Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделюючий підхід в теорії пізнання та психологічні гіпотези





При реализации моделирующего подхода считается, что исследователь в ходе мысленного эксперимента (МЭ) оперирует моделями, замещаю­щими объекты на основании отношения подобия. При этом принимает­ся, что в любом эксперименте мы имеем дело не с самим изучаемым пред­метом, т. е. исследуемой реальностью, а с моделью этой реальности.

Модель— это мысленно представляемая или материально реализу­емая система переменных, которая отображает исследуемую реальность испособна замещать ее так, что ее изучение дает новую инфор­мацию об изучаемых зависимостях.

Результатом теоретического моделирования является идеальная мо­дель (ИМ), представляющая собой идеализированный образ объекта, ситуации и т. п., представленный в сознании исследователя. Основные средства построения ИМ — это идеализация и абстрагирование. При помощи абстрагирования мы выделяем существенные стороны моде­лируемого объекта и отбрасываем несущественные, устраняя источ­ники систематического смешения. Путем идеализации мы переходим к анализу реальности с идеальными свойствами, т.е. к несуществующей в действительности, но мыслимой как образец, по отношению к которо­му эмпирическая реальность загружена множеством других свойств. Использование ИМ делает МЭ более сильным с точки зрения возмож­ностей теоретического обобщения. ИМ использует не только аппарат абстрактно-логического мышления, но и средства визуализации. Пси­хологу ясно, что так понятые средства познания существенно упроща­ют реальность интеллектуальной деятельности человека. То же каса­ется и представления функций знаковых моделей. Идеальная модель называется знаковой, когда ее компоненты связаны с элементами ори­гинала только формально, не находясь с ними в отношении подобия.

Одной из разновидностей знаковых моделей является кибернети­ческая модель. Использование «компьютерной метафоры» в психоло­гии является примером того, насколько буквально исследователь мо­жет использовать средства моделирования для интерпретационных целей при изучении познавательных процессов человека. Для современной когнитивной психологии так называемое «блочное» мышление, или «блоковое» представление этапов и уровней актуалгенеза познавательных процессов, как выполняет эвристическую функцию, так подчас и обедняет содержательные объяснительные схемы.



В философских и науковедческих работах моделирование как вид познавательной деятельности ученого рассматривается в контексте соотнесения мысленно устанавливаемых и реально представленных структурно-функциональных характеристик исследуемой реальности. При возможности выполнения условий причинного вывода в мыслен­ной модели фиксируются как экспериментальные условия, так и пред­полагаемые гипотетические конструкты, объясняющие закономерный характер постулируемых зависимостей.

Мысленное экспериментирование может как предварять, так и замещать сбор эмпирических данных. Оно может пониматься как «проигрывание» исследователем во внутреннем плане действий того или иного способа доказательства психологической гипотезы, безотносительно к тому, возможна ли организация соответствующего эмпири­ческого исследования.

Итак, при традиционном понимании модель рассматривается как воспроизводящая те или иные свойства психологической реальности в упрощенной, схематической форме. Обычно такое понимание модели характеризует так называемые теории «среднего уровня», которые пре­тендуют на формализацию представлений об исследуемых психологи­ческих зависимостях. Так говорят о моделях селективного внимания Д. Бродбента или А. Трейсман, о модели мотивационной регуляции вы­бора целей Дж. Аткинсона или модели принятия решений А. Тверского — Д. Канемана и т. д. Научная теория при этом выполняет аналитическую функцию прояснения структурно-функциональных связей между пере­менными, учтенными в модели. Экспериментальная проверка следствий из этих моделей строится посредством выдвижения каузальных гипотез о том, что какая-то переменная может рассматриваться как причинно действующая (в рамках заданной экспериментальной модели).

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.