КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Признаки уникальности памятников архитектуры
С развитием теоретической архитектурной мысли возник интерес к архитектурно-историческому наследию. В этот период появился ряд понятий, связанных с сохранением архитектурного наследия, среди них – термин «памятник архитектуры», были выработаны основные критерии, при применении которых стало возможным определение ценностных характеристик объектов, но это относилось к историческим объектам. На основе анализа исторических объектов, проводимого в то время, была выработана система оценки архитектурных сооружений, но она носила достаточно общий характер, объекты современной архитектуры к этому определения не относились. Эти недостатки в системе оценки архитектурных объектов, сложившейся к концу XIX века, привели к тому, что многие уникальные объекты архитектуры не получили должного внимания и были утрачены. В Европе система выявления и оценки исторических памятников архитектура появилась в XV веке в связи с возрождением интереса к античному наследию, но только в начале XIX века Уильям Моррис писал, что памятником архитектуры можно признавать все, что «художественно, живописно, существенно, что создано на века и имеет исторический интерес». В ХХ веке система ценностных критериев получила развитие. В Европе по инициативе комитета ЮНЕСКО в мае 1964 года была принята Венецианская Хартия, которая имела огромное значение в деле сохранения культурного наследия. Согласно Хартии, историческими памятниками считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями. В 1972 году была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества. Памятники архитектуры, согласно этим документам, подлежали охране в том случае, если они имели интерес как культурное наследие. Только в 1985 г была принята Конвенция об охране архитектурного наследия Европы. Так, среди критериев оценки архитектурных произведений Комитет Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО выделяет следующие: - уникальность, подлинность, древность всего рассматриваемого объекта в целом или его элементов; - особая ценность объекта в связи с его красотой или интересом с точки зрения археологии, истории, этнологии или антропологии; - возможность объекта содержать потенциально новую информацию, способную изменить уже существующие представления о тех или иных фактах и событиях, способность служить творческим примером новым поколениям; - к культурному наследию комитетом ЮНЕСКО причисляются памятники архитектуры исключительно национальной значимости. Эти критерии справедливы в отношении к памятникам культурного наследия, но не раскрывают метод определении ценности объекта, как памятника архитектуры. Система оценки памятников культурного наследия, выработанные комитетом ЮНЕСКО, не единственные, существуют различные источники, приводящие другие системы определения ценности архитектурных памятников. Все эти источники приводят различный набор критериев ценности исторического архитектурного произведения, наиболее оспариваемыми из них являются подлинность и древность исторического объекта, но критерий уникальности архитектурного произведения везде отмечается, как главный. Но основным недостатком всех систем оценки является то, что сам критерий уникальности не получает понятия. Не выработано признаков, позволяющих оценивать архитектурный объект по критериям его уникальности. Фиксирование признаков уникальности архитектурного произведения поможет выявлять наиболее ценные объекты исторической среды, требующие бережного отношении и охранного зонирования при включении нового здания в историческую застройку. Историческое архитектурное произведение следует рассматривать в контексте мировоззренческих установок, сформированных обществом к моменту создания объекта. При таком анализе архитектурный объект не может потерять свою актуальность, так как характеристики объекта остаются неизменными, меняется система ценностей, на которую ориентировано общество на определенном этапе своего развития. Можно вывести следующие признаки уникальности исторического объекта: - выдающиеся художественно-эстетические характеристики объекта; - новшества функциональной организации объекта; - особые взаимосвязи архитектурного объекта с внешним окружением; - инновации инженерной мысли (конструктивные и инженерные решения, материалы). Объект не обязательно должен соответствовать всем признакам уникальности – достаточно одного или нескольких. Хотя выявленные при анализе объекта конструктивные и инженерные новшества скорее говорят о причислении объекта к памятникам инженерного искусства.
1. Мастера архитектуры об архитектуре 2. Букинистическое издание 3. Издательство: Искусство, 1972 г. 4. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV—XV века. — СПб: Азбука-классика, 2003. — С. 504. ISBN 5-352-00597-6 5. ↑ Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М: Искусство, 1978. 6. ↑ Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. — М.: БММ АО, 2005. — 528 с.: ил. ISBN 5-88353-214-4. 7. Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. - М. - Л., 1939. 8. Алпатов В. М. Всеобщая история искусств. В 6 т. - М. - Л., 1949. Т. 2. 9. Алпатов М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М., 1963. 10. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М., 1976. 11. Альберти Л. Десять книг о зодчестве. В 10 т. - М. - Л., 1937. Т. 1, 2. 12. Альберти Л. Батиста: Сб. - М., 1977. 13. Андросов С. Андреа Вероккьо. - Л., 1984. 14. Античное наследие в культуре Возрождения: Сб. - М., 1984. 15. Антонова И.А. Веронезе. - М., 1957. 16. Аркин Д. Образы архитектуры. - М., 1941. 17. Архитектурное творчество Микельанджело: Сб. - М., 1936. 18. Бальдини У. Микеланджело - скульптор. Полное собрание скульптур. - М., 1979. 19. Бартенев И. А. Зодчие итальянского Ренессанса. - Л., 1936. 20. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978. 21. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989. 22. Белоусова Н. А. Джорджоне. - М., 1980. 23. Бенуа А. История живописи. - Спб., 1912-1914. 24. Бернсон Н. Живописцы итальянского Возрождения. - М., 1965. 25. Биркман А. Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. - М., 1936. 26. Боттичелли: Сб. материалов о творчестве. - М., 1962. 27. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV вв. - М., 1977. 28. Брунолески Ф. Биография и очерки творчества. - М., 1935. 29. Бунин А. В. и Круглова М. Г. Архитектура городских ансамблей: Ренессанс. - М., 1935. 30. Бунин А. В. История градостроительного искусства. - М., 1953. 31. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения - Спб. 1904-1906. 32. Вазари Д. Жизнеописание наиболее известных живописцев, ваятелей и зодчих. - М., 1956-1971. 33. Вельфлин Г. Классическое искусство. - Спб., 1912. 34. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. - Спб., 1913. 35. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанс. - Л., 1936. 36. Виньола Д. Правило пяти ордеров архитектуры. - М., 1939. 37. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. - М., 1956. 38. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс, XIII - XVI века: Курс лекций. - М., 1977. 39. Волынский В. Л. Леонардо да Винчи. - Спб., 1899. 40. Всеобщая история Архитектуры. В 12 т. - М., 1967. Т.5. 41. Всеобщая история искусств. В 6 т. - М., 1967. Т.3. 42. Гастев А. Леонардо да Винчи. - М., 1984. 43. Геймюллер Г. Филиппо ди сер Брунолеско. - М., 1936. 44. Гиберти Л. Комментарии. - М., 1936. 45. Гробов Н. Донателло. - М., 1912. 46. Горфункель А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. - М., 1977. 47. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980. 48. Гращенков В. Н. Рисунки мастеров итальянского Возрождения. - М., 1963. 49. Гращенков В. Н. Рафаэль. - М., 1971. 50. Гращенков В. Н. Антонелло да Мессина и его портреты. - М., 1981. 51. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи раннего Возрождения. - М., 1990. 52. Губер А. А. Леонардо да Винчи. - М., 1952. 53. Губер А. А. Микеланджело. - М., 1953. 54. Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. - М., 1947. 55. Гуковский М. А. Леонардо да Винчи. - М. - Л., 1958. 56. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. - Л., 1990. 57. Гуревич Н. А. Тициан. - Л., 1940. 58. Дажина В. Д. Микеланджело: Рисунок в его творчестве. - М., 1986. 59. Данилова И. Е. Итальянская монументальная живопись: Раннее Возрождение. - М., 1970. 60. Данилова И. Е. Джотто. - М., 1970. 61. Данилова И. Е. От средних веков к Возрождению: сложение художественной системы картины кватроченто. - М., 1975. 62. Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. - М., 1984. 63. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций. - М., 1978. 64. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. - М., 1935. 65. Дживелегов А. Микеланджело. - М., 1957. 66. Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли - М., 1977. 67. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. - М., 1957. 68. Жданов Д. А. Леонардо да Винчи - анатом. - М. - Л., 1955. 69. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, живописца и скульптора флорентийского. - М., 1934. 70. Западно-европейская графика XV - XX веков: Сб. - Л., 1985. 71. Зайчик Р. Люди и искусство итальянского возрождения. - Спб., 1906. 72. Зубов В. П. Леонардо да Винчи. - М. - Л., 1961. 73. Знамеровская Т. П. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо - Л., 1975. 74. Из истории культуры Средних веков и Возрождения: Сб. - М., 1976. 75. Искусство Венеции и Венеция в искусстве: Сб. - М., 1988. 76. Искусство Запада: Живопись, скульптура, архитектура, театр, музыка: Сб. - М., 1971. 77. Искусство Западной Европы и Византии: Сб. - М., 1978. 78. История архитектуры в избранных отрывках /Сост. М. Алпатов, Д. Аркин, И. Брунов. - М., 1953. 79. История Западно-европейского искусства (III - XX вв): Краткий курс. - М., 1940. 80. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: - М., 1962. 81. История европейского искусствознания от античности до конца XVIII в. - М., 1963. 82. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX в. - Искусство раннего Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия. - М., 1980. 83. Кеменов В. С. Художественное наследие и современность. - М., 1989. 84. Классическое искусство Запада: Сб. - М., 1973. 85. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. - М., 1934. 86. Кондиви А. Переписка Микель-Анджело Буонаротти и жизнь мастера, написанная его учеником Аскинио Кондиви. - Спб., 1914. 87. Конрад Н. И. Об эпохе Возрождения: Избранные труды. - М., 1974. 88. Колпинский Ю. Образ человека в искусстве Возрождения. - М.: Л., 1941. 89. Колпинский Ю. Искусство Венеции XVI века. - М., 1970. 90. Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография. - Спб., 1916. 91. Кристлер П. История европейской гравюры XV - XVIII века. - М., 1935. 92. Кристофанелли Р. Дневник Микеланджело Неистового - М., 1960. 93. Кубе А. Н. Итальянская майолика XV - XVIII веков. - М., 1976. 94. Культура эпохи Возрождения: Сб. - Л., 1986. 95. Культура Возрождения и общество: Сб. - М., 1986. 96. Культура Возрождения и реформации: Сб. - Л., 1981. 97. Кустодиева Т. К. Рафаэль. - Л., 1964. 98. Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. - Л., 1971. 99. Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. - М. - Л., 1952. 100. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения: М., 1956-1979. 101. Лазарев В. Н. Пьеро делла Франческа. - М., 1965. 102. Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. - М., 1979. 103. Лазарев В. Н. Микеланджело. - М., 1983. 104. Ласло Д. Боттичелли. - Будапешт. 1983. 105. Лебедянский М. С. Портреты Рафаэля. - М., 1988. 106. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. - М. - Л., 1935. 107. Либман М. Я. Якопо делла Кверча. - М., 1960. 108. Либман М. Я. Донателло. - М., 1962. 109. Лика К. Рафаэль. - Будапешт, 1962. 110. Лонги Р. От Чимабуэ до Маранди. - М., 1984. 111. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978. 112. Майская М. И. Пизанелло. - М., 1987. 113. Макьявелли Н. История Флоренции. Памятники эстетической мысли. - М., 1987. 114. Мандер К. Книга о художниках. - М., 1940. 115. Мастера искусства об искусстве. - М., 1965-1966. 116. Микеланджело: Жизнь и творчество: Сб. - М., 1964. 117. Микеланджело и его время: Сб. - М., 1978. 118. Микеланджело Буонаротти: Лирика. - Л., 1967. 119. Михайлов В. И. Леонардо да Винчи - архитектор. - М., 1952. 120. Мифы народов мира. - М., 1980-1982. 121. Муратов П. Образы Италии. - М., 1912-1914. 122. Мутер Р. История живописи от средних веков до наших дней. - М., 1914. 123. Нессельштраус Ц. Г. Тинторетто. - М. - Л., 1964. 124. Николаева П. А. Мантенья. - М., 1980. 125. Очерки по истории и технике гравюры. - М., 1987. 126. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. - М., 1989. 127. Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. - Л., 1982. 128. Петрочук О. Сандро Боттичелли. - М., 1984. 129. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961. 130. Поцио Нери. Тициан. - М., 1981. 131. Прокофьев В. По Италии. - М. - Л., 1940. 132. Рафаэль и его время: Сб. - М., 1986. 133. Рафаэль: Сб. - М., 1987. 134. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV - XVIII веков. - М., 1966. 135. Рисунки итальянской школы XV - XVI веков: Каталог /Сост. М. В. Доброклонский). - М. - Л., 1940. 136. Розенталь Ш. Тициан. - М. - Л. - 1940. 137. Роллан Р. Жизнь Микеланджело. - М., 1954. 138. Романов Н. И. Донателло. - М., 1901. 139. Романов Н. И. Искусство Итальянского Возрождения. - М., 1909. 140. Романов Н. И. Произведения Рафаэля в России. - М., 1922. 141. Романов Н. И. Рафаэль. - М. - Л., 1922. 142. Романов Н. И. Мазаччо. - М., 1947. 143. Ротенберг Е. И. Микеланджело. - М., 1964. 144. Ротенберг Е. И. Искусство Италии: Средняя Италия в период Высокого Возрождения. - М., 1966. 145. Ротенберг Е. И. Искусство Италии XVI века. - М., 1967. 146. Ротенберг Е. И. Искусство Италии XVI - XVII веков. - М., 1990. 147. Рутенбург В. И. Итальянский город от Раннего Средневековья до Возрождения: Очерки. - Л., 1987. 148. Секреты живописи старых мастеров. - М., 1989. 149. Сидоров А. А. Рисунки старых мастеров: Техника, теория, история. - М. - Л., 1940. 150. Ситник К. А. Микеланджело. - М. - Л., 1938. 151. Смирнова И. А. Джорджоне. - М., 1955. 152. Смирнова И. А. Тициан. - М., 1963. 153. Смирнова И. А. Тициан и венецианский портрет XVI века - М., 1964. 154. Смирнова И. А. Якопо Бассано и позднее Возрождение в Венеции. - М., 1976. 155. Смирнова И. А. Крупнейшие художники венецианской террафермы первой половины XVI века. - М., 1978. 156. Смирнова И. А. Витторио Карпаччо. - М., 1982. 157. Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. - М., 1987. 158. Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII - XV веков. - М., 1988. 159. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения /Под ред. Л. М. Брагиной. - М., 1985. 160. Стендаль А. История живописи в Италии. - М., 1959. 161. Сумков Н. А. Леонардо да Винчи. - Харьков, 1900. 162. Типология и периодизация культуры Возрождения: Сб. - М., 1978. 163. Тихомиров А. И. Искусство итальянского Возрождения. - М., 1963. 164. Фабрикант М. Архитектура итальянского Ренессанса. - Спб., 1914. 165. Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи.: Сб. - М., 1914. 166. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат по живописи. - М., 1933. 167. Шрамкова Р. Искусство Возрождения. - М., 1977. 168. Элиасберг Н. Е. Рафаэль. - М., 1961. 169. Элиасберг Н. Е. Пьетро Перуджино. - М., 1966. 170. http://www.italian-architecture.info/FL/FL-002.htm 171. Florence Cathedral 172. References 173. Tim Jepson: The National Geographic Traveler, Florence & Tuscany, National Geographic Society, 2001. ISBN 90-215-9720-9. 174. Rolf C. Wirtz: Kunst & Architektur, Florenz, Köneman, 2005. ISBN 3-8331-1576-9. 175. Carlo Montrésor: The Opera del Duomo, Museum in Florence, Mandragora, 2000. 176. Henry A. Millon (ed.): Italian Renaissance Architecture: from Brunelleschi to Michelangelo, Thames and Hudson, London, 1994. ISBN 0-500-27921-7. 177. architect Arnolfo di Cambio Dome added by Filippo Brunelleschi. 178. location Florence, Italy 179. date 1296 to 1462 180. style Italian Rennaisance 181. construction masonry 182. type Church 183. (http://www.brunelleschi.ru/txt/7sobor.shtml) 184. (Любимов, Лев Дмитриевич, «Искусство Западной Европы», изд: АСТ, Астрель, 2005 г., http://bibliotekar.ru/iskusstvo-europa/14.htm) 185. http://www.brunelleschi.ru/txt/7konstr.shtm. 186. (Любимов Л. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии... С. 136.) 187. http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1255771&subID=100119005,100119010,100119540) 188. http://famous-temples.ru/blog/2008/02/29/sobor-santa-mariya-del-fore-vo-florentsii/
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |