Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы формирования понятий

Вопрос 1. Понятие как форма мышления

ВВЕДЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА............................................................................... с. 29

Требования к понятиям.............................................................. с. 18

Отношения между понятиями................................................... с. 13

Виды понятий................................................................................ с. 10

Понятие как форма мышления.................................................. с. 5

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... с. 3

СОДЕРЖАНИЕ

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

______________

Заведующий кафедрой философии,

профессор, д. ф. н. Липский В.Н.

«»_____________20___ г.

 

по дисциплине «ЛОГИКА»

по теме «Понятие как форма мышления»

Подготовил: доцент кафедры философии,

кандидат философских наук,

полковник вн. сл.

КИРИЧЕК А. В.

Обсуждена и одобрена на заседании предметно-методической секции кафедры философии

«______» ___________________20___г.

 

Москва

2012 год



(продолжительность – 5 минут)

На предыдущей лекции мы с вами рассмотрели язык как средство познания и его значение для логики. Мы выяснили, что язык определяется как знаковая система, служащая средством коммуникации и познания. Выделяют такие виды языков, как животные и человеческие, вербальные и невербальные, естественные и искусственные, к последним относятся язык формальной символической логики.

К основным функциям языка можно отнести познавательную и коммуникативную, к первой примыкают такие функции, как описательная и оценочная, а ко второй – побудительная и экспрессивная. Научный язык занимает промежуточное положение между естественным и искусственным языками. Научный язык отличается стремлением к точности, строгости, однозначности и тем похож на искусственные языки.

Также различают язык и речь, если язык – система знаков, то речь – последовательность знаков, реализация языка в общении. Выделяют внутреннюю и внешнюю, устную и письменную речь. Основные требования к научной речи – логичность, ясность, точность, аргументированность.

Также мы с вами рассмотрели основы логической грамматики, куда входят основные категории и знаки, используемые в логике. Важнейшая функция языковых знаков – обозначение ими предметов, для чего используются имена. Имена – это основная семантическая категория логики. Имена бывают простые и сложные, собственные и общие. Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет или класс однородных предметов.

Имена относятся к дескриптивным (описательным) терминам, кроме имен к последним относят также предикаторы. Предикаторы – слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношения между предметами. Предикаторы бывают одноместными и многоместными.

Кроме дескриптивных терминов, среди семантических категорий выделяют также логические термины (логические константы, логические связки), образующие «логический алфавит». Эти константы представляют собой формальные аналоги союзов нашего родного естественного языка.

На прошлом занятии мы рассмотрели самые распространенные логические связки – это конъюнкция (соединение), дизъюнкция (разъединение), импликация (логическое следование), негация (отрицание), эквиваленция, а также кванторы общности и квантор существования.

Наконец, мы увидели, как с помощью логических связок можно формализовать некоторые суждения нашего языка.

Сегодня мы переходим к новой теме – «Понятие как форма мышления». Понятие близки к именам и составляют те «кирпичики», из которых строится не только язык логики, но и все наше знание. Роль понятий в науке трудно переоценить, ведь дать понятие вещи – это показать ее сущность, выявить ее основополагающие признаки, поэтому формулировка понятий – одна из центральных целей науки и философии. Важны понятия и для юридической, управленческой практики, ведь от того, насколько правильно определены такие понятия, как «правовая норма», «закон», «преступление», «коррупция», «взятка» и мн. др. порой зависит судьба человека.

Вспомните, к примеру, известный скандал с участием президента США Билла Клинтона и Моники Левински. Под присягой президент заявил, что не имел сексуальных отношений с Моникой, хотя та настаивала на обратном. В итоге выяснилось, что понятие «сексуальная близость» Билл и Моника понимали по-разному: первый относил к этому понятию только традиционный секс, тогда как Моника и другие формы секса, в частности, оральный. И когда возник вопрос, солгал президент под присягой или нет – то его нельзя было решить, не определив достаточно точно понятие «сексуальная близость». Ведь кто-то к этому понятию отнесет и поцелуи, и объятия, а может и вообще легкое прикосновение или даже заинтересованный взгляд.

Аналогичные трудности возникают и с другими понятиями юридической практики. Например, что такое «взятка»? Понятно, если вы дали деньги гаишнику, чтобы он простил вам очевидное нарушение правил дорожного движения – это однозначно взятка. А если вместо денег вы ему презентовали бутылку коньяка? Здесь уже сложнее, ведь это уже не взятка, а подарок. А подарок подарку рознь. Одно дело – коробка конфет, а другое – кусок подмосковной земли в районе Рублево-Успенского шоссе. Одно дело подарить нечто педагогу после того, как преподаватель вам уже завысил оценку на экзамене, и совсем другое – если Вы, не имея знаний по предмету, принесли продуктовый набор в преддверии экзамена.

Ведь в юридической практике бывали прецеденты, когда, например, работницу ЗАГСа осудили на год условно за то, что она приняла от молодоженов бутылку шампанского и коробку конфет. А лично мне один прокурор, не моргнув глазом заявил, что если курсант подарил мне шариковую ручку, цена которой 5 рублей, то это тоже взятка! Если мы так будем рассуждать, то тогда 9 из 10 россиян надо отправить на нары, но кто же тогда будет учиться, работать, управлять страной???

Таким образом, мы с вами видим, что от точности, ясности, однозначности понятий, которые мы используем, зависит очень многое не только в науке, но и в нашей повседневной жизни, начиная с юридической и управленческой практики и заканчивая семейной жизнью, отношениями между полами.

Таким образом, сегодня мы поговорим с вами о том, что такое понятие как важнейшая форма мышления. Цель нашего занятия будет состоять в том, чтобы рассмотреть сущность понятия, его виды, а также отношения между понятиями.

Более конкретно цель раскрывается в следующих задачах:

· выявить сущность понятия;

· понять, чем отличается содержание и объем понятия, как они взаимосвязаны;

· рассмотреть методы образования понятий;

· получить представление о видах понятий;

· исследовать отношения между понятиями;

· отметить основные логические ошибки, связанные с образованием понятий;

· рассмотреть неточные, неясные и многозначные понятия.


(продолжительность – 20 минут)

 

1.1. Что такое понятие?

Язык служит для выражения мыслей. Имена не только обозначают те или иные объекты, но выражают также ту или иную мысль. Эта мысль (точнее, форма мысли) называется понятием.

«Понятие есть форма мысли, выражаемая именем» (А.Л. Никифоров).

«Понятие представляет собой общее имя с относительно ясным и устойчивым содержанием, используемое в обычном языке или в языке науки». (А.А. Ивин).

«Понятие – это такая логическая форма, в которой признаки, существенные для тех или иных предметов или явлений, мыслятся как существующие вместе» (А.И. Уемов).

«Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках». (Старченко)

Однако эти определения не являются полными. Чтобы подойти к более точному и глубокому определению понятия мы должны более детально рассмотреть его природу.

Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания. Например, «книга», «лес», «гоночная машина», «олимпийские игры» и т.п. Когда мы называем отдельный предмет или группу предметов, например, «нынешний президент России» или «курица», мы одновременно думаем о каких-то чертах, свойствах этих объектов, об их облике, происхождении, отношении к другим объектам и т.п. Первое из приведенных имен обозначает конкретного человека, но одновременно выражает мысль о государственном устройстве современной России и главе российского государства. Второе имя обозначает обширный класс объектов и одновременно выражает мысль о том, что это – птицы, причем домашние, что они несут яйца, не умеют летать и т.д. Вот эти мысли, выражаемые именами, и являются понятиями.

Всякое понятие выражается в имени и всякое имя выражает понятие. Поэтому в дальнейшем мы часто не будем проводить между ними различия. Однако следует помнить о том, что имя – это выражение языка, а понятие – это мысль.

Между именами и понятиями нет жесткой связи: одно и то же понятие может выражаться разными именами и одно и то же имя может выражать разные понятия. Это проявляется в синонимии, когда два слова выражают одно и то же понятие – например, «смелый» и «храбрый», «око» и «глаз», «болезнь» и «хворь», и в омонимии, когда одно слово используется для выражения двух разных понятий – например, «лук», из которого стреляют, и «лук», который едят, «мир» как объективная реальность и «мир» как отсутствие войны. Именно в отсутствии жесткой связи между именами и понятиями лежит источник непонимания между людьми, ошибок в рассуждениях, демагогии и софистики. Писатель В. Набоков рассказывал, что один немецкий лингвист перевел пушкинское «У Лукоморья…» оборотом «На берегу лукового моря…» Он спутал оружие с растением!

Имя "понятие" широко используется и в повседневном, и в научном языке. Однако в истолковании содержания этого имени единства мнений нет. В одних случаях под "понятиями" имеют в виду все имена, включая и единичные. К понятиям относят не только "столицу" и "европейскую реку", но и "столицу Белоруссии" и "самую большую реку Европы". В других случаях понятия понимаются как общие имена, отражающие предметы и явления в их существенных признаках. Иногда понятие отождествляется с содержанием общего имени, со смыслом, стоящим за таким именем.

Как правило, в понятии отражаются лишь существенные признаки предметов. Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Признаками являются также свойства и отношения.

По наличию или отсутствию свойств признаки делятся на положительные и отрицательные. Признаки, характеризующие единичные предмет, называются единичными, а признаки, принадлежащие множеству предметов, называют общими. Так, каждый человек имеет признаки присущие только ему (мимика, походка, черты лица), признаки, присущие группе людей (профессия, образование, пол, возраст), и признаки, присущие всем людям (разум, прямохождение, большой мозг, нравственность).

Важное значение имеет деление признаков на необходимые и случайные. Необходимым называется признак, при отсутствии которого предмет перестает быть самим собой, утрачивает свое качество. Признак, при утере которого предмет не утрачивает своего качества, называется случайным.

Признаки бывают существенными и несущественными. В понятии отражается именно совокупность существенных признаков предмета, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а взятые все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в единый класс.

Таким образом, мы можем получить более глубокое определение понятия:

«Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов». (А.Д. Гетманова).

«Понятие – форма (вид) мысли или мысленное образование, которое есть результат обобщения предметов некоторого вида и мысленного выделения соответствующего класса (множества) по определенной совокупности общих для предметов этого класса – и в совокупности отличительных для них – признаков». (Е.К. Войшвилло).

Близким по смыслу к «понятию» является слово «термин». Термин – это слово или словосочетание, называющее определенное понятие и характеризующееся однозначностью в пределах данной науки или родственной группы наук. Разработка и уточнение терминологии – важная задача любой науки.


Как отмечалось выше, формирование понятий – важная задача науки. Это не только важная, но и трудной, порой архисложная задача. Как известно, первым, кто обратил внимание на необходимость формирования четких и ясных понятий, был Сократ – мудрейший из греков. Однако и он не смог сформулировать, как ни старался, определений таких понятий, как «справедливость», «добродетель», «красота». Да и сегодня эти понятия не имеют четких и общепринятых определений.

Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Рассмотрим каждый из них.

Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечение от несущественных, второстепенных признаков.

Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.

Анализ – мысленное расчленение предметов на составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Чтобы образовать понятие стола мы сначала должны уловить то общее, что есть во всех предметах, используемых для еды, приготовления уроков, выполнения столярных, слесарных работ, а уловить это общее невозможно без сравнения различных столов между собой и столов с табуретками, стульями, шкафами и другими предметами мебели. Сравнивая, мы выделяем некоторые признаки, присущие всем столам, например, наличие опоры, плоской поверхности, твердость. И при этом отвлекаемся от несущественных признаков, будь то размер стола или материал, из которого он сделал, т.е. пользуемся абстрагированием. Выявив эти общие и существенные признаки столов, мы их обобщаем в один класс, приклеиваем ярлык-имя «стол» и формулируем понятие стола. При этом мы попутно пользуемся анализом и синтезом, т.е. мысленно выделяем у предметов мебели их признаки, а потом соединяем их как бы внутри одного предмета.

В итоге мы получаем определение понятия «стол»: стол – это предмет мебели, представляющий твердую плоскую поверхность на опоре, предназначенную для того, чтобы за ним сидеть, принимать пищу, писать, делать какие-то работы и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На один товар при изменении цены на другой товар) | Пересечение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.