КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Почему акцент при управлении современным предприятием делается именно на рассмотрении бизнес – процессов?
Дело в том, что в теории и практике управления предприятиями произошли значительные изменения. В настоящее время предприятие рассматривается не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов. Обоснование такого перехода основывается на следующих соображениях: • каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на процессах предприятия способствует лучшему удовлетворению потребителей; • создание ценности по отношению к конечной продукции сосредоточено в процессах, изображенных как системы действий преобразования ресурсов; • определение границ рассматриваемого процесса, а также поставщиков и потребителей, позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить; • при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, снижается риск автономных оптимизаций, не согласуемых между собой и с глобальными целями предприятия; • при назначении владельцев процессов, ответственных за процесс в целом, удается избежать распыления ответственности; • управление процессами позволяет лучше контролировать время выполнения работ и расход ресурсов. Большинство из этих факторов основано на том, что каждый отдельный бизнес –процесс предприятия (например, «Процесс» на Рис.8) имеет свои источники входных объектов («Поставщик» на Рис.8) и стоки выходных объектов («Потребитель» на Рис.8), которые могут участвовать в других процессах. Рис. 8. Поставщик — Процесс — Потребитель
Для случая «металлургического» бизнес-процесса в роли поставщиков могут выступать предприятия, поставляющие руду, уголь, металлический лом, другое сырье. В роли потребителей могут быть предприятия машиностроения, строительства, железнодорожного транспорта и других отраслей. Вход и выход процесса представляют, соответственно, исходные сырье и ресурсы, и готовая металлопродукция. Сам процесс обеспечивает целевые преобразования сырья и ресурсов в продукцию, а также участвует в других взаимодействиях с поставщиками и потребителями: Поставщикам: o направляет заказы на поставку необходимых видов сырья и ресурсов с фиксацией требований к качеству поставляемых товаров и условий поставки; o по результатам осуществляемого контроля качества поставляемых товаров при их приемке может выставлять претензии с возможным возвратом некачественных товаров; o обеспечивает оплату поставщикам за полученные товары, а также получает компенсацию за некачественные поставки товарной продукции. · От потребителей: o получает заказы на поставку необходимых видов металлопродукции с фиксированными требованиями по качеству поставляемых товаров и условиям поставки; o по результатам осуществляемого контроля качества поставляемых товаров при их приемке потребителями может получать претензии с возможным возвратом некачественных товаров; o получает оплату от потребителей за поставляемые товары, а также обеспечивает компенсацию за некачественные поставки товарной продукции.
Описываемый процессный подход к описанию деятельности предприятия является основой современного менеджмента. Бизнес-процессы являются основой процессно-ориентированного управления компанией. Именно процессный подход лег в основу стандарта менеджмента качества ISO 9000:2000, в котором под процессом понимается "совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих активностей, преобразующих входы в выходы". Он позволяет описывать и анализировать деятельность предприятия в виде системы взаимоувязанных процессов различных видов, при этом выделять основные, обеспечивающие и вспомогательные процессы. Это разделение основано на роли, которую процесс играет в достижении цели. Основные процессы непосредственно связаны с достижением цели предприятия, например, «получение годовой прибыли в заданном объеме», и ведут к "приращению ценности" предмета труда (продукции и/или услуги) по мере выполнения составляющих их бизнес-операций от приемки исходного сырья от поставщиков до отгрузки потребителю товарной продукции. К основным обычно относят процессы, непосредственно связанные со снабжением, производством, сбытом и сервисом. Они определяют основные направления деятельности предприятия и напрямую связаны с продажами продукции или предоставлением услуг, например, у листопрокатного металлургического предприятия основной бизнес-процесс «производство и продажа листопрокатной продукции», у предприятия по ремонту металлопрокатного оборудования основной бизнес-процесс – «услуги по выполнению ремонтных работ металлопрокатного оборудования». Обеспечивающие процессы создают условия или ресурсы, необходимые для достижения целей предприятия, например, цели «достичь годовой прибыли от продаж металлопродукции в объеме ХХХ млн.руб.», связаны с внутренними задачами предприятия и состоят из бизнес - операций, поддерживающих выполнение основных процессов. Для металлургических производств характерны большая энергоемкость и тяжелые условия работы оборудования. Поэтому значительны сложность и важность обязательных обеспечивающих процессов энергообеспечения (с использованием собственной ТЭЦ) и технического обслуживания и ремонта (ТОиР) оборудования. Кроме них наиважнейшим обеспечивающим является иерархический многоконтурный процесс управления. Обязательны также обеспечивающие процессы управления финансами, управления персоналом, управления документооборотом. Существуют различные стандартизованные модели процессов верхнего уровня, выделяющие и группирующие по разному основные и обеспечивающие процессы в зависимости от целей их разработки и применения. Например, 13-процессная модель, представленная на Рис.9, включает 5 основных и 8 обеспечивающих процессов и интересна тем, что наряду с основным процессом «Разработка продуктов и услуг» содержит обеспечивающий процесс «Разработка и сопровождение систем и технологий», допускающий трактовку «Разработка и сопровождение ИТ-систем и технологий», непосредственно стыкующуюся с идеологией управления жизненным циклом архитектуры предприятия в части ИТ –архитектуры.
Рис 9.Тринадцатипроцессная модель Американского центра производительности и качества (American Productivity & Quality Center). Заметим, что в этой модели часть процессов имеет в названии слово «управление», часть не имеет, присутствует отдельный процесс «планирование и управления», что затрудняет понимание структуры управления в целом.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |