Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая стратегия воспитания личности в современных условиях (по А. Г. Асмолову)

Ответ на вопрос о воспитании личности во многом лежит в самом понимании личности. Большинство педагогов согласны с тем, что лич­ность обитает внутри отдельного человека, и все поступки ребенка же­стко выводятся из его собственной биографии. Тем самым сущность личности сводится к ее знаниям и переживаниям. В этом случае про­цесс воспитания понимается в духе словесного воздействия на созна­ние отдельного человека. Все это приводит к растворению воспитания и обучении, в превращение его в потоки объяснений и нравоучений.

Типичное воспитательное воздействие педагога на ученика представ­ляет собой угрозу наказания за отклонение от правил, которое ожидает лично совершившего нарушение ученика. Такое воздействие, стремясь уберечь школьника от «запретного плода», по сути, неявно подталкивает его к запрещаемым антиидеалам. По мнению А. Г. Асмолова, другой подход к осуществлению воспи­тания вытекает из социально-деятелъностного подхода к пониманию природы личности [3]. Его суть состоит в понимании того, что человек обретает свое «Я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктов культуры.

В этом случае «психологическим объектом воспитания являются рожда­емые в ходе жизни личности в обществе личностные смыслы и смысло­вые установки, регулирующие действия и поступки в разных проблем­но-конфликтных ситуациях нравственного выбора» [3, с. 215].

Данная формулировка призвана связать процесс воспитания, преж­де всего, с изменением смысловых установок личности.

Тем самым в качестве основного объекта воспитательного воздей­ствия необходимо рассматривать не самого ученика как единичного субъекта, а всю систему тех отношений, в которую он включен в про­цессе осуществляемой им деятельности. При этом основная сложность деятельности воспитателя заключается в поиске адекватных средств и способов воздействия на эти отношения.

Согласно ранее высказанным взглядам того же А. Г. Асмолова, мо-тивационно-смысловые отношения кардинально отличаются от таких существующих на поверхности сознания образований, как субъектив­ные переживания (желания, хотения и т. п.). Изменения этих поверх­ностных образований можно добиться за счет непосредственного вли­яния вербальных воздействий. В то же время изменение личностных смыслов и смысловых установок всегда опосредовано изменением де­ятельности, реализующей объективное отношение субъекта к миру.

Этим психологическое содержание воспитания принципиально от­личается от обучения. Если там предметом основного внимания явля­ется «значение» слов и дел, то здесь основной упор приходится на смысловое содержание реализуемых в ходе деятельности отношений. На эту особенность воспитания в свое время обращал внимание еще А. Н. Леонтьев, когда отмечал, что смыслу не учат, смысл воспитывается.

Такое понимание объекта воспитания приводит к целому ряду педаго­гических выводов, обусловленных психологической природой смысла.

1. Смысл не изменяется словесными воздействиями на человека. Чтобы изменить смысловые установки личности, необходимо выйти за пределы индивидуального сознания человека и изменить породившую эти установки деятельность. Это означает, что воспитание личности всегда предполагает наличие процесса из­менения ее жизненных связей с миром и людьми.

2. Осознание человеком своих смысловых установок не способно обеспечить их изменение. Это означает, что даже если школьни­ку объяснить негативный характер некоторых его черт личности и он согласится с их наличием у него, то само по себе это еще не способно привести к изменению этого школьника в лучшую сто­рону. Чтобы суметь повлиять на школьника, воспитательные воз­действия должны затронуть его социальную позицию.

3. Смысловые установки и личностные смыслы с большим трудом передаются через слова. Для того чтобы это произошло в ходе урока, слова учителя должны передавать его личностное отноше­ние к обсуждаемым вопросам. Только в ответ на такое личностное отношение к знанию возможно пробуждение у детей личностно­го смысла по поводу происходящего в школе. Возникает опреде­ленный диалог-сотрудничество, в котором рождаются смысл зна­ний и знания о смысле.

Указанные особенности смысловой сферы личности и процесса ее преобразования позволили сформулировать ряд психологических принципов воспитания:

1) принцип учета ведущей мотивации личности при построении вос­питательного процесса;

2) принцип включения личности в значимую деятельность;

3) принцип смены социальной позиции личности в группе;

4) принцип демонстрации последствий, поступка личности для ре­ферентной группы.

Эти принципы могут быть рассмотрены как основания для постро­ения системы воспитательной работы в образовательном учреждении.

Так, принцип учета ведущей мотивации личности при построении воспитательного процесса направляет внимание педагогов на выявленне реальных интересов и потребностей современных школьников. Они, как известно, не сводятся только к учебным мотивам, но охватывают достаточно широкий круг увлечений и стремлений. Как прави­ло, школа, учебный процесс не в состоянии обеспечить реализацию всех этих потребностей. Поэтому процесс обучения в школах должен быть дополнен организацией особой сферы воспитательной работы, цели которой должны учитывать мотивационные тенденции самих школьников.

Разработка содержания деятельности такой воспитательной сферы должна опираться на принцип включения личности в значимую дея­тельность. Это означает, что воспитание должно опираться на организацию и изменение таких видов деятельности, в рамках которых становится возможным саморазвитие личности. Необходимо созда­вать и поддерживать такие виды детско-взрослых общностей, которые позволят подросткам соединить свои интересы с потребностями кол­лектива и общества.

Одним из основных условий функционирования таких воспитатель­ных структур должно стать наличие в них детского самоуправления. Именно самоуправление позволяет реализовать принцип смены со­циальной позиции личности в группе. В этом случае приход в детско-взрослую общность означает для ребенка не только возможность за­ниматься интересным и значимым делом, но и возможность изменить свой социальный статус, закрепившийся за ним в школьном классе.

Известно, что отношения в школьных классах отличаются своим консерватизмом. Если ученик попал в разряд неудачников, аутсайде­ров, то у него уже мало шансов изменить отношение к себе со стороны классного окружения. В условиях воспитательного процесса в рамках новой для него детско-взрослой общности у ребенка появляются новые возможности для самореализации. Эти возможности существенно возрастают, если в этих общностях на смену авторитарному руководству со стороны педагога приходит механизм детского самоуправления.

Механизм самоуправления во многом сближает воспитательную работу с игровой деятельностью. Именно игра предоставляет ребенку возможность совершать выбор разных социальных позиций, осуще­ствлять свободный переход от одной роли к другой. Все это способствует смене социальных установок и отношений ребенка, что в свою. очередь влечет за собой переделку стремлений и мотивов личности.

Деятельность школьника в рамках воспитательной структуры - это всегда целая череда событий и поступков. Они тогда оказывают снос воспитательное воздействие, когда их результаты закрепляются в со­знании школьника в виде определенных отношений и смыслов. Для этого сами эти результаты должны становиться предметом особого 1 внимания. Но для того чтобы школьник обратил внимание на свои поступки, первыми о них должны ему сказать значимые для него окружающие люди. На это и нацеливает воспитателей принцип демонстрации последствий, поступка личности для референтной группы. Тем самым отмечается, что важна не сама по себе воспитательная деятель­ность как процесс, а важен ее результат как закрепившиеся смысловые образования.

Одним из значимых факторов воспитательной работы должна стать ценность «быть личностью». Эта ценность только тогда приводит к возникновению у человека подлинных мотивов, когда ее мотивация с потребления, в том числе и интеллектуального, смещается на сози­дание, на творчество.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнительный анализ основных характеристик групп различного уровня сплоченности | Проектирование и конструирование воспитательных ситуаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.