Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевое поведение в группе

Классификация групп.

 

Виды классификации ВИДЫ ГРУПП
По размеру · большие · малые
По сфере совместной деятельности · управленческие · производственные
По уровню развития · высокоразвитые · слаборазвитые
По реальности существования · реальные · условные
По характеру отношений · формальные · неформальные
По цели существования · целевые · функциональные · по интересам · дружеские
По периоду функционирования · постоянные · временные
По вхождению индивида в группу · референтные · нереферентные (группы членства)

 

Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов (классы, нации, общественные организации, партии, возрастные и профессиональные группы и т.п.).

Малые группы – немногочисленные группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном взаимодействии.

Формальные группы – группы, созданные в структуре организации по решению руководства для решения определенных задач, функционирующие в соответствии с заранее установленными, утвержденными положениями, инструкциями, уставами. Их деятельность способствует достижению целей организации.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, интересами, увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей.

Управленческие группы – группы работников, выполняющие управленческие функции. Они подразделяются на две разновидности: команды и комитеты.

Производственные группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретные производственные задания.

Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения конкретной цели, после достижения которой они могут быть расформированы или переключены на другой проект.

Функциональные группы – группы, ориентированные на выполнение определенных функций.

Группы по интересам и дружеские группы – группы, объединяющие интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения.

Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи в рамках своих должностных обязанностей.

Временные группы – группы, которые формируются для решения краткосрочных, разовых задач.

Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличают единство целей, общность интересов, устойчивая система взаимоотношений, высокая сплоченность. Высокоразвитые группы делятся на корпорации и коллективы. Коллектив (рабочая группа) – группа людей, объединенных совместной деятельностью, имеющих общие цели и интересы, взаимную ответственность, отношения товарищества и взаимопомощи. Корпорация – группа случайно собранных людей, в которой отсутствует сплоченность.

Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием, отсутствием устойчивой системы взаимоотношений, общих представлений о целях и задачах группы, единых ценностей и норм, размытостью структуры, низкой сплоченностью.

Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми себя отождествляет, с членов которых берет пример, на которые ориентируется в своих симпатиях и антипатиях. Их иногда называют эталонными.

Нереферентные группы – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

Реальные группы – группы, реально существующие в пространстве и во времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы – группы людей, условно объединенных для конкретных целей по условному признаку (пол, возраст и т.п.).

 

Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида, детерминированное его статусом и соответствующей этому статусу социальной ролью.

Роль в организации – образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении совместно с другими людьми деятельности, регламентируемой в виде норм, инструкций, контрактов, законов.

Ролевые ожидания – индивидуальные представления о том, как сотрудники организации должны выполнять «назначенные» роли и ожидания относительно выполнения своих ролей другими членами организации.

Ролевой конфликт – конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких ролей, не совместимых друг с другом или с характеристиками индивида. Выделяют интерролевой конфликт – конфликт между ролями, часто содержащими несовместимые обязанности, и интраролевой конфликт – в рамках одной роли, вытекающий из несоответствия между требованиями роли и внутренними установками личности. Следствием ролевого конфликта является ролевое напряжение – ощущение психологического дискомфорта от неопределенности или неясности роли.

Неясность роли состоит в том, что человеку, исполняющему роль, непонятна связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в общей совместной деятельности.

Неопределенность роли – недостаточная четкость построения роли, выражающаяся в неопределенности содержания работы и способов ее осуществления.

Способы преодоления ролевого конфликта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура группы | Обучение в целостном педагогическом процессе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.