Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проектирование и конструирование воспитательных ситуаций

Конструктивно-технологическое знание

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодей­ствия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Ситуация — это система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. Такие ситуации от­личаются достаточно высокой степенью неопределенности действий педагогов и воспитанников. В этом случае педагогу важно преодолеть эту неопределенность путем привнесения в ситуацию педагогической цели. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимо­действию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, превраща­ется в педагогическую задачу.

Наиболее часто такие педагогические ситуации возникают у школь­ного педагога в процессе реализации воспитательной функции. Это обусловлено тем, что воспитательная работа в современной школе реализуется в основном в ходе уроков. Процесс подготовки и проведе­ния урока реализуется учителем на основе механизма конструирова­ния педагогического процесса. Вместе с тем в ходе урока возникает немало непредвиденных ситуаций взаимодействия и общения, которые могут быть использованы в интересах решения воспитательных задач. Для этого педагогу предлагается осуществлять перевод возникающей социальной ситуации в воспитательную.

Преобразование социальной ситуации в воспитательных целях предполагает, что воспитательная ситуация — та же социальная, только осо-бым образом интерпретированная педагогом. Это, образно говоря, со­циальное бытие ребенка, в которое введен педагогический корректив с позиций ценностей человеческой культуры. Содержательный аспект такого перевода связан с ценностным наполнением ситуации взаимо­действия. Поэтому можно сказать, что перевод социальной ситуации в воспитательную означает для ученика процесс обретения в ходе урока личностного смысла. Такое смысловое «наполнение» возникает как индивидуализированное отражение социально-ценностного отношения личности к возникшей ситуации, ее содержанию и структуре.

Главная задача педагога заключается в том, чтобы превратить дан­ное социальное явление как факт в фактор дальнейшего развития учащегося. В качестве существенных особенностей этого процесса разработчики данной педагогической технологии выделяют следую­щие черты.

1. Данный перевод не может и не должен заменять или подменять процесс воспитания в целом. Это всего лишь один из постоянно совершающихся моментов воспитательного процесса, который выступает социально-психологическим механизмом педагогичес­кого управления отношениями в классе. Он всего лишь выражает профессиональную интерпретацию педагогом разворачивающей­ся социальной ситуации развития и его возможности по ее преоб­разованию в фактор личностного развития.

2. Перевод социальной ситуации в воспитательную может осуще­ствляться на трех уровнях: ситуативном, факторном, системном [53]:

1) на ситуативном уровне перевод осуществляется в процессе вза- имодействия педагога и ученика в обстоятельствах, постоянно возникающих в учебно-воспитательном процессе;

2) на факторном уровне в качестве основного показателя перево­да социальной ситуации в педагогическую выделяется процесс формирования внутришкольной культуры;

3) на системном уровне изменения должны происходить в рам­ках общественной среды.

Технология перевода социальной ситуации в воспитательную пред­полагает активное использование методов игрового моделирования. Для этого возникшая социальная ситуация «оконтуривается» путем предложения педагога ее участникам представить, что они попали в совершенно иные, игровые условия. Благодаря этому ученики из ре­ального контекста попадают в игровой, специально придуманный пе­дагогом. Выбор этого нового контекста обусловлен той воспитатель­ной целью, которую в этой ситуации поставил перед собой учитель (рис. 3.4).

В дальнейшем для педагога важно обеспечить вхождение учеником в ситуацию, принятие ими ролей. Игровая ситуация должна предпо­лагать переход на другие ценностные основания в оценке деятельности. Однако еще важнее возможность для учеников саму эту деятельность осуществить. Это может быть как проговаривание возможною хода действия, так и его демонстрация. В итоге выделяют следующие этапы перевода реальной ситуации в воспитательную:

• выделение социальной ситуации;

• перевод ситуации в педагогическую задачу;

• организация игрового пространства для детей;

• предъявление детям мира внутри игровой ситуации (социокуль-турологическая интерпретация объектов и явлений окружающе­го мира);

• интонирование значимых факторов (инициирование личностно­го смысла);

• мобилизация активности учеников на осуществление модельных действий в игровой ситуации (организация деятельности как ак­туализация социально-ценностного отношения участников вос­питательного процесса к действительности);

• осознание всеми школьниками того, что произошло, как значи­мого для их мировоззрения и поведения (обсуждение школьни­ками-зрителями того, что делали школьники-артисты в игровой ситуации) [53].

Педагогическое предъявление мира отличается тем, что оно не ней­трально, а привносит дополнительный смысл — ценностный. Предъявить мир ребенку означает для педагога явить ему то, что он сам мо­жет не обнаружить, помочь ему раскрыть социальное значение явле­ния, его человеческую сущность.

В качестве основного способа предъявления мира выступает социо-кулътурологическая интерпретация объектов, жизненных обстоя­тельств, явлений. Для этого средствами воспитывающей деятельности организуется взаимодействие школьников с объектами окружающего мира в интересах формирования определенных социально-ценностных отношений. В качестве основного средства воспитательного воздей­ствия предлагается использовать все вещные элементы, окружающие ребенка. Одним из возможных путей формирования отношений к объектам окружающего мира является его «воспитательная презента­ция», т. е. предъявление детям некоторого объекта в его духовно-ценно­стном измерении.

Например, пишут авторы, обычная чайная чашка с блюдцем. Можно предложить детям задуматься над такими вопросами: Зачем она человеку? Кого бы ты пригласил на чашку чая? Почему?

Что бы ты ему сказал? А затем организовать реальное чаепитие. И тогда, передавая из рук в руки этот продукт человеческой деятельности, дружески беседуя за столом, ребята смогут более глубоко понять сущностное предназначение дан­ной вещи.

Педагогу необходимо уметь предъявлять любой предмет через при­зму духовно-ценностного назначения, акцентируя внимание учеников на этой стороне вещей.

Тем самым достигается определенный психологический эффект, который предлагается называть «вочеловечиванием» предметного мира. Вочеловечить — значит произвести духовное усилие по обнаружению в предмете, явлении, событии присутствия Человека, т. е. посмотреть на некий объект с точки зрения жизни и его значимости для этой жиз­ни. Благодаря этому в корне меняется картина поведения ученика, его действия приобретают характер поступка.

Интонирование значимых факторов выступает как способ иници­ирования учителем духовного усилия каждого ученика средствами диалогического общения. Главное, что происходит на этапе интониро­вания, — это не утверждение истинности одного из смыслов (напри­мер, педагога или ученика) и не поиски какой-либо третьей «метаистины», а диалог как процесс сопряжения смыслов. Это позволяет всем участникам общения лучше понять свой образ мира и соотнести его с представлениями других людей.

Мобилизация активности учеников выступает способом совмест­ной деятельности, в ходе которой обеспечивается создание условий для проявления каждым учеником индивидуального социально-ценно­стного отношения к окружающему миру в форме действия, поведения, поступка. Для этого воспитатель предлагает воспитуемым на некоторое время включиться в деятельность в рамках специально созданной пе­дагогической формы общения. Основными признаками такой формы являются: выдвижение общественно значимой цели деятельности, освоение индивидуально-привлекательных способов деятельности, уп­равляемый характер взаимодействия, обязательный контроль и оцен­ка результатов деятельности. В итоге воспитуемые получают реальный опыт проживания новых отношений в условиях прежнего непосред­ственного окружения, что позволяет надеяться на достижение требуемых изменений в отношении человека к миру людей и миру вещей.

По своей сложности процесс разрешения воспитательных ситуаций значительно превосходит другие процессы и требует для своего осу­ществления высокого уровня психолого-педагогического профессиона­лизма. Формирование такого качества у специалиста связано, прежде всего, с изучением основных положений педагогической науки. Имен­но в ней представлены обобщенные требования к целям, способам и средствам воспитательного взаимодействия в современных условиях. Кроме этого, важную роль в осуществлении воспитания играют по­нимание и учет основных факторов развития личности школьника и социально-психологических механизмов динамики групповых отно­шений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическая стратегия воспитания личности в современных условиях (по А. Г. Асмолову) | Лекция 4. Теория экономических организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.