КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь проблем семьи и общества с дезадаптацией ребенка. Механизмом формирования адаптационных нарушений является противоречие между возможностями ребенка и предъявляемыми к нему требованиями,т.е
Задание. Механизмом формирования адаптационных нарушений является противоречие между возможностями ребенка и предъявляемыми к нему требованиями,т.е. требования взрослых не соответствуют возможностям ребенка при наличии внешних или внутренних предпосылок. Приведите примеры. Внутренние:эмоциональный дискомфорт, состояние здоровья, уровень физического и психического развития и.т.д. Привести примеры. Внешние:то, что находится вне ребенка, вокруг него(экология, медицина, здоровье матери, условия и уровень жизни, питание, отношения в семье, оценка деятельности ребенка и т.д. Привести примеры. Временность(жизнь имеет временные этапы и переход от одного состояния в другое связан с определенной опасностью неизвестности. Отсюда ритуалы, связанные с завершением этапа: свадьба, выпускной, проводы, тренинги и т.д. Необходимо облегчить для ребенка эти переходные периоды жизни). Привести примеры. Территориальность(у ребенка существует базисная потребность к свободе, автономии. Ищет территорию, где он может быть хозяином, где ему будет комфортно. Может встретить непонимание окружающих. Надо помочь ребенку найти среду, где он сможет общаться с такими же как он). Привести примеры. Идентичность(кто я? Ребенок хочет быть признанным, сопротивляется уподоблению и сравнению себя с кем-то. Необходимо показать, что все разные, учить видеть собственные плюсы и минусы). Привести примеры. Иерархия(всегда есть кто-то лучше и хуже тебя. Идет сравнение и, если не в мою пользу, появляются негативные проявления. Отсюда, надо учить детей понимать и осознавать, что существует неравенство и формировать адекватную самооценку). Привести примеры. План. Социально – психологическая дезадаптация как отражение проблем современного общества. Лекция 4. 1. Понятие социально – психологической дезадаптации (спд). 2. Предпосылки и механизм формирования социально – психологической дезадаптации. 3. Этапы нарушения адаптационных механизмов. 4. Диагностика социально – психологической дезадаптации.
Прежде, чем говорить о том, что такое дезадаптация, давайте вспомним уже знакомый Вам термин «адаптация». В биологии под адаптацией понимают процесс приспособления организмов к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также и процесс привыкания. В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся социальной среды (подобрать примеры). Адаптивность (способность к приспособлению) у разных людей различна и обусловлена генетическими особенностями реагирования на стрессовые воздействия и особой организацией мозга. У детей существуют индивидуальные варианты психического развития в связи с неодновременностью созревания отдельных мозговых структур. В целом отмечается безусловная зависимость адаптивности от физического, психического, нравственного здоровья ребенка. Сегодня можно отметить 4 основные проблемы адаптации: Вывод: Если сформировать у ребенка адекватную самооценку, научить воспринимать других такими, как они есть, создать комфортную среду для общения и помочь на переходных этапах жизни, то проблем с адаптацией не будет. Если адаптация – процесс приспособления, то дезадаптация – это неумение приспособиться или нарушение адаптационного механизма. К чему ребенок не может приспособиться? Привести примеры. Почему это происходит? Существуют внешние и внутренние предпосылки формирования социально-психологической дезадаптации. Подумайте, всегда ли наличие предпосылок (внешних или внутренних) ведет к дезадаптации? К какому выводу мы пришли: существуют внешние и внутренние предпосылки дезадаптации, но механизм формирования дезадаптации срабатывает только при наличии противоречия между возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми к нему. Часто родители и педагоги замечают уже состоявшийся факт социально-психологической дезадаптации, когда нельзя не заметить нарушений в поведении или развитии ребенка. Но, говорят, всегда легче предупредить болезнь, чем ее потом лечить. Рассмотрим этапы нарушения адаптационных механизмов. Дети не рождаются преступниками, они таковыми становятся, не сразу – постепенно. Давайте проследим путь ребенка от невыученного стихотворения до крайней беды - суицида. Г.Ф.Кумарина определила 4 этапа нарушения адаптационных механизмов и выделила 3 уровня отклонений у детей: а) педагогический уровень (когда наблюдаются проблемы с обучением) б) психологический (проблемы поведения, характера, эмоциональной сферы) в) физиологический (проблемы со здоровьем)
Попробуем для наглядности составить таблицу этапов дезадаптации по трем уровням и проследить нарушения, происходящие в развитии и поведении детей от незначительных и малозаметных проявлений до серьезных последствий не только для самих детей, но и общества в целом.
Если на 1 этапе разумным педагогам и родителям легко можно помочь ребенку справиться с возникшими проблемами, то на 2 этапе это уже сделать сложнее, возможно привлечение опытного психолога. На 3 этапе остается слабая надежда на то, что произойдет чудо: родители и все педагоги вдруг изменят свое отношение к ребенку, психологи спланируют коррекционную помощь и поддержку, медики вылечат уже пошатнувшееся здоровье ребенка и сам он поймет и приложит усилия на возвращение к нормальной жизни… Увы, такие чудеса в теории возможны, на практике мало реальны. На 4 этапе еще и правоохранительные органы, в руки которых попадает ребенок, должны сыграть свою роль в поддержке малолетнего преступника. Надеяться на то, что тюрьма благотворно воздействует на подростка тоже сегодня не приходится. Вывод: Дезадаптацию легче предотвратить, чем потом корректировать. И чем раньше взрослые заметят признаки дезадаптации, тем легче и быстрее можно будет помочь ребенку в ее преодолении. Приоритетность сегодня должна быть отдана не адаптированию ребенка к окружающему миру, а адаптации учебного заведения к уровням развития каждого ребенка.
1. Разделиться на 4 подгруппы. 2. Выбрать ответственного. 3. Взять для осмысления один из этапов дезадаптации (1 - 4) 4. Определить проблемы семьи и общества, вызывающие дезадаптацию ребенка на данном этапе. 5. Заполнить таблицу «Взаимосвязь проблем семьи и общества с дезадаптацией ребенка» 6. Учесть в работе, что сложность проблем возрастает от этапа к этапу. Например: 1 этап – невнимание родителей к ребенку (+…) 2 этап - негативная оценка педагогом деятельности ребенка (+…) 3 этап – Низкий уровень воспитательно-образовательной работы в учреждении (+…) 4 этап – Отсутствие идеологической платформы воспитания в государстве (+…) 7. Подобрать от 10 до 20 проблем на каждом этапе, вызывающих дезадаптацию ребенка.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |