Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пересечение

Вопрос 3. Отношения между понятиями

Вопрос 2. Виды понятий

Содержание и объем понятия

Каждое понятие или связанное с ним имя имеют объем и содержание.

Содержание понятия – это совокупность тех свойств, которые мыслятся в данном понятии.

«Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии». (А.Д. Гетманова).

«Содержание понятия образуют существенные признаки, которые мыслятся в понятии о предмете» (А.И. Уемов).

«Содержанием понятия называется мыслимая в понятии совокупность существенных признаков предмета» (Старченко).

Например, в понятии «дерево» мыслятся такие свойства: быть растением, иметь корни, ствол, крону. Вот эти свойства и образуют содержание понятия «дерево». Содержание имени "стул" составляют свойства "быть предметом мебели, предназначенным для сидения" и "иметь ножки, сидение и спинку". Этими свойствами, относящимися к функциям стула и его строению, обладает каждый стул и не обладает ничто иное. Если изъять из числа структурных частей стула, скажем, спинку, получим содержание уже иного имени ("табурет"). В содержание имени "стол" входят признаки "быть предметом мебели, предназначенным для сидения за ним" и "иметь ножки и крышку".

Таким образом, мы видим, что содержание понятия соответствует смыслу имени.

Объем понятия есть множество тех предметов, каждому из которых принадлежат свойства, входящие в содержание понятия.

«Объемом понятия называют класс обобщаемых в нем предметов» (А. Д. Гетманова).

«Объем понятия – это круг предметов, к которым относится данное понятие» (А.И. Уемов)

«Совокупность предметов, мыслимая в понятии, называется объемом понятия» (Старченко).

Понятие «объема понятия» близко к понятию «значения» («денотата»), которое применительно к имени мы разбирали на прошлой лекции.

Объем понятия составляет логический класс или множество. Класс может включать в себя подкласс или подмножество. Например, класс студентов включает в себя класс студентов юридических вузов. Класс автомобилей – подкласс гоночных автомобилей и т.п.

Классы состоят из элементов. Элемент класса – это предмет, входящий в данный класс. Например, наша академия входит в класс учебных заведений МЧС России.

Например, объем понятия «дерево» образуют все те предметы, которые обладают перечисленными выше свойствами, т.е. все деревья, растущие на Земле. В объем понятия «стол» войдут все существующие столы, в объем понятия «учащиеся» – все люди, которые где-то учатся, и т.д.

Нетрудно заметить, что объемы даже таких простых имен, как "стул" и "стол", являются неопределенными, размытыми, а значит, сами эти имена относятся к неточным. Входит ли стул или стол, который только задумал сделать столяр, в объем имени "стул" или "стол"? В "Ревизоре" Н.Гоголя упоминается учитель, который, рассказывая об Александре Македонском, так горячился, что ломал стулья. Входят ли эти поломанные стулья в объем имени "стул"? На эти и подобные вопросы трудно ответить однозначно.

В целом же, содержание понятия – это совокупность свойств, а объем понятия – это множество предметов, обладающих этими свойствами.

Отношение между объемом и содержанием понятия описывается законом обратного отношения между объемом и содержанием понятий. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родо-видовых отношениях, т.е. о таких понятиях, где одно является родом, а другое видом, где объем одного понятия полностью входит в объем другого и составляет лишь его часть.

Например, объем понятия «пожарный автомобиль» полностью входит в объем понятие «автомобиль», однако с точки зрения содержания первое понятие богаче, т.е. содержит больше признаков, чем второе. Например, пожарный автомобиль выкрашен в красно-белые цвета, тогда как в понятии «автомобиль» окраска его кузова вообще не должна упоминаться, так как это несущественный признак. Или возьмем понятия «собака» и «животное». Второе намного шире по объему, ведь к животным относятся также лошади, кошки, птицы, лягушки, насекомые, рыбы и даже медузы. Но по содержанию понятие «собака» больше, богаче, например, важными признаками собаки являются наличие шерсти, четырех лап, хвоста и пр., тогда как «животное» может быть без шерсти и даже вообще без конечностей.

На основе обобщения такого рода примеров был сформулирован следующий закон: чем шире объем у первого из двух понятий, тем уже его (первого понятия) содержание и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «растение»), и наоборот, чем больше информация в понятии (например, «съедобное растение» или «съедобное злаковое растение»), тем уже и определеннее круг предметов, входящих в понятие.

Из этого закона вытекает, что увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и наоборот. Например, прибавляя к термину «государство» слово «демократическое», получаем понятие «демократического государства», которое меньше по объему, чем «государство», но имеет более богатое содержание.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

2. Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.

3. Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Рассмотрим каждый из них.

4. Содержанием понятия называется мыслимая в понятии совокупность существенных признаков предмета»

5.Объем понятия – это круг предметов, к которым относится данное понятие.


(продолжительность – 20 минут)

 

Понятия классифицируют по объему и содержанию.

По величине объема понятия разделяются на три группы: пустые (беспредметные), единичные и общие.

Пустое понятие не обозначает ни одного реально существующего предмета, т.е. в объем такого имени не входит ни одного реального предмета.

У таких понятий есть содержание, т.е. в них мыслится совокупность каких-то свойств, но в окружающем мире нет предметов, которые обладали бы этими свойствами. К пустым понятиям можно отнести такие, как "Зевс", "Пегас", "кентавр", "русалка", "нимфа" и др., созданные мифологией и обозначающие вымышленных, отсутствующих в реальном мире существ.

Например, в понятии «русалка» мыслятся такие свойства: до пояса женщина, ниже пояса – рыба, живет в воде, по ночам выходит на берег. Но нет существ, обладающих перечисленными свойствами. Поэтому понятие «русалка» пусто по объему.

К числу пустых относятся и такие понятия, как «человек, проживший 1000 лет», «теплород», «флогистон», «межпланетный эфир», «вечный двигатель», т.е. те объекты и явления, которые отрицаются наукой или были некогда исключены из науки.

Пустыми являются также понятия "идеальный газ", "абсолютно черное тело", "идеально упругое тело", "несжимаемая жидкость", "точка", "линия", "материальная точка", используемые в физике и математике и обозначающие не реально существующие, а идеализированные предметы. Пустое понятие может отсылать к одному единственному несуществующему предмету ("король, правивший во Франции в начале этого века", дед Мороз, Снегурочка и т.п.) или к двум и более таким предметам (леший, домовой, гном и т.п.).

Использование пустых понятий требует особой осторожности. Если, скажем, понятие «банковский счет г-на Д.» пусто по объему, а вы рассуждаете так, как если бы оно имело объем, вы можете совершить ошибку.

Рассказывают, что некий врач из Тулузы, желая позабавиться, поместил в местной газете такое объявление: «В связи с отъездом за границу продаю дом и все имущество, в том числе редчайшую историческую реликвию, а именно череп Вольтера-ребенка». И что же вы думаете? В течение одной недели редакция газеты получила от граждан более 100 запросов о цене этой драгоценной реликвии!

Говорят, что лет 30 назад молодые экскурсоводы санкт-петербургского «Эрмитажа» развлекались аналогичным образом. Они заводили группу простодушных посетителей в зал, где были выставлены черепа предков человека, и с серьезным видом начинали рассказывать: «Вы видите череп Петра I в 5-летнем возрасте, а вот его череп в 20-летнем возрасте, а вот таким он стал в 50-летнем возрасте!» Некоторые посетители с интересом отмечали изменения, которые претерпевал череп императора стечением времени.

Следует отметить, что различают логически пустые и фактически пустые понятия. К первым относятся логически противоречивые понятия – «круглый квадрат», «горячий лед», «родной сын бездетной матери» и т.п. К фактически пустым относят понятия, объем которых составляют предметы, не существующие в реальном мире – «русалка, «Баба Яга». В предметной области сказок такие понятия не пусты. К фактически пустым также относят абстрактные понятия науки – «идеальный газ», «абсолютно твердая поверхность».

Понятия, в объем которых входит только один предмет, называются единичными.

Они выражаются, как правило, именами собственными или эквивалентными им выражениями, например: «Луна», «Париж», «Наполеон», «автор Илиады», «первый космонавт» и т.п.

Общими называются понятия, в объем которых входит более одного предмета, т.е. два и более. Например, «река», «гора», «планета», «дом», «собака» и т.п.

По содержанию понятия разделяются на восемь групп по четыре пары в каждой: конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Наиболее важна первая дихотомия.

По типу обобщаемых предметов понятия делятся на конкретные и абстрактные, собирательные и несобирательные.

Конкретные понятия относятся к предметам, вещам, лицам, обладающим самостоятельным существованием. Конкретное понятие обычно обозначает физические тела или живые существа. Например, дом, белый дом, лошадь – это самостоятельно существующие предметы и понятия о них – конкретные. К конкретным относятся также понятия "стол", "тетрадь", "лес", "звезда", "ангел", "речной вокзал", "Казань" и т.п.

«Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные)». (А.Д. Гетманова).

Абстрактные понятия относятся к свойствам или отношениям предметов. Абстрактными являются также имена классов и чисел. Например, слово "черный" может рассматриваться как обозначение свойства "черноты", слово "ближе" как обозначение определенного отношения между предметами и т.п. Абстрактными являются также имена "человечность", "справедливость", "законность", «доброжелательность» и т.п. Иначе говоря, абстрактное понятие обозначает объекты, не являющиеся индивидами.

«Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «честность»)». (А.Д. Гетманова).

Собирательные – это такие понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «лес», «стадо», «созвездие»). Собирательные понятия бывают общими («роща», «взвод») и единичными («созвездие Ориона», «130-й гвардейский полк»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («река», «игрушка», «студент»).

 

По отношению к другому понятию понятия делятся на относительные и безотносительные.

Относительные – такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование которых предпологает существование другого предмета («дети – родители», «начальник – подчиненный», «учитель – ученик»).

Безотносительные – такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета («дом», «человек», «деревня»).

По наличию или отсутствию признака понятия делятся на положительные и отрицательные.

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, благородный поступок.

Отрицательные понятия – те, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «бескорыстная помощь»). Эти понятия выражены в языке словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания.

Если же частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее не употребляется (например, «ненастье», «беспечность», «безупречность», «неряха», «ненависть»), то понятие, выраженное такими словами, будет не отрицательным, а положительным. В русском языке нет понятий «упречность» или «настье», и частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а потому понятия «ненастье», «беспечность», «безупречность», «неряха», «ненависть» являются положительными.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. По величине объема понятия разделяются на три группы: пустые (беспредметные), единичные и общие.

2. По типу обобщаемых предметов понятия делятся на конкретные и абстрактные, собирательные и несобирательные.

3. По отношению к другому понятию понятия делятся на относительные и безотносительные.

4. По наличию или отсутствию признака понятия делятся на положительные и отрицательные.


(продолжительность – 20 минут)

 

Если мы попытаемся сравнить между собой объемы различных понятий, то сразу же заметим, что у одних понятий объемы большие, у других – поменьше, что объем одного понятия может включаться в объем другого понятия и т.п. Однако сначала мы обнаружим, что некоторые понятия вообще невозможно сравнивать с этой точки зрения – настолько далеки они друг от друга по своему содержанию Ну как, в самом деле, сравнивать понятия «оперная ария» и «дерево», «время года» и «бифштекс»?! Такие понятия, в содержаниях которых нет ничего общего, называются несравнимыми.

Сравнимыми называют понятия, содержания которых имеют общие элементы, т.е. имеются какие-то свойства, черты, признаки, которые входят в содержание как одного, так и другого понятия. В дальнейшем мы будем говорить только о сравнимых понятиях.

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном элементе).

 

 


Совместимыми называются понятия, объемы которых имеют общие элементы, т.е. существуют предметы, которые включаются в объем как одного, так и другого понятия.

Отношения между объемами понятий можно геометрически наглядно представить с помощью круговых схем. Они называются по имени математика XVIII в. Л.Эйлера "кругами Эйлера". Каждая точка круга представляет один предмет, входящий в объем рассматриваемого имени. Точки вне круга представляют предметы, не подпадающие под это имя. Если понятие единичное, оно также изображается кругом.

Будем изображать объемы понятий в виде кругов, в центре которых стоит буква, представляющая некоторое понятие, например, объем понятия A (скажем, «слон») будет выглядеть так:

 
 

 


Этот кружок включает в себя всех слонов, живущих на Земле. Тогда с помощью этих кругов мы можем представить следующие отношения между совместимыми понятиями:

В отношении пересечения находятся два понятия, объемы которых частично совпадают, т.е. содержат общие элементы.

Возьмем два понятия «студент» (А) и «спортсмен» (В). Объемы двух понятий A и B имеют общую часть – это те студенты, которые одновременно занимаются спортом, и те спортсмены, которые учатся в вузе. В то же время есть студенты, не занимающиеся спортом, и спортсмены, которые не являются студентами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приемы формирования понятий | Тождество (равнозначность)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.