Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Суждение как форма мышления

К недоразвитиям стопы и пальцев относятся: косолапость, расщепление стопы, ампутация стопы, полидактилия, синдактилия, искривление пальцев, молотообразный палец, деформация и отклонение I пальца стопы кнаружи (Hallux valgus) и плоскую стопу.

Различают пять продольных и один поперечный свод стопы. Продольные дугообразные своды образованы сочленениями костей предплюсны и плюсны и проходят все образно через соответствующую плюсневую кость через кости предплюсны к точке пяточной кости. Продольные своды стопы неодинаковы по высоте (наиболее высоким является вторая дуга), что обеспечивает различную высоту поперечного свода.

Поперечный свод стопы образуется сочленениями костей предплюсны (ладьевидная, клиновидные и кубовидная кости).

В формировании сводов стопы принимают участие связки, которые придают прочность соединения костей, и мышцы, тонус которых может или усиливать, или ослаблять нормальное положение сводов стопы.

Кроме визуального определения дефекта стопы плоскостопие определяется методом плантографии – получением отпечатков стоп на бумаге. На плантограмме наносятся две линии, соединяющие середину пяточной кости со вторым межпальцевым промежутком и с серединой основания концевой фаланги первого пальца.

В зависимости от расположения линий по отношению внутреннего изгиба на контуре отпечатки стопы на бумаге выделяют три степени продольного плоскостопия (1-3 степень).

Для оценки патологических изменений стоп используются индексы Чижина и Фридлянда. Наиболее достоверная степень плоскостопия устанавливается рентгенологически (профильные снимки стоп под нагрузкой).

Метод исследования антропометрических данных при помощи медицинских аппаратов и инструментария выявляет уровень физического развития на основании измерения роста, стоя и сидя; массы тела; окружности шеи; грудной клетки, плеч, предплечий, талии, бедер, голени; определения жизненной емкости легких, статической и динамической силы мышц и др.

Вес (масса) тела является важным показателем физического развития. Различают 4 (четыре) степени ожирения. В практике обследования, имеет значение определение индекса массы тела, или весоростовой индекс, то есть отношение массы тела в граммах к росту в см. Для женщин весоростовой индекс составляет 325-327 г/см, для мужчин- 350-400 г/см.

Масса тела постоянно нарастает до 20-25 мг, в последующем меняется индивидуально, но может быть стабильной до 40-45 мг.

Соотношение между весом и ростом может ориентировочно быть выражено в следующих показателях: при росте в 155-165 см вес должен составлять величине рост минус 100 кг, при росте 166-175 см – рост минус 105 кг и при росте более 175 см – рост минус 110 кг. Увеличение длины тела у юношей заканчивается в 18-20 лет, у девушек в 16-18 лет. После 60-65 лет происходит уменьшение длины тела ежегодно на 1-1,5 мм за счет уплощения межпозвоночных дисков, изменения осанки, снижения высоты сводов стопы.

Для прогнозирования возможного роста в детском возрасте можно пользоваться следующей формулой: для юношей – рост отца плюс рост матери, деленное на 2; для девушек – рост отца * 0,923 плюс рост матери, деленное на 2.

Коэффициент пропорциональности тела, измеряемый в процентах, равен: рост стоя, минус рост сидя, деленное на рост сидя. В норме коэффициент пропорциональности равен 87% -92%.

Характер пропорций тела может выражаться в трех вариантах: долихоморфное, мезоморфное и брахиморфное строение тела.

Долихоморфное строение соответствует астеническому конституциональному типу: окружность запястья менее 16 см. - мезоморфное – нормостеническому и брахиморфное соответствует гиперстеническому конституционному типу строения тела (окружность запястья более 19 см).

 

Характеристика пропорций частей тела представлена в таблице:

ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ЧАСТЕЙ ТЕЛА В % К ДЛИНЕ ТЕЛА.
ДЛИНА ШИРИНА
Туловище Ноги Руки Плечи Таз
Долихоморфный 29,5 55,0 46,5 21,5 16,0
Мезоморфный 31,0 53,0 44,5 23,0 16,5
Брахиморфный 33,5 51,0 42,5 24,5 17,5  

 

Физическое развитие грудной клетки можно оценить по измерению, её окружности на вдохе, паузе и при максимальном выдохе. Под экскурсией грудной клетки понимается разные, её окружности при максимальном вдохе и максимальном выдохе. При нормальном развитии грудной клетки ее экскурсия составляет 5-7 см.

Показателем физического развития и, в частности, пропорциональность грудной клетки определяется по индексу Эрисмана, который равен для мужчин + 5,8 см и для женщин + 3,3 см. Индекс пропорциональности развития грудной клетки вычисляется разницей объема грудной клетки в см половины длины тела в см.

Индекс Пинье (крепость телосложения) определяется вычитанием из длины тела в см. массы тела в кг и окружности грудной клетки на выдохе. При крепком телосложении индекс равен менее 10, индекс от 10 до 20 – хорошее телосложение, 21-25 – среднее, 26-35 – слабое и более 35 – очень слабое.

Индекс грации – отношение окружности голени к окружности талии (в норме – 0,5, уменьшение индекса оценивается неудовлетворительно).

Физическое развитие определяется данными и других измерений – окружность шеи, талии, предплечья, бедер, голени. Так, окружность талии (для девушек) в норме равна длине тела минус 100.

Показатели физического развития взаимосвязаны между собой и потому при гармоничном развитии личности они должны находиться в пределах нормы.

Достоверные данные о нарушении физического развития можно получить при рентгенологическом исследовании костей запястья.

У детей оценка пропорциональности телосложения проводится несколько иначе, чем у взрослых. Вначале проводится, как и у взрослых, визуальная оценка пропорциональности телосложения. При осмотре обращают внимание на рост и его соответствие календарному возрасту ребенка, далее - на развитие подкостно-жирового слоя и соответствие массы росту. Затем оценивают развитие костей и мышц (появление мышечного рельефа, тонус мышц). Далее оценивают соотношение длинников: – высота головы к общей длине; - высота лицевой и мозговой части черепа и их соотношение; - длина туловища к общей длине; - длина конечностей; - длина плеча, предплечья, кисти; - длина бедра, голени, стопы.

Для полного представления о физическом благополучии используются различные методы исследования, с помощью которых оценивают показатели функционального состояния организма, деятельность жизненно важных органов (легкие, сердце, печени, почек). Исследуется система кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, эндокринная и т.д.

Исследования показателей внешнего дыхания оценивающих вентиляционную функцию аппарата дыхания проводится методом общей спирометрии и спирографии.

Наиболее доступный метод исследования аппарата внешнего дыхания – спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ) при помощи аппарата спирометра. ЖЕЛ характеризует максимальную амплитуду дыхательных экскурсией грудной клетки. Для мужчин ЖЕЛ равна 3800-4200 мл, для женщин – 3000-3500 мл.

Состояние системы кровообращения оценивается по состоянию пульса, артериального давления и функциональным пробам.

Методом пальпации артерий определяется частота, ритм, наполнение, напряжение, величина и форма пульса.

Нормально допустимая частота пульса может колебаться в широких пределах – от 60 до 80 ударов в 1 минуту (уд/мин). Редкий пульс (брадикардия) – менее 60 уд/мин, частый (тахикардия) – более 100 уд/мин.

 

Допустимая частота пульса при физических нагрузках

Возраст, годы Допустимая частота пульса в минуту
20-30 31-40 41-50 51-60 61-70 71-80  

 

Артериальное давление измеряется методом сфигмоманометрии. Различают максимальное систолическое, минимальное диастолическое, и разницу между ними – пульсовое давление. Нормальным считается артериальное давление 120/80 мм рт ст. Так называемое физиологическое повышение артериального давления, соответственно возрасту, в настоящее время признается не всеми. Повышение давления, независимо от возраста, рассматривается, как патологическое состояние и обусловлено определенной причиной.

Функциональные пробы сердечнососудистой и дыхательной систем Пробы с задержкой дыхания после максимального вдоха (проба Штанге) и после максимального выдоха (проба Генча, Сообразе).

Ортоклиностатическая проба выявляет реакции сердечно-сосудистой системы, когда происходит перевод тела из горизонтального в вертикальное положение. Резкое изменение положения тела приводит к учащению сердцебиения в норме на 5-10 уд/мин и небольшое повышение (на 2-5 мм рт ст) артериального давления.

Оценка функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем может быть произведена методиками с использованием нагрузочных тестов, позволяющих сопоставить показатели функций систем в период нагрузки и покоя.

У здоровых людей после 5-и-минутной ходьбы период восстановления дыхания длится не более 6-8 мин, при недостаточном функциональном состоянии бронхо-легочной системы период восстановления дыхания удлиняется. Простая и общедоступная проба с 20 приседаниями заключается в том, что после проведения исследования нормализация пульса должна произойти через 2 мин, а артериального давления – через 3 мин. В этом случае можно считать состояние сердечнососудистой системы в пределах нормальных показателей, а приспособительную реакцию на физическую нагрузку удовлетворительной. Расширенная проба с приседанием (проба Летунова) включает 20 приседаний с последующим 3-х- минутным отдыхом, затем 12 секундный бег на месте в максимальном темпе и отдых в течение 4 минут, и снова бег в течении 3 минут со скоростью 10 км/ч. После выполнения пробы производится подсчет пульса, дыхания, измеряется артериальное давление и делается заключение о деятельности сердца и дыхательной системы.

Более точные показания можно получить при проведении нагрузочных тестов на велоэргометре или специальной установке – тредмилле, воспроизводящей ходьбу или бег на движущейся дорожке.

Одним из сложных, но достаточно информативных тестов, является степ-тест PWC-170, позволяющий определить так называемую кислородную (аэробную) способность организма, т.е. возможность потребления максимального количества кислорода за единицу времени в процессе одной и той же работы.

По количеству потребляемого кислорода за единицу времени можно определить состояние сердечнососудистой и дыхательной системы, обеспечивающее жизнедеятельность человека.

Потребление кислорода в объеме 4-5 л/мин указывает на высокие физические показатели обследуемого, в то время, как у физически неактивных этот показатель значительно ниже.

Установлено, что у людей до 30 лет возможности сердечнососудистой, дыхательной и других систем позволяют обеспечить максимальное потребление кислорода тканями при пульсе не менее 170 уд/мин, и потому величина мышечной работы при таком режиме сердечных сокращений определяет степень физической работоспособности (проба PWC 170). Средняя величина PWC 170 для мужчин 20-29 лет равняется 1037 кгм/мин, для женщин 640 кгм/мин. По степени физической работоспособности можно характеризовать физическое благополучие человека и, соответственно, физическую составляющую его здоровья в целом.

В то же время, следует учитывать как общие закономерности физического развития, так и индивидуальности нормативного показателя. Норма для каждого человека будет разной, более того, что для одного служит нормой, то для другого является показателем болезненного состояния. В связи с этим в медицине, в антропологии существует понятие «конституции тела» (телосложение), под которой понимается совокупность устойчивых признаков, свойственных конкретным типам людей. Конституционные особенности (особенности телосложения) позволяют рассматривать норму не как усредненные показатели тех или иных параметров, а исходить из типологического строения тела и признавать соответствующие варианты нормы. (Понятие «конституция тела» (телосложение) признаётся только в России.)

В пределах одного конституционного типа индивидуумы будут иметь различные нормативные показатели физического развития. В природе не существуют чистые биологические эталоны, кроме того, конституционные особенности строения тела и его физического развития подвергаются изменениям, как на генетическом уровне, так и в процессе жизни под влиянием внешних условий. Это позволяет считать, что нормативные показатели физического развития человека всегда индивидуальны, и потому должен быть строго индивидуальный подход к совершенствованию своего организма. Следует учитывать функциональные физиологические особенности, которые соответствуют определенному статусу физического развития, что позволяет организму в достаточно широких пределах видоизменяться, адаптируясь к изменяющимся условиям внешней среды.

Индивидуальная норма физического развития, т.е. физического здоровья позволяет целенаправленно, с учетом своих особенностей планировать физическую подготовку, способы адаптации к повреждающим агентам, факторам риска.

Для проведения мониторинга здоровья обучающихся необходимо исследование сенсорных функций.

Исследование зрения проводится по следующей программе: проверка остроты зрения на аппарате Ротта, на аппарате авторефрактометра (определение рефракции), с помощью таблиц, офтальмоскопия (осмотр глазного дна), при необходимости проводится очковая коррекция при помощи оптических линз. Исследование зрения проводит врач-окулист. Исследование слуха, обоняния, осязания проводится по соответствующей программе врачей-специалистов.

 

Возрастная физиология (закономерности)

Возрастные периоды – это жизненные отрезки времени, в пределах которых процесс роста и развития, а также морфофункциональные особенности организма тождественны. При характеристике каждого возрастного периода детства оцениваются законы роста и развития; морфофункциональное состояние органов и систем; особенности центральной нервной системы (ЦНС), нервно-психическое развитие; ведущие линии развития; особенности эндокринной системы; иммунологические особенности; основной характер патологии, свойственный данному возрастному периоду; инфекционные возбудители заболеваний; наиболее неблагоприятные факторы, воздействующие на организм ребенка; создание условий для гармоничного развития (с учетом возраста и процесса тренировок) ребенка. Таким образом, выделение отдельных возрастных периодов способствует дифференцированному подходу к ребенку и к процессу тренировки.

Согласно Международной конвенции защиты прав ребенка 1999г., к детям относятся человеческие индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет. Выделяют следующие возрастные периоды:

1. Внутриутробный период – от момента зачатия до рождения ребенка (280 дней).

2. Период новорожденности – от момента перевязки пуповины по 28 день жизни.

3. Период грудного возраста – от 29-го дня жизни ребенка до 1 года.

4. Период раннего детского возраста – от 1года до 3 лет.

5. Период дошкольного возраста – от 3 до 7 лет.

6. Период младшего школьного возраста - от 7 до 12 лет.

7. Период старшего школьного возраста – с 12 до 17-18 лет.

С точки зрения занятий единоборствами, интересны конец пятого периода, шестой и седьмой периоды.

 

ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (3-7 лет)

Период первого детства

Дошкольный период – это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребенка. Ребенок активно познает мир.

Особенности роста и развития

Замедление нарастания годичных приростов. Прибавка массы тела составляет, в среднем до 2 кг в год, длины тела на 5 см в год. Удвоение длины тела к 4 годам по сравнению с длиной тела при рождении. Первый полуростовой скачок: у мальчиков с 4 до 5 ½ лет, у девочек – после 6 лет.

Отмечается нарастание массы мышц. Для этого периода характерно быстрое развитие мелкой моторики. К концу этого периода скорость роста костей ног опережает увеличение нарастания мышц, вследствие этого дети могут жаловаться на боли в ногах.

Особенности ЦНС:

- замедление нарастания массы мозга;

- завершение миелинизации проводящих путей к 12 годам жизни;

- быстрое образование условных рефлексов;

- формирование основного ритма электрической активности к 6 годам;

- выражены механизмы опознания целостного образа – образная форма мышления является главной в этом возрасте.

Нервно-психическое развитие

Характерно совершенствование памяти. Интенсивное развитие интеллекта. Видение в предметах не того, что они представляют объективно, а то, что видится ему, и если окружающие не верят, происходит «уход в себя». Формируется самолюбие.

Органы чувств:

- После 3 лет дети умеют различать цвета, а до трёх лет монохромны.

- Около 4 лет ребенок готов к начальному чтению.

Ведущая линия развития:

- игровая, ролевая игра, игра в воображаемую действительность;

- исследовательская деятельность;

- ребенок очень нуждается в похвале и одобрении.

Особенности эндокринной системы:

- Активная функция гипофиза и щитовидной железы.

- Начинается процесс инволюции вилочковой железы.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем

В легких интенсивно развивается эластическая ткань, мышечные бронхи с перибронхиальной и включенной в нее лимфоидной тканью. В 5-7 лет у ребенка происходит окончательное созревание ацинуса (ацинус – структурная единица легких). Начинает преобладать брюшной тип дыхания, увеличивается количество эластичных волокон, окончательно формируются ацинусы.

ССС (сердечнососудистая система): к 5 годам масса сердца увеличивается в 4 раза, к 6 годам – в 11 раз. От 3 до 7-8 лет у ребенка происходит окончательная дифференцировка тканей ССС, утолщение мышечных волокон, обогащение соединительной и эластической тканью. К 7 годам ударный объем крови возрастает в 10 раз. Увеличиваются размеры кровеносных сосудов большого круга кровообращения.

Мочевыделительная система: к 5 годам масса почки составляет 55-56 г. Строение клубочка нефрона становится таким же, как у взрослого, кубический эпителий полностью замещается плоским. Фильтрационная функция почек и реабсорбация в канальцах как у взрослого. Суточный диурез в 5 лет 600-800 мл, в 7 лет – 900-1000 мл.

Характер патологий:

- Болезни органов дыхания.

- Острые желудочно-кишечные заболевания.

- Острые детские инфекции.

- Аллергические заболевания.

- Туберкулез.

- Травматизм.

Режим ребенка от 3 до 7 лет

В этом возрасте сон должен составлять 16- ½ n, где n – число лет. Максимальное пребывание на свежем воздухе. Пешеходные прогулки. Активное бодрствование: с 3 лет бег, прыжки. С 5-6 лет – общая физическая подготовка, включение таких видов спорта, которые способствуют развитию координации и техники движения (гимнастика, плавание, фигурное катание).

Ежедневная локомоция шагов в возрасте 4 лет не менее 9000-12000. Около 8-10 км.

Продолжительность двигательного компонента должна составлять 6 часов.

В возрасте 5-6 лет – 11000-15000 шагов в сутки, т.е. 9-12 км.

 

ПЕРИОД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-11 лет)

Период второго детства

Особенности роста и развития

Происходит усиление роста у девочек с 9 лет, у мальчиков с 10 лет. Начало второго вытяжения – максимальные приросты тела в длину у девочек 10-11 ½ лет (7-8 см в год); у мальчиков с 13 ½ - 15 ½ лет (8-10 см в год). С 8-9 лет наблюдается значительный прирост объема мышц (составляет 27% по отношению к массе тела). К 10-12 годам завершается основной процесс формирования координации движений, быстро развиваются координационные движения мелких мышц. Начинается половой диформизм физического развития, формирование половоспецифического телосложения.

Происходит замена молочных зубов на постоянные с 5-6 лет, заканчивается к 12-13 годам.

Особенности ЦНС

Заканчивается морфологическое формирование. К 10-12 годам завершается полное развитие клеточных структур больших полушарий головного мозга, созревание проводимости. В 9-10 лет наблюдаются высокие функциональные возможности ЦНС. К 10 годам достаточно высокая степень зрелости лобных долей коры больших полушарий головного мозга, и ее связей (высших центров анализа). Происходит улучшение памяти, развитие интеллекта.

Нервно-психическое развитие

С 6-8 лет – игровая мотивация сменяется учебной направленностью. В 8-10 лет – совершенствование организации внимания. В 7-9 лет наблюдается быстрое развитие утомления при однообразной психической деятельности. Происходит формирование чувства долга, ответственности, необходимости завершить начатое дело.

Особенности эндокринной системы.

В 7-9 лет происходит усиление функции гипофиза. С 10 лет отмечается увеличение продукции соматотропного гормона (гормона роста). Эволюция тимуса, ослабление функции зобной железы. Усиливается функция щитовидной железы. Начало функции половых желез.

Характерные патологии:

- Заболевание органов дыхания, в первую очередь ОРЗ.

- Острые детские инфекции.

- Патологии ЛОР-органов.

- Хронические заболевания органов пищеварения.

- Аллергические болезни.

- Бронхиальная астма.

- Ревматизм.

- Болезни почек.

- Туберкулез.

- Травматизм.

- Нарушение осанки.

- нарушение зрения.

Режим – достаточный сон. Активная утренняя гимнастика. Спорт – лыжи, коньки, плавание. Пребывание на улице не менее 2-3 часов.

В возрасте 7-10 лет ребенок должен совершать 15000-20000 шагов в сутки, т.е. 13-17 км.

Продолжительность двигательного компонента должна составлять примерно 4-5 часов.

 

ПЕРИОД СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (от 12 до 17-18 лет)

Подростковый период - особенности роста и развития.

Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно по длине, - пубертатный ростовой скачок за счет удлинения туловища и конечностей. Скорость роста у девочек в 12 лет, примерно – 9 см в год; у мальчиков в 14 лет, около – 10 см в год; затем отмечается замедление роста у девочек в 16-17 лет, у мальчиков в 18-19 лет и прекращение роста у девушек – 18 лет, у юношей – 20-25 лет. Масса мышц по отношению к массе тела составляет 32,6 %.

Особенности ЦНС

ЦНС в этом периоде вынуждена функционировать в неоптимальном режиме гормональных влияний. Наблюдается снижение регуляторных функций высших отделов мозга, что имеет функциональный, переходящий характер.

К подростковому периоду завершается группировка нейронов различного типа в коре головного мозга. Отмечается избыточная функциональная активность органов и систем на ранних стадиях полового созревания вследствие неустойчивости вегетативной регуляции.

Эмоциональная неустойчивость (пик у мальчиков – 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет) - особенности эндокринной системы.

Физиологическая гиперфункция гипоталамуса и гипофиза, активация гормонов мозгового слоя и надпочечников. У подростков к 12-14 годам достигает максимального уровня продукция соматотропного гормона (увеличивается с 10-летнего возраста), с чем связан максимальный ростовой скачок. Усиливается активность симпатико-адреналиновой системы в 13-14 лет (к 17-18 годам постепенно снижается). Адренокортикотропный гормон обеспечивает адаптационно-приспособительные реакции, в том числе на стрессы. Происходит созревание, формирование и становление репродуктивной функции. Устанавливается гормональный баланс, при котором у мальчиков в больших количествах продуцируются андрогены, у девочек – эстроген.

Наиболее ранняя граница появления признаков полового созревания для девочек – 8-8,5 лет, для мальчиков – 10-10,5 лет. Задержка признаков полового созревания для девочек – 12,5-13 лет, для мальчиков – до 14 лет.

Особенности иммунитета:

- Подавление клеточного звена иммунитета.

- Ослабление гуморального звена.

Характер патологии:

- Неврозы и вегето-сосудистая дистония.

- Хронические болезни органов пищеварения.

- Ревматизм, болезни почек.

- Хронические заболевания легких.

- Туберкулез.

- Расстройства питания.

- Скрытый дефицит железа и железодефицитная анемия, чаще у девочек.

- Заболевания ОДА (нарушения осанки, пограничные остеопении и остеохондропатии).

- Ювенильный остеопороз.

Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Наблюдаются психосоматические симптомы: «ожирение от огорчений» или нервная анорексия, ночные страхи.

Примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества Возраст (лет)
                       
Рост           + + + +    
Мышечная масса           + + + +    
Быстрота     + + +       + + +
Скоростно-силовые качества     + + + + + + +    
Сила             + +   + +
Выносливость (аэробные возможности)   + + +         + + +
Анаэробные возможности                 + + +
Гибкость + + + +   + +        
Координационные способности     + + + +          
Равновесие + + + + + + + +      

 

В видах спортивных единоборств, при проведении ТО рекомендуется регистрировать следующие параметры тренировочного процесса: средства подготовки (общефизическая подготовка - ОФП, специальная физическая подготовка - СФП, специальная подготовка - СП и соревновательная подготовка - СорП); время или объем тренировочного задания, применяемого средства подготовки в минутах; интенсивность тренировочного задания по частоте сердечных сокращений в минуту.

Контроль функционального состояния юных спортсменов осуществляется путём измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС). Она определяется пальпаторно, путем подсчета пульсовых ударов в области лучевой артерии на руке, сонной артерии в области шеи или непосредственно в области сердца. ЧСС считается в течение 10, 15 или 30 секунд, с последующим пересчетом ударов в минуту.

При анализе тренировочных нагрузок, определяется их преимущественная направленность по каждому тренировочному заданию.

Направленность тренировочных нагрузок с учетом основных путей энергообеспечения

ЧСС (уд/мин Направленность
100-130 Аэробная (восстановительная)
140-170 Аэробная (тренирующая)
160-190 Анаэробно-аэробная (выносливость)
170-200 Лактатная-анаэробная (спец. выносливость)
170-200 Алактатная-анаэробная (скорость-сила)

 

По ЧСС контролируется и оценивается интенсивность тренировочной нагрузки, которая лежит в основе планирования как одного тренировочного занятия, так и планирования в микро-, мезо- и макроциклах подготовки. Фактическое значение ЧСС позволяет оценить возможности реализации планируемой интенсивности юным спортсменом.

 

Шкала интенсивности тренировочных нагрузок

Интенсивность Частота сердечных сокращений
  Уд/10 с Уд/мин
Максимальная 30 и < 180 и <
Большая 29 - 26 174 - 156
Средняя 25 - 22 150 - 132
Малая 21 - 18 126 – 108

 

Для оценки адаптации спортсменов к тренировочным нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособности сердечнососудистой системы при проведении пробы Руффье-Диксона. Проба проста в проведении и расчете и может быть выполнена тренером перед каждой тренировкой. Процедура тестирования начинается с измерения ЧСС в покое, после 5-минутного отдыха (Р1), в положении сидя. Затем выполняется 30 глубоких приседаний за 45 секунд с выпрямлением рук перед собой. Во время подъема руки опускаются вдоль туловища. Сразу же после окончания 30 приседаний измеряется пульс (Р2) в положении стоя, а после минутного отдыха – в положении сидя (Р3).

Оценка скорости восстановления пульса (индекс Руффье) производится по формуле: R = [(Р1+Р2+Р3) – 200] / 10.

 

Оценка адаптации организма спортсмена к предыдущей работе

Качественная оценка Индекс Руффье
Отлично 2 и менее
Хорошо 3-6
Удовлетворительно 7-10
Плохо 11-14
Плохо очень 15-17
Критическое 18 и более

 

Комплекс контрольных упражнений по тестированию уровня общей физической подготовленности: - бег на 30, 100 и 3000 метров выполняется на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов. В каждом забеге участвуют не менее двух учащихся, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды. Разрешается только одна попытка, время фиксируется, с точностью до 0,1 сек:

- прыжки в длину с места проводятся на нескользкой поверхности. Учащийся встает у стартовой линии в исходное положение, ноги параллельно и толчком двумя ногами и взмахом рук совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется стальной рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах;

- сгибание и разгибание рук, в упоре лежа - выполняется максимальное количество раз. И. п. - упор, лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги одну единую линию. Отжимание засчитывается, когда учащийся, коснувшись грудью пола, возвращается в исходное положение. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах;

- из положения виса на перекладине подъем прямых ног до касания перекладины. Регистрируется максимальное количество подъемов ног. Подъем ног выполняется без предварительных размахов;

- толчок ядра руками из положения боевой стойки сильнейшей и слабейшей рукой, толчок выполняется с места;

- жим штанги от груди из положения, лежа на скамейке, регистрируется количество полных (до выпрямления рук) подъемов.

Комплекс контрольных упражнений по тестированию уровня специальной физической подготовленности:

- количество ударов по мешку за 8 секунд и 3 минуты проводится в зале бокса, удары наносятся из боевой стойки со средней дистанции (дистанции вытянутой руки).

 

Выводы:

1. Комплексное изучение личности подлежащей оздоровлению учитывающее состояние функций и структур организма, активности и участия индивидуума, личностных факторов и факторов окружающей среды позволяет выявить все стороны здоровья обследуемого.

2. Активность и участие обучающегося должны охватывать все сферы жизни от базисных навыков обучения к более сложным сферам, таким как межличностные взаимодействия или трудовая занятость.

3. Для установления нарушений в органах и функциональных физиологических системах необходимо использовать одновременно две классификации: классификацию «болезней» (МКБ-10) и современную классификацию «здоровья» (МКФ-2). Совместное использование классификации болезней и классификации функционирования, позволяет повысить качество информации необходимой для составления программы оздоровления учащихся.

4. Для определения состояния всех составляющих здоровья, выявления «факторов риска», «детерминант здоровья» необходим дополнительный анализ факторов внешней среды, обстановки в которой находится обучающийся по месту учебы.

5. Информация об изменениях функций организма, в единстве с факторами внешней среды, позволяет в программе оздоровительных мероприятий предусмотреть меры по устранению не только нарушений со стороны организма, но и социальных препятствийимеющих место в школьной среде. Обеспечить разработку здоровье сберегающих технологий образовательного процесса путем внедрения облегчающих факторов внешней среды,увеличив, тем самым, степень участия самого школьника в соблюдении здорового образа жизни, решении личных и общественных задач школьной жизни.

6. Такой подход к сбору информации и его анализу, позволяет повысить эффективность проводимых оздоровительных мероприятий в системе образования. В том числе, и приизучении качества педагогического процесса с точки зрения возможностей формирования здоровья, влияния внешней среды, планирования мер предупреждения психолого-педагогических и медико-социальных факторов социального риска в системе поликультурного образования и формирования соответствующей защиты, компенсационных систем их политики и реализации.

7. Мониторинг физического благополучия это длительный, целенаправленный процесс, направленный на поддержание целостной системы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в котором можно выделить следующие этапы его проведения:

- научно-методическое обоснование концепции здоровья обучающихся с использованием современных классификаций и ее педагогическая интерпретация;

- анализ возможностей, трудностей и ресурсов системы регионального образования по проведению мониторинга;

- разработка нормативных актов для проведения комплексной работы по - формированию организационной структуры мониторинга физического, духовного и социального благополучия обучающихся;

- определение экспериментальных площадок для проведения мониторинга;

- подбор наиболее эффективных методов и технологий осуществления мониторинга в образовательных учреждениях и схемы его реализации с учетом разработанной концепции здоровья;

- совершенствование образовательной среды по обеспечению условий для пролонгированного проведения мониторинга;

- оценка эффективности деятельности региональной системы образования, осуществляющих мониторирование здоровья обучающихся;

- установление и расширение межрегиональных связей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, осуществляющих активную деятельность в области мониторинга здоровья в образовательных учреждениях.

 

Контрольные вопросы:

- Раскроете содержание термина конституция человека.

- Раскройте содержание термина патология соматического здоровья.

- Раскройте содержание термина норма соматического здоровья.

- Перечислите основные показатели отклонения от нормы, оценки соматического здоровья.

- Перечислите основные возрастные периоды особенностей физиологических процессов в организме человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сигида Е.А., Унчикова Е.Н | Суждение выражается повествовательным предложением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.