Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений




Одно и то же физическое упражнение может привести к раз­ным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения вы­звать одинаковый результат. Поэтому знание факторов, опре­деляющих эффективность воздействия физических упражнений, позволяет повысить управляемость педагогическим процессом.

1. Личностные характеристики учителя и учеников являются важнейшими факторами. Процесс обучения двусторонний - учи­тель учит, ученики учатся, поэтому воздействие физических уп­ражнений в равной мере зависит от того, кто учит, и от тех, кто учится: от нравственных качеств и интеллекта, от уровня знаний, умений и физического развития, от заинтересованности и актив­ности и пр.

2. Научные факторы характеризуют меру познания человеком закономерностей физического воспитания. Чем глубже разрабо­таны педагогические, психологические, физиологические особенно­сти физических упражнений, тем эффективнее можно их исполь­зовать для решения педагогических задач.

3. Методические факторы объединяют обширную группу тре­бований, подлежащих реализации при использовании физических упражнений.

Обучая физическому упражнению или применяя его для ре­шения иной педагогической задачи (например, для развития фи­зических способностей), следует учитывать, во-первых, возможный эффект от этого упражнения, т." е. знать, решение каких задач (образовательных, воспитательных, оздоровительных) можно до­стичь в большей мере этим упражнением; во-вторых, его строение (является ли оно статическим или динамическим, циклическим или ациклическим и т. д.); в-третьих, способы возможных повто­рений (целесообразно ли прибегать к расчленению или выполнять в целом, давать активный отдых между повторениями или пассив­ный и т. д.). Эти характеристики физического упражнения опре­деляют подбор средств и методов физического воспитания для решения поставленной педагогической задачи.

Эффект от физических упражнений достигается лишь при оп­тимальной дозировке нагрузки. Дозировка зависит от продолжи­тельности выполнения действия, его интенсивности (быстроты, весовой нагрузки и пр.), частоты повторений (количества интер­валов отдыха), длительности и характера отдыха между повто­рениями, исходного положения. При регулировании дозировки следует учитывать взаимодействие всех перечисленных моментов. Например, увеличение продолжительности упражнения сопровож­дается снижением его интенсивности,

Результативность физического упражнения зависит от спосо­ба его исполнения. Например, лазанье по канату в три приема более экономно, чем лазанье произвольным способом, а поэтому позволяет влезать на большую высоту.

Выполнение физического упражнения вызывает последействие, т. е. специфичные функциональные изменения, сохраняющиеся определенное время. На фоне последействия изменяется эффек­тивность воздействия последующего упражнения. В зависимости от предыдущего и последующего упражнений эффективность мо­жет или повышаться (например, упражнения на внимание созда­ют благоприятное последействие для освоения сложного дейст­вия), или понижаться (например, после кувырков возникает по­следействие, осложняющее обучение действиям в равновесии). Уровень последействия по своей глубине и продолжительности за­висит от состояния учеников, их подготовленности и пр. Учет эффекта последействия составляет ведущее требование к разра­ботке комплексов упражнений.

4. Гигиенические факторы являются решающими в реализа­ции принципа оздоровительной направленности систе­мы физического воспитания. При соблюдении гигиенических норм: санитарных условий, режима пи­тания и сна занимающихся и т.п. эффективность самих физических упражнений будет выше.

5. Метеорологические факторы. Знание факто­ров и их закономерностей воздействия позволит достижению наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек взаимодействует с окружающей средой: влияет на нее и приспо­сабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излуче­ние, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохи­мические изменения в организме, которые приводят к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, рабо­тоспособности человека и эффективности физических упражнений. Все это сказывается на технике и тактике физических упражне­ний и может повышать опасность травмирования.

Использование естественных сил природы в процессе физи­ческого воспитания осуществляется по двум направлениям; 1. Естественные силы природы как сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболее благоприят­ные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм чело­века. 2. Естественные силы природы как относительно самостоя­тельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти про­цедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект вос­становления.

6. Комплексность воздействия как определяющий фактор ко­нечной результативности физических упражнений предусматрива­ет использование не только основных средств физического воспи­тания в виде разнообразных систем физических упражнений, но и дополнительных (сопутствующих) — гигиенических и метеорологи­ческих мер воздействия.

7. Материальные факторы (спортивные сооружения, инвен­тарь, одежда и пр.) в большей мере влияют на решение спортив­ных задач (быстрее пробежать, выше прыгнуть и т. д.) и в мень­шей — на решение общеобразовательных и оздоровительных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.