Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика мнемических способностей школьника

Опытно-экспериментальное знание

Актуальность проблемы. В настоящее время психология располага­ет довольно большим количеством методов изучения памяти. Однако известные методики не позволяют дать развернутую картину самого процесса запоминания, рассмотреть и объяснить явление в характе­ристиках развития, не могут определить сущность индивидуального своеобразия мнемических способностей.

В то же время информация об уровне развития и качественном свое­образии памяти того или иного школьника позволит более обоснован­но осуществлять реализацию индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Исследованность проблемы. В экспериментальных исследовани­ях памяти достаточно четко выделяются два подхода: изучение памя­ти как следа (Г. Эбингауз и др.) и рассмотрение памяти как действия. В рамках самого деятельностного подхода память рассматривается либо в ее связи с деятельностью, либо как самостоятельный вид дея­тельности (Л. С. Выготский).

Рассмотрение памяти в контексте деятельности позволило авторам данного исследования В. Д. Шадрикову и Л. В. Черемошкиной гово­рить о ней как об определенной способности [106].

В этом случае мнемические способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующие функции запомина­ния, сохранения и воспроизведения информации. Они имеют индиви­дуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и каче­ственном своеобразии выполнения деятельности.

В мнемических способностях выделяют функциональные и операци­онные механизмы. Генотипически обусловленная совокупность разно­уровневых онтогенетических свойств составляет основу функциональ­ных механизмов. Все приемы организации информации, ее обработки или кодирования выступают операционными механизмами.

Объект исследования. Процесс и результат решения школьниками 10-12 лет мнемических задач.

Предмет исследования. Продуктивность мнемических способностей.

Задачи исследования. Вычленить при развертывании мнемической деятельности процессы запоминания, реализуемые:

• с опорой на функциональные механизмы;

• с опорой на функциональные и операционные механизмы.

Гипотеза исследования. Последовательность ступеней развертыва­ния мнемической деятельности школьника может быть достигнута благодаря последовательному усложнению мнемической задачи. Это­го можно добиться за счет варьирования трех факторов:

1) увеличения объема материала, подлежащего запоминанию;

2) сокращения времени, отводимого на запоминание;

3) усложнения материала для запоминания.

Метод исследования. Экспериментальное исследование.

Методический замысел. В качестве стимульного средства предла­гается использовать невербальный бессмысленный материал, состоя­щий из прямых пересекающихся линий. Данный материал не подда­ется запоминанию без применения каких-либо приемов его обработки. Это позволяет наблюдать развертывание мнемической деятельности как процесса, реализуемого в ходе определенного времени. При этом коэффициент сложности изображения тем выше, чем больше линий и их пересечений. Всего было разработано 10 карточек со стимульным материалом (рис. 2.6). Коэффициент сложности фигуры соответство­вал порядковому номеру карточки.

Исследование носит индивидуальный характер. Процедура диагнос­тики предполагает демонстрацию испытуемому стимульного материа­ла на строго определенное время: с 1-го по 10-е предъявление — 1 с, с 11-го по 20-е — 2 с, с 21-го по 30-е — 3 с и т. д. Фигуру, изображенную на карточке, испытуемый должен запомнить, а потом нарисовать. Если он сразу ее не запоминал, карточка предъявляется еще и еще.

Карточка № 1 Карточка № 10 Рис. 2.6. Образцы экспериментального материала

Предъявление карточки № 1 используется для подготовки испыту­емого к основному заданию. Такая проба позволяет также уточнить приемлемый темп работы. Период от одного предъявления до другого может колебаться от 5 с до 1 мин. Число предъявлений данной карточ­ки не должно быть больше 10.

В дальнейшем детям последовательно предъявляются карточки со стимульным материалом. Эксперимент с каждой карточкой продол­жается до первого правильного воспроизведения. При этом учитыва­ется и время запоминания. Для выявления продуктивности функцио­нальных механизмов мнемических способностей основным являлось время запоминания карточки № 2; для оценки эффективности запоминания с помощью функциональных и операционных механизмов — время запоминания карточки № 3. Кроме того, для определения ос­новных показателей развития анализировались бланки ответов испы­туемого, характеристики поведения испытуемого, отчеты испытуемых па поставленные экспериментатором вопросы.

Вопросы испытуемым предъявлялись в письменном виде с фикси­рованной шкалой ответов (да, нет, не знаю). Ряд вопросов предпола­гал возможность самостоятельных ответов. Всего было предъявлено.40 вопросов, например: какая фигура показалась наиболее сложной? какие части фигуры ты выделил? о чем подумал, когда увидел рису­нок в первый раз?

Результаты исследования. Анализ полученных данных и их ста­тистическая обработка позволили выделить семь типов различной результативности запоминания карточек № 2 и № 3, отличающихся качественным своеобразием. В частности, мнемические характеристи­ки испытуемых, полученные с помощью карточки № 3, выглядят следу­ющим образом. 1-я группа. Время запоминания от 1 до 10 с. Результат достигнут за счет включения системы функциональных и операционных механизмов. Высока скорость включения операционных механизмов перцептивного уровня. Осознают необходимость разделить запоминаемое изображение на участки. Отчетливо прослеживается тенденция к мыслительной обра­ботке. Можно говорить о целенаправленном стремлении, использовать действия по ориентированию, контролированию, планированию и при­нятию решения. Регулирующие механизмы испытуемых находятся на стадии формирования.

2-я группа. Время запоминания от 12 до 30 с. Целенаправленность за­поминания выражается в стремлении разделить фигуру на части и за-помнить их. Операционные механизмы работают на уровне восприятия. Помогают запоминанию посредством вербализации, повторения, груп­пировки. В процессе выполнения задания дети ведут себя очень сосре­доточенно, стараются не отвлекаться.

3-я группа. Время запоминания от 33 до 60 с. Ориентировочный этап характеризуется неполнотой ориентировки, когда испытуемые просто «выхватывают» какие-то части изображения или на основе ассоциа­ций, или посредством категоризации отдельных фрагментов. Контроли­рующие действия выражены слабо. Планирующие действия расплывча­ты, неконкретны.

4-я группа. Время запоминания от 64 до 100 с. Количественно это наи­более выраженная группа. Операционные механизмы у представителей данной группы находятся в стадии формирования. Перцептивная обра­ботка запоминаемого осуществляется путем повторения и слабо осозна­ется. Запоминают фигуру не просто по частям, а по деталям.

5-я группа. Время запоминания от 105 до 140 с. Запоминание осуще­ствляется с опорой на функциональные механизмы. Осознанно применя­ется повторение как основной способ запоминания. Ориентировочные действия не ведут к выбору какого-либо опорного пункта в изображении. Внимание сосредотачивается трудно.

6-я группа. Время запоминания от 145 до 180 с. Основные усилия ис­пытуемого сводятся к стремлению «запечатлеть» и «удержать» образ предложенной фигуры, что у них не всегда получается. Облегчить свою задачу за счет тех или иных мнемических приемов дети не могут. Крайне пассивны при столкновении с препятствиями в деятельности.

7-я группа. Время запоминания — свыше 186 с. Запоминание опирает­ся на функциональные механизмы, отличающиеся низкой продуктив­ностью. У испытуемых отсутствует осознанность в обработке процесса запоминания, не осуществляется управление мнемическим процессом. Желание что-либо запомнить очень слабое.

Теоретические выводы. Полученный в ходе исследования матери­ал позволил авторам сделать вывод о том, что развертывание мнемической деятельности в общем виде представляет собой повышение ее продуктивности. Это происходит за счет включения в процесс запо­минания, сохранения и воспроизведения увеличивающегося количе­ства способствующих этому мнемических приемов [106].

Мнемические приемы по своей направленности могут быть объеди­нены в три группы:

1) направленные на выделение и фиксирование связей внутри за­поминаемого материала;

2) направленные на выделение и фиксирование внешних связей;

3) направленные на выделение и фиксирование внешне-внутренних связей.

Эффективность мнемической способности во многом определяет­ся использованием способов обработки, направленных на выявление внутренних связей запоминаемого материала.

Для развитой мнемической деятельности характерно движение от приемов, направленных на выявление внешних связей, через активное установление внешне-внутренних связей к использованию приемов выделения внутренних связей. В этом случае повторение как прием запоминания направлено уже не на упрочение следа и даже не на по­вторное запечатление, а на поиск новых связей. Одновременно проис­ходит упрочение и тех связей, которые уже были выявлены ранее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие способностей в процессе деятельности по решению задач (по Г. П. Щедровицкому) | Теория программированного обучения (по Б. Скиннеру)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.