КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Теория экономических организаций
Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме Контрольные вопросы Воспитание личности ребенка положительным поступком (по К. Оллред) В середине 80-х гг. прошлого столетия в США была разработана концепция развития личности ребенка, реализованная в тысячах школ в виде программы «Позитив Экшн». В ее создании принимали участие психологи, учителя, представители творческой интеллигенции. Руководство программой осуществляла К. Оллред. В 1982 г. на общенациональном конкурсе программ в области нравственного воспитания «Позитив Экшн» была отмечена как победитель. В отечественной литературе информация о данной программе представлена в виде журнальной публикации В. Е. Царева и И. А. Кузьмичевой, которая и позволяет раскрыть ее основные положения [103]. Рассматриваемая педагогическая технология призвана соединить воспитательные возможности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса с психологическими ресурсами самих школьников. Для этого в ходе занятий, проводимых по данной программе в школе, детям предлагается решать так называемые «личностные задачи». Такие задачи возникают как результат самостоятельного осмысления учеником своего жизненного опыта и вычленения из него ситуаций, в которых он испытал наибольшие нравственные или мыслительные затруднения. В число таких ситуаций попадают те трудности, которые возникают у него в процессе учебы, отношений с родителями, друзьями и др. Зачастую они еще не нашли своего разрешения, и школьнику еще только предстоит сделать свой выбор. Сам факт наличия таких затруднений наиболее точно свидетельствует о тех проблемах, которые испытывает школьник в плане своего нравственного развития. Однако сложность в том, что сам он, как правило, пока еще не в состоянии осознать подобные ситуации как значимые для своего развития. Для этого ему и нужна педагогическая помощь. Данная технология позволяет школьнику «принести» свои проблемы в класс и сделать их предметом всеобщего рассмотрения. Особенность таких задач состоит в том, что они не имеют какого-либо однозначного решения. Поэтому в ходе урока главная задача всех участников состоит в том, чтобы пробудить активность самого ученика и направить ее в нужное русло. Для этого окружающие пытаются своими действиями помочь школьнику осуществить продвижение по трем основным линиям психического развития: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Эти три линии, переходящие друг в друга, и образуют замкнутый «позитивный круг» личностного развития школьника (рис. 3.5). В качестве основного средства развития когнитивной сферы ученика выступают начальные знания из области психологии. Для этого учебный процесс обеспечивается соответствующими учебниками, содержание которых включает в себя три основных блока знаний: 1) усвоение понятия «самопонимание»; 2) формирование позитивных установок для интеллектуального и физического совершенствования; 3) приемы психологического самоуправления (саморегуляции) в когнитивной и эмоциональной сферах. Рис. 3.5. Процесс возникновения и разрешения «личностных задач» школьников Материал в данных учебных книгах представлен таким образом, чтобы максимально активизировать процесс его восприятия. Для этого в процессе преподавания широко используются игровые методики, с помощью которых дети попадают в общество вымышленных героев и вместе с ними совершают путешествия по волшебным странам. Так, в подготовительном классе дети совершают полное приключений путешествие в поисках ключа к воротам Дворца Самопонимания. При этом они попадают в Страну Переживаний, Страну Разума, в Джунгли Самоуправления, знакомятся с мудрым енотом Пикс-ит и несмышленым медвежонком Никс-ит. Самопонимание в данной программе выступает как одно из ведущих понятий. Оно трактуется как «способ думать о самом себе». Такое «ду-мание» должно приводить школьника к пониманию своей индивидуальности как высшей ценности развития. Для этого отрабатываются различные приемы по соотнесению внешних факторов воздействия на ребенка с его внутренним ощущением себя. В ходе учебных занятий школьники усваивают также мысль о том, что неустойчивая самооценка способна привести к неправильному поступку по отношению к другому человеку. Одним из этапов развития самопонимания выступает формирование навыков и умений быть честным перед собой. На этих же занятиях ребенок знакомится с такими основами физического здоровья, как правильное питание, правила личной гигиены, закаливание и др. У него формируется умение узнавать новое, решать неожиданные и творческие задачи, преодолевать стереотипы. В эмоциональной сфере ученика поддерживается хорошее настроение, бод- рость, энергия. Ему объясняют, что человек должен научиться ис-| пользовать свои эмоции, не попадая в зависимость от них, овладеть приемами эмоционального самоконтроля. В целом в рамках программы «Позитив Экшн» разработана целая система учебной литературы и методического обеспечения проводимых занятий. В основе структуры каждой учебной книги лежат семь тем. Каждая из них имеет четко сформулированный заголовок и не меняется на протяжении всех учебников. Например, первый тематический раздел во всех книгах называется «Самопонимание: его определение, формирование и значение». Однако конкретное содержание разделов, их сюжетно-литературная основа и используемые в ходе преподавания методики строятся для каждого класса уже в соответствии с возрастными особенностями обучаемых. Каждый такой раздел предусматривает проведение 20-25 уроков для его усвоения. Однако освоение доступных ученикам психологических знаний не является в данном случае самоцелью. Их главное предназначение — помочь школьнику вычленить те элементы жизненной ситуации, которые способны составить содержание личностной задачи. Для этого педагогом используется такой тип поведения, который стимулирует выявление ребенком множества альтернативных подходов к ситуации. Такая множественность подходов опирается на способность ребенка к нестандартному, критическому мышлению. Поэтому на развитие творческого мышления школьника отводится, как правило, не менее трети учебного времени. Линия эмоционального развития обеспечивается в первую очередь за счет соотнесения своих решений и их последствий с положительной самооценкой другого человека. Основным педагогическим средством поддержки данной деятельности школьника выступает обучение детей умению опознать свое состояние и состояние другого человека. Главная цель подобных усилий — признание ребенком важности эмоционально-оценочных состояний как фактора оценки сложности жизненных ситуаций и выбора альтернатив ее разрешения. Решающее значение в рамках данной технологии отводится поведенческой составляющей. Считается, что реальные изменения в личности школьника могут произойти только в результате «положительного по-ступка». Понятие «положительный поступок» не следует смешивать с житейскими представлениями о «хорошем поведении» школьника. В данном случае оно обозначает «такое решение в ситуации личностного выбора, которое соответствует положительному самоощущению, принятию себя, положительной самооценке» [103, с. 136]. Поэтому в ходе занятий от ребенка требуется поступок в широком смысле этого слова. Это может быть и изготовленная им игрушка, и составленный сюжет действия, и реальные шаги в отношениях с другими людьми. Во всех случаях отличительной чертой такого поведения является активное изменение ребенком некоторой части окружающей его действительности, которое согласуется с его внутренними оценками и суждениями. Общая логика реализации такой активности состоит в том, что дети анализируют свои ценностные предпочтения и затем самостоятельно придумывают способы их наиболее гармоничной реализации. При этом они стараются развивать в себе те качества и умения, которые в силу их индивидуальных особенностей формируются у них труднее всего. Такое исполнение своих решений выступает как обязательный компонент каждого занятия. В этих целях используются самые разнообразные средства и способы. Например, на уроке в 5-м классе дети моделируют свои действия по бережному отношению к своему и чужому «Я». Для этого они изображают на яичных скорлупках символы своей самооценки и в процессе специально организованной игры всячески оберегают их от возможного повреждения. В других случаях в качестве положительного поступка могут выступать реальные действия по оказанию помощи, по осуществлению справедливого выбора в пользу другого, по преодолению страха перед неизвестным и др. Взаимные переходы интеллектуального, эмоционального и поведенческого компонентов образуют целостный цикл принятия жизненно важных решений. Он проявляется не только в обучении, но и в реальной жизни ребенка. Принятие решений самим школьником во многом остается непредсказуемым, так как опирается на его индивидуальные знания, эмоциональный опыт и умения. Поэтому возможно возникновение и такого явления, которое авторы концепции назвали «разрыв позитивного цикла». Наиболее часто такие «разрывы» находят свое выражение в виде отклоняющегося поведения школьников. В этом случае считается, что решение, принятое в каждом из этих случаев нарушения дисциплины, оказывается деструктивным по отношению к самой личности школьника. Такой отрицательный выбор, даже если самим ребенком он воспринимается как положительный на данный момент, влечет в конечном счете возникновение негативной мотивации. Как следствие этого, происходит снижение самооценки. Внутренние ресурсы ребенка вместо осуществления развития направляются на подавление отрицательных самоощущений. Выход из негативного цикла по замыслу авторов программы состоит в том, что в процессе занятий для таких школьников удается создавать искусственные ситуации «положительного выбора». При всей своей условности такие ситуации способны породить у школьника определенную положительную мотивацию. Это обусловлено тем, что через игры и рассказы дети учатся верить в свои силы и осознанно превращать трудности в события, открывающие возможности для личностного роста. В итоге совместными усилиями педагога и школьника создается реальный прецедент осуществления учеником «положительного выбора», который закрепляется «положительным поступком». В дальнейшем очень важно удержать ребенка в рамках так называемой «спирали полного положительного цикла». Для этого педагог стремится вести ученика по пути совершенствования от подлинно положительного чувства к подлинно положительной мысли и от нее — к положительному действию. Для этого очень важно, чтобы атмосфера положительного поступка поддерживалась не только на специальных уроках, но во всей школе в целом. Для этого к реализации программы рекомендуется подключать весь коллектив школы, ее администрацию, школьных психологов. 1. Какие основные направления психологического анализа процесса воспитания школьников представлены в педагогической псе хологии? 2. Что представляет собой интернализация социальных идей как инструмент воспитательной работы? 3. Каким образом в процессе воспитания реализуется связь между привычками и качествами личности школьника? 4. С помощью каких психологических механизмов может быть реализован процесс формирования мировоззрения у школьников? 5. Какую роль в процессе воспитания отводил Л. С. Выготский воспитательной среде? 6. Каким образом реализуется связь внутригрупповых отношений школьников и их личностного развития? 7. В чем, по мнению А. Г. Асмолова, состоит психологическая стратегия воспитания личности на современном этапе? 8. Каковы основные психологические условия проектирования и конструирования воспитательных ситуаций? 9. Каким образом осуществляется процесс разрешения «личностной задачи» школьника в ходе воспитания положительным поступком? 1. Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. С. 206-220. 2. Битинас Б. Структура процесса воспитания (Методологический аспект). — Каунас: Швиеса, 1984. 190 с. 3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1995. 352 с. 4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. —М.: Новая школа, 195.8. 208с.. 5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.480с. 6. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 144 с. 7. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Новая школа, 1997. 64 с. 8. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. Т. 5. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 9-102. 9. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. 240 с. 10. Царев В. Е., Кузъмичева И. А. Психолого-педагогические принципы воспитания поступком в концепции К. Оллред // Вопросы психологии. № 6. 1988. С. 134-141.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |