КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовый контроль в здравоохранении
Бухгалтерский учет учреждений здравоохранения. Оплата труда работников здравоохранения Принципиальную роль и особое место в регулировании труда и трудовых отношений занимают вопросы оплаты труда. Оплата труда — это главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. Другое дело, одна из самых вечных проблем экономики — в какой сумме компенсировать затраты труда работающего. Немаловажно и то, что заработная плата должна не только возмещать трудовые затраты работника, но и стимулировать его интерес к качественному производительному труду. 3.1Формирование фонда оплаты труда учреждений здравоохранения На заработную плату влияет не только способ установления ее величины, но и в не 'меньшей степени — общая сумма денежных средств учрежденийздравоохранения, которыми оно располагает для оплаты труда своих работников. Каждое учреждение здравоохранения ежегодно формирует и ежеквартально, ежемесячно уточняет фонд оплаты труда, исходя из имеющихся в наличие и предвидимых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений, которые приходится оплачивать из этого фонда. Часть денежных поступлений учреждений здравоохранения, непосредственно используемая для уплаты заработанной платы в соответствии с установленными ставками и нормами, именуются «Фондом заработанной платы». Понятие «Фондом заработанной платы» несколько отличается от термина «Фонд оплаты труда». Фонд заработанной платы обычно представляет собой основную часть фонда оплаты труда, который может превышать фонд заработанной платы на величину резервных средств: дополнительных к зарплате поощрительных выплат, отдельных платежей, непосредственно связанных с оплатой труда. Фонд оплаты труда учреждений здравоохранения принято делить па следующие составляющие: • оплата труда основного персонала; • оплата труда персонала параклинических учреждений; • оплата труда персонала вспомогательных подразделений; • оплата труда административно-хозяйственного и управленческого персонала; • оплата отпусков; • материальное поощрение. Как уже говорилось, учреждение здравоохранения в рамках действующего законодательства может получить финансирование не менее чем из 7 источников. Эти финансовые средства распространяются на две составляющие: первая – фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая – средства, направляемые на содержание и развитие учреждений здравоохранения. В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями учреждений здравоохранения, а в рамках подразделений – между сотрудниками с учетом тарифных разрядов и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы. На начальном этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала, причем здесь возможны два подхода: первый — в соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказами Министерства здравоохранения СССР и РФ (которые в настоящее время носят рекомендательный характер), второй — исходя из объема работы учреждений здравоохранения и ее подразделений. На практике часто встречается сочетание и того, и другого подходов. Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особенностей и объема работы. На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые являются основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения. Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднею медицинского персонала должно соответствовать "Номенклатуре врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации", "Номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтическою персонала", а также "Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения". Наименование должностей заместителей руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет (например, "заместитель главного врача по медицинской части"). Наименование должности "врач" и должности "заведующий" (структурным подразделением) дополняется наименованием специальности, предусмотренной действующей номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку, и работа, но которой вменяется в круг его обязанностей (например, "врач-терапевт", "заведующий отделением — врач-хирург"). Необходимо также строго придерживаться наименований структурных подразделений организации здравоохранения. Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работников определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющим порядок оплаты соответствующих должностей. Формы оплаты труда. Тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категории работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок оплаты груда работников бюджетной сферы фиксируются в утверждаемой Правительством Российской Федерации Единой тарифной сетке, образующей основу тарифной системы оплаты труда (повременной системы, основанной на единых тарифах). Тарифная сетка представляет собой совокупность разделенных по разрядам оплаты труда тарифных ставок (месячных окладов) и тарифных коэффициентов, представляющих отношение тарифной ставки данного разряда к ставке первого разряда. Размеры тарифных коэффициентов тарифной сетки относительно устойчивы, тогда как тарифные ставки постоянно меняются. Обычно такое изменение происходит в сторону повышения ставок в целях индексации доходов, т. е. учета в доходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. Основными формами оплаты труда являются: • повременная: ■ простая повременная, ■ повременно-премиальная; • сдельная: ■ прямая сдельная, ■ сдельно-премиальная, ■ сдельно-прогрессивная, ■ косвенно-сдельная; • аккордная. При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. Повременная форма оплаты труда наиболее распространена в здравоохранении, ей принадлежит ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местных бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования. Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы» зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный период времени (чаще всего — за месяц). Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в виде объема выполненной работы. Однако в здравоохранении исключительно трудно измерить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же, если выполненная работа носит групповой, коллективный характер, приходится либо выделять долю объема работ или услуг, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ). Сдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое качество работы, экономное расходование материалов и энергии, применение прогрессивных методов труда, бережное отношение к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но наряду с премиями может применяться механизм депремирования в виде штрафов за нарушение правил, низкое качество заботы, нанесение материального ущерба. При сдельно-прогрессивной оплате расценки повышаются в соответствии с перевыполнением норм выработки без снижения качества услуг. Центральная проблема применения сдельной формы оплаты труда состоит в определении расценок на единичные работы, услуги. Применяя Сдельную систему оплаты к вспомогательному медицинскому персоналу, обслуживающему основной процесс, осуществляемый врачами, используется, косвенно-сдельная оплата вспомогательного персонала, чтобы стимулировать труд медицинских сестер и других работников. В такой системе вознаграждение вспомогательного персонала ставится в зависимость от объема медицинских услуг, оказываемых врачами, которых обслуживает вспомогательный персонал. Аккордная система основана на повышении расценок или общей величины заработной платы, если работы, услуги выполняются ускоренным образом в неурочное время или в сокращенные в сравнении с нормативными сроки. При применении аккордной системы заработная плата устанавливается обычно не за выполнение отдельных манипуляции или услуг, а за выполнение всей работы в целом и не обязательно приурочивается к месячным выплатам. По мере вхождения системы здравоохранения рыночные отношения целесообразно переходить к смешанной форме оплаты труда, сочетающей признаки и свойства повременной и сдельной системы.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Основными задачами бухгалтерского учета являются: • формирование полной, и достоверной информации о • обеспечение контролирующих органов информацией об • предотвращение отрицательных результатов хозяйствен- Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. К этим особенностям следует отнести: • организацию учета в разрезе статей бюджетом классификации; • контроль исполнения сметы расходов; • выделение в учете кассовых и фактических расходов; • точное исполнение утвержденного бюджета; • соблюдение финансово-бюджетной дисциплины; • мобилизация средств в бюджет и выявление дополни тельных доходов. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета в учреждениях здравоохранения соответствуют правилам, установленных Законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Эти правила предусматривают обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе плана счетов; осуществление учета объектов учета на территории Российской Федерации в рублях и на русском языке; обязательность документирования хозяйственных операций. Принципиальным положением является и то, что в бухгалтерском учете текущие затраты на выполнение работ и оказание услуг осуществляются отдельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями. Непреложным условием является систематическое проведение инвентаризации имущества и обязательств. Как уже подчеркивалось, одним из основополагающих правил бухгалтерского учета является обязательное документирование хозяйственных операций. Это осуществляется ведением бухгалтерских документов. Синтетический учет — это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет — это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Запись операции на счетах означает отражение ее содержания в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах) или с использованием вычислительной техники. Бухгалтерским документом называется письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственных операций, право на их совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности. Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Форма документа определяется совокупностью показателей (реквизитов) и их расположением в документах. Наименование показателей и их количество в документах зависят в основном от содержания отражаемой хозяйственной операции. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции. Своевременное и достоверное создание первичных документов, передача их в установленном порядке и в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Порядок составления и обработки документов. Документы составляют на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке, которая включает в себя расценку, группировку и разметку (контировку). Под расценкой, или таксировкой, документов понимают денежную оценку указанных в документе материальных ценностей. Группировка — это подбор однородных документов для составления сводных отчетов. Разметка, или котировка, заключается в определении и записи корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах. План организации бухгалтерского учета. Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации, который состоит из следующих элементов: • план документации и документооборота: • план инвентаризации; • план счетов и их корреспонденции: • план отчетности; • план технического оформления учета; • план организации труда работников бухгалтерии. Учетная политика учреждения здравоохранения — это выбор вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, а также численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.). При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Финансовый контроль в системе здравоохранения — это контроль за целевым использованием финансовых средств системы здравоохранения, а также за соблюдением действующего финансового законодательства. Объектом финансового контроля в здравоохранении является финансово-хозяйственная деятельность учреждений здравоохранения. Важнейшей задачей финансового контроля является реализация единой финансовой политики, а также контроль за целевым и эффективным использованием финансовых средств в системе здравоохранения. Финансовый контроль осуществляется в виде предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный контроль на стадии составления, рассмотрения проекта территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на очередной финансовый год осуществляется органом управления здравоохранением, финансовыми органами субъекта РФ, территориальным фондом ОМС. Текущий и последующий контроль в процессе реализации Программы осуществляется: • органом управления здравоохранением; • финансовыми органами; • контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ; • Государственной налоговой инспекцией; • Счетной палатой; • Федеральным казначейством. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования принимает участие в осуществлении финансового контроля в системе здравоохранения области в пределах своих полномочий. Организации, осуществляющие финансовый контроль в системе здравоохранения, действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Они взаимодействуют между собой и с органами местного самоуправления. Координацию их деятельности может осуществлять орган управления здравоохранением субъекта РФ в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии. На основе соглашений для проведения комплексных ревизий и тематических проверок разрабатываются и утверждаются совместные планы-графики. Организации, осуществляющие финансовый контроль в системе здравоохранения субъекта РФ, в пределах своих полномочий имеют следующие права и обязанности: • проводить проверки и ревизии; • давать указания по устранению выявленных нарушений и в случае их невыполнения направлять материалы проверок в комиссию по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности органа управления здравоохранением субъекта РФ для приостановления или отзыва лицензии организаций здравоохранения; • проверять соблюдение финансового законодательства; • осуществлять контроль за прохождением финансовых средств в сфере денежного обращения; • осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием финансовых средств в организациях здравоохранения: • направлять материалы о выявленных нарушениях в адрес правоохранительных органов. Финансовый контроль в системе здравоохранения осуществляется, в следующих организационных формах: • ревизии и тематические проверки; • экспертные оценки и аналитические расчеты; • проверка документов и сведений; • проверка системы учета и внутреннего контроля; • инвентаризация денежных средств и материальных ценностей; • анализ бухгалтерской и финансовой отчетности.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |