Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знание ученика как продукт его обучения

Знания ученика в данном случае рассматриваются как результат усвоения понятий. Процесс усвоения понятия предстает как процесс построения образа изучаемого объекта, выделения (анализ) ряда его признаков и их последующего объединения в иерархическую систему (синтез) в рамках одного понятия. Основные затруднения в усвоении новых знаний связаны у школьников с этими мыслительными опера­циями.

Так, некоторые ученики выделяют в качестве определяющего лишь один признак объекта вместо освоения системы признаков. В других случаях имеющиеся признаки усваиваются как рядоположенные, без выявления их системных связей и отношений. В итоге в первом случае можно гово­рить о преобладании синтеза над анализом, а во втором, наоборот, - ана­лиза над синтезом.

Все это приводит к тому, что у школьников нарушается процесс под­ведения объекта под понятие. Это выражается в том, что наглядный образ объекта вступает в противоречие с теми существенными при­знаками понятия, которые входят в определение.

Так, проведенные исследования показали, что после изучения таких по­нятий, как «млекопитающее», «рыба», «птица» и «нaceкомое» (а значит, и соответствующих им существенных признаков), младшие школьники продолжали ориентироваться на внешние признаки объекта при отне­сении их к тому или иному классу объектов. В итоге, опираясь на изоб­ражение дельфина, они делали вывод о его принадлежности к рыбам, хотя на самом деле он принадлежит классу млекопитающих.

Имеют место и обратные факты, когда дети сами выделяют некоторые изолированные признаки объекта и в дальнейшем подменяют ими те существенные признаки, которые изучаются в ходе усвоения учебного материала. Так, в первых примерах на изучение «подлежащего» обозна­чающее его слово всегда оказывалось на первом месте. Из этого ученики сделали вывод о том, что подлежащее - это слово, которое стоит на пер­вом месте в предложении.

Процесс дифференцирования знаний во многом зависит от xapaктера знаний. Сами знания во многом отличаются друг от друга с точки зре­ния соотношения в них наглядных образов и словесных формулировок. В то же время процесс установления системы понятий связан с выяв­лением связей между признакам и понятий. В этом случае можно го­ворить об осуществлении межпонятuйного синтеза.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научно-теоретическое знание | Мыслительные процессы и средства, с помощью которых достигается результат усвоения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.