраслями хозяйства. 3. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации "узких" мест, решения вновь возникающих задач. 4. Финансовое регулирование представляет собой маневрирование финансовыми ресурсами, и заключается в перераспределении финансовых ресурсов с целью обеспечения пропорций и синхронности во всех сферах деятельности. Источниками такого регулирования являются сверхплановые финансовые ресурсы, резервные фонды, неиспользованные ассигнования. Финансовое регулирование используется как метод решения финансовых вопросов, при возникновении новых задач, предусмотренных планом. 5. Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.
Создание целостной системы экономического управления предполагает перестройку организационных структур и самой работы органов управления в т.ч. и органов финансовой системы. В комплекс мер по совершенствованию управления финансами входит: - повышение научного уровня планирования финансов; - применение более эффективных форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их расходования. Предоставление предприятиям больших прав в формировании и использовании фондов экономического стимулирования будет способствовать эффективному использованию денежных средств; - разработка экономико-математических методов моделирования; - системный анализ финансовых отношений и создание на этой основе автоматизированной системы управления финансами "АСУ - финансы".
Показатель "АСУ-финансы" является наиболее значимым, что требует его дополнительной характеристики. АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронной вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи, направленных на интенсификацию управления финансами. Характеристика системы АСУ-финансы: 1. АСУ выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления хозяйственным комплексом страны. 2. Главной целью создания и внедрения этой системы является повышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, оптимизации структуры аппарата финансовых органов. 3. Ее применение реализовывает совершенствование системы финансовых показателей, разработки новых методов, выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирования финансовых резервов, рационального расходования финансовых ресурсов. 4. Наряду с решением задач в области планирования, АСУФ помогает исполнению госбюджета через составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам. 5. АСУ - это система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления финансами. Возможности системы нельзя преувеличить, они не безграничны, поскольку часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. В этих системах люди ставят цели и их корректируют. Первичная информация поступает от человека. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Для этого требуется его высокая квалификация. АСУ представляет качественно новый шаг в совершенствовании управления экономикой, финансами. В целях повышения эффективности функционирования принимаются меры по разработке и созданию современной компьютерной техники, переводу на промышленную основу программного обеспечения ЭВМ и АСУ, обслуживающих управление финансами.
II. ВОПРОС: Органы управления финансами и их функции.
Общее управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти (Государственная Дума РФ, Совет Федерации) и управления (Президент РФ, Правительство РФ). Оперативное управление финансами возложено на финансовый аппарат, который руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях хозяйственного комплекса и социальной сферы. Финансовый аппарат выполняет работу по финансовому планированию и прогнозированию, учету и финансово-экономическому анализу, финансовому контролю и регулированию, исполнению финансовых планов, бюджетов всех уровней и смет бюджетных учреждений. Финансовая система Российской Федерации представляет собой не только совокупность различных сфер финансовых отношений, в которых происходит процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств и денежных доходов, но и совокупность органов оперативного управления финансами (финансовый аппарат). К ним относятся государственные и негосударственные специализированные организации, осуществляющие финансовые, страховые, валютные и иные денежные операции, регулирующие финансовые отношения, консультирующие по всему кругу финансово-экономических вопросов. Государственное регулирование финансовой системы предоставлено Министерству финансов РФ. Другие государственные органы, входящие в финансовую систему, включают: Федеральное агентство по налогам и сборам РФ, Федеральную службу по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет РФ, Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням и другие. В целях координации деятельности различных органов государственного управления в области финансов и кредита был создан ряд комиссий, в том числе Правительственная комиссия по вопросам кредитной политики, комиссия при Президенте по ценным бумагам, аудиторской деятельности.
1. В 1993 г. Министерство финансов стало главным органом Правительства РФ в области финансовой, налоговой, валютной политики и практически перестало быть руководящим органом для министерств финансов республик, управлений, комитетов, департаментов финансов других субъектов Российской Федерации. На 01.01 2000 г. фактическая численность сотрудников центрального аппарата Минфина составляла свыше 1200 человек против 1061 в начале 1993 г. Привлечение квалифицированных кадров оставалось важнейшей проблемой. 2. Система Минфина включает: - центральный аппарат - министерства - Федеральное казначейство, - Контрольно-ревизионное управление (КРУ) - Госзнак. Федеральное Казначейство было создано в 1993 г. для осуществления функции кассового исполнения федерального бюджета, а также расчетных, депозитных и иных операций, которые ранее выполнял Центральный Банк России. Казначейство подчинено Министерству финансов РФ. По существу Казначейство представляет собой внутренний банк Минфина с отделениями на местах и своей системой расчетов. В состав Министерства финансов РФ входит и Контрольно-ревизионное управление (КРУ). Оно ведет свою историю с 1923 г. и насчитывает около 8000 сотрудников. Эта система подчинена непосредственно Министру финансов РФ. Органы КРУ есть во всех субъектах Федерации, городах, районах. Финансируются они из федерального бюджета. КРУ - единственная система государственного финансового контроля, которая осуществляет документальные ревизии на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях, проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью. 3. Структура центрального аппарата Министерства финансов РФ в 90-ые годы изменилась, вместо главных управлений были образованы департаменты. Важнейшими из них (кроме КРУ и Казначейства) являются: - бюджетный (составляет проект федерального бюджета, представляемый затем в Правительство РФ); - налоговых реформ; - финансирования программ развития сферы материального производства; - сельского хозяйства; - обороны, правопорядка и безопасности; - социальной сферы и науки; - ценных бумаг и финансового рынка; - иностранных кредитов и внешнего долга; - Гознак.
Важным подразделением выступает департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности.
┌────────────────────────────────────────────┐ │ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ │ (ДЕПАРТАМЕНТЫ) │ └───────────────────────┬────────────────────┘ ┌────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ БЮДЖЕТНЫЙ ├─┼─┤ КАЗНАЧЕЙСТВО (ИСПОЛНЕНИЕ │ └────────────────────────────┘ │ │ БЮДЖЕТА) │ ┌────────────────────────────┐ │ └─────────────────────────────┘ │ ПЕНСИОННЫЙ ├─┤ ┌─────────────────────────────┐ └────────────────────────────┘ ├─┤ ЦЕННЫХ БУМАГ И ФИНАНСОВОГО │ ┌────────────────────────────┐ │ │ РЫНКА │ │ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ ├─┤ └─────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ├─┼─┤ ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ │ │ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗ-ВА │ │ │ СФЕРЫ И НАУКИ │ └────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ ┌────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ │ │ │ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММ │ │ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ МАТЕРИАЛЬ- ├─┼─┤ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ │ │ НОГО ПРОИЗВОДСТВА И КОН- │ │ │ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПОТРЕ- │ │ ВЕРСИИ │ │ │ БИТЕЛЬСКОГО РЫНКА │ └────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ ┌────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБОРОНЫ, ├─┼─┤ МЕТОДОЛОГИИ БУХГАЛТЕРС- │ │ ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАС- │ │ │ КОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ │ │ НОСТИ │ │ └─────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐ │ ВАЛЮТНЫЙ ├─┼─┤ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ │ └────────────────────────────┘ │ │ УПРАВЛЕНИЕ │ │ └──────────────────────────────┘ ┌────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐ │ КРЕДИТА И ДЕНЕЖНОГО ОБ- ├─┼─┤ ЮРИДИЧЕСКИЙ │ │ РАЩЕНИЯ │ │ └──────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐ │ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПО- ├─┼─┤ ГОЗНАК │ │ ЛИТИКИ │ │ └──────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐ │ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСО- ├─┴─┤ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТОВ │ │ ВЫХ ОРГАНИЗАЦИИ │ │ И ВНЕШНЕГО ДОЛГА │ └────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘
Основными задачами Министерства финансов РФ являются: - выработка основных направлений единой государственной финансовой политики; - составление проекта и исполнение федерального бюджета; - обеспечение стабилизации государственных финансов; - активное воздействие на социально-экономическое развитие страны, концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях; - осуществление мер по развитию финансового рынка; - разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных инвестиций; - совершенствование методов бюджетного планирования и финансирования и отчетности; - осуществление финансового контроля за целевым и экономным расходованием бюджетных средств, а также средств государственных внебюджетных фондов.
Функции Министерства финансов РФ: - участие в работе по составлению прогнозов экономического и социального развития страны; - определение совместно с Правительством РФ и Аппаратом Президента РФ потребностей в государственных централизованных ресурсах, распределение их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; - составление проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; - разработка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации; - исполнение федерального бюджета и государственных федеральных внебюджетных фондов; - разработка предложений (совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и Федеральной службой налоговой полиции) по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; - участие в определении ценовой политики и работе по совершенствованию страховой деятельности; - разработка предложений по эмиссии и размещению государственных ценных бумаг, выпуск государственных внутренних займов РФ; - осуществление по поручению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями; - разработка предложений по формированию и развитию финансового рынка. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансовые органы представлены в виде министерств финансов республик, департаментов (управлений) финансов администраций областей (краев, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга). В органах исполнительной власти на местах (органах местного самоуправления районов и городов областного подчинения) имеются департаменты (отделы) финансов администраций районов (муниципальных округов) и мэрий (администраций) городов. 1. Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью налоговых платежей в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды возложен на Федеральное агентство по налогам и сборам РФ (ФАНиС) и ее органы на местах - налоговые инспекции. 2. Налоговые инспекции подчиняются руководителю ФАНиС РФ и ее вышестоящим органам. ФАНиС РФ в свою очередь подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. 3. Структура и штаты органов ФАНиС РФ утверждаются руководителем того или иного органа в пределах установленного фонда оплаты труда.
Важнейшими функциями Федерального агентства по налогам и сборам РФ являются: - контроль за соблюдением налогового законодательства за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды, государственных и местных налогов и сборов; - регистрация и ведение учета налогоплательщиков; - проведение проверок налогоплательщиков; - ежемесячное представление финансовым органам и органам Федерального казначейства сведений о фактически поступивших суммах налогов в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды; - информирование финорганов обо всех случаях неуплаты налогов предприятиями и организациями; - возврат излишне уплаченных сумм налогов и неправильно взысканных штрафов и пеней с налогоплательщиков. 4. Налоговые инспекции в регионах и на местах функционируют самостоятельно. Они не входят в состав местных финансовых органов и подчиняются вышестоящим звеньям Федерального агентства по налогам и сборам РФ.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |