КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мыслительные процессы и средства, с помощью которых достигается результат усвоения
Ведущую роль в процессе усвоения знаний призваны играть процессы анализа и синтеза. Основная тенденция в усвоении новых знаний должна состоять в достижении определенного соответствия в уровне этих двух операций. Совершенствование мыслительной деятельности учащихся достигается, в о - пер в ы х, за счет расчленения (дифференцирования) знаний и выделения из всего массива наиболее существенных их признаков, которые составляют сущность изучаемых явлений. В о - в т о р ы х, происходит дальнейшая систематизация знаний, обеспечивающая объединение и обобщение ранее разрозненных признаков понятий. Как и аналитико-синтетические операции, дифференциация и систематизация тесно связаны друг с другом. Дальнейшее усвоение понятий связано с осуществлением процедуры «свертывания» анализа и синтеза в процессе упражнения. При этом выработка того или иного навыка предполагает выделение и осознание учащимся всех частных операций или приемов действия. Тем самым можно сказать, что в основе формирования навыка лежит аналитическая деятельность школьника. В то же время решение задач связано с достаточно широким обобщением имеющихся знаний, обеспечивающим их применение к определенным условиям, зафиксированным в условиях задания. Это показывает роль синтеза в реализации данного этапа усвоения. Правильное использование задач и упражнений в процессе обучения приводит к взаимопроникновению анализа и синтеза и к дальнейшему упрочению знаний школьника. Анализ и синтез образуют операциональный план усвоения. В то же время основными средствaми понимания выступают «чувственный опыт» и «слово». При этом слово выражает высшую степень абстрагирования, тогда как чувственный образ всегда связан с конкретным проявлением объекта. В этом случае можно сказать, что «процесс овладения абстрактными знаниями происходит постепенно, в той мере, в какой эти знания обогащаются конкретным содержанием. Развитие абстрактного зависит, таким образом, от накопления представлений и восприятий» [11, с. 130]. Один из возможных крайних случаев проявления данной связи правильное запоминание учеником слов-терминов, выражающих понятия, при полном непонимании их предметного содержания. Это означает, что между словом как выразителем содержания обучения и чувственным опытом ученика произошел разрыв, который может быть заполнен только через обогащение чувственного опыта. С другой стороны, и богатство чувственных впечатлений, основанное на неоправданном применении средств наглядности, может определенным образом препятствовать осуществлению абстракции, сковывая процесс словесного обобщения. Это, в частности, означает, что наглядность в обучении ни в коем случае нельзя сводить к акту восприятия и рассматривать изолированно от мыслительной деятельности ученика. «Под наглядностью следует понимать познавательную деятельность ученика по отношению к конкретным предметам и явлениям. Это тот практический, реальный анализ и синтез, который представляет первую ступень познавательной деятельности и в этом смысле предшествует умственному анализу и синтезу, совершающемуся в словесном плане. ...При этом мысль ученика в каждом ее продвижении опирается на непосредственные данные восприятия, а результаты анализа проверяются реальным соотношением предметов и явлений». [11, с. 132-133). В качестве основных путей создания наглядных представлений могут быть использованы: . непосредственное восприятие учениками предметов и явлений; . восприятие символической, или условной, наглядности; . возникновение представлений в ответ на различные формы словесной образности. Варьирование этих форм в учебном процессе приводит к изменению соотношения чувственного и абстрактного в мышлении школьников. Но в любом случае понимание слова определяется в конечном счете степенью его конкретизации посредством чувственных образов. Среди других психологических факторов, существенно влияющих на процесс понимания учебного материала, авторы выделяют следующие три. 1. Предшествующий жизненный опыт учащuxся. Если этот опыт по своему содержанию соответствует рассматриваемым признакам объектов, то работа школьника существенно облегчается. В противном случае возникает эффект «непонимания», обусловленный тормозящим влиянием прежнего опыта. Особенно ярко такое непонимание проявляется в ситуации оперирования несущественными признаками, которым на основе личного опыта они приписывали статус основных и ведущих черт явления. 2. Мотивация учения и активизация познавательной деятельности учащuxся. Для этого могут быть использованы различные методические приемы столкновения учеников с трудностью, создание «ситуаций затруднения». Это означает, что усвоению материала предшествует постановка учителем некоторой учебной задачи, решение которой основано на применении тех знаний, которые предлагается школьникам в дальнейшем освоить. 3. Умственная самостоятельность и инициативность школьников в процессе обучения. Как подчеркивают авторы, усовершенствование знаний оказывается особенно прочным, если ученики перестают копировать действия учителя, а начинают сами выделять в учебном материале определенные признаки, делать соответствующие обобщения, переносить способы действия на новый материал. Задача учителя - всячески поощрять самостоятельность мышления учащихся.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |