КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Себестоимость тура на 4 дня / 3 ночи на одного человека
Таблица 15.1. Калькуляция статей затрат (на примере базы отдыха «Верхневолжская») по: Здоров А. Б. Экономика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 189.
Отклонения в ходе развития событий от предусмотренного в плане определяются как внутренними (субъективными), так и внешними (объективными) факторами финансовых потерь. К внутренним факторам относятся: · завышенные ожидания при планировании объемов продаж по выбранной номенклатуре продуктов и услуг; · резкие нарушения рационального соотношения между кредиторской и дебиторской задолженностью (слабая организация взаиморасчетов по поставкам и продажам продуктов и услуг); · незапланированные и неоправданные отвлечения денежных средств из оборота (низкая бюджетная дисциплина). К внешним факторам можно отнести: · неожиданное появление, на занимаемых сегментах рынка игроков, ломающих равновесие рынка своими предложениями; · изменения тарифов перевозок, арендных платежей и т. д.; · колебания валютных курсов; · нарушения договорных обязательств партнерами — поставщиками продуктов и услуг, кредиторами, кредитуемыми клиентами; · изменения внутри- и внешнеполитической обстановки, международные конфликты, природные катаклизмы и т. п. Говоря о природе и средствах противостояния воздействию внешних и внутренних факторов финансовых потерь, можно сделать следующие выводы: · внутренние факторы финансовых потерь порождаются конкретными и понятными по их содержанию технологическими недостатками системы финансового менеджмента туристского предприятия и компенсируются исключительно их целенаправленной ликвидацией; · внешние факторы финансовых потерь порождаются «средой экономического обитания» и лишь частично могут быть компенсированы принятием соответствующих финансовых решений в ответ на негативные изменения во внешней среде или в предвидении таковых. Внешние факторы финансовых потерь — наиболее проблемный аспект управления финансами предприятия. Его реализация требует от финансового руководства владения искусством предвидения неблагоприятных изменений среды и разумной осторожности при определении плановых заданий по выручке и доходам на предстоящий сезон. 2. Управление издержками и их экономическое обоснование на туристском предприятии Соотношение отдельных элементов затрат себестоимости составляет структуру себестоимости. Структура себестоимости находится в движении. Постоянное влияние на нее оказывают следующие факторы: · состояние экономики, инфляционный процесс, налоги; · увеличение затрат на рекламу; · поведение покупателей; · уровень конкуренции (с учетом качества сервиса, предлагаемого конкурентами); · состояние кредитно-денежной и платежной дисциплины; · совершенствование структуры управления; · внедрение квалифицированного менеджмента. Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют важное значение для управления издержками, которое включает: · организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек; · полный анализ издержек в динамике и за текущий период; · оценку условий функционирования туристского предприятия; · прогнозирование размера и уровня затрат различными методами; · постатейное нормирование затрат; · доведение планового уровня затрат до каждого структурного подразделения, отдельного работника; · совершенствование учета издержек. Важнейшим элементом системы управления издержками производства является совершенствование их учета. Правила ведения бухгалтерского учета и составления внешней финансовой отчетности регламентируются соответствующими инструкциями. Заметим, что наименее регламентирована законодательством система управленческого учета, организация которого — внутреннее дело каждого предприятия. Руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать затраты; насколько детализировать места возникновения затрат и как их увязывать с центрами ответственности; вести ли учет фактических или стандартных (плановых, нормативных), полных или частичных (переменных, прямых, предельных) затрат. Современную систему управленческого учета характеризует оперативность учета затрат. При этом учет затрат подразделяется на учет фактических (прошлых) затрат и учет затрат по системе «стандарт-кост». Эта система включает в себя разработку норм стандартов на затраты труда, материалов, накладных расходов, составление стандартной (нормативной) калькуляции и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов (норм). В теории отечественного учета существует хорошо разработанная система нормативного учета, во многом схожая с западной системой «директ-костинг». Система нормативного учета включает в себя: · методы разработки и установления норм расхода производственных ресурсов; · расчет нормативной себестоимости услуг; · систематический учет изменений норм; · оперативный учет и документирование отклонений от норм с указанием их причин и виновников. Таким образом, система нормативного учета отличается от западной лишь тем, что в ней учитываются только полные затраты и не производится их разделение на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные). Понятие «директ-костинг» (или «директ-кост») было введено С. Харрисом. На первых этапах практического применения этой системы в себестоимость включались только прямые расходы (отсюда и название системы), а все косвенные расходы списывались непосредственно на финансовые результаты. В настоящее время система «директ-костинг» предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и в части переменных косвенных расходов. Особенностью директ-костинга является то, что себестоимость услуг по данной системе учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов. Для туристского предприятия по работе турагентов по переменным расходам можно оценивать остатки нереализованных туров на начало и конец отчетного периода, а по работе туроператоров — незавершенное производство, то есть затраты по окончательно не разработанным турам. При учете по системе «директ-костинг» существуют два результирующих финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Отчет о доходах по системе «директ-костинг» включает следующие показатели: · выручка от реализации услуг (Р); · переменные затраты (Зпер); · маржинальный доход (М = Р - Зпер); · постоянные затраты (3пост); · Прибыль (П = М - Зпост). Такая схема отчета о доходах построена на простом делении затрат на прямые (переменные) и косвенные (постоянные). Однако многие косвенные затраты можно считать условно-переменными и с достаточной степенью точности относить на себестоимость отдельных туров, видов услуг или оптовых заказов на туры. В случае, если центрами прибыли считаются отделы (службы), то постоянные затраты для отдельных туров или заказов, можно включать в себестоимость произведенных данным отделом (службой) услуг как прямые. Система «директ-костинг» позволяет анализировать изменения маржинального дохода как по предприятию в целом (с целью определения влияния постоянных расходов на прибыль), так и по различным турам и другим услугам. «Директ-костинг» позволяет определить товары с низкой рентабельностью и отказаться от их производства, установить предел изменения цены; создает условия для эффективности оперативного контроля за постоянными расходами. «Директ-костинг» может применяться в туризме одновременно с другими методами управления издержками. 3.Экономическое обоснование издержек туристского предприятия При обосновании эффективности производства туристского продукта необходимо оценивать конечный результат деятельности предприятия: маржинальный доход и прибыль, получаемые предприятием. При этом прибыль, получаемая в современных условиях развития экономики, должна обеспечить уровень рентабельности туристского продукта, покрывающий рост инфляции. Туристские предприятия нельзя отнести к фондоемким и материалоемким видам деятельности, но и для их нормального функционирования требуется достаточно высокий уровень рентабельности, чтобы такое предприятие могло выжить в условиях конкуренции на рынке туристских продуктов. Для определения конечных показателей работы туристского предприятия необходимо рассчитать следующие показатели: · объемы реализации туристского продукта; · прямые и переменные затраты на производство туристского продукта; · маржинальный доход от реализации туристского продукта; · постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию ту-ристскоих продуктов; · валовую прибыль; · налоги в бюджет и внебюджетные фонды; · чистую прибыль предприятия от реализации туристского продукта. Сегодня в России большинство туристских предприятий выступает и в качестве туроператора, и в качестве турагента. При этом туроператор, разработав конкретный тур, либо самостоятельно реализует его, либо предоставляет возможность своим партнерам продавать эти туры с учетом скидки турагента (от 5% и выше от стоимости тура). В ряде случаев турагенты, желающие получать дополнительные прибыли с продажи туров других туристских предприятий, завышают цены на них. Но в целом считается, что туры предлагаются по цене туроператора. На затраты туроператора, начисляемые на каждый тур, относят: · стоимость проживания в гостинице; · стоимость предоставляемого питания; · затраты на поездку руководителя группы; · транспорт; · проезд по железной дороге, авиаперелет (туда и обратно); · экскурсии, предусмотренные в цене тура; · комиссию турфирмам. К переменным затратам, которые могут быть отнесены именно к данному туру, могут быть отнесены: · затраты на мероприятия по стимулированию сбыта тура; · командировки, связанные со сбытом тура; · расходы на руководителей группы и т. п. Как правило, постоянные затраты включают: · аренду офиса; · заработную плату управленческого и иного персонала; · затраты на общую рекламу и т. п. Кроме того, при расчете полной себестоимости всех услуг следует учитывать и другие расходы, связанные с осуществлением управленческой деятельности предприятия, включая накладные расходы: транспортные, рекламные, расходы на связь, канцелярские принадлежности и пр. Практическое занятие: Расчет себестоимости тура по системе «директ-костинг» Для упрощения изложения методики расчетов себестоимости турпродукта рассмотрим ее на конкретном примере тура в Беларусь. Исходной информацией служат сведения, предоставленные турфирмой «Альма-Матер Тур» и касающиеся стоимости проживания, включая питание - полный пансион. На основе этих данных туроператор производит расчет стоимости проживания в отеле при двухместном размещении с удобствами в номере в Минске и в Бресте одного человека за весь тур (табл. 7.3). Данные затраты являются непосредственно прямыми затратами. Кроме приведенных прямых затрат на тур существуют и другие затраты. К ним относятся: • стоимость ж/д и авиабилетов; • трансфер (ж/д вокзал/аэропорт - отель - ж/д вокзал/аэропорт); • экскурсии, входящие в стоимость тура. При ограниченной стоимости разрабатываемого турпродукта по системе «директ-костинг» кроме прямых (непосредственных) затрат на каждого туриста следует учитывать также и те накладные расходы, которые относятся к условно-переменным и могут быть легко распределены на каждого туриста. К таким накладным расходам прежде всего относят комиссионные турфирмам, выступающим в роли тур-агентов, а также затраты на руководителя тура. При этом комиссионные турагентам рассчитывать не надо - они заложены фирмой-туроператором в стоимость тура, но затраты на руководителя в расчет на одного туриста можно определить следующим образом. Обычно при разработке турпродукта руководителя закрепляют за группой 20 человек и более. Но для того чтобы рассчитать командировочные руководителю группы, необходимо обратиться к Нормам возмещения расходов работникам, находящимся в краткосрочных командировках заграницей. Сумму постоянных затрат на руководителя группы туроператор распределяет поровну на всех членов тургруппы. За рубежом приняты различные подходы к оплате гостиничных расходов и полного пансиона руководителя тургруппы. Для некоторых туров достаточно 10-15 туристов для того, чтобы руководитель группы получил бесплатное гостиничное обслуживание, включая питание, доплаты и другие прямые расходы в данной стране. В этом случае расходы на руководителя складываются из показателей табл. 7.3 и 7.4. Внешняя информация, предложенная белорусской стороной, о стоимости проживания (включая питание) в трехзвездочном отеле (руб.)
Таблица 7.4 Затраты на поездку руководителя группы (руб.)
Однако возможны и другие варианты, когда такие льготы для руководителя группы предоставляются при наличии в группе не менее 30 человек. Тогда при меньшей численности группы (в нашем варианте - 20 человек) для руководителя группы необходима покупка отдельной путевки. Эти суммы закладываются в стоимость тура в отдельной граф «Расходы на руководителя группы». Итоговую сумму затрат на руководителя группы туроператор распределяет поровну на всех членов тургруппы. Эта сумма также закладывается в стоимость тура в отдельной графе «Расходы на руководителя группы». Кроме рассмотренных выше прямых и переменных косвенных расходов, при разработке тура имеют место и другие затраты (аренда офиса, зарплата, реклама и т. п.), однако они не могут быть распределены по отдельным турам и тем более на каждого туриста, поэтому они относятся к постоянным (условно-постоянным) и не учитываются при формировании ограниченной себестоимости турпродукта, исчисляемой по системе «директ-костинг». Таким образом, имея в наличии все прямые и переменные косвенные затраты, туроператор может рассчитать себестоимость тура в Беларусь. Продолжительность тура 4 дня / 3 ночи. По программе планируется 2 дня пребывания в Минске и 2 дня - в Бресте. Расчет себестоимости представлен в табл. 7.5. Аналогичным образом рассчитывается стоимость туров в Беларусь с учетом железнодорожного транспорта (плацкарта), автобусного и авиатранспорта. Эффективность системы «директ-костинг» выражается в снижении издержек по проведению научного прогнозирования в ассортиментном составе транспортных услуг. Для определения конечных результатов работы турфирмы необходимо выразить в экспресс-моделировании основные экономические показатели: выручку от реализации, маржинальный доход, прибыль, сумму постоянных и переменных издержек (табл. 7.6). Итак, зная цену реализации, а также ограниченную себестоимость, рассчитанную по системе «директ-костинг», можно определить маржинальный доход турфирмы от организации туров. Для расчета совокупного маржинального дохода необходимо установить численность группы и число групп за анализируемый период. Величина маржинального дохода и сумма постоянных издержек определяют валовую прибыль. Таблица 7.5
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |