Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь проблем семьи и общества с дезадаптацией ребенка. Механизмом формирования адаптационных нарушений является противоречие между возможностями ребенка и предъявляемыми к нему требованиями,т.е

Задание.

Механизмом формирования адаптационных нарушений является противоречие между возможностями ребенка и предъявляемыми к нему требованиями,т.е. требования взрослых не соответствуют возможностям ребенка при наличии внешних или внутренних предпосылок. Приведите примеры.

Внутренние:эмоциональный дискомфорт, состояние здоровья, уровень физического и психического развития и.т.д. Привести примеры.

Внешние:то, что находится вне ребенка, вокруг него(экология, медицина, здоровье матери, условия и уровень жизни, питание, отношения в семье, оценка деятельности ребенка и т.д. Привести примеры.

Временность(жизнь имеет временные этапы и переход от одного состояния в другое связан с определенной опасностью неизвестности. Отсюда ритуалы, связанные с завершением этапа: свадьба, выпускной, проводы, тренинги и т.д. Необходимо облегчить для ребенка эти переходные периоды жизни). Привести примеры.

Территориальность(у ребенка существует базисная потребность к свободе, автономии. Ищет территорию, где он может быть хозяином, где ему будет комфортно. Может встретить непонимание окружающих. Надо помочь ребенку найти среду, где он сможет общаться с такими же как он). Привести примеры.

Идентичность(кто я? Ребенок хочет быть признанным, сопротивляется уподоблению и сравнению себя с кем-то. Необходимо показать, что все разные, учить видеть собственные плюсы и минусы). Привести примеры.

Иерархия(всегда есть кто-то лучше и хуже тебя. Идет сравнение и, если не в мою пользу, появляются негативные проявления. Отсюда, надо учить детей понимать и осознавать, что существует неравенство и формировать адекватную самооценку). Привести примеры.

План.

Социально – психологическая дезадаптация как отражение проблем современного общества.

Лекция 4.

1. Понятие социально – психологической дезадаптации (спд).

2. Предпосылки и механизм формирования социально – психологической дезадаптации.

3. Этапы нарушения адаптационных механизмов.

4. Диагностика социально – психологической дезадаптации.

 

Прежде, чем говорить о том, что такое дезадаптация, давайте вспомним уже знакомый Вам термин «адаптация». В биологии под адаптацией понимают процесс приспособления организмов к условиям существования.

В физиологии и медицине этот термин обозначает также и процесс привыкания.

В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся социальной среды (подобрать примеры).

Адаптивность (способность к приспособлению) у разных людей различна и обусловлена генетическими особенностями реагирования на стрессовые воздействия и особой организацией мозга. У детей существуют индивидуальные варианты психического развития в связи с неодновременностью созревания отдельных мозговых структур. В целом отмечается безусловная зависимость адаптивности от физического, психического, нравственного здоровья ребенка.

Сегодня можно отметить 4 основные проблемы адаптации:

Вывод: Если сформировать у ребенка адекватную самооценку, научить воспринимать других такими, как они есть, создать комфортную среду для общения и помочь на переходных этапах жизни, то проблем с адаптацией не будет.

Если адаптация – процесс приспособления, то дезадаптация – это неумение приспособиться или нарушение адаптационного механизма.

К чему ребенок не может приспособиться? Привести примеры.

Почему это происходит?

Существуют внешние и внутренние предпосылки формирования социально-психологической дезадаптации.

Подумайте, всегда ли наличие предпосылок (внешних или внутренних) ведет к дезадаптации?

К какому выводу мы пришли: существуют внешние и внутренние предпосылки дезадаптации, но механизм формирования дезадаптации срабатывает только при наличии противоречия между возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми к нему.

Часто родители и педагоги замечают уже состоявшийся факт социально-психологической дезадаптации, когда нельзя не заметить нарушений в поведении или развитии ребенка. Но, говорят, всегда легче предупредить болезнь, чем ее потом лечить.

Рассмотрим этапы нарушения адаптационных механизмов. Дети не рождаются преступниками, они таковыми становятся, не сразу – постепенно. Давайте проследим путь ребенка от невыученного стихотворения до крайней беды - суицида.

Г.Ф.Кумарина определила 4 этапа нарушения адаптационных механизмов и выделила 3 уровня отклонений у детей:

а) педагогический уровень (когда наблюдаются проблемы с обучением)

б) психологический (проблемы поведения, характера, эмоциональной сферы)

в) физиологический (проблемы со здоровьем)

 

Попробуем для наглядности составить таблицу этапов дезадаптации по трем уровням и проследить нарушения, происходящие в развитии и поведении детей от незначительных и малозаметных проявлений до серьезных последствий не только для самих детей, но и общества в целом.

Этапы отклонений Уровни (варианты) отклонений
Педагогический Психологический Физиологический
1 этап Начальный Педагог замечает, что ребенок плохо усваивает какой-то материал. Возникли первичные трудности У ребенка наблюдается эмоциональный дискомфорт, тревожность, незащищенность, уязвимость, пассивность, напряженность, скованность в ответах. Стойкое адаптационное напряжение, появление признаков физиологического стресса (краснеет, бледнеет,перехватывает дыхание, головная боль)
2 этап Появление ситуативных отклонений Наблюдается накопление единичных пробелов по одному из разделов программы, чем хуже результаты учения, тем меньше усилий прилагает, появляется барьер непонимания со взрослыми Появляются инстинктивные психозащитные реакции:отвлекается от того, в чем испытывает трудности; переключается на успешный вид деятельности. Появляется желание пропускать данные занятия, не желает идти к одной из воспитателей или в тот день, когда проходят трудные для него занятия. Испытывает эмоциональные перегрузки, неадекватные его возможностям. Появляются неадекватные патологические реакции: Поднимается температура, кровяное давление, учащается сердцебиение, наблюдается аритмия и т.д. Но не всегда, а на лишь на отдельную ситуацию, определенного человека.
3 этап Ситуативные отклонения закрепляются и становятся постоянными проявлениями Появляется комплекс пробелов, слоями выпадают области знаний, эпизодические конфликты в отношениях с педагогами и родителями. Все одноразовые ситуативные реакции закрепляются и становятся частыми проявлениями. Учебная деятельность перестает рассматриваться как значимая. Нарушения дисциплины, негативизм, ссоры, драки, отверженность, гнев, раздражение как способ самоутверждения. Закрепляются физиологические патологические реакции. Может наблюдаться постоянное недомогание, желудочные расстройства, «аллергия» на школу, детский сад.
4 этап Конфликт со средой, разрыв отношений с педагогами и родителями Сформировалось отставание в учебе по всем разделам программы. Отказ от учебной деятельности, систематические конфликты. Сформировались стойкие способы протеста: а) активные (кукарекает, вскакивает на стол, и т.д.) б) пассивные (у слабого типа внд уход в другую область деятельности, уход от реальной действительности; в) девиантное поведение (отклоняющееся от N) Развивается болезнь. Как правило, рвется там, где тонко (язва, астма, алкоголизм экземы, наркомания, опухоли, игромания. Если проблема на фоне душевного одиночества – суицид, как протест и безысходность.

Если на 1 этапе разумным педагогам и родителям легко можно помочь ребенку справиться с возникшими проблемами, то на 2 этапе это уже сделать сложнее, возможно привлечение опытного психолога. На 3 этапе остается слабая надежда на то, что произойдет чудо: родители и все педагоги вдруг изменят свое отношение к ребенку, психологи спланируют коррекционную помощь и поддержку, медики вылечат уже пошатнувшееся здоровье ребенка и сам он поймет и приложит усилия на возвращение к нормальной жизни… Увы, такие чудеса в теории возможны, на практике мало реальны. На 4 этапе еще и правоохранительные органы, в руки которых попадает ребенок, должны сыграть свою роль в поддержке малолетнего преступника. Надеяться на то, что тюрьма благотворно воздействует на подростка тоже сегодня не приходится.

Вывод: Дезадаптацию легче предотвратить, чем потом корректировать. И чем раньше взрослые заметят признаки дезадаптации, тем легче и быстрее можно будет помочь ребенку в ее преодолении. Приоритетность сегодня должна быть отдана не адаптированию ребенка к окружающему миру, а адаптации учебного заведения к уровням развития каждого ребенка.

 

1. Разделиться на 4 подгруппы.

2. Выбрать ответственного.

3. Взять для осмысления один из этапов дезадаптации (1 - 4)

4. Определить проблемы семьи и общества, вызывающие дезадаптацию ребенка на данном этапе.

5. Заполнить таблицу «Взаимосвязь проблем семьи и общества с дезадаптацией ребенка»

6. Учесть в работе, что сложность проблем возрастает от этапа к этапу. Например: 1 этап – невнимание родителей к ребенку (+…)

2 этап - негативная оценка педагогом деятельности ребенка (+…)

3 этап – Низкий уровень воспитательно-образовательной работы в учреждении (+…)

4 этап – Отсутствие идеологической платформы воспитания в государстве (+…)

7. Подобрать от 10 до 20 проблем на каждом этапе, вызывающих дезадаптацию ребенка.

 

 

Этап Проблемы семьи и общества, вызывающие дезадаптацию ребенка
1 этап  
2 этап  
3 этап  
4 этап  
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия в 40-е XVI – XVII вв | Взаимосвязь проблем семьи и общества с дезадаптацией ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.