Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Теория экономических организаций

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Контрольные вопросы

Воспитание личности ребенка положительным поступком (по К. Оллред)

В середине 80-х гг. прошлого столетия в США была разработана концепция развития личности ребенка, реализованная в тысячах школ в виде программы «Позитив Экшн». В ее создании принимали учас­тие психологи, учителя, представители творческой интеллигенции. Руководство программой осуществляла К. Оллред. В 1982 г. на обще­национальном конкурсе программ в области нравственного воспита­ния «Позитив Экшн» была отмечена как победитель. В отечественной литературе информация о данной программе представлена в виде жур­нальной публикации В. Е. Царева и И. А. Кузьмичевой, которая и позволяет раскрыть ее основные положения [103]. Рассматриваемая педагогическая технология призвана соединить воспитательные возможности урока как основной формы учебно-вос­питательного процесса с психологическими ресурсами самих школь­ников. Для этого в ходе занятий, проводимых по данной программе в школе, детям предлагается решать так называемые «личностные за­дачи». Такие задачи возникают как результат самостоятельного ос­мысления учеником своего жизненного опыта и вычленения из него ситуаций, в которых он испытал наибольшие нравственные или мыс­лительные затруднения.

В число таких ситуаций попадают те трудности, которые возника­ют у него в процессе учебы, отношений с родителями, друзьями и др. Зачастую они еще не нашли своего разрешения, и школьнику еще толь­ко предстоит сделать свой выбор. Сам факт наличия таких затруднений наиболее точно свидетельствует о тех проблемах, которые испытывает школьник в плане своего нравственного развития. Однако сложность в том, что сам он, как правило, пока еще не в состоянии осознать подобные ситуации как значимые для своего развития. Для этого ему и нужна педагогическая помощь.

Данная технология позволяет школьнику «принести» свои про­блемы в класс и сделать их предметом всеобщего рассмотрения. Осо­бенность таких задач состоит в том, что они не имеют какого-либо однозначного решения. Поэтому в ходе урока главная задача всех участ­ников состоит в том, чтобы пробудить активность самого ученика и направить ее в нужное русло. Для этого окружающие пытаются свои­ми действиями помочь школьнику осуществить продвижение по трем основным линиям психического развития: когнитивной, эмоциональ­ной и поведенческой. Эти три линии, переходящие друг в друга, и обра­зуют замкнутый «позитивный круг» личностного развития школьни­ка (рис. 3.5).

В качестве основного средства развития когнитивной сферы ученика выступают начальные знания из области психологии. Для этого учеб­ный процесс обеспечивается соответствующими учебниками, содер­жание которых включает в себя три основных блока знаний:

1) усвоение понятия «самопонимание»;

2) формирование позитивных установок для интеллектуального и физического совершенствования;

3) приемы психологического самоуправления (саморегуляции) в когнитивной и эмоциональной сферах.

Рис. 3.5. Процесс возникновения и разрешения «личностных задач» школьников

Материал в данных учебных книгах представлен таким образом, чтобы максимально активизировать процесс его восприятия. Для этого в про­цессе преподавания широко используются игровые методики, с помо­щью которых дети попадают в общество вымышленных героев и вместе с ними совершают путешествия по волшебным странам. Так, в подгото­вительном классе дети совершают полное приключений путешествие в поисках ключа к воротам Дворца Самопонимания. При этом они попа­дают в Страну Переживаний, Страну Разума, в Джунгли Самоуправле­ния, знакомятся с мудрым енотом Пикс-ит и несмышленым медвежон­ком Никс-ит.

Самопонимание в данной программе выступает как одно из ведущих понятий. Оно трактуется как «способ думать о самом себе». Такое «ду-мание» должно приводить школьника к пониманию своей индивиду­альности как высшей ценности развития. Для этого отрабатываются различные приемы по соотнесению внешних факторов воздействия на ребенка с его внутренним ощущением себя. В ходе учебных занятий школьники усваивают также мысль о том, что неустойчивая самооцен­ка способна привести к неправильному поступку по отношению к дру­гому человеку. Одним из этапов развития самопонимания выступает формирование навыков и умений быть честным перед собой. На этих же занятиях ребенок знакомится с такими основами физи­ческого здоровья, как правильное питание, правила личной гигиены, закаливание и др. У него формируется умение узнавать новое, решать неожиданные и творческие задачи, преодолевать стереотипы. В эмо­циональной сфере ученика поддерживается хорошее настроение, бод- рость, энергия. Ему объясняют, что человек должен научиться ис-| пользовать свои эмоции, не попадая в зависимость от них, овладеть приемами эмоционального самоконтроля.

В целом в рамках программы «Позитив Экшн» разработана целая система учебной литературы и методического обеспечения проводи­мых занятий. В основе структуры каждой учебной книги лежат семь тем. Каждая из них имеет четко сформулированный заголовок и не меняется на протяжении всех учебников. Например, первый темати­ческий раздел во всех книгах называется «Самопонимание: его опре­деление, формирование и значение». Однако конкретное содержание разделов, их сюжетно-литературная основа и используемые в ходе преподавания методики строятся для каждого класса уже в соответ­ствии с возрастными особенностями обучаемых. Каждый такой раз­дел предусматривает проведение 20-25 уроков для его усвоения.

Однако освоение доступных ученикам психологических знаний не является в данном случае самоцелью. Их главное предназначение — помочь школьнику вычленить те элементы жизненной ситуации, которые способны составить содержание личностной задачи. Для этого педагогом используется такой тип поведения, который стимулирует выявление ребенком множества альтернативных подходов к ситуации. Такая множественность подходов опирается на способность ребенка к нестандартному, критическому мышлению. Поэтому на развитие твор­ческого мышления школьника отводится, как правило, не менее трети учебного времени.

Линия эмоционального развития обеспечивается в первую очередь за счет соотнесения своих решений и их последствий с положительной самооценкой другого человека. Основным педагогическим средством поддержки данной деятельности школьника выступает обучение детей умению опознать свое состояние и состояние другого человека. Глав­ная цель подобных усилий — признание ребенком важности эмоцио­нально-оценочных состояний как фактора оценки сложности жизнен­ных ситуаций и выбора альтернатив ее разрешения.

Решающее значение в рамках данной технологии отводится поведен­ческой составляющей. Считается, что реальные изменения в личности школьника могут произойти только в результате «положительного по-ступка». Понятие «положительный поступок» не следует смешивать с житейскими представлениями о «хорошем поведении» школьника. В данном случае оно обозначает «такое решение в ситуации личностно­го выбора, которое соответствует положительному самоощущению, принятию себя, положительной самооценке» [103, с. 136]. Поэтому в ходе занятий от ребенка требуется поступок в широком смысле этого слова. Это может быть и изготовленная им игрушка, и составленный сюжет действия, и реальные шаги в отношениях с другими людьми.

Во всех случаях отличительной чертой такого поведения является активное изменение ребенком некоторой части окружающей его дей­ствительности, которое согласуется с его внутренними оценками и суждениями. Общая логика реализации такой активности состоит в том, что дети анализируют свои ценностные предпочтения и затем са­мостоятельно придумывают способы их наиболее гармоничной реа­лизации. При этом они стараются развивать в себе те качества и уме­ния, которые в силу их индивидуальных особенностей формируются у них труднее всего.

Такое исполнение своих решений выступает как обязательный ком­понент каждого занятия. В этих целях используются самые разнооб­разные средства и способы.

Например, на уроке в 5-м классе дети моделируют свои действия по бе­режному отношению к своему и чужому «Я». Для этого они изображают на яичных скорлупках символы своей самооценки и в процессе специаль­но организованной игры всячески оберегают их от возможного повреж­дения. В других случаях в качестве положительного поступка могут вы­ступать реальные действия по оказанию помощи, по осуществлению справедливого выбора в пользу другого, по преодолению страха перед неизвестным и др.

Взаимные переходы интеллектуального, эмоционального и поведен­ческого компонентов образуют целостный цикл принятия жизненно важных решений. Он проявляется не только в обучении, но и в реальной жизни ребенка. Принятие решений самим школьником во многом ос­тается непредсказуемым, так как опирается на его индивидуальные знания, эмоциональный опыт и умения. Поэтому возможно возник­новение и такого явления, которое авторы концепции назвали «раз­рыв позитивного цикла». Наиболее часто такие «разрывы» находят свое выражение в виде отклоняющегося поведения школьников.

В этом случае считается, что решение, принятое в каждом из этих случаев нарушения дисциплины, оказывается деструктивным по от­ношению к самой личности школьника. Такой отрицательный выбор, даже если самим ребенком он воспринимается как положительный на данный момент, влечет в конечном счете возникновение негативной мотивации. Как следствие этого, происходит снижение самооценки. Внутренние ресурсы ребенка вместо осуществления развития направ­ляются на подавление отрицательных самоощущений.

Выход из негативного цикла по замыслу авторов программы состоит в том, что в процессе занятий для таких школьников удается создавать искусственные ситуации «положительного выбора». При всей своей условности такие ситуации способны породить у школьника опреде­ленную положительную мотивацию. Это обусловлено тем, что через игры и рассказы дети учатся верить в свои силы и осознанно превра­щать трудности в события, открывающие возможности для личностно­го роста. В итоге совместными усилиями педагога и школьника созда­ется реальный прецедент осуществления учеником «положительного выбора», который закрепляется «положительным поступком».

В дальнейшем очень важно удержать ребенка в рамках так называе­мой «спирали полного положительного цикла». Для этого педагог стремится вести ученика по пути совершенствования от подлинно по­ложительного чувства к подлинно положительной мысли и от нее — к положительному действию. Для этого очень важно, чтобы атмосфера положительного поступка поддерживалась не только на специальных уроках, но во всей школе в целом. Для этого к реализации программы рекомендуется подключать весь коллектив школы, ее администрацию, школьных психологов.

1. Какие основные направления психологического анализа процес­са воспитания школьников представлены в педагогической псе хологии?

2. Что представляет собой интернализация социальных идей как инструмент воспитательной работы?

3. Каким образом в процессе воспитания реализуется связь между привычками и качествами личности школьника?

4. С помощью каких психологических механизмов может быть реа­лизован процесс формирования мировоззрения у школьников?

5. Какую роль в процессе воспитания отводил Л. С. Выготский вос­питательной среде?

6. Каким образом реализуется связь внутригрупповых отношений школьников и их личностного развития?

7. В чем, по мнению А. Г. Асмолова, состоит психологическая стра­тегия воспитания личности на современном этапе?

8. Каковы основные психологические условия проектирования и конструирования воспитательных ситуаций?

9. Каким образом осуществляется процесс разрешения «личност­ной задачи» школьника в ходе воспитания положительным по­ступком?

1. Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. С. 206-220.

2. Битинас Б. Структура процесса воспитания (Методологический аспект). — Каунас: Швиеса, 1984. 190 с.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.

4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. —М.: Новая школа, 195.8. 208с..

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.480с.

6. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личнос­ти. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 144 с.

7. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Новая школа, 1997. 64 с.

8. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процес­са // Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. Т. 5. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 9-102.

9. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. 240 с.

10. Царев В. Е., Кузъмичева И. А. Психолого-педагогические принци­пы воспитания поступком в концепции К. Оллред // Вопросы психологии. № 6. 1988. С. 134-141.

  1. Организация в экономической теории
  2. Дихотомия: институты и организации
  3. Контроль и власть в хозяйственной организации
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проектирование и конструирование воспитательных ситуаций | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.