КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация деятельности школьного психолога
Лекция 3 Как и любая другая живая и способная к функционированию и развитию организационная система, школьная практическая деятельность психолога предполагает наличие некоторых базовых, центральных моментов работы. Именно в содержании и формах организации консилиума максимально реализуются важнейшие теоретические основы парадигмы сопровождения. А именно:
Проведение консилиума и реализацию его решений как непрерывный процесс, состоящий из нескольких основных этапов. 1-й этап — постановка проблемы. Отправными точками для организации консилиума могут служить две распространенные школьные ситуации: запрос к психологу со стороны педагога или родителей относительно проблем обучения или поведения, иногда — психического состояния конкретного ученика (это первая ситуация), и запланированное обследование школьников определенной параллели по программе диагностического минимума (вторая ситуация). По итогам диагностического минимума вся обследованная группа школьников условно делится на две подгруппы: психологически благополучных и школьников с определенными трудностями в обучении и развитии. Запрос, полученный от педагогов и родителей (иногда — самого подростка), также должен пройти определенную «психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем он превратится в психологическую гипотезу относительно существа проблем школьника. 2-й этап — уточнение проблемы — начинается именно с проведения углубленной психодиагностики. Так как ее проведению предшествовала серьезная аналитическая работа психолога, в преобладающем большинстве случаев нет необходимости проводить общее углубленное обследование психических особенностей ребенка, а можно ограничится реализацией определенной психодиагностической схемы. Помимо собственно индивидуальной диагностической работы с ребенком, на этом этапе предполагается сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического диагноза. Синтезирование и обобщение всей информации о ребенке осуществляется на консилиуме, который находится на стыке второго и третьего этапа. В ходе консилиума решаются основные задачи: получение всей необходимой для успешного сопровождения информации о школьном статусе ребенка (1 задача) и выработка единой стратегии психолого-педагогического сопровождения (2 задача). В ходе совместного обсуждения данных о педагогических, психологических и медицинских особенностях школьного статуса ребенка педагоги и психолог получают уникальную возможность увидеть каждого ребенка как целостную личность, учесть большую часть факторов, влияющих на его обучение и развитие. 3-й этап — решение проблемы. В рамках данного этапа разворачивается и работа психолого-педагогического консилиума (решение второй задачи), и деятельность каждого участника консилиума по реализации его решений. На консилиуме формируется определенное представление об актуальном состоянии ребенка и перспективах его ближайшего развития, разрабатываются конкретные шаги и методы сопровождения школьника на данном этапе обучения. Определяются также конкретные задачи каждого субъекта сопровождения по отношению к данному ребенку или данной ученической группе, школьной параллели. В работу психолога по реализации решений консилиума входит реализация следующих направлений работы: 1. Общая развивающая работа по отношению ко всем школьникам данной параллели; 2. Специальная развивающая или консультативная работа по отношению к школьникам с выявленными психологическими проблемами обучения и развития; 3. Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп; 4. Консультирование школьной администрации по итогам диагностического минимума и консилиума; 5. Социально-диспетчерская деятельность по отношению к детям, родителям и педагогам, нуждающимся в специализированной социально-психологической помощи. Эти направления работы обретают конкретное содержательное наполнение именно в свете стратегии сопровождения, выработанной на консилиуме, с учетом всей информации, накопленной о школьном статусе конкретного ребенка или данного класса. С другой стороны, они практически исчерпывают те обязательные направления деятельности школьного психолога. Это позволяет нам рассматривать психолого-педагогический консилиум в качестве центрального звена деятельности школьного психолога, объединяющего вокруг себя основные формы работы. Непосредственно не связанными с консилиумом оказались такие направления деятельности, как просвещение школьников, их родителей и педагогов и социально-посредническая работа в педагогическом коллективе при разрешении внутришкольных конфликтов. Что касается просвещения, то будет целесообразным увязать во временном плане психологическое просвещение школьников определенной параллели с тем периодом обучения, когда они больше всего общаются с психологом и ориентированы на психологическое знание — с периодом организации и проведения психолого-педагогических консилиумов по результатам диагностического минимума. Тем самым мы включаем этот вид работы в общую систему сопровождения школьников определенной параллели. Схема 3. Школьная психологическая деятельность как единый процесс
Таким образом, мы вычленили центральный, системообразующий аспект школьной психологической практики и описали деятельность школьного психолога как целостный процесс. Алгоритм работы школьного психолога, начиная с момента постановки проблемы и заканчивая реализацией решений консилиума и контролем за исполнением конкретных видов работы, представляет собой основной цикл деятельности. С учетом того факта, что в течение учебного года школьный психолог организует и проводит шесть диагностических минимумов в различных параллелях, его работу можно представить в виде 6-ти основных циклов, плавно переходящих друг в друга и включающих в промежутках различные формы работы с детьми других школьных параллелей (в основном работу по конкретным запросам педагогов, родителей, классных руководителей или самих школьников) (см. Схему 4). Схема 4. Основные циклы сопровождающей работы в течение учебного года
Центральным моментом работы каждого цикла является система психолого-педагогических консилиумов, на которых обсуждаются результаты диагностического минимума и проблемы обучения и развития школьников других возрастов, выявленные в ходе проверки на обоснованность запросов учителей и родителей. Система психолого-педагогических консилиумов должна быть узаконена в школе как важнейшая форма регулярного сотрудничества педагогов, администрации и психолога. Кроме того, и консилиумы, и сами обследования в рамках диагностического минимума должны быть включены в план работы школы как обязательная форма мероприятий, проводимых с детьми, педагогами и родителями. Без выполнения этих требований чрезвычайно трудно организовать сколько-нибудь продуктивную работу школьного психолога, тем более невозможно спланировать и реализовать ее как целостный процесс сопровождения.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |