КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая стратегия воспитания личности в современных условиях (по А. Г. Асмолову)
Ответ на вопрос о воспитании личности во многом лежит в самом понимании личности. Большинство педагогов согласны с тем, что личность обитает внутри отдельного человека, и все поступки ребенка жестко выводятся из его собственной биографии. Тем самым сущность личности сводится к ее знаниям и переживаниям. В этом случае процесс воспитания понимается в духе словесного воздействия на сознание отдельного человека. Все это приводит к растворению воспитания и обучении, в превращение его в потоки объяснений и нравоучений. Типичное воспитательное воздействие педагога на ученика представляет собой угрозу наказания за отклонение от правил, которое ожидает лично совершившего нарушение ученика. Такое воздействие, стремясь уберечь школьника от «запретного плода», по сути, неявно подталкивает его к запрещаемым антиидеалам. По мнению А. Г. Асмолова, другой подход к осуществлению воспитания вытекает из социально-деятелъностного подхода к пониманию природы личности [3]. Его суть состоит в понимании того, что человек обретает свое «Я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктов культуры. В этом случае «психологическим объектом воспитания являются рождаемые в ходе жизни личности в обществе личностные смыслы и смысловые установки, регулирующие действия и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора» [3, с. 215]. Данная формулировка призвана связать процесс воспитания, прежде всего, с изменением смысловых установок личности. Тем самым в качестве основного объекта воспитательного воздействия необходимо рассматривать не самого ученика как единичного субъекта, а всю систему тех отношений, в которую он включен в процессе осуществляемой им деятельности. При этом основная сложность деятельности воспитателя заключается в поиске адекватных средств и способов воздействия на эти отношения. Согласно ранее высказанным взглядам того же А. Г. Асмолова, мо-тивационно-смысловые отношения кардинально отличаются от таких существующих на поверхности сознания образований, как субъективные переживания (желания, хотения и т. п.). Изменения этих поверхностных образований можно добиться за счет непосредственного влияния вербальных воздействий. В то же время изменение личностных смыслов и смысловых установок всегда опосредовано изменением деятельности, реализующей объективное отношение субъекта к миру. Этим психологическое содержание воспитания принципиально отличается от обучения. Если там предметом основного внимания является «значение» слов и дел, то здесь основной упор приходится на смысловое содержание реализуемых в ходе деятельности отношений. На эту особенность воспитания в свое время обращал внимание еще А. Н. Леонтьев, когда отмечал, что смыслу не учат, смысл воспитывается. Такое понимание объекта воспитания приводит к целому ряду педагогических выводов, обусловленных психологической природой смысла. 1. Смысл не изменяется словесными воздействиями на человека. Чтобы изменить смысловые установки личности, необходимо выйти за пределы индивидуального сознания человека и изменить породившую эти установки деятельность. Это означает, что воспитание личности всегда предполагает наличие процесса изменения ее жизненных связей с миром и людьми. 2. Осознание человеком своих смысловых установок не способно обеспечить их изменение. Это означает, что даже если школьнику объяснить негативный характер некоторых его черт личности и он согласится с их наличием у него, то само по себе это еще не способно привести к изменению этого школьника в лучшую сторону. Чтобы суметь повлиять на школьника, воспитательные воздействия должны затронуть его социальную позицию. 3. Смысловые установки и личностные смыслы с большим трудом передаются через слова. Для того чтобы это произошло в ходе урока, слова учителя должны передавать его личностное отношение к обсуждаемым вопросам. Только в ответ на такое личностное отношение к знанию возможно пробуждение у детей личностного смысла по поводу происходящего в школе. Возникает определенный диалог-сотрудничество, в котором рождаются смысл знаний и знания о смысле. Указанные особенности смысловой сферы личности и процесса ее преобразования позволили сформулировать ряд психологических принципов воспитания: 1) принцип учета ведущей мотивации личности при построении воспитательного процесса; 2) принцип включения личности в значимую деятельность; 3) принцип смены социальной позиции личности в группе; 4) принцип демонстрации последствий, поступка личности для референтной группы. Эти принципы могут быть рассмотрены как основания для построения системы воспитательной работы в образовательном учреждении. Так, принцип учета ведущей мотивации личности при построении воспитательного процесса направляет внимание педагогов на выявленне реальных интересов и потребностей современных школьников. Они, как известно, не сводятся только к учебным мотивам, но охватывают достаточно широкий круг увлечений и стремлений. Как правило, школа, учебный процесс не в состоянии обеспечить реализацию всех этих потребностей. Поэтому процесс обучения в школах должен быть дополнен организацией особой сферы воспитательной работы, цели которой должны учитывать мотивационные тенденции самих школьников. Разработка содержания деятельности такой воспитательной сферы должна опираться на принцип включения личности в значимую деятельность. Это означает, что воспитание должно опираться на организацию и изменение таких видов деятельности, в рамках которых становится возможным саморазвитие личности. Необходимо создавать и поддерживать такие виды детско-взрослых общностей, которые позволят подросткам соединить свои интересы с потребностями коллектива и общества. Одним из основных условий функционирования таких воспитательных структур должно стать наличие в них детского самоуправления. Именно самоуправление позволяет реализовать принцип смены социальной позиции личности в группе. В этом случае приход в детско-взрослую общность означает для ребенка не только возможность заниматься интересным и значимым делом, но и возможность изменить свой социальный статус, закрепившийся за ним в школьном классе. Известно, что отношения в школьных классах отличаются своим консерватизмом. Если ученик попал в разряд неудачников, аутсайдеров, то у него уже мало шансов изменить отношение к себе со стороны классного окружения. В условиях воспитательного процесса в рамках новой для него детско-взрослой общности у ребенка появляются новые возможности для самореализации. Эти возможности существенно возрастают, если в этих общностях на смену авторитарному руководству со стороны педагога приходит механизм детского самоуправления. Механизм самоуправления во многом сближает воспитательную работу с игровой деятельностью. Именно игра предоставляет ребенку возможность совершать выбор разных социальных позиций, осуществлять свободный переход от одной роли к другой. Все это способствует смене социальных установок и отношений ребенка, что в свою. очередь влечет за собой переделку стремлений и мотивов личности. Деятельность школьника в рамках воспитательной структуры - это всегда целая череда событий и поступков. Они тогда оказывают снос воспитательное воздействие, когда их результаты закрепляются в сознании школьника в виде определенных отношений и смыслов. Для этого сами эти результаты должны становиться предметом особого 1 внимания. Но для того чтобы школьник обратил внимание на свои поступки, первыми о них должны ему сказать значимые для него окружающие люди. На это и нацеливает воспитателей принцип демонстрации последствий, поступка личности для референтной группы. Тем самым отмечается, что важна не сама по себе воспитательная деятельность как процесс, а важен ее результат как закрепившиеся смысловые образования. Одним из значимых факторов воспитательной работы должна стать ценность «быть личностью». Эта ценность только тогда приводит к возникновению у человека подлинных мотивов, когда ее мотивация с потребления, в том числе и интеллектуального, смещается на созидание, на творчество.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |