КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектирование и конструирование воспитательных ситуаций
Конструктивно-технологическое знание В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Ситуация — это система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. Такие ситуации отличаются достаточно высокой степенью неопределенности действий педагогов и воспитанников. В этом случае педагогу важно преодолеть эту неопределенность путем привнесения в ситуацию педагогической цели. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, превращается в педагогическую задачу. Наиболее часто такие педагогические ситуации возникают у школьного педагога в процессе реализации воспитательной функции. Это обусловлено тем, что воспитательная работа в современной школе реализуется в основном в ходе уроков. Процесс подготовки и проведения урока реализуется учителем на основе механизма конструирования педагогического процесса. Вместе с тем в ходе урока возникает немало непредвиденных ситуаций взаимодействия и общения, которые могут быть использованы в интересах решения воспитательных задач. Для этого педагогу предлагается осуществлять перевод возникающей социальной ситуации в воспитательную. Преобразование социальной ситуации в воспитательных целях предполагает, что воспитательная ситуация — та же социальная, только осо-бым образом интерпретированная педагогом. Это, образно говоря, социальное бытие ребенка, в которое введен педагогический корректив с позиций ценностей человеческой культуры. Содержательный аспект такого перевода связан с ценностным наполнением ситуации взаимодействия. Поэтому можно сказать, что перевод социальной ситуации в воспитательную означает для ученика процесс обретения в ходе урока личностного смысла. Такое смысловое «наполнение» возникает как индивидуализированное отражение социально-ценностного отношения личности к возникшей ситуации, ее содержанию и структуре. Главная задача педагога заключается в том, чтобы превратить данное социальное явление как факт в фактор дальнейшего развития учащегося. В качестве существенных особенностей этого процесса разработчики данной педагогической технологии выделяют следующие черты. 1. Данный перевод не может и не должен заменять или подменять процесс воспитания в целом. Это всего лишь один из постоянно совершающихся моментов воспитательного процесса, который выступает социально-психологическим механизмом педагогического управления отношениями в классе. Он всего лишь выражает профессиональную интерпретацию педагогом разворачивающейся социальной ситуации развития и его возможности по ее преобразованию в фактор личностного развития. 2. Перевод социальной ситуации в воспитательную может осуществляться на трех уровнях: ситуативном, факторном, системном [53]: 1) на ситуативном уровне перевод осуществляется в процессе вза- имодействия педагога и ученика в обстоятельствах, постоянно возникающих в учебно-воспитательном процессе; 2) на факторном уровне в качестве основного показателя перевода социальной ситуации в педагогическую выделяется процесс формирования внутришкольной культуры; 3) на системном уровне изменения должны происходить в рамках общественной среды. Технология перевода социальной ситуации в воспитательную предполагает активное использование методов игрового моделирования. Для этого возникшая социальная ситуация «оконтуривается» путем предложения педагога ее участникам представить, что они попали в совершенно иные, игровые условия. Благодаря этому ученики из реального контекста попадают в игровой, специально придуманный педагогом. Выбор этого нового контекста обусловлен той воспитательной целью, которую в этой ситуации поставил перед собой учитель (рис. 3.4). В дальнейшем для педагога важно обеспечить вхождение учеником в ситуацию, принятие ими ролей. Игровая ситуация должна предполагать переход на другие ценностные основания в оценке деятельности. Однако еще важнее возможность для учеников саму эту деятельность осуществить. Это может быть как проговаривание возможною хода действия, так и его демонстрация. В итоге выделяют следующие этапы перевода реальной ситуации в воспитательную: • выделение социальной ситуации; • перевод ситуации в педагогическую задачу; • организация игрового пространства для детей; • предъявление детям мира внутри игровой ситуации (социокуль-турологическая интерпретация объектов и явлений окружающего мира); • интонирование значимых факторов (инициирование личностного смысла); • мобилизация активности учеников на осуществление модельных действий в игровой ситуации (организация деятельности как актуализация социально-ценностного отношения участников воспитательного процесса к действительности); • осознание всеми школьниками того, что произошло, как значимого для их мировоззрения и поведения (обсуждение школьниками-зрителями того, что делали школьники-артисты в игровой ситуации) [53]. Педагогическое предъявление мира отличается тем, что оно не нейтрально, а привносит дополнительный смысл — ценностный. Предъявить мир ребенку означает для педагога явить ему то, что он сам может не обнаружить, помочь ему раскрыть социальное значение явления, его человеческую сущность. В качестве основного способа предъявления мира выступает социо-кулътурологическая интерпретация объектов, жизненных обстоятельств, явлений. Для этого средствами воспитывающей деятельности организуется взаимодействие школьников с объектами окружающего мира в интересах формирования определенных социально-ценностных отношений. В качестве основного средства воспитательного воздействия предлагается использовать все вещные элементы, окружающие ребенка. Одним из возможных путей формирования отношений к объектам окружающего мира является его «воспитательная презентация», т. е. предъявление детям некоторого объекта в его духовно-ценностном измерении. Например, пишут авторы, обычная чайная чашка с блюдцем. Можно предложить детям задуматься над такими вопросами: Зачем она человеку? Кого бы ты пригласил на чашку чая? Почему? Что бы ты ему сказал? А затем организовать реальное чаепитие. И тогда, передавая из рук в руки этот продукт человеческой деятельности, дружески беседуя за столом, ребята смогут более глубоко понять сущностное предназначение данной вещи. Педагогу необходимо уметь предъявлять любой предмет через призму духовно-ценностного назначения, акцентируя внимание учеников на этой стороне вещей. Тем самым достигается определенный психологический эффект, который предлагается называть «вочеловечиванием» предметного мира. Вочеловечить — значит произвести духовное усилие по обнаружению в предмете, явлении, событии присутствия Человека, т. е. посмотреть на некий объект с точки зрения жизни и его значимости для этой жизни. Благодаря этому в корне меняется картина поведения ученика, его действия приобретают характер поступка. Интонирование значимых факторов выступает как способ инициирования учителем духовного усилия каждого ученика средствами диалогического общения. Главное, что происходит на этапе интонирования, — это не утверждение истинности одного из смыслов (например, педагога или ученика) и не поиски какой-либо третьей «метаистины», а диалог как процесс сопряжения смыслов. Это позволяет всем участникам общения лучше понять свой образ мира и соотнести его с представлениями других людей. Мобилизация активности учеников выступает способом совместной деятельности, в ходе которой обеспечивается создание условий для проявления каждым учеником индивидуального социально-ценностного отношения к окружающему миру в форме действия, поведения, поступка. Для этого воспитатель предлагает воспитуемым на некоторое время включиться в деятельность в рамках специально созданной педагогической формы общения. Основными признаками такой формы являются: выдвижение общественно значимой цели деятельности, освоение индивидуально-привлекательных способов деятельности, управляемый характер взаимодействия, обязательный контроль и оценка результатов деятельности. В итоге воспитуемые получают реальный опыт проживания новых отношений в условиях прежнего непосредственного окружения, что позволяет надеяться на достижение требуемых изменений в отношении человека к миру людей и миру вещей. По своей сложности процесс разрешения воспитательных ситуаций значительно превосходит другие процессы и требует для своего осуществления высокого уровня психолого-педагогического профессионализма. Формирование такого качества у специалиста связано, прежде всего, с изучением основных положений педагогической науки. Именно в ней представлены обобщенные требования к целям, способам и средствам воспитательного взаимодействия в современных условиях. Кроме этого, важную роль в осуществлении воспитания играют понимание и учет основных факторов развития личности школьника и социально-психологических механизмов динамики групповых отношений.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |