КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научно-теоретическое знание
Понятийно-категориальный остов психолого-педагогического анализа. ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Глава 1
Сознание - высший уровень отражения окружающей действительности и саморегуляции. Понимание - способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат. Образ - идея как продуктивное представление, формирующее свой объект. Значение - обобщенное отражение общественно-исторического опыта.
1.1.1. Психология усвоения знаний в обучении школьника Для детей школьного возраста образование выступает как процесс обучения и воспитания, реализуемый в общеобразовательных учреждениях (в школе). Определяющей характеристикой образования в школе выступает система реализуемых там целей. В сфере обучения система целей включает в себя: · освоение знаний; · выработку умений и навыков; · формирование опыта творческой деятельности; · формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Предметом дальнейшего рассмотрения является психологический аспект данной образовательной деятельности. Свое непосредственное выражение он находит в рассмотрении того воздействия, которое оказывает обучение на психику школьника. Тем самым из всего многообразия педагогических факторов в данном случае выделяются такие, которые отвечают определенным психологическим представлениям о сознании человека. Общая схема соотношения педагогического процесса и психологических факторов может быть представлена следующим образом (рис.).
Введение психологической составляющей помогает глубже почувствовать различение «внешнего» и «внутреннего» в педагогическом процессе. Вообще, педагогика - это наука о «внешней» стороне педагогического взаимодействия. Чтобы подтвердить этот тезис, достаточно вспомнить основные категории педагогического анализа: цель, содержание, формы, методы, результат. Все это характеристики внешней стороны взаимодействия. Даже понятие «цель» не должно вводить в заблуждение, поскольку здесь речь идет не о внутреннем образе педагога или ученика, а о социальном заказе, представленном в виде внешне оформленных положений. Наиболее ярко направленность педагогики на «внешние» признаки проявляется в понимании результата образования. Еще в 1909 г. американский психолог Дж. Дьюи указывал на стремление оценивать воспитание с точки зрения внешних результатов вместо развития личных склонностей и навыков. «В преподавании, - писал он, - внешний критерий проявляется в значении, которое придается «правильному ответу». Ничто, вероятно, не мешает так фатально сосредоточению внимания учителей на воспитании ума, как господство в их умах идеи, что главным является научить учеников правильно отвечать уроки (выделено мной. - Б. Б.)... Не трудно понять, почему этот идеал пользуется таким успехом. Большое количество учеников, с которыми приходится иметь дело, и склонность родителей и школьного начальства требовать быстрого и обязательного доказательства успеха содействуют его распространению» [136, с. 46]. Направленность на внешние формы - это не временный недостаток, это специфика педагогического подхода к рассмотрению образовательных явлений. Вместе с тем любому психологически грамотному человеку понятно, что главный результат школы - это не отметки и оценки в классном журнале и оценочной ведомости, а то, что образуется внутри самого школьника. Аналогичные рассуждения правомерны и относительно всех остальных элементов педагогического процесса. Действительно важно: · не только то, что делает школьник на уроке, но и что он при этом пережuвает; · не только то, что он изучает, но и как он это понимает и т. д. Ответы на вопросы о внутреннем мире ученика возможны только в рамках психологической науки. Именно она владеет понятийным аппаратом, способным описывать внутренний мир психических явлений и процессов. Поэтому возникает проблема совмещения педагогического и психологического подхода к анализу процесса и результатов образования. В свое время теоретический анализ психологического содержания процесса усвоения учебного материала позволил С. Л. Рубинштейну выделить в нем ряд взаимосвязанных моментов, как то: · восприятие в широком смысле; осмысленное и активное восприятие материала возникает отчасти в результате подготовительной работы, отчасти же в самом процессе восприятия в результате такой его подачи, которая, выделяя в нем существенное, создает установки на надлежащее восприятие; · осмысление содержания; осмысление включает в себя все мыслительные процессы: сравнение - сопоставление и различение, анализ и синтез, абстракцию, обобщение и конкретизацию, переход от конкретного, единичного к отвлеченному, общему и от абстрактного, общего к наглядному, единичному; · работа по закреплению; прочность усвоения знаний существенно зависит от подачи нового материала; определенное место в целях прочного усвоения знаний должно быть отведено повторительному воспроизведению, служащему специально для закрепления знаний; · овладение (оперирование) материалом; подлинное освоение – это и овладение, умение оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях [86]. Качественно новым было утверждение о том, что все эти психологические составляющие являются не столько предпосылкой, сколько результатом процесса учения, в котором они не только проявляются, но и формируются. Было сформулировано положение о том, что для каждого из этих моментов в ходе учебной работы должен быть выделен особый этап, на котором ему должно быть уделено особое внимание. Это создавало предпосылки для установления более точного соотношения между различными формами внутренней активности ученика и методами (приемами) действий учителя, которые выступают организующим началом любого педагогического взаимодействия. Деятельность преподавателя регулируется педагогической наукой и, прежде всего, такими ее положениями, как цели, nринциnы обучения, методы обучения, формы организации. Данный психологический подход к рассмотрению усвоения в целом принят педагогической наукой и находится в согласованном взаимодействии с ее основными положениями. Общепризнанно, что ведущей задачей обучения выступает освоение школьником системы знаний. В качестве одного из важнейших принципов обучения называется принцип наглядности, согласно которому к обучению необходимо привлекать все органы чувств. Наглядность в процессе обучения обеспечивается за счет использования разнообразных образных средств (натуральных объектов, фотографий, рисунков, схем, описаний и т. д.). Активность педагога реализуется посредством использования методов обучения. В качестве основных педагогика называет: · методы устного изложения материала (рассказ, объяснение, беседа); · методы иллюстрации и демонстрации; · метод упражнения. Основным методическим средством данных методов выступают объекты, их заместители, схемы, модели и знаки (тексты). Организация процесса обучения строится на основе классно - урочной системы. Типичная структура урока предполагает осуществление таких форм активности, как опрос, объяснение новою материала, закрепление, повторение ранее изученного, задание на дом, npuменение знаний. Эти представления о процессе преподавания выступают в роли тех педагогических условий, с которыми необходимо соотносить реализацию психических составляющих процесса усвоения (рис.).
Рис. Психолого-педагогическая структура процесса усвоения учебного материала Очевидно, что характер каждого из выделенных моментов усвоения меняется на различных ступенях школьного обучения. Так, для младшего школьника велико значение чувственного восприятия материала. В старшем школьном возрасте значение наглядности сохраняется, но ее роль меняется в связи с развитием отвлеченного мышления. В дальнейшем в научной литературе наметилась тенденция на придание понятию «усвоение» чисто психологического содержания. Так, уже Н. Д. Левитов трактует «усвоение» как «мыслительный процесс, начинающийся с первоначального ознакомления с новым учебным материалом и кончающийся тем, что этот материал становится для учащегося «своим», его достоянием» [58, с. 77]. При этом положение о возможности применения учеником знаний на практике было выведено из структуры усвоения и названо «результатом» этого процесса. При всей широте рассмотрения проблемы усвоения в отечественной психологии практически имеется лишь одна монография, в прямой постановке посвященная данному вопросу. Это работа Д. Н. Богоявленского и Н. А. Менчинской, в которой, по сути дела, представлены основные результаты, полученные на тот период работы лабораторией обучения Института психологии АПН РСФСР [11]. При ее рассмотрении нельзя не учитывать время создания, с которым связано господство в психологии учения И. П. Павлова об аналитико-синтетической деятельности мозга. Понятие «усвоение» в данном случае рассматривается в широком смысле как познавательная деятельность, включающая восприятие, память, мышление и неразрывно связанная с умственным развитием школьника. В силу этого «усвоить какое-либо научное понятие фактически означает сформировать данное понятие в итоге определенной умственной работы....В процессе этой работы ученик не только овладевает суммой знаний, но и совершенствует мыслительную деятельность. В ходе обучения изменяются не только знания, т. е. то, что отражается в сознании, но и то, как происходит это отражение» [11, с. 7]. В результате данного подхода к пониманию усвоения его рассмотрение распадается на три составляющие (рис.): 1) знание ученика как продукт его обучения; 2) мыслительные процессы, с помощью которых достигается данный результат; 3) качества мыслительной деятельности школьника, характеризующие его умственное развитие.
Рис. Усвоение знаний на основе преобразования образа объекта
Рассмотрим каждую из составляющих процесса усвоения более подробно.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |