Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый контроль в здравоохранении




Бухгалтерский учет учреждений здравоохранения.

Оплата труда работников здравоохранения

Принципиальную роль и особое место в регулировании труда и трудовых отношений занимают вопросы оплаты труда.

Оплата труда — это главный источник формирования де­нежных доходов работника. Работодатель обязан компенсиро­вать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. Другое де­ло, одна из самых вечных проблем экономики — в какой сум­ме компенсировать затраты труда работающего. Немаловажно и то, что заработная плата должна не только возмещать трудо­вые затраты работника, но и стимулировать его интерес к ка­чественному производительному труду.

3.1Формирование фонда оплаты труда учреждений здравоохранения

На заработную плату влияет не только способ установле­ния ее величины, но и в не 'меньшей степени — общая сумма денежных средств учрежденийздравоохранения, которыми оно располагает для оплаты труда своих работников.

Каждое учреждение здравоохранения ежегодно формирует и ежеквартально, ежемесячно уточняет фонд оплаты труда, исходя из имеющихся в наличие и предвидимых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений, которые приходится оплачивать из этого фонда.

Часть денежных поступлений учреждений здравоохранения, непосредственно используемая для уплаты заработанной платы в соответствии с установленными ставками и нормами, именуются «Фондом заработанной платы». Понятие «Фондом заработанной платы» несколько отличается от термина «Фонд оплаты труда». Фонд заработанной платы обычно представляет собой основную часть фонда оплаты труда, который может превышать фонд заработанной платы на величину резервных средств: дополнительных к зарплате поощрительных выплат, отдельных платежей, непосредственно связанных с оплатой труда.

Фонд оплаты труда учреждений здравоохранения принято делить па следующие составляющие:

• оплата труда основного персонала;

• оплата труда персонала параклинических учреждений;

• оплата труда персонала вспомогательных подразделе­ний;

• оплата труда административно-хозяйственного и управленческого персонала;

• оплата отпусков;

• материальное поощрение.

Как уже говорилось, учреждение здравоохранения в рамках действующего законодательства может получить финансирование не менее чем из 7 источников. Эти финансовые средства распространяются на две составляющие: первая – фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая – средства, направляемые на содержание и развитие учреждений здравоохранения.

В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями учреждений здравоохранения, а в рамках подразделений – между сотрудниками с учетом тарифных разрядов и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.

На начальном этапе планирования фонда оплаты труда оп­ределяется число должностей медицинского персонала, при­чем здесь возможны два подхода: первый — в соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказами Мини­стерства здравоохранения СССР и РФ (которые в настоящее время носят рекомендательный характер), второй — исходя из объема работы учреждений здравоохранения и ее подразделе­ний. На практике часто встречается сочетание и того, и другого подходов.

Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом осо­бенностей и объема работы.

На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые являются основными документами для определения должностных окла­дов работников здравоохранения.

Наименование должностей из числа врачебного, фармацев­тического и среднею медицинского персонала должно соот­ветствовать "Номенклатуре врачебных и провизорских специ­альностей в учреждениях здравоохранения Российской Феде­рации", "Номенклатуре специальностей среднего медицинско­го и фармацевтическою персонала", а также "Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения".

Наименование должностей заместителей руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника) допол­няется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет (например, "заместитель главного врача по медицинской части").

Наименование должности "врач" и должности "заведую­щий" (структурным подразделением) дополняется наименова­нием специальности, предусмотренной действующей номенк­латурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку, и работа, но которой вме­няется в круг его обязанностей (например, "врач-терапевт", "заведующий отделением — врач-хирург").

Необходимо также строго придерживаться наименований структурных подразделений организации здравоохранения.

Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работников определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с прика­зом, определяющим порядок оплаты соответствующих должностей.

Формы оплаты труда. Тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категории работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок оплаты груда работников бюджетной сферы фиксиру­ются в утверждаемой Правительством Российской Федерации Единой тарифной сетке, образующей основу тарифной систе­мы оплаты труда (повременной системы, основанной на еди­ных тарифах).

Тарифная сетка представляет собой совокупность разде­ленных по разрядам оплаты труда тарифных ставок (месячных окладов) и тарифных коэффициентов, представляющих отно­шение тарифной ставки данного разряда к ставке первого раз­ряда.

Размеры тарифных коэффициентов тарифной сетки отно­сительно устойчивы, тогда как тарифные ставки постоянно меняются. Обычно такое изменение происходит в сторону по­вышения ставок в целях индексации доходов, т. е. учета в до­ходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и ус­луги.

Основными формами оплаты труда являются:

• повременная:

■ простая повременная,

■ повременно-премиальная;

• сдельная:

■ прямая сдельная,

■ сдельно-премиальная,

■ сдельно-прогрессивная,

■ косвенно-сдельная;

• аккордная.

При повременных формах оплата производится за опреде­ленное количество отработанного времени независимо от ко­личества выполненных работ. Повременная форма оплаты труда наиболее распространена в здравоохранении, ей при­надлежит ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местных бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования.

Сдельная форма оплаты труда основывается на установле­нии заработной платы» зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный пери­од времени (чаще всего — за месяц).

Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в виде объема выполненной работы.

Однако в здравоохранении исключительно трудно изме­рить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчисле­нии. К тому же, если выполненная работа носит групповой, коллективный характер, приходится либо выделять долю объ­ема работ или услуг, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь кол­лектив, а затем делить ее между членами коллектива в соот­ветствии с мерой их участия в труде, определяемой так назы­ваемым коэффициентом трудового участия (КТУ).

Сдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое каче­ство работы, экономное расходование материалов и энергии, применение прогрессивных методов труда, бережное отноше­ние к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но на­ряду с премиями может применяться механизм депремирования в виде штрафов за нарушение правил, низкое качество заботы, нанесение материального ущерба.

При сдельно-прогрессивной оплате расценки повышаются в соответствии с перевыполнением норм выработки без сниже­ния качества услуг.

Центральная проблема применения сдельной формы опла­ты труда состоит в определении расценок на единичные рабо­ты, услуги.

Применяя Сдельную систему оплаты к вспомогательному медицинскому персоналу, обслуживающему основной про­цесс, осуществляемый врачами, используется, косвенно-сдельная оплата вспомогательного пер­сонала, чтобы стимулировать труд медицинских сестер и дру­гих работников. В такой системе вознаграждение вспомога­тельного персонала ставится в зависимость от объема меди­цинских услуг, оказываемых врачами, которых обслуживает вспомогательный персонал.

Аккордная система основана на повышении расценок или общей величины заработной платы, если работы, услуги вы­полняются ускоренным образом в неурочное время или в сокращенные в сравнении с нормативными сроки. При приме­нении аккордной системы заработная плата устанавливается обычно не за выполнение отдельных манипуляции или услуг, а за выполнение всей работы в целом и не обязательно приурочивается к месячным выплатам.

По мере вхождения системы здравоохранения рыночные отношения целесообразно переходить к смешанной форме оплаты труда, сочетающей признаки и свойства повременной и сдельной системы.

 

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную сис­тему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их дви­жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество орга­низаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуще­ствляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

• формирование полной, и достоверной информации о
деятельности учреждений и его имущественном положении;

• обеспечение контролирующих органов информацией об
осуществлении учрежденийздравоохранения хозяйственных операций, их целесообразности, использовании
финансовых, материальных и иных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сме­тами;

• предотвращение отрицательных результатов хозяйствен-
ной деятельности учреждений и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет спе­цифические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. К этим осо­бенностям следует отнести:

• организацию учета в разрезе статей бюджетом класси­фикации;

• контроль исполнения сметы расходов;

• выделение в учете кассовых и фактических расходов;

• точное исполнение утвержденного бюджета;

• соблюдение финансово-бюджетной дисциплины;

• мобилизация средств в бюджет и выявление дополни­ тельных доходов.

Основные правила (принципы) бухгалтерского учета в учре­ждениях здравоохранения соответствуют правилам, установ­ленных Законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Эти правила предусматривают обязательность двойной за­писи хозяйственных операций на счетах рабочего плана сче­тов, составляемого на основе плана счетов; осуществление учета объектов учета на территории Российской Федерации в рублях и на русском языке; обязательность документирования хозяйственных операций. Принципиальным положением яв­ляется и то, что в бухгалтерском учете текущие затраты на вы­полнение работ и оказание услуг осуществляются отдельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложе­ниями.

Непреложным условием является систематическое прове­дение инвентаризации имущества и обязательств.

Как уже подчеркивалось, одним из основополагающих правил бухгалтерского учета является обязательное докумен­тирование хозяйственных операций. Это осуществляется веде­нием бухгалтерских документов.

Синтетический учет — это учет обобщенных данных бухгал­терского учета о видах имущества, обязательств и хозяйствен­ных операций по определенным экономическим признакам, кото­рый ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет — это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обяза­тельствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синте­тического счета.

Планом счетов называют систематизированный по установ­ленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтер­ского учета. Запись операции на счетах означает отражение ее содержания в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для система­тизации и накопления информации, содержащейся в приня­тых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Ре­гистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах) или с использованием вычислительной тех­ники.

Бухгалтерским документом называется письменное свидетель­ство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материаль­ную ответственность работников за доверенные им ценности.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяй­ственные операции в той последовательности, в какой они со­вершаются.

Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах. Наименова­ние показателей и их количество в документах зависят в ос­новном от содержания отражаемой хозяйственной операции.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возмож­ным — непосредственно по окончании операции.

Своевременное и достоверное создание первичных доку­ментов, передача их в установленном порядке и в установлен­ные сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком до­кументооборота.

Порядок составления и обработки документов. Документы составляют на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов.

Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвер­гают бухгалтерской обработке, которая включает в себя рас­ценку, группировку и разметку (контировку).

Под расценкой, или таксировкой, документов понимают де­нежную оценку указанных в документе материальных ценно­стей.

Группировка — это подбор однородных документов для со­ставления сводных отчетов.

Разметка, или котировка, заключается в определении и записи корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах.

План организации бухгалтерского учета. Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое зна­чение имеет разработка плана его организации, который со­стоит из следующих элементов:

• план документации и документооборота:

• план инвентаризации;

• план счетов и их корреспонденции:

• план отчетности;

• план технического оформления учета;

• план организации труда работников бухгалтерии.

Учетная политика учреждения здравоохраненияэто вы­бор вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установ­ленных допущений, требований и особенностей своей деятельно­сти (организационных, технологических, а также численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.).

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтер­ского учета осуществляется выбор одного способа из несколь­ких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нор­мативных документах не установлены способы ведения бух­галтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

 

Финансовый контроль в системе здравоохранения — это контроль за целевым использованием финансовых средств систе­мы здравоохранения, а также за соблюдением действующего фи­нансового законодательства.

Объектом финансового контроля в здравоохранении является финансово-хозяйственная деятельность учреждений здравоохранения.

Важнейшей задачей финансового контроля является реали­зация единой финансовой политики, а также контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств в системе здравоохранения.

Финансовый контроль осуществляется в виде предвари­тельного, текущего и последующего контроля.

Предварительный контроль на стадии составления, рас­смотрения проекта территориальной Программы государст­венных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной меди­цинской помощи на очередной финансовый год осуществля­ется органом управления здравоохранением, финансовыми органами субъекта РФ, территориальным фондом ОМС.

Текущий и последующий контроль в процессе реализации Программы осуществляется:

• органом управления здравоохранением;

• финансовыми органами;

• контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ;

• Государственной налоговой инспекцией;

• Счетной палатой;

• Федеральным казначейством.

Территориальный фонд обязательного медицинского стра­хования принимает участие в осуществлении финансового контроля в системе здравоохранения области в пределах своих полномочий.

Организации, осуществляющие финансовый контроль в системе здравоохранения, действуют в пределах своей компе­тенции в соответствии с законодательством. Они взаимодей­ствуют между собой и с органами местного самоуправления. Координацию их деятельности может осуществлять орган управления здравоохранением субъекта РФ в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии. На основе соглашений для проведения комплексных ревизий и темати­ческих проверок разрабатываются и утверждаются совместные планы-графики.

Организации, осуществляющие финансовый контроль в системе здравоохранения субъекта РФ, в пределах своих пол­номочий имеют следующие права и обязанности:

• проводить проверки и ревизии;

• давать указания по устранению выявленных нарушений и в случае их невыполнения направлять материалы про­верок в комиссию по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности органа управления здравоохранением субъекта РФ для приоста­новления или отзыва лицензии организаций здравоохра­нения;

• проверять соблюдение финансового законодательства;

• осуществлять контроль за прохождением финансовых средств в сфере денежного обращения;

• осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых средств в организациях здраво­охранения:

• направлять материалы о выявленных нарушениях в адрес правоохранительных органов.

Финансовый контроль в системе здравоохранения осуще­ствляется, в следующих организационных формах:

• ревизии и тематические проверки;

• экспертные оценки и аналитические расчеты;

• проверка документов и сведений;

• проверка системы учета и внутреннего контроля;

• инвентаризация денежных средств и материальных ценностей;

• анализ бухгалтерской и финансовой отчетности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.