Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основаниями прекращения рабского состояния являются смерть или отпущение на свободу




Правовое регулирование рабского состояния.

В «Институциях» основания возникновения рабского состояния описаны лаконично и исчерпывающим образом: «Рабами или рождаются, или делаются. Рождаются они от наших рабынь (даже если отец был свободным человеком); делаются же рабами или по законам общенародного права, т.е. вследствие плена или по законам цивильного права, когда, например, свободный человек, старше 20 лет позволил выставить себя на продажу для получения части покупной платы».

Право не признает за рабом атрибутов личности: раб есть вещь; право хозяина – это право собственности на «говорящее орудие». По Ульпиану: «с точки зрения цивильного права рабы представляют собой ничто».

Следовательно, раб не может иметь семьи, не может создать брака, не может иметь детей. Даже, если господин за ненадобностью оставляет раба, он не обретает личности, но становится бесхозяйной вещью, и любой вправе завладеть ею.

В древности господство над рабом ничем не было ограничено: раба можно было продать, подарить, сдать в наем, обменять на что угодно, можно было убить и по любому поводу наказывать.

Слайд 5

2. Свобода провозглашалась необходимой предпосылкой правоспособности, но в полном объеме она принадлежала не всем свободным, а лишь римским гражданам.

Status civitatis означал гражданскую (государственную) принадлежность лица. Здесь различались такие категории лиц, как:

а) римские граждане (cives romani) – полноправные члены общины, обладали всеми политическими и имущественными правами. Гражданам принадлежало активное и пассивное избирательное право, что позволяло им участвовать в политической жизни общины, а также право заключать любые сделки, следовательно, самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте и право создавать римскую семью, что являлось основанием для передачи гражданских прав потомкам.

б) латины (latini) – жители латинских общин, которые первоначально входили в конфедерацию Латинский союз, а также тех, которые были присоединены к Риму в результате войн и дипломатических акций, посредством которых вся Италия оказалась под властью Рима.

Большинство этих общин пользовались правами местного самоуправления, но не участвовали в политической жизни государства, так как не располагали политическими правами римского гражданства.

Латинам было предоставлено право совершать сделки (jus commercium), следовательно, они могли участвовать в экономической жизни страны. Но создавать римскую семью они не могли, так как не располагали ius connubi, следовательно, их статус неполноправных жителей государства переходил от поколения к поколению.

в) иностранцы (peregrini). Из числа свободных людей низшую ступеньку социальной лестницы в древнейшее время занимали перегрины, т. е. граждане иностранных государств, оказавшиеся на территории Рима, а также римские подданные, которым не было предоставлено ни римское, ни латинское гражданство.

Только законом Каракаллы все подданные Римской империи были объявлены римскими гражданами, и, следовательно, перегринами с тех пор могли считаться лишь пребывающие в Риме иностранцы.

Слайд 6

3. Status familiae характеризовало, во-первых, принадлежность лица к римской семье; во-вторых, объем прав и обязанностей лица в семье.

Основой всего римского общественного устройства была семья. Без принадлежности к семье, через нее к роду, нельзя было стать гражданином. Поэтому семейное состояние, так же как состояние гражданства и свободы, служило естественной предпосылкой правоспособности.

Римская семья длительное время сохраняла свой сугубо патриархальный характер. Эго был замкнутый и закрытый для внешнего мира круг лиц, абсолютным владыкой и единственным представителем которого во внешних отношениях был домовладыка, глава семейства.

Власть его по отношению ко всем, кто составлял семью, была юридически ничем не ограничена. Он был вправе судить, наказывать, продавать в рабство, отдавать в кабалу, казнить любого члена семейства, только ему принадлежало право собственности на имущество семьи.

Таким образом, именно отец семейства обладал полной правоспособностью, был лицом своего права (persona sui juris).

Прочие члены семьи: супруга, дети, дети сыновей и пр. являются лицами чужого права, следовательно, объем их правоспособности значительно менее объема правоспособности отца семейства. Будучи свободными, обладая статусом гражданства, они, тем не менее, находятся в подчинении, и это налагает на их поведение существенные ограничения.

Римское право, кроме градации субъектов по статусам, признавало еще и сословное деление, прежде всего, в отношении римских граждан:

- нобили (сенаторы, патриции),

- муниципальная знать,

- всадники,

- плебеи.

Сословная принадлежность имела большое значение, главным образом, в сфере публичноправовых отношений. Но она не означала какую-то отдельную правосубъектность.

Слайд 7

2. Наличие свободы не означало, что лицо – полноправный участник правоотношений. В римском праве действовала презумпция правового неравенства, характеризовавшаяся тем, что существовали различные по объему и содержанию виды правоспособности участников правоотношений в Древнем Риме.

Существование различных видов правоспособности – это главное отличие римского учения о лицах.

1. Наибольшей правоспособностью наделялись лица, обладающие римск им гражданством (с. romana), которые являлись носителями ряда прав публичного и частного характера:

- jus honorum – право быть избранным магистратом;

- jus suffragii – право голосовать в народном собрании, то есть принимать законы;

- jus militiae – право служить в римской армии;

- jus terra – право на оккупацию общественного участка земли (ager publicus), в годы империи в связи с образованием крупных поместий это право было практически заменено бесплатными раздачами зерна.

В сфере гражданских правоотношений:

- jus commercii – право свободной хозяйственной деятельности, связанное с правом, в случае необходимости, от своего имени участвовать в судебном процессе, то есть фактически это полная правоспособность в сфере всего частного права; полная свобода действий в области наследственного права (testamenti factio activa et passiva);

- jus conubii – право вступать в законный римский брак, потомство от которого приобретает права римского гражданства с рождения, а глава семьи в отношении новорожденных – право отеческой власти.

Кроме того, римский гражданин для защиты своих прав мог прибегнуть не только к процессуальным, но и к административным (интердикты) средствам защиты, основанным как на цивильном, так и на преторском праве.

Правоспособностью в рассмотренном объеме (optimo jure) наделялись не все римляне, а только свободнорожденные (ingenui).

Меньший объем правоспособности (minuto jure) был у вольноотпущенников (libertini), которые вынуждены были нести определенные обременения в отношении своих бывших хозяев, ставших их патронами:

- завещать часть наследства патрону;

- оказывать разного рода услуги, временную материальную помощь, или постоянную (выплачивать алименты);

- выказывать надлежащее уважение, например, не вчинять иска.

Слайд 8

2. Латинская правоспособность (jus latinum) первоначально принадлежала жителям италийских общин. Она являлась промежуточной между римской и иностранной. Латины признавались полноправными участниками всех частноправовых отношений, то есть они обладали ius commercium. В этом плане они ничем не отличались от римских граждан.

Их отличие состояло в публично-правовой сфере. Именно отсутствие прав в публичной сфере сближает их с иностранцами.

Однако характер и объем ограничений был одинаков не у всех латин. Различали несколько категорий латинских граждан:

1. Древние латины, они находились ближе всего к римским гражданам. Они имели jus conubii, а переселяясь в Рим, автоматически приобретали и римское гражданство.

2. Латины-колониарии имели только jus commercium. Большие изменения в судьбе колониариев происходят с изданием в годы Союзнической войны (91-88 гг. до н.э.) законов Луция Цезаря и Плавция Папирия. Согласно им, жители Италии приобретали все права римского гражданства. С этого времени jus latinum предоставляется и жителям территорий, находящихся далеко за пределами Италии.

Как правило, латинское гражданство предоставлялось жителям римских колоний. При этом оно могло быть в виде:

а) latinum maius (то есть в большем объеме) – колонисты, избранные магистратами или сенаторами у себя в колонии автоматически приобретали права римского гражданства;

б) latinum minus (в меньшем объеме) – римское гражданство могут приобрести только колонисты, избранные магистратами.

3. Латины-юниании – рабы, отпущенные на свободу и не получившие прав римского гражданства. Данная категория латин ни при каких условиях не могла обрести публично-правовую правоспособность. Именно отсутствие подобных прав сближает их с иностранцами.

3. Иностранцы (peregrini) обладали наименьшей из возможных правоспособностью. Весь объем прав, которыми они были наделены, регулировался нормами ius gentium, то есть они не имели тех возможностей, которые содержали в себе цивильное, и в особенности, преторское право.

Слайд 9

3. Правоспособность возникает у людей в результате рождения (естественный способ) и отпуска на свободу рабов (искусственный способ).

Естественный способ характеризовался рядом требований, которым должен был соответствовать новорожденный:

а) родиться от свободной матери;

б) иметь человеческий вид;

в) быть доношенным;

г) выйти из утробы матери и быть живым хотя бы несколько минут.

Искусственным способом обретали правоспособность рабы. Раб, будучи

отпущен на свободу, обретал правоспособность:

а) либо римского гражданина (вольноотпущенника);

б) либо латина;

в) либо иностранца.

«Именно лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: если оно старше тридцати лет, было собственностью господина по квиритскому праву и получило свободу вследствие законного отпущения на волю, то есть или посредством виндикты, или вследствие занесения в цензорский список, или в силу завещания – то такое лицо признается римским гражданином. В случае, если одного из этих условий недостает, то он будет латином».

Приобретают, вне зависимости от способа отпуска, исключительно правоспособность иностранцев вольноотпущенники, которые, будучи рабами, были: «кто был закован господами и заклеймен, или те, кто по обвинению в преступлении был подверг пытке и оказался виноватым, или те, кто был выдан господами для участия в гладиаторских играх или для борьбы со зверями и поэтому был брошен на арену или тюрьму».

Следует учитывать, что не всегда можно было отпускать рабов на свободу. Запрет возникал в случаях, когда:

- это могло причинить вред кредиторам или патрону;

- хозяину не исполнилось 20 лет.

Поскольку полнота правоспособности зависела от наличия трех состояний (свободы, гражданства и семейного состояния), утрата всех или некоторых из них приводила к уменьшению объема правоспособности (capitis deminutio).

Римское право предусматривало три степени ограничения правоспособности: наибольшее (capitis deminutio maxima), среднее (capitis deminutio media) и наименьшее (capitis deminutio minima).

Наибольшее ограничение правоспособности имело место тогда, когда свободный гражданин терял свободу, то есть становился рабом в результате военного плена, продажи в рабство за долги, самопродажи в рабство. Естественно, что при этом человек терял все имущественные и личные права.

Среднее ограничение правоспособности наступало тогда, когда гражданин, при сохранении свободы, терял право римского гражданства. Это могло происходить при изгнании гражданина за пределы государства в качестве санкции за совершение некоторых преступлений (что традиционно обозначалось термином «лишение огня и воды»). Однако утрата гражданства наступала и при добровольной эмиграции, приобретении статуса латина, что могло быть по самым разным мотивам, в частности, для приобретения провинциальной собственности.

При смене семейного состояния происходило минимальное ограничение правоспособности. При этом лицо своего права подпадало под власть другого лица: при замужестве женщины, которая до вступления в брак была самостоятельна, при усыновлении гражданина, бывшего лицом своего права.

Слайд 10

4. Субъектами права в Риме были не только отдельные физические лица, но и их объединения.

В Риме с древнейших времен существовали объединения, обозначаемые общим наименованием universitas. Например, союзы, предназначенные для удовлетворения религиозных потребностей (collegia sodalicia), а также объединяющие лиц одной профессии, например корпорации хлебопеков (collegia pistorum), мастеровых (collegia fabrorum), мореплавателей (collegia naviculariorum) и др.

В последующем число таких объединений возросло. Появились похоронные общества (collegia funeraticia), имевшие целью предоставление денежных средств для погребения своих членов, союзы откупщиков (collegia publicanorum), которые брали на откуп налоги, причитавшиеся казне, и т. д.

Порядок образования корпораций не был одинаков на всем протяжении истории Древнего Рима. По закону XII таблиц союзы, создаваемые частными лицами по своему усмотрению, не нуждались в предварительном разрешении или хотя бы последующей санкции со стороны органов государственной власти. Важно лишь, чтобы цели коллегии не противоречили нормам публичного права, а для ее создания достаточно было трех человек (tres faciunt collegium – три человека образуют коллегию). Такой порядок действовал в доклассический период.

В последующем по мере постепенной концентрации власти в руках принцепса и затем императора государство начинает все более настойчиво ставить возникновение частных союзов под свой контроль, и в конечном счете по закону о коллегиях (lex Julia de collegiis), изданному императором Августом (I в. до н. э.), для образования корпорации требовалось уже специальное разрешение Сената.

Прекращение корпорации могло быть добровольным (по решению ее членов) или принудительным (при сокращении числа членов ниже минимально допустимого их количества либо при запрещении государством корпораций соответствующего вида или данной конкретной корпорации).

Регулирование имущественных отношений внутри корпораций и с третьими лицами строилось на основании договора товарищества (societas).

Однако договор товарищества только лишь объединял имущество или усилия товарищей, но не создавал устойчивого субъекта гражданского оборота: перед третьими лицами выступал товарищ, а не товарищество в целом; не существовало и отдельного имущества, принадлежащего самому товариществу; жизнь товарищества зависела от воли отдельных товарищей, так как выход одного из них прекращал объединение. Но интересы оборота требовали большей стабильности объединений, большей определенности их правового положения, обеспеченности интересов кредиторов.

В древности сама римская община пользовалась некоторой имущественной правоспособностью. Однако не существовало различия между государством как политическим союзом и государством как субъектом имущественных отношений: республиканская казна не была самостоятельным учреждением, и одни и те же магистраты осуществляли и политические функции, и вступали от имени общины в сделки с частными лицами. Споры из таких сделок разрешались не в обычном гражданском порядке, а в рамках административного производства.

Наряду с государством рано стали пользоваться самостоятельной правоспособностью городские общинымуниципии. Это были присоединенные к Риму латинские, этрусские, греческие, кельтские общины, за которыми было сохранено право внутреннего самоуправления.

Возникавшие в связи с этим споры должны были рассматриваться в обычном порядке, но квиритское право допускало в качестве истца или ответчика только отдельного гражданина, следовательно, община в целом не могла отстаивать свои интересы в судебном порядке.

Этот недостаток был устранен претором, который стал предоставлять иски общинам (в лице назначенных представителей) и против них. Практика применения этих исков выработала такие правовые нормы, которые свидетельствуют о признании общины (муниципии) в качестве единого и самостоятельного субъекта права.

Предоставив общине (и против нее) иск, претор вполне легализовал участие в обороте особого субъекта права – объединение физических лиц, которое действует вполне самостоятельно и независимо от тех людей, которые его образуют. Такой субъект сам, то есть на свое имя, приобретает права, самостоятельно исполняет обязанности и несет ответственность по долгам, естественно, для этих целей объединение должно располагать собственным имуществом, на которое никто другой, в том числе члены объединения, прав не имеют.

Преторский эдикт распространялся не только на муниципии, но и на другие объединения, обладавшие такими же свойствами самостоятельности и устойчивости. Это понятно, так как в республиканский период корпоративная жизнь процветала: наряду с древними жреческими коллегиями, существовали многочисленные профессиональные и торговые объединения (цехи кондитеров, медников и пр., союзы торговцев хлебом, вином, общества откупщиков и т.п.). Естественно, что регулирование их участия в обороте осуществлялось по модели, выработанной для муниципий.

Длительная практика участия в гражданском обороте объединений выработала основные представления об этом особом субъекте права.

Во-первых, был установлен порядок образования объединений, посредством разрешения со стороны государства.

Во-вторых, выработаны основные типы объединений: коммерческие союзы-корпорации (в виде муниципий, профессиональных коллегий, торговых союзов, фиска) и учреждения (объединения, имеющие целью оказание общественно-полезных услуг).

Наконец, были обнаружены, хотя и не сведены в единое определение, главные признаки этого субъекта права: это объединение физических лиц, которое обладает обособленным имуществом, имеет право самостоятельно выступать в гражданском обороте, а также искать и отвечать в суде.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.