Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертные системы (ЭС). Структура ЭС


Управление знаниями

В рамках управления знаниями реализуются функции создания(выявления и формализации), распространения (обучения и обмена) и эффективного использования знаний. Эти функции формируют корпора-тивную систему управления знаниями (Knowledge Management System).

Корпоративная система управления знаниями решает вопросы создания на предприятии единого информационного пространства, организации групповой работы сотрудников для приобретения, представления и обмена знаниями, предоставления доступа к единой корпоративной базе знаний.

Система управления знаниями – это не просто "отдельно взятый продукт". Речь идет о стратегии предприятия, цель которой – выявить и обратить на пользу фирме всю имеющуюся у нее информацию, опыт и знания сотрудников с тем, чтобы повысить качество обслуживания клиентов и сократить время реакции на меняющиеся рыночные условия.

Оценка знаний тесно связана с оценкой качества бизнес-процессов: чем выше качество бизнес-процесса, тем больше знаний в нем задействовано.

На сегодняшний день, наряду с созданием специализированных программ по управлению знаниями, многие разработчики включают соответствующую компоненту (модуль) в разрабатываемые ими КИС (например, в системе «Галактика» используется компонента системы управления знаниями «Галактика – ZOOM».

Другим направлением развития систем Управление знаниямиявляется использование специальных так называемых ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ.

 

Экспертные системы– системы, предназначенные для анализа данных, содержащихся в базах знаний, и выдачи рекомендаций по запросу пользователя. Знания (knowledge) – информация, необходимая программе, чтобы она была интеллектуальной. В основном знания представлены в виде фактов и правил, между которыми с помощью специалистов – экспертов устанавливается определенная система отношений.

ЭС относятся к системам искусственного интеллекта общего назначения, оказывающим помощь в повседневной деятельности, и предназначены для пользователей, работающих в определенной предметной области. ЭС накапливает знания ведущих специалистов конкретной предметной области и распространяет данный эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.



ЭС работает в двух режимах: приобретения знаний (саморазвитие системы) и решения задач (режим консультации или режим использования ЭС).

Современные экспертные системы широко используются для тиражирования опыта и знаний ведущих специалистов практически во всех сферах экономики. Традиционно знания существуют в двух видах – коллективный опыт и личный опыт. Если большая часть знаний в предлагаемой области представлена в виде коллективного опыта (например, высшая математика), эта предметная область не нуждается в экспертных системах. Если в предметной области большая часть знаний является личным опытом специалистов высокого уровня (экспертов) и эти знания по каким-либо причинам слабо структурированы, то такая предметная область нуждается в экспертных системах.

Отличие ЭС от программы состоит в том, что программа работает с данными, а ЭС – со знаниями.

Структура ЭС представлена на рис. 10.2 [30, 40].

Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке со стороны экспертной системы.

Инженер по знаниям – специалист по искусственному интеллекту, выступает в роли промежуточного звена между экспертом и базой знаний (инженер-интерпретатор).

Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующий диалог пользова­теля с экспертной системой на стадии как ввода информации, так и получения результатов.

База знаний – ядро экспертной системы, совокупности знаний предметной области, записанное на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому «человеческому» представлению существует база знаний во внутреннем «машинном» представлении.

Решатель – программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в базе знаний.

Система объяснений – программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: «Как была получена та или иная информация?» и «Почему система приняла такое решение?».

Редактор базы знаний – программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать базы знаний в диалоговом режиме.

Инструментальными средствами построения экспертных систем являются традиционные языки программирования. Наиболее удобными считаются объектно-ориентированные языки (C++, Pascal).

Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

 

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Математические модели и аппаратно-программная реализация систем ИИ | Прикладные СППР служат для поддержки решения отдельных прикладных задач в конкретных ситуациях

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.