Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое значение туризма

Туризм оказывает, как прямое, так и косвенное влияние на экономику. Доходы от туризма образуются в результате туристических расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения.

Туристические расходы включают оплату:

- комплексных поездок;

- пакетов услуг на отдых и туры;

- размещение;

- питания и напитков;

- транспорта;

- рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;

- потребительских товаров для путешествий;

- медицинского обслуживания и др.

Перечисленные расходы оказывают прямое влияние на экономику, т.е. экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода.

Сферами воздействия туризма на экономику страны и общества являются:

·Предпринимательская сфера. Создание тур. Предприятия приносит выгоду, поскольку она представляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим – заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) – прибыль, государству (региону) – налоги и сборы.

·Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивающееся производство потребительских товаров и повышения уровня жизни населения.

Благодаря туризму развиваются местные предприятия, в том числе:

- культурные и развлекательные (музей, выставки, памятники, шоу-бизнес, кинобизнес, который через налогообложение приносит пользу и местному населению);

- транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов, авиакомпании);

- предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристическое снаряжение и народный промысел.

·Валютная сфера. Туризм способствует притоку значимых сумм иностранной валюты, не только как плата на тур, но и в результате повседневных трат и оплату дополнительных слуг.

· Производственная инфраструктура. Туризм создает структуру отдуха, которая может быть использована не только туристами, но и местным населением. Появление новых туристических центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и др. сферы предпринимательской деятельности. Развитая тур. Инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.

Экономическое значение иностранного туризма. Привлечение иностранных туристов в страну — это прежде всего солидный до­ход для страны. Чем больше иностранные туристы расходуют де­нег в принимающей стране, тем это лучше для экономики стра­ны, поскольку увеличение расходов иностранных туристов в при­нимающей стране увеличивает ее национальный доход. Однако отсюда не следует, что все деньги, потраченные туристами в стра­не, могут автоматически исправить ее платежный баланс. Рассмотрим, почему общие затраты иностранных туристов в принимаю­щей стране не могут быть полностью использованы для улучше­ния ее платежного баланса.

Имеется целый ряд расходов, которые необходимо понести стране, принимая иностранных туристов:

расходы на импорт. Менее развитые страны или страны с бед­ными материальными ресурсами вынуждены импортировать из других стран и при этом расплачиваться иностранной валютой за многие предметы, необходимые туристам, которые сами они не производят и не потребляют в своей стране;

расходы на модернизацию сферы обслуживания. Увеличение числа посещаемых туристами мест, развитие сети гостиниц и др. могут создать для местной сферы обслуживания большую напряженность и работе, например по водо- и электроснабжению, канализаци­онной системе, дорогам, системе связи, службе безопасности и полиции. Некоторые страны обнаруживают, например, что для обеспечения наплыва туристов им придется затратить огромные суммы на модернизацию существующих аэропортов, морских пор­том, дорог пни на строительство новых, причем значительную часть денег придется взять из займов зарубежных стран;

расходы на оплату иностранных специалистов. Развитие туриз­ма и страт- часто вызывает необходимость на короткий или длительный период использовать труд иностранных специалистов. Значительную часть полученных за труд денег они переводят и свою страну, кроме того, создают дополнительную нагрузку местности сфере обслуживания;

выплата процентов по займам. Развитие туризма в стране вызывает необходимость привлекать капиталы других стран, т.е. прибе­гать к иностранным инвестициям. Однако в этом случае проценты обычно выплачиваются в иностранной валюте. Кроме того, когда и развитии туризма принимают участие иностранные фирмы, часть полученного дохода они обязаны возвращать в свою страну.

Таковы четыре основные причины, по которым общие затра­ты иностранных туристов в гостевой стране не могут автоматиче­ски улучшить ее платежный баланс. Для страны важно так сбалан­сировать доход, получаемый от туризма, с расходами, необходи­мыми для его развития, чтобы в конечном итоге получить поло­жительный платежный баланс, т. е. иметь прибыль. Необходимость развития въездного туризма в КО. Превышение выехавших над посетившими область.

Те лица, которые непосредственно связаны с обслуживанием туристов (размещением в гостиницах, питанием, развлечениями, экскурсиями, транспортом, обменом валюты и другим родствен­ным бизнесом), первыми испытывают на себе экономическое воз­действие туризма. Заработанные ими деньги вновь пускаются в оборот для удовлетворения возросших потребностей, в результате чего доход от туризма распространяется на все население страны, попадая даже к тем, кто вообще не имеет никакого отношения к туризму.

Социальное значение туризма: социальное значение туризма для жизни общества заключается в следующем:

· Восстановление психофизиологических ресурсов общества и трудоспособности человека.

· Создание рабочих мест и обеспечении занятости населения.

· Воздействие на культуру местных жителей.

· Обеспечение доходов работников, занятых на предприятиях и доходов собственников.

· Экологической безопасности туризма и направленности его на поддержание и восстановление природной среды.

К отрицательным последствиям воздействия туризма относят:

·Возрастание доли неквалифицированного труда.

·Рост числа отклонений от общих норм поведения.

·Разводы, легкое отношение молодежи к жизни.

·Коммерционализация культуры.

·Потеря самобытности конкретного туристического направления.

·Конфликты между местным населением и туристами.

Социальные последствия туризма. Важным побочным эффектом развития туризма является создание новых рабочих мест, т.е. рост занятости населения. Это имеет чрезвычайно важное значе­ние для стран с высоким уровнем безработицы. Однако перспектива получить более высокооплачиваемую по местным стандартам работу в туристском бизнесе может привести к переходу работников, занятых прежде в традиционных областях производ­ства, например в сельском хозяйстве, в другие отрасли, связан­ные с туризмом, и тем самым отрицательно сказаться на производстве сельскохозяйственной продукции. Вызванное возможностью трудоустройства массовое перемещение людей из отдаленных районов в города, куда стекаются туристы, может привести к пе­регрузке жилищных условий, систем и средств обеспечения и об­служивания в этих городах.

Другие характерные особенности, которые следует иметь в виду при рассмотрении кажущихся преимуществ более высоких возможностей трудоустройства, создаваемых туризмом, заключаются в том, что, во-первых, большинство предлагаемых рабочих мест рассчи­тано на частичную занятость, т.е. неполный рабочий день; во-вто­рых, трудоустройство может быть сезонным, в течение нескольких месяцев или даже недель в году; в-третьих, большинство предлагае­мых вакансий предназначено для неквалифицированной рабочей си­лы и для женщин, труд которых оплачивается ниже, чем мужской.

Контакт с зарубежной культурой иногда может оказывать разрушающий эффект на местную культуру и ценности; местные жители видят туристов, посещающих страну, только с одной стороны, которая может быть не лучшей, поскольку туристы становятся менее сдержанными и их поведение может отличаться от обычного.

Некоторые местные жители из зависти к очевидному благосостоянию туристов и ради удовлетворения своих возросших запросов могут быть вовлечены в противозаконную и аморальную деятельность, которая совершенно чужда их дотуристской культуре. Контакт с туристами может породить у местных жителей неудовлетворенность их жизненным уровнем, особенно если они не видят для себя какой-либо существенной выгоды от денег, которые расходуют туристы. Далеко не все население настроено доброже­лательно по отношению к туристам, особенно к большим их группам. Причиной такого негативного отношения населения является социальная стоимость, которую им приходится платить за со здание туристам условий наибольшего благоприятствования за счет местного населения: шум, перенаселенность, загрязнение окружающей среды, утрата особенностей местной культуры, рост стоимости участков земли под строительство и т.д. Кроме того, исторические, археологические и религиозные места могут быть повреждены или окончательно разрушены массовым наплывом туристов или уничтожены коммерциализацией.

Для финансирования развития туристской инфраструктуры региона местное население может подвергаться дополнительному налогообложению, что существенно снижает их ожидаемый доход от туризма. Более того, несмотря на повышение жизненного уров­ня местного населения и возросший доход, оно не может позво­лить себе пользоваться теми же удобствами, что и туристы: высо­коклассными отелями, дорогими ресторанами и др. Это порождает чувство недоброжелательности по отношению к туристам.

Эти неблагоприятные социальные последствия развития туризма необходимо изучать, поскольку правильное понимание этих про­блем имеет жизненно важное значение для формирования миро­воззрения людей, на которых возложена обязанность заниматься вопросами планирования и развития туризма в конкретных стра­нах.

Удовлетворение потребностей не должно наносить ущерб интересам населения регионов и стран посещения, культурным и историческим ценностям, окружающей среде, природным ресурсам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономическое значение туризма | Понятие и виды трансакций. Лекция 3.Трансакционные издержки Понятие и виды трансакций Понятие трансакционных издержек Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.