Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система уголовно-процессуального права




Понятие, сущность, содержание уголовно-процессуального права. Его роль и значение в механизме правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И ЕГО ИСТОЧНИКИ

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЗАКОН.

 

 

Нижний Новгород – 2011


Фондовая лекция дисциплины «Уголовный процесс» по специальности 030505.65 – Правоохранительная деятельность: специализация – оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел, (профиль подготовки – деятельность подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и профиль подготовки – оперативные уполномоченные уголовного розыска); специализация – административная деятельность органов внутренних дел (профиль подготовки – участковые уполномоченные полиции по теме № 2: «Уголовно-процессуальный закон. Уголовно-процессуальное право и его источники» подготовлена для курсантов и слушателей очной (заочной) форм обучения.

 

 

Автор:

Ковтун Н.Н. – доктор юридических наук, профессор.

Фондовая лекция переработана с учетом изменившегося законодательства начальником кафедры уголовного процесса, кандидатом юридических наук, доцентом А.В. Федуловым.

 

Рецензенты:

1. Грачев С.А. – доцент кафедры предварительного расследования Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук.

2. Марфицин П.Г. – профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, доктор юридических наук, профессор.

 

Обсуждена и одобрена на заседании предметно-методической секции «Уголовный процесс» кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России «___» ____________ 2011 года. Протокол № ____

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России «_____» ____________ 2011 года. Протокол № ____


 

Введение………………………………………………………………….….…4

1. Понятие, сущность и содержание уголовно-процессуального права. Его роль и значение в механизме регулирования уголовно-процессуальной деятельности……………………………………………………………………….…6

2. Система уголовно-процессуального права. Источники (формы выражения) права……………………………………………………………….……8

3. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Аналогия в уголовно-процессуальном праве..….25

Заключение…………………………………………………………………...29

Список использованных источников………………………………………..31

 


 

Уголовно-процессуальное право направлено на создание необходимых условий и гарантий для реализации уголовного закона путем установления порядка возбуждения уголовного дела, осуществления уголовного преследования, рассмотрения и разрешения дела судом, вынесение законного и обоснованного приговора.

Уголовно-процессуальное законодательство должно предупреждать случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию и осуждению.

Уголовно-процессуальный закон должен обеспечить такой порядок уголовного судопроизводства, который защищает человека и гражданина, общество, государство от преступлений путем создания условий раскрытия преступления, осуждения виновного, возмещения ущерба, нанесенного преступлением, при строгом соблюдении процессуальных норм, охраняющих права и законные интересы, честь и достоинство всех участников судопроизводства и иных лиц.

В этой связи, цель лекции – сформировать у курсантов четкое понимание сущности, содержания и структуры уголовно-процессуального права, а также дать курсантам представление о действии уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Для достижения цели лекционного занятия мы с вами должны решить следующие основные задачи.

1. Дидактические задачи:

– обеспечить усвоение курсантами основных понятий изучаемой темы: уголовно-процессуальное право (понятие, сущность и его содержание); уголовно-процессуальный закон (УПК РФ) и его структура; источники уголовно-процессуального права; виды и структура уголовно-процессуальных норм;

– изучить основные закономерности развития и совершенствования отечественного уголовно-процессуального права;

– продолжить формировать у курсантов общеучебные умения и навыки работа с нормативно-правовыми документами, учебником, научной и справочной литературой;

– продолжить развивать у курсантов умение конспектировать лекцию и первоисточники.

2. Воспитательные задачи ставятся в соответствии с Приказом МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и во исполнение положений Программы комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007-2009 годы (от 9 июля 2007 г. № 1/5446).

В частности к ним следует отнести:

– привитие курсантам стойкого уважения к нормам уголовно-процессуального закона;

– развитие у курсантов навыков правильного применения норм уголовно-процессуального кодекса;

– обучение курсантов правильному применению норм уголовно-процессуального кодекса при выполнении возложенных на органы внутренних дел задачи.

Очевидно, что от четкого знания норм уголовно-процессуального кодекса и других источников, регламентирующих уголовное судопроизводство, включая Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, зависит эффективность правоприменительной деятельности.

Важным для сотрудника органов внутренних дел, как с правовой, так и с моральной стороны, является правильное соблюдение и применение ими норм уголовно-процессуального закона. Не может должностное лицо, занимающееся правоохранительной деятельностью, само нарушать нормативные предписания.

Взаимосвязь рассматриваемой темы: «Уголовно-процессуальное право. Источники уголовно-процессуального права» с некоторыми темами учебного курса «Уголовный процесс» и другими темами ранее изученных вами учебных дисциплин.

По сути, рассматриваемая сейчас тема является базовой по отношении к другим уголовно-процессуальными правовым институтам, которые мы вместе будем изучать на протяжении трех семестров. На уяснении основных положений этой темы будет развиваться весь сюжет уголовного судопроизводства.

Самым тесным и непосредственным образом рассматриваемые нами сегодня вопросы будут связаны с темами: «Нормы права»; «Источники права» и многими другими, которые вы изучали на учебной дисциплине «Теория государства и права».

Знание норм уголовно-процессуального закона важно не только для тех, кто после окончания Нижегородской академии МВД России будет работать следователем или дознавателем. Для оперативного сотрудника знание положений УПК РФ также является необходимым условием эффективности его работы. Как сказал профессор В.Т. Томин: «Уголовный-процесс без оперативно-розыскной деятельности – бессилен. Оперативно-розыскная деятельность без уголовного процесса – бесплодна».

Так, например, знание положений уголовно-процессуального кодекса потребуются оперативному сотруднику при решении им вопроса о возбуждении уголовного дела; при предоставлении следователю, дознавателю, прокурору или в суд результатов оперативно-розыскной деятельности для дальнейшего использования ее в доказывании по уголовному делу, а также для производства следственных или судебных действий. Поэтому здесь вполне очевидна взаимосвязь уголовно-процессуального права с оперативно-розыскной деятельностью и регламентирующими ее правовыми нормами.


 

Уголовно-процессуальное право – одна из отраслей российского права, призванная надлежащим образом регулировать общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальное право обладает как общими свойствами права, так и только ему присущими признаками. Наиболее ярко эти свойства (признаки) права проявляют себя в его сущности, содержании, системном характере, а также формах (источниках) выражения права.

Сущность права. В юридической литературе нередко допускается либо отождествление сущности и содержания права, либо авторы, формулирующие свою дефиницию права, вовсе не затрагивают этот вопрос и сводят свое определение права к простой системе (совокупности) процессуальных норм, никак не разъясняя при этом, что же имеется в виду в данном конкретном случае: сущность права или его содержание[1].

Между тем, как правильно отмечает Д.А. Керимов, отождествление понятий сущности и содержания права недопустимо, ибо «если сущность – это основа, суть процесса, то содержание это совокупность важнейших составных элементов данного процесса»[2].

Разграничение данных понятий необходимо еще и потому, что позволяет объективно и на должном методологическом уровне вычленить и проследить истоки возникновения и развития права, закономерности и способы его нормативного закрепления, истинное содержание правовых предписаний, содержащихся в нормах, и реальный механизм правового регулирования, складывающихся в той или иной отрасли государственной деятельности. Основываясь на этих посылках, сформулируем определение сущности уголовно-процессуального права, с тем, чтобы в дальнейшем определить его основные (сущностные) черты.

Уголовно-процессуальное право – это: а) государственная, социально обусловленная воля, б) выраженная в системе общеобязательных норм, в) регулирующих общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, г) направлено на достижение цели уголовного процесса и решения его непосредственных (процессуальных) задач, д) обеспеченная для этого принудительной силой государства и общества.

Содержание права. В большинстве своем под содержанием права понимается система (или совокупность) норм, в которых конкретизируется государственная воля по поводу должного или возможного поведения в уголовном процессе всех его участников и иных заинтересованных граждан.

Закрепляя в нормах уголовно-процессуального права цели и задачи уголовного судопроизводства и средства их достижения, права и обязанности его участников; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение уголовно-процессуальных отношений, их форму и содержание, условия, порядок и последовательность совершения тех или иных действий и решений в процессе и т. п., законодатель тем самым осуществляет реальное правовое регулирование фактических общественных отношений, возникающих и развивающихся в уголовном процессе в соответствии с общей целью и задачами всей правовой системы государства и общества.

Соотношение уголовно-процессуального закона и права. Уголовно-процессуальный закон – это единый (систематизированный) и обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый Федеральным собранием РФ и подписанный Президентом РФ, выражающий волю народа, и призванный регулировать общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальный закон – составная часть действующего федерального законодательства. Как и любой другой федеральный закон, он является: системой общеобязательных правил (норм), выражающих волю народа, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, обеспеченных принудительной силой государства. Именно уголовно-процессуальный закон комплексно, целенаправленно и последовательно определяет цели, направления, условия возникновения и порядок осуществления деятельности по расследованию преступлений, судебному разбирательству дел и исполнению приговора, по судебному контролю за законностью, обоснованностью и справедливостью судебных решений, и т. п.

Особенность уголовно-процессуального закона заключается в том, что он:

– как правило, применяется в связи с необходимостью реализации норм и положений уголовного (материального) закона;

– начинает действовать, когда возникает необходимость процессуальной проверки информации о преступлении, решения вопроса о возбуждении уголовного дела, предварительного расследования преступлений, судебного разбирательства дела и иной уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальный закон является главенствующей формой проявления права и определяет основное его содержание. В этом смысле уголовно-процессуальный закон и уголовно-процессуальное право образуют диалектическое единство. Вместе с тем, говоря о соотношении уголовно-процессуального права (УПП) и уголовно-процессуального закона (УПЗ), следует иметь в виду и их различие, ибо:

а) если УПП – это совокупность всех нормативных актов, содержащих процессуальные нормы и регламентирующих отношения в сфере уголовного судопроизводства, то УПЗ – это единый, систематизированный нормативный акт (УПК РФ), все нормы которого направлены на регулирование уголовно-процессуальной деятельности;

б) если УПЗ включает в себя только уголовно-процессуальные нормы (правила поведения в уголовном процессе), то УПП – это не только нормы, но и принципы права, правосознание участников уголовно-процессуальной деятельности, правовая идеология, процесс правотворчества и правореализации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.