КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллективные отношения как фактор личностного развития школьника
Процессы воспитания личности неразрывно связаны с процессами развития той коллективной общности, в рамках которой осуществляется педагогическое взаимодействие. Это обусловлено тем, что именно в группе сверстников реализуется процесс социализации школьника. Взаимодействуя с другими детьми, обнаруживая столкновения интересов своего «Я» с интересами любого «другого», участвующего в общем деле, школьник «в миниатюре» наблюдает человеческое общество. И не только наблюдает, но и активно участвует в процессе функционирования и развития данной «живой» модели. В силу этого уровень развития внутригрупповых отношений в классе, в школе, характер сложившихся деловых и межличностных связей влияет на направленность и темп развития каждого члена данной группы. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие класса как социальной группы. В силу этого вопрос об отношениях коллектива и личности — один из ключевых для теории воспитания. Процессы существования ученика в системе коллективных отношений — сложные, неоднозначные, нередко противоречивые. Все школьники отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывая обратное влияние на коллектив. Характер отношений между личностью и коллективом зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятные отношения складываются там, где коллектив уже достиг достаточно высокого уровня развития. Одним из важнейших показателей развития группы выступает групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей сплоченности группы, как правило, рассматриваются: • уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях; • степень привлекательности группы для ее членов. По уровню сплоченности социальная психология выделяет такие полярные типы групп, как коллективы (и группы, приближающиеся к ним по типу своей структуры) и диффузные группы, в которых отсутствуют общие цели и ценности. При этом диффузная группа представляет собой самый низший уровень сплоченности. Примером такой группы может служить группа первоклассников в первые дни после прихода в школу. Высший уровень сплоченности реализуется в коллективе. Коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственная зависимость в личностных отношениях между учащимися. Уровень развития групповых отношений во многом задает другие характеристики внутришкольных отношений. В частности, вот как, по мнению ряда авторов, могут выглядеть характеристики стержневых отношений в этих полярных квалификациях групп (табл. 3.2) [20, с. 58-59]. Таблица 3.2
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |