КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика мнемических способностей школьника
Опытно-экспериментальное знание Актуальность проблемы. В настоящее время психология располагает довольно большим количеством методов изучения памяти. Однако известные методики не позволяют дать развернутую картину самого процесса запоминания, рассмотреть и объяснить явление в характеристиках развития, не могут определить сущность индивидуального своеобразия мнемических способностей. В то же время информация об уровне развития и качественном своеобразии памяти того или иного школьника позволит более обоснованно осуществлять реализацию индивидуального подхода в обучении и воспитании. Исследованность проблемы. В экспериментальных исследованиях памяти достаточно четко выделяются два подхода: изучение памяти как следа (Г. Эбингауз и др.) и рассмотрение памяти как действия. В рамках самого деятельностного подхода память рассматривается либо в ее связи с деятельностью, либо как самостоятельный вид деятельности (Л. С. Выготский). Рассмотрение памяти в контексте деятельности позволило авторам данного исследования В. Д. Шадрикову и Л. В. Черемошкиной говорить о ней как об определенной способности [106]. В этом случае мнемические способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Они имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. В мнемических способностях выделяют функциональные и операционные механизмы. Генотипически обусловленная совокупность разноуровневых онтогенетических свойств составляет основу функциональных механизмов. Все приемы организации информации, ее обработки или кодирования выступают операционными механизмами. Объект исследования. Процесс и результат решения школьниками 10-12 лет мнемических задач. Предмет исследования. Продуктивность мнемических способностей. Задачи исследования. Вычленить при развертывании мнемической деятельности процессы запоминания, реализуемые: • с опорой на функциональные механизмы; • с опорой на функциональные и операционные механизмы. Гипотеза исследования. Последовательность ступеней развертывания мнемической деятельности школьника может быть достигнута благодаря последовательному усложнению мнемической задачи. Этого можно добиться за счет варьирования трех факторов: 1) увеличения объема материала, подлежащего запоминанию; 2) сокращения времени, отводимого на запоминание; 3) усложнения материала для запоминания. Метод исследования. Экспериментальное исследование. Методический замысел. В качестве стимульного средства предлагается использовать невербальный бессмысленный материал, состоящий из прямых пересекающихся линий. Данный материал не поддается запоминанию без применения каких-либо приемов его обработки. Это позволяет наблюдать развертывание мнемической деятельности как процесса, реализуемого в ходе определенного времени. При этом коэффициент сложности изображения тем выше, чем больше линий и их пересечений. Всего было разработано 10 карточек со стимульным материалом (рис. 2.6). Коэффициент сложности фигуры соответствовал порядковому номеру карточки. Исследование носит индивидуальный характер. Процедура диагностики предполагает демонстрацию испытуемому стимульного материала на строго определенное время: с 1-го по 10-е предъявление — 1 с, с 11-го по 20-е — 2 с, с 21-го по 30-е — 3 с и т. д. Фигуру, изображенную на карточке, испытуемый должен запомнить, а потом нарисовать. Если он сразу ее не запоминал, карточка предъявляется еще и еще. Карточка № 1 Карточка № 10 Рис. 2.6. Образцы экспериментального материала Предъявление карточки № 1 используется для подготовки испытуемого к основному заданию. Такая проба позволяет также уточнить приемлемый темп работы. Период от одного предъявления до другого может колебаться от 5 с до 1 мин. Число предъявлений данной карточки не должно быть больше 10. В дальнейшем детям последовательно предъявляются карточки со стимульным материалом. Эксперимент с каждой карточкой продолжается до первого правильного воспроизведения. При этом учитывается и время запоминания. Для выявления продуктивности функциональных механизмов мнемических способностей основным являлось время запоминания карточки № 2; для оценки эффективности запоминания с помощью функциональных и операционных механизмов — время запоминания карточки № 3. Кроме того, для определения основных показателей развития анализировались бланки ответов испытуемого, характеристики поведения испытуемого, отчеты испытуемых па поставленные экспериментатором вопросы. Вопросы испытуемым предъявлялись в письменном виде с фиксированной шкалой ответов (да, нет, не знаю). Ряд вопросов предполагал возможность самостоятельных ответов. Всего было предъявлено.40 вопросов, например: какая фигура показалась наиболее сложной? какие части фигуры ты выделил? о чем подумал, когда увидел рисунок в первый раз? Результаты исследования. Анализ полученных данных и их статистическая обработка позволили выделить семь типов различной результативности запоминания карточек № 2 и № 3, отличающихся качественным своеобразием. В частности, мнемические характеристики испытуемых, полученные с помощью карточки № 3, выглядят следующим образом. 1-я группа. Время запоминания от 1 до 10 с. Результат достигнут за счет включения системы функциональных и операционных механизмов. Высока скорость включения операционных механизмов перцептивного уровня. Осознают необходимость разделить запоминаемое изображение на участки. Отчетливо прослеживается тенденция к мыслительной обработке. Можно говорить о целенаправленном стремлении, использовать действия по ориентированию, контролированию, планированию и принятию решения. Регулирующие механизмы испытуемых находятся на стадии формирования. 2-я группа. Время запоминания от 12 до 30 с. Целенаправленность запоминания выражается в стремлении разделить фигуру на части и за-помнить их. Операционные механизмы работают на уровне восприятия. Помогают запоминанию посредством вербализации, повторения, группировки. В процессе выполнения задания дети ведут себя очень сосредоточенно, стараются не отвлекаться. 3-я группа. Время запоминания от 33 до 60 с. Ориентировочный этап характеризуется неполнотой ориентировки, когда испытуемые просто «выхватывают» какие-то части изображения или на основе ассоциаций, или посредством категоризации отдельных фрагментов. Контролирующие действия выражены слабо. Планирующие действия расплывчаты, неконкретны. 4-я группа. Время запоминания от 64 до 100 с. Количественно это наиболее выраженная группа. Операционные механизмы у представителей данной группы находятся в стадии формирования. Перцептивная обработка запоминаемого осуществляется путем повторения и слабо осознается. Запоминают фигуру не просто по частям, а по деталям. 5-я группа. Время запоминания от 105 до 140 с. Запоминание осуществляется с опорой на функциональные механизмы. Осознанно применяется повторение как основной способ запоминания. Ориентировочные действия не ведут к выбору какого-либо опорного пункта в изображении. Внимание сосредотачивается трудно. 6-я группа. Время запоминания от 145 до 180 с. Основные усилия испытуемого сводятся к стремлению «запечатлеть» и «удержать» образ предложенной фигуры, что у них не всегда получается. Облегчить свою задачу за счет тех или иных мнемических приемов дети не могут. Крайне пассивны при столкновении с препятствиями в деятельности. 7-я группа. Время запоминания — свыше 186 с. Запоминание опирается на функциональные механизмы, отличающиеся низкой продуктивностью. У испытуемых отсутствует осознанность в обработке процесса запоминания, не осуществляется управление мнемическим процессом. Желание что-либо запомнить очень слабое. Теоретические выводы. Полученный в ходе исследования материал позволил авторам сделать вывод о том, что развертывание мнемической деятельности в общем виде представляет собой повышение ее продуктивности. Это происходит за счет включения в процесс запоминания, сохранения и воспроизведения увеличивающегося количества способствующих этому мнемических приемов [106]. Мнемические приемы по своей направленности могут быть объединены в три группы: 1) направленные на выделение и фиксирование связей внутри запоминаемого материала; 2) направленные на выделение и фиксирование внешних связей; 3) направленные на выделение и фиксирование внешне-внутренних связей. Эффективность мнемической способности во многом определяется использованием способов обработки, направленных на выявление внутренних связей запоминаемого материала. Для развитой мнемической деятельности характерно движение от приемов, направленных на выявление внешних связей, через активное установление внешне-внутренних связей к использованию приемов выделения внутренних связей. В этом случае повторение как прием запоминания направлено уже не на упрочение следа и даже не на повторное запечатление, а на поиск новых связей. Одновременно происходит упрочение и тех связей, которые уже были выявлены ранее.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |